урок Честь и достоинство
план-конспект урока (5 класс) по теме

Жирнова Лариса Георгиевна

урок по теме "Честь и достоинство"  в рамках курса Светской этики

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ СОШ с. Мусорка

Урок этики (22) 

Честь и достоинство

Комбинированный урок

учитель  Жирнова Лариса Георгиевна

                                               2011- 2012 уч.г.

Цели:

1.Обобщить, систематизировать и закрепить изученный материал; обогатить знания учащихся.

2. Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания.   Научить анализировать, наблюдать, делать выводы.

3. Содействовать рациональной организации труда; формировать информационную компетенцию; развивать творческие способности, самостоятельность; организованность.

Тип урока:

 Комбинированный урок.

Организационные формы работы:

 Индивидуальная, парная.

Содержание  урока.

  1. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.

     2.Актуализация опорных знаний – устная работа, с помощью которой ведется  повторение  основных понятий.

    3. Диагностика усвоения системы знаний и умений

    4. Формирование новых знаний.

    5.Подведение итогов урока.

    6.Творческое домашнее задание.

    7.Рефлексия.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Честь. Достоинство. кодекс чести.

Оборудование: плакаты с пословицами  и афоризмами, картинки.

Ход урока

  1. Мотивационная беседа.

Учитель сообщает тему урока, тему, цель и задачи, обозначает  план работы.

Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?

II. Актуализация опорных знаний.

Обсуждение результатов выполнения домашнего задания по вопросам:

*Кому из членов семьи ты рассказывал о стыде и вине?

 *Что особенно заинтересовало, какие твои вопросы вызвали у них затруднения, почему, смог ли ты помочь, не обращаясь к пособию?

III. Диагностика.

1.Словарный диктант с элементами игры: кто больше вспомнит понятий, изученных на предыдущих уроках. 

2.Работа с понятием кодекс чести. Сопоставление толкования значения слова кодекс в юриспруденции и этике.

 (работа в парах и индивидуально) Учитель проверяет работу каждого ученика, проводит индивидуальное консультирование.

После выполнения первого задания – Физкультминутка.

IV. Формирование новых знаний.

1.Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

2.Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

3.Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать один пример из пособия для учащихся. Объяснить, почему выписал именно этот пример.

4.Обсуждение результатов самостоятельной работы.

5.Беседа с учащимися по вопросам:

  • Что такое честь? (запись в тетрадях определения из словаря).
  • Что такое достоинство? (запись в тетрадях определения из словаря).

(возможна работа по вариантам см. приложение1)

6.Обзор и обсуждение пословиц и афоризмов,  комментирование картинок.

V. Подведение итогов урока.

Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.

VI. Домашнее задание.

Задание на дом: Подбери две-три пословицы, в которых бы говорилось о чети и достоинстве.

Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями.

VII. Рефлексия.

Что для вас было новым на уроке?

Было ли вам интересно?

Что понравилось на уроке?

Что бы вы изменили?

Приложения.

Приложение 1


1 – вариант.

1.   Запишите «Золотое правило нравственности», как надо поступать.

2.   Выпишите определение слова стыд.

3.   Составьте определение слову честь.

4.   Соберите пословицу из предложенных слов:

Береги снову смолоду, а платье честь.

5.   Расшифруйте анаграммы:

   олз, анив, идотвонсост.

6.   Какие поступки известных вам героев книг, сказок, кинофильмов соответствуют понятиям чести и достоинства? Запишите героя и хотя бы один поступок (можно сделать рисунок).


2 – вариант.

1.   Запишите «Золотое правило нравственности», как не надо поступать.

2.   Выпишите определение слова вина.

3.   Составьте определение слову достоинство.

4.   Соберите пословицу из предложенных слов:

Стыд не запрещают то, чего запрещает порой законы.

5.   Расшифруйте анаграммы:

   робод, дыст, нотьневсвстарн.

6.   Какие поступки известных вам героев книг, сказок, кинофильмов соответствуют понятиям чести и достоинства? Запишите героя и хотя бы один поступок (можно сделать рисунок).

Приложение 2.

