Методическая разработка "Начальные навыки обучения маленького пианиста"
методическая разработка на тему

Начальное обучение - это трудный этап в работе педагога, своего рода фундамент для дальнейшего развития ученика и является решающим для всей дальнейшей судьбы музыканта. В своей разработке я делюсь умением сохранить любовь ребенка к музыке и прививать любовь к работе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rabota_na_temu.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  ДОД  ДШИ №3 им. В.В. Андреева  г. Тверь

Методическая работа на тему:  

«Начальные навыки обучения маленького пианиста»

Автор: Смирнова Лариса Викторовна –

преподаватель первой квалификационной категории

2014 г.

План

Введение

1. Посадка за инструментом

2. Нотная грамота

3. Гимнастика

4. Знакомство с аппликатурой

5. Заключение

6. Литература

      Дети, любящие петь ,слушать музыку, танцевать , с большим желанием бегут поступать в музыкальную школу. И задача педагога, подойти к процессу обучения так, чтобы сохранить любовь к музыке и развивать интерес к музыкальным занятиям.

      По своей природе маленькие дети не усидчивы ,подвижны ,легко  утомляемы. Поэтому важно увлечь ребёнка разнообразием занятий. Каждый урок  как маленький спектакль, где с  подачи педагога ученик является творцом. Слушая музыку, иллюстрируя её рисунком, сочиняя истории и сказки, учитель развивает эмоциональный мир ребёнка, образно-музыкальное мышление. Через игру происходит знакомство с нотной грамотой,  приобретение пианистических навыков, постановка рук.

      Начальное обучение – это трудный этап в работе педагога, своего рода фундамент  для дальнейшего развития ученика и является решающим для всей дальнейшей судьбы музыканта. А вместе с интересом к музыке, надо суметь привить любовь к работе. Если ребёнку что- либо нравится, если он что-нибудь очень любит, он способен проявить такие результаты в работе, на которые педагог и не рассчитывал.

      ПОСАДКА ЗА ИНСТРУМЕНТОМ. Надо научить ученика удобно сидеть за инструментом. Правильная посадка за фортепиано важна для того, чтобы сформировать основу правильного положения  рук, пальцев, корпуса будущего музыканта. Посадка ученика за инструментом требует особых усилий. Корпус должен иметь две точки опоры. Сиденье стула должно быть поднято  соответственно  росту ребенка  настолько, чтобы локти его при игре находились не ниже уровня клавиатуры. Второе условие правильной посадки ребёнка за инструментом, наличие подставки для ног. Хорошая опора на ноги помогает сохранить осанку. Без хорошей и уверенной опоры на ноги ребёнок будет опираться на пальцы рук и как следствие, кисти и пальцы рук будут зажиматься, что будет мешать   игре на фортепиано. Сгорбленная осанка затрудняет работу мышц плечевого пояса, спины, груди. Садиться надо на полстула, колени согнуты под углом 90 градусов.

 Создание этих условий будет способствовать правильному формированию навыка, который позволит в будущем  свободно осваивать игру на фортепиано.

      НОТНАЯ ГРАМОТА. У детей младшего возраста внимание неустойчивое .Но они с интересом относятся ко всему неожиданному ,ко всему новому. Более эффективным и качественным является процесс обучения, в котором активно используются элементы игры и задействуются ассоциации с понятными для ребенка вещами. Огромную помощь  в освоении нотной грамоты оказывают стихи, подбор картинок  ,карточки, песенки о нотках .Знакомство с нотами должно   начинаться одновременно на клавиатуре и на бумаге .Ребёнок должен без труда ориентироваться в «клавиатурно – нотном» лабиринте.

      Для игры:  вырезать нотки из бумаги и написать на каждой  их имена .Нарисовать нотоносец на  отдельном листе. Ребенок  должен поместить каждую нотку на свой этаж. Таким образом, он легко  запомнит, на какой линейке располагается нота.

Семь ступенек есть на свете ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ

Ты запомни их названье и в тетрадку занеси.

Если ноты спеть подряд, это  будет Звукоряд.

      Далее акцентировать внимание на то ,что клавиши бывают белые и черные .Черные группируются по две и по три вместе .Научившись узнавать группы из двух и трёх чёрных клавиш , включив зрительную и осязательную ориентацию ребёнок будет находить любую клавишу ,что  в дальнейшем поможет чтению с листа .Учимся находить  ноты написанные на нотном стане на клавиатуре и наоборот. Пытаемся найти нотки в разных октавах. Понятие ОКТАВА дети быстро запоминают в форме стихотворения.

ДО – дом убирает и охраняет

РЕ – на речке весь день пропадает

МИ – миндаль в саду собирает

ФА – фасолью фасад украшает

СОЛЬ – солью с хлебом знакомых встречает

ЛЯ – гуляет всегда на поляне

СИ – сидит целый день на диване

ДО  - в домике весело нотам живётся, видно не зря он октавой зовётся.

      Умению ориентироваться  в октавах и регистрах  помогает игра, «подражание», которая развивает способность к  перевоплощению. Ребёнок, под песенку  о медвежонке Ю. Виноградова исполняемой в нижнем регистре, ходит в перевалку ножки ставит косолапо. Под «Песня жаворонка» П.Чайковского в верхнем регистре изображает птичку – руки крылья мягкие, раскрыты в стороны, машет ими. А в среднем регистре « Мы живем и песенки свои поем». Сосчитать сколько октав на клавиатуре. Голоса, каких птиц, зверей напоминают звуки разных октав. Отгадать загадки о нотах и найти их в разных октавах.

Эта нотка всех моложе, позже всех она стоит.

Петь она умеет тоже, хоть и тоненько пищит.

Как зовут её? Спроси! И она ответит…..СИ.

Я в любой октаве первая встречаюсь, поскорее вспомни, как я называюсь?.......ДО.

Из чего мы варим суп, из картошки да из круп. В суп кладем ещё фасоль, не кладём лишь ноту ……СОЛЬ.

Это что ещё за нота? Веселится  тра- ля- ля! Распевает громко песни! Её имя- нота…….ЛЯ.

      Параллельно с изучением нот происходит ознакомление с длительностями. Способ , который может заставить понять малыша эту часть музыкальной теории называется «делением яблока». Можно использовать таблицу  НОТЫ и ПАУЗЫ, на которой изображены целая нота, половинная, четвертная и восьмая. А  для того чтобы помочь детям их представить,  рядом целое яблоко, яблоко  разделённое пополам, на четыре и восемь частей. И опять обращаемся к стихам.

Если нота белая – это нота целая. Разделим ноту целую на половинки белые. Палочкой отметив, чтоб с той не спутать этих.

В каждой ноте половинки по две чёрных четвертинки. В каждой четвертушке по две восьмушки. Палочки и точки, на палочках крючочки.

      ГИМНАСТИКА. Начинающему пианисту полезны специальные  гимнастические упражнения, которые помогут ему почувствовать правильность осанки,  ловкость и гибкость тела, правильной посадки за инструментом. Также гимнастика является отдыхом во время урока для маленького ученика. Упражнения- пятиминутки помогут с большей эффективностью продолжить урок.

1. «Шалтай –Болтай».  Встать прямо. Опустить руки свободно вниз, слегка нагнувшись при этом вперед. Начинать покачивать ими навстречу друг другу, то скрещивая, то разводя руки в стороны.

2. Рисовать в воздухе любые закругленные линии поочерёдно 2,3,4,5 пальцами.

3. Круговые движения рук в разные стороны .Следить за осанкой ,плечи не поднимать.

4. Достать солнышко. Поднять руки вверх, при этом напрягая их до кончиков пальцев, а затем поочерёдно расслаблять кисти, предплечья и плечи.

5. Упражнение с мячом в ладошке: выполнять круговые движения «от себя» и к «себе».

6. Встряхнуть несколько раз кистями ,как будто стряхиваешь с них воду после мытья.

7. Брать закруглёнными пальчиками обеих рук маленькие шарики и укладывать их на крышку пианино.

8.Поднить руки вверх и плавно покачивать ими из стороны в сторону. Руки «колышутся» как веточки на ветру.

9. «Ванька – встанька». Наклоны к  инструменту ,то от инструмента, направо  ,затем налево. Спина ровная.

10. «Поцелуйчики». Ладошки складываются в домик, пальчики поочерёдно соприкасаются друг с другом – будто целуются. Этим упражнением закрепляется номер пальчика, т.е. понятия об аппликатуре.

11. «Висячий мост». С преподавателем сцепиться за пальчики. Для ощущения свободного,  упругого «длинного пальца от плеча».Представить мост, покачивающимся на цепях.

12. «Лягушка». Похлопывать ладонью по крышке инструмента в разных местах. Упражнение выполняется всей рукой, не сгибая в локтях .Вес рук как бы передается в ладонь.  

      ЗНАКОМСТВО С АППЛИКАТУРОЙ. Одна из самых сложных проблем в фортепианной педагогике – зто аппликатура. Аппликатура - это  распределение пальцев при игре на инструменте, а также запись этого распределения в нотах цифрами. Аппликатурную дисциплину надо воспитывать в учащемся с первых шагов обучения на инструменте. Знакомство  с порядковыми номерами  пальцев , первый этап освоение аппликатуры. Ученик в тетради обводит кисти рук карандашом и подписывает порядковые номера пальцев Замечательные  стихи «Про пять пальцев» написаны Л.Хереско.

Пять пальцев на руке своей назвать по имени сумей.

Первый палец – боковой, называется – большой.

Палец второй – указчик старательный, не зря называют его указательный.

Третий твой палец как раз по средине, поэтому средний дано ему имя.

Палец четвертый зовут- безымянный, неповоротливый он и упрямый.

Совсем как в семье, братец младший – любимый, по счету он пятый, зовётся мизинец.

Дети быстро запоминают стихотворение, номер и название каждого пальчика. Упражнения также помогают запомнить порядковый номер пальчиков:

  • угадать, какой пальчик спрятался
  • закрыв  глаза ,постучать заданным пальцем по столу
  • соединить пальцы домиком и закрыв глаза давать приказы  постучаться друг к другу

Необходимо уяснить с учеником, что соседние ноты играются соседними пальчиками, если играем  через нотку , то соответственно и через пальчик.

1 палец труженик – способен к тяжёлой работе .Важно чтобы первый палец всегда был рядом , когда играют другие пальцы и не уходил с клавиатуры.

2 палец – рабочий ,он умелый и сильный.

3 палец – самый высокий и все остальные пальчики сплачивает вокруг себя.

4 палец – не совсем самостоятельный и отзывается с трудом.

5 палец  - он самый маленький баловень руки.

Все пальчики требуют  ежедневной тренировки , внимания и воспитания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Использование преподавателем творческих методов работы на занятиях с учащимися позволяет  сделать уроки более интересными и увлекательными ,в доступной форме освоить основы музыкальной грамоты, развить музыкальный слух и воображение ребёнка.

ЛИТЕРАТУРА

1. А.Артоболевская «Первая встреча с музыкой».

2. Е.Тимакин «Воспитание пианиста»

3. Н.Перунова «Музыкальная азбука»

4. И. Малахова «Первые шаги  в мире звуков»

5. Б. Милич «Воспитание ученика пианиста»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пара подсказок родителям маленького пианиста.

Статья для родителей начинающих музыкантов о том, как правильно вести себя, когда ребёнок делает первые шаги в мире музыки, как помочь процессу становления музыканта....

Первые шаги маленького пианиста

Из опыта работы с начинающими....

Рабочая программа "Маленький пианист"

Дополнительная общеразвивающая программа «Маленький пианист» направлена на самоопределение и адаптацию личности в современном обществе, обеспечивает комплексную поддержку учащихся в личнос...

Фрагменты сборника дидактических материалов для маленьких пианистов 5 – 7 лет. " Учимся,играя : занимательная музыкальная грамота" Реутова М.В ., Палеева О.Л.

Данный сборник прежде всего предназначен для преподавателей фортепиано ДШИ, но может быть интересен обучающимся и их родителям. В него вошли дидактические карточки, картинки, ритмические упражне...

Методическая разработка «Формирование и развитие технических навыков у начинающих пианистов в процессе работы над пьесами подвижного характера»

В методической разработке рассматриваются вопросы формирования и развития технических навыков учащихся в процессе работы над пьессами подвижного характера. В центре внимания  - освоение различных...