Аналитический отчет (самоанализ)об эффективности использования в практической деятельности СОТ
статья по русскому языку по теме

Тлупова Эмма Нургалиевна

     Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных компьютерных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, направленного на развитие и саморазвитие личности. Без информационных технологий уже невозможно представить современную жизнь.Это вполне справедливо и для учебного процесса, где без компьютера не обойтись. Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. Используя компьютер в учебно-воспитательном процессе, мы готовим новое поколение к будущей жизни в информационном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитический отчет (самоанализ) об эффективности использования в практической деятельности СОТ.

     В последние годы происходят большие изменения в отечественном образовании. На смену традиционным методам обучения приходят  инновационные технологии, другими словами, современные образовательные технологии. Общеобразовательная  школа  должна формировать целостную систему универсальных знаний,  умений,  навыков,  а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.  В современных  требованиях оценки уровня профессиональной деятельности педагогического работника образовательного учреждения на первое место поставлен критерий «Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения».
    Думаю, что любой современный учитель должен шагать в ногу со временем  и уметь  применять вышеперечисленные технологии. Считаю, что использование современных образовательных технологий повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции нарушений психического развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети с ОВЗ имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной социализации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению. От меня, как от  современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний - умений-навыков, но я должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность. Для организации эффективной коррекционной работы с детьми, имеющими ОВЗ, в своей педагогической практике я использую
личностно-ориентированный подход, который реализую через внедрение современных инновационных технологий:
здоровьесберегающие технологии (это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся  :  динамические паузы, создание благоприятного психологического климата на уроке, упражнения на релаксацию, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз);
 педагогику сотрудничества (работа в парах, группах); компетентностно – ориентированное обучение (индивидуальный и дифференцированный подход,  разноуровневые задания); игровые технологии; развивающего обучения( проектная деятельность); информационно-коммуникационные; технология портфолио.  
     Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных компьютерных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, направленного на развитие и саморазвитие личности. Без информационных технологий уже невозможно представить современную жизнь. Нынешний век называют веком компьютерных технологий. Это вполне справедливо и для учебного процесса, где без компьютера не обойтись. Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. Используя компьютер в учебно-воспитательном процессе, мы готовим новое поколение к будущей жизни в информационном обществе.

     Для школьников с ограниченными возможностями здоровья компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Именно поэтому в современных условиях учебно-воспитательный процесс в коррекционной школе уже немыслим без применения новых компьютерных технологий. Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными определяют эффективность использования информационных технологий в коррекционной работе. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка, активизировать их познавательную деятельность, дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся. Дети становятся активными участниками урока. Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, плодотворным.    Эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся является использование информационных технологий в образовательном  процессе. В наше время много внимания уделяется использованию информационных технологий в школе. В своей деятельности я широко использую ИКТ.
   
Основные преимущества ИКТ:

позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. 

Мультимедийный  урок русского языка обладает широкими возможностями по осмыслению орфографических  и пунктуационных правил, развитию речи учащихся, формированию у наших учеников прочных знаний, умений и навыков. На уроках русского языка я чаще всего использую презентации как средство наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, анимации.  Мультимедийные технологии применяются на разных этапах урока русского языка, они легко вписываются в учебный процесс, оживляют и разнообразят содержание обучения,  дополняют учебники.        
    Как показывает опыт,  такой иллюстративный материал целесообразно применять в следующих случаях:

  • при изложении нового материала
  • в закреплении изложенного материала
  • в системе контроля и проверки
  • при повторении и систематизации знаний учащихся
  • при самостоятельной работе


Основные  направления использования компьютерных  технологий  на уроках:

  • Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)
  • Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)
  • Тренажёр
  • Контроль  за умениями и навыками учащихся
  • Самостоятельная  поисковая, творческая работа учащихся

Особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля усвоения знаний и навыков учащихся. Известно: чтобы грамотно писать, мало знать и понимать орфографические и пунктуационные правила, главное – выработать «автоматизированную грамотность», которая должна стать буквально подсознательным навыком. Именно в этой работе нам может помочь компьютер. В индивидуальной работе с учеником он способен выявить все пробелы в его грамотности и методически искоренять их до полной ликвидации.
   
Учитывая особенности преподавания русского языка и литературы,  компьютерные технологии я  использую на всех этапах обучения:

  • при объяснении нового материала (презентации, демонстрационный материал),
  • закреплении (тренинги),
  • повторении (кроссворды),
  •      контроле знаний, умений и навыков (тестировании).

 Использование ИКТ  в своей практике мне позволяет повысить качество усвоения материала, наполнить уроки новым содержанием, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, организовать одновременно  детей, обладающих различнымиспособностями и возможностями, формировать у детей элементы информационной культуры, прививать навыки работы с компьютерными программами.  Что в свою очередь помогает решать практические задачи:

  • формировать прочные орфографические и пунктуационные  умения и навыки,
  • обогащать и расширять словарный запас;
  • помогает организовать работу  по формированию, учету и коррекции знаний учащихся.

Кроме того, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много. Они позволяют повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос.  Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать  самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения,  повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок. Применение ИКТ делают обучение более эффективным, поднимают учебный процесс на качественно  новый уровень
Считаю, что уроки  с  использованием электронных обучающих средств обеспечивают:

  • экономию времени при объяснении нового материала;
  • представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;
  • воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;
  • дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности к восприятию материала;
  • постоянный оперативный контроль над усвоением материала учащимися;
  • вариативность в работе учителя, владеющего современными компьютерными технологиями при создании эффективных систем обучения в зависимости от своих педагогических и методических предпочтений, возраста учащихся, уровня их подготовки

Помимо выше перечисленного компьютерные технологии дают возможность выхода в интернет-сеть непосредственно на уроке. На своих уроках литературы я использую интернет-ресурсы по теме данного урока. Например, в старших классах, когда проходят творчество Маяковского или Есенина использую  видеоролики в интернете с выступлением самих поэтов. При изучении литературных произведений  (например, «Собачье сердце», «Судьба человека», «Герой нашего времени» и др.) делаю включения отдельных (ключевых)  сцен, фрагментов с выходом в интернет. В классах, обучающихся по вспомогательной программе, также использую интернет на уроках чтения. При изучении басен Крылова, сказок Андерсена и т.д. Такие уроки повышают у учащихся мотивацию к обучению, интерес к предмету.
  Большое внимание в своей педагогической деятельности также я уделяю
проектно-исследовательской  работе с учащимися . Также и в этой работе необходимы компьютерные технологии.
   Таким образом, внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения Внедрение новых информационных технологий и компьютерной техники в образовательный процесс позволяет изменять традиционную систему образования. Делает её более интересной, информативной, наглядной. Следует отметить, что использование
ИКТ дает учителю широкие возможности планировать свой урок, составлять конспект занятия, использовать кинофрагменты, электронные презентации и осуществлять контроль усвоения знаний.

Использование компьютерных технологий  напрямую отображается на качестве образования.
1.Повышается качество знаний

2011-2012 год

2012-2013год

2013-2014год

7 класс

8 класс

9 класс

русский язык

литература

русский язык

литература

русский язык

литература

47%

51%

52%

59%

59%

63%


2.    Рост мотивации, повышается интерес к предмету.

3.    Активная проектная и исследовательская деятельность учащихся.

Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности – это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи.


Учитель русского языка и литературы                              Тлупова Э.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии и методики , их эффективное применение в практической деятельности учителя. Метод проектов

Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает.    Великий учитель вдохновляет....

Эффективность использования в практической деятельности педагога вокала современных образовательных технологий

ВведениеИспользование современных образовательных технологий делает процесс обучения детей более эффективным. Для достижения наибольшей продуктивности (раскрытия и развития творческих способност...

Эффективность использования в практической деятельности педагога вокала современных образовательных технологий

ВведениеИспользование современных образовательных технологий делает процесс обучения детей более эффективным. Для достижения наибольшей продуктивности (раскрытия и развития творческих способност...

Эффективность использования в практической деятельности педагога эстрадного вокала СОТ

Краткая аналитическая записка об эффективности использования на занятиях эстрадного вокала современных образовательных технологий:личностно - ориентированный подход;игровые технологии;компетентностно ...

Аналитический отчет (самоанализ) эффективности использования СОТ в практической деятельности

Внедрение современных технологий в образовательный процесс является дополнительной возможностью повышения качества обучения учащихся. Рассматриваются задачи способные помочь более эффективно решать да...

Аналитический отчет (самоанализ) об эффективности использования в практической деятельности современных образовательных технологий.

самоанализ об эффективности использования в практической деятельности современных образовательных технологий...

Доклад "Об эффективности использования в практической деятельности современных образовательных технологий"

Об эффективности использования в практической деятельности современных образовательных технологий»...