Ценность и достоинство человека заключены в его сердце и в его воле; именно здесь — основа его подлинной чести.

| Автор: МОНТЕНЬ Мишель | 

http://www.greatmind.info/sun.gif От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения.

| Автор: МОНТЕНЬ Мишель | 

http://www.greatmind.info/sun.gif Есть пороки, которые происходят от недостатка самоуважения. Есть и такие, которые происходят от избытка его.

| Автор: МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи | 

http://www.greatmind.info/sun.gif Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее.

| Автор: ПЛАТОН | 

http://www.greatmind.info/sun.gif Без ярко выраженного личного воплощения в труде, без материализации в труде духовного мира личности нет чувства личной чести и достоинства.

| Автор: СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович | 

http://www.greatmind.info/sun.gif Человек гордый уважает не себя, а то мнение, которое о нем составляют люди; человек с сознанием своего достоинства уважает только себя и презирает людское мнение.

| Автор: ТОЛСТОЙ Лев Николаевич | 

Честолюбие воспламеняет низменные души гораздо легче, нежели возвышенные: омет соломы или хижина загораются быстрее, чем дворец.

| Автор: ШАМФОР Никола Себастиан | 

http://www.greatmind.info/sun.gif Почет ценнее известности, уважение ценнее репутации, честь ценнее славы.

| Автор: ШАМФОР Никола Себастиан | 

http://www.greatmind.info/sun.gif Достоинство выражает сопротивление духа инстинкту.

| Автор: ШИЛЛЕР Фридрих | 

http://www.greatmind.info/sun.gif Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь.

| Автор: ШОПЕНГАУЭР Артур | 

http://www.greatmind.info/sun.gif Объективно — честь есть мнение других о нашей ценности, а субъективно — наша боязнь перед этим мнением.

| Автор: ШОПЕНГАУЭР Артур | 

http://www.greatmind.info/sun.gif Разрушенная репутация подобна разбитой вазе: ее можно склеить, но всегда заметны повреждения.

| Автор: ШОУ Бернард | 

http://www.greatmind.info/sun.gif Не то жалко, что человек родился или умер, что он лишился своих денег, дома, имения,— все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет свою истинную собственность — свое человеческое достоинство.

| Автор: ЭПИКТЕТ | 

http://www.greatmind.info/sun.gif ...Ничто не может быть более похвальным, чем сознание собственного достоинства в тех случаях, когда мы действительно обладаем ценными качествами.

| Автор: ЮМ Дэвид | 

.Неподдельная, искренняя гордость, или самоуважение, если только она хорошо скрыта и в то же время действительно обоснована, безусловно должна быть характерна для человека чести...

| Автор: ЮМ Дэвид | 

http://www.greatmind.info/sun.gif Позор длиннее жизни.

Арабские пословицы |

http://www.greatmind.info/sun.gif В ком честь, в том и правда.

Русские пословицы |

http://www.greatmind.info/sun.gif Честь ум рождает.

Русские пословицы |

http://www.greatmind.info/sun.gif Честь ум порождает, а бесчестье и старое теряет.

Русские пословицы |

http://www.greatmind.info/sun.gif Честность - самая лучшая привычка.

Индийские пословицы |

http://www.greatmind.info/sun.gif Сам себя не уважаешь - и другие не будут тебя уважать.

Японские пословицы |

http://www.greatmind.info/sun.gif Уважай себя, если хочешь, чтобы другие тебя уважали.

Английские пословицы |

http://www.greatmind.info/sun.gif Отцом-матерью не хвались, а хвались честью.

Украинские пословицы 

http://www.greatmind.info/sun.gif Лучше целомудрие в болоте, чем бесчестье в золоте.

Украинские пословицы |

 

Приложение 3.

               

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Честь и достоинство", ОРКСиЭ, модуль "Светская этика", урок №22

Методические материалы к уроку "Чессть и достоинство" по предмету ОРКСиЭ, модуль "Светская этика". Урок построен в технологии критичесого мышления, ориентрован на творчество школьников, на определённу...

Урок "Честь и достоинство", ОРКСиЭ, модуль "Светская этика", урок №22

Методические материалы к уроку "Чессть и достоинство" по предмету ОРКСиЭ, модуль "Светская этика". Урок построен в технологии критичесого мышления, ориентрован на творчество школьников, на определённу...

Конспект открытого урока ОДНКНР в 5 классе модуль «Основы светской этики» тема: «Честь и достоинство»

Методы:деятельностного подхода;моральных дилемм и дискуссий;моделирования;проектирования.Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.Цель: воспитание личности гражданина посредством приобщения его к нр...

Презентация к открытого урока ОДНКНР в 5 классе модуль «Основы светской этики» тема: «Честь и достоинство»

тема: «Честь и достоинство»   Методы:деятельностного подхода;моральных дилемм и дискуссий;моделирования;проектирования.Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.Цель:...

Разработка урока по теме: "Честь и достоинство в романе "Капитанская дочка"

Изучение на уроке чести и достоинства в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка"...

Открытый урок на тему "Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества"

quot;Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества"- открытый урок....