Сценарий праздника "Играй, гармонь! Звени, частушка!"
материал (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) по теме

Никиенко Александра Аркадьевна

     В повседневной жизни современных школьников, по нашему мнению с Фаттаховой О. Н. - вожатой школы, совсем мало тематических школьных праздников, в которых ребята могли бы показать свои способности и возможности друг перед другом и просто отдохнуть душой.                                                                                                                                                                                   А в городе действуют многочисленные клубы и организации, участники которых готовы нести культуру в массы и выступать перед любой публикой. Соотвтественно, много в городе проживает талантливых людей разных возрастов и профессий. Учащаяся школы - Устюжанцева Елизавета - одна из активисток школьного музея познакомилась с жителем города - северским гармонистом  Иглаковым Василием Ивановичем и написала о нём исследовательскую работу, а также составила в стихотворной форме рассказ о его таланте.                                                Праздник "Играй, гармонь! Звени, частушка!" стал дальнейшим продолжением названной выше работы, то есть её "продуктом".                                                                                                       Данный праздник пропагандирует  и возрождает у школьников интерес к народному инструменту  - гармони, гармонистам, воспитывает уважение к гармонистам -  землякам. Его содержание в творческой форме рассказывает о народном инструменте, любимом во все времена; знакомит учащихся и всех присутствующих на празднике гостей с гармонистами городского клуба "Играй, гармонь!"; рассказывает о том, как гармонисты поднимали дух советских бойцов в годы войны; показывает красоту пения под гармонь; даёт возможность детям проявить свои музыкальные и танцевальные способности; создаёт атмосферу праздника; даёт возможность отдохнуть всем присутствующим душой, интересно и с пользой для себя провести свой досуг.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_prazdnika_igray_garmon.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный праздник

«Играй, гармонь! Звени, частушка!»,

посвящённый народному инструменту – гармонике.

Составили педагоги дополнительного образования

МБОУ "СОШ №84" г. Северска Томской области

Никиенко А. А. - руководитель школьного музея "Истоки",

Фаттахова О. Н. - старшая вожатая.

март 2018 г.

Цель: пропаганда и возрождение интереса у школьников к народному инструменту  - гармони, гармонистам, воспитание уважения к гармонистам -  землякам.

Задачи:

▪ рассказать в творческой форме о народном инструменте, любимом во все времена;

▪ познакомить учащихся и всех присутствующих на празднике гостей с гармонистами городского клуба "Играй, гармонь!";

▪ показать и рассказать о том, как гармонисты поднимали дух советских бойцов в годы войны;

▪ показать красоту пения под гармонь;

▪ дать возможность детям проявить свои музыкальные и танцевальные способности;

▪ создать атмосферу праздника;

▪ дать возможность отдохнуть всем присутствующим душой и интересно и с пользой для себя провести свой досуг.

Ведущие праздника - два человека: девушка - Д

                                                         парень - Ю

У входа в зал работают скоморохи, они кричат «зазывалки».

В зал входят ребята и гости, каждому  входящему выдаются цветные жетоны.

Одновременно звучит мелодия песни «Завалинка».

Как только все гости собрались в зале, выходят двое ведущих в народных костюмах.

Исполняется песня или танец.

Д: Дорогие ребята!

Ю: Дорогие гости!

Вместе: Милости просим!

Ю: Поскорее проходите и места свои займите!

       С радостью мы вас встречаем, праздник – начинаем!

Д: Там, где в травах ветер сладкий, где за полем бор стеной,

     Собрали для вас мы загадки в кузовок берестяной.

Ю: У неё – вся душа нараспашку, и хоть пуговки есть – не рубашка!

       Не индюшка, а надувается! И не птица, а заливается!

       Она и с мехом, но не шуба! Худеет и толстеет!

Д: Она – звонкая, нарядная, русская, двухрядная!

     Заиграет, только тронь. Как зовут её? … ГАР-МОНЬ!

     Гармонь – название какое, в ней – молодость и старина!

Ю: Нашей встрече быть угодно! Спасибо, что отложили вы дела,

       Вас  гармоника сегодня на свиданье позвала!

Звучит наигрыш гармони.

Ю: Ах, гармонь, гармонь-услада! Ах ты, русская душа!

      До чего же ты, гармошка, во всех смыслах хороша!

Д: