Сценарий концерта "Играй, гармонь!"
материал на тему

Сценарий разработан для детей 9-10 лет. Направлен на художественно- эстетическое развитие детей. Знакомит детей с народными инструментами, народной музыкои и танцами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igray_garmon.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

        Автор-составитель:

Венсон Галина Павловна, педагог – организатор отдела художественного воспитания

Санкт-Петербург

 2014

Цель: познакомить детей с народной культурой: музыкой, танцами, песнями, музыкальными инструментами.

Задачи.

Обучающие:

  • Познакомить с народным фольклором;
  • Познакомить с народной музыкой и музыкальными  инструментами;
  • Познакомить с народными танцевальными жанрами.

Развивающие:

  • Способствовать развитию интереса к различным жанрам народной культуры;

Воспитательные:

  • Воспитание патриотизма, посредством приобщения к народной культуре;
  • Воспитывать уважение к музыкальному и танцевальному наследию.

Адресат: дети 9-10 лет

Скоморохи встретили ребят в фойе, провели по выставке прикладного искусства и привели в зал, который был украшен в народном стиле. Под народную музыку на сцену выскакивают скоморохи.

1 скоморох:

-Люд честной, коль пришел – садись, не стой.

Пришло время посмеяться, погудеть, покувыркаться.

2 скоморох:

- Мы ребята не простые – скоморохи озорные.

В старину, в кругу князей, нас принимали, как друзей,

Чарку полну наливали да за княжий стол сажали.

1ск.:

-Мы под домры и свирели

Веселились, песни пели,

Люд честной плясал и пел,

словно улей пчел гудел.

2ск.:

- Мы пришли к вам не одни

И друзей к вам привели,

Будем песни петь, играть

(Оба скомороха):

Мать Россию прославлять.

Выходит сказительница:

-Сегодня у нас действительно необычный концерт. Мы будем говорить о народной музыке. В прошлом году вы знакомились с народными инструментами и увидели, как богато и разнообразно народное искусство. У любой музыки есть свой композитор, а у народной музыки композитора нет. Люди в старину слагали песню. передавали ее из уст в уста, что-то добавляли и таким образом она дошла до наших дней. Поэтому у такой музыки и название почетное – русская народная песня, русский народный танец. А наука о народном творчестве называется фольклором.

Музыкальный театр «Обыкновенное чудо» исполняет фольклорный номер.

Сказительница:

-сегодня перед вами выступали скоморохи. А было время очень не простое для них. Посмеивались в своих песнях, шутили над боярами, попами, даже самим царем. За это царь Алексей Михайлович запретил все народные инструменты (домры были сожжены на площади). Этот запрет оставался до 1888 года. А мы сейчас эти инструменты послушаем в исполнении ансамбля домристов «Лель».

Ансамбль домристов «Лель» исполняет пьесу «Белолица – круглолица».

Сказительница:

- Каждый праздник, гулянье  сопровождалось не только игрой на балалайке, домре, но, конечно, песнями и танцами. Танцы были и медленные – хороводы, сопровождавшиеся песнями, а были танцы и зажигательные, веселые – русские плясовые. Сейчас мы с вами увидим такой танец.

«Русский танец» в исполнении х/ с «Позитиff»

Сказительница:

- Я сегодня вам уже рассказывала о домре и о скоморохах. В 1888 году появляется такой музыкант – В.В. Андреев. Он прекрасно играл на балалайке, добился совершенства в игре. Создал вначале коллектив балалаечников, а потом и оркестр народных инструментов (гусли, баяны, домры, балалайки и т.д.).

 Посмотрел Париж, выступая на выставках. Англичане рукоплескали. Вся Европа была потрясена музыкальным оркестром Андреева. И мы сейчас будем с вами слушать оркестр. У нас - это оркестр аккордеонистов «Надежда».

Выходит оркестр «Надежда» и исполняет русскую народную песню «Улица широкая».

Сказительница:

-В старину музыка, особенно песни,  передавались из уст в уста, что-то добавлялось своею. Песни были разные по характеру. Свадебные песни были веселые и грустные. Урожай собирали – пели песни. Ягоды собирали – тоже пели. Везде человека сопровождала хорошая песня. Вот сейчас мы услышим русскую народную песню «Калинка». Задушевная и вместе с тем задорная. Эта песня полюбилась людям во всем мире.

«Калинка» русск. нар. песня звучит в исполнении вокальной студии.

Помимо песен мы сегодня познакомимся и с народными танцами. Все танцы разного характера, у каждого свой рисунок, свои костюмы. Танец, который мы сейчас с вами увидим, будет исполняться под оркестровую музыку. Характерной особенностью русских танцев является то, что они часто начинаются широко, спокойно, затем переходили в настоящую плясовую. Обратите внимание на костюмы: Цвета сочные, яркие – это очень характерно для русского костюма.

Исполняется «Русская плясовая» с оркестром.

Народных инструментов очень много -  это и балалайка, гусли, домра, баян. Но был в народе и еще один инструмент – гармоника. Гармоник было большое количество. Это и саратовская, вологодская, тульская гармоники. В каждой губернии был свой наигрыш, свой неповторимый мелодический рисунок. (Сказительница показывает детям гармонику).

Песня, которую мы сейчас услышим так и называется «Гармонь моя»

«Гармонь моя» исполняет вокальный ансамбль.

Сказительница:

- Скоморохи наши на слово остры, на шутку скоры. Сейчас они хотят узнать, хорошо ли вы, ребята, знаете пословицы. Мудрость люди уважали, да в пословицы превращали.

Скоморохи рассказывают пословицы.

На сцене без объявления появляется театр кукол «Кузнечик», исполняет «Хоровод».

Сказительница:

-В наши дни, ребята, народная музыка очень всеми любима. В хореографических коллективах танцуют народные танцы, поют песни. Очень часто это стилизованные танцы. Они современные, но с элементами народного танца. Сейчас, в заключение нашего концерта, мы с вами увидим удалой танец «Казачий перепляс».

«Казачий пляс» в исполнении хореографической студии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по русскому языку "Знакомство с системой времён глагола в русском языке" 3 класс.УМК "Гармония"

Сценарий данного урока разработан с позиций деятельностного метода обучения на основе методических рекомендаций М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко к учебнику русс...

Сценарий тематического концерта "Гармония весны"

Сценарий праздничного концерта в детской школе искусств с участием учащихся различных классов и отделений. Концерт посвящен теме весны....

Сценарий концерта "Гармонии чарующие звуки"

Сценарий концерта фортепианного дуэта преподавателей  "Гармонии чарующие звуки"....

Сценарий творческого вечера, посвящённого Борису Мокроусову "Отчего гармонь поет"

В 40-60 годы песни Мокроусова знали в России все. Знали и любили. И сейчас сохраняется интерес к творчеству композитора — люди по-прежнему помнят, хотят слушать и петь его прекрасные мелодии, воспеваю...

Сценарий праздника "Играй, гармонь! Звени, частушка!"

   В повседневной жизни современных школьников, по нашему мнению с Фаттаховой О. Н. - вожатой школы, совсем мало тематических школьных праздников, в которых ребята могли бы показать с...

Сценарий. Музыкально-поэтическая прогулка "Гармония звука"

Музыкально - поэтическая прогулка "Гармония звука"- это целый цикл мероприятий, который можно проводить в течении года, хотябы раз в четверть. Тем самым, в очень увлекательной форме знакомит...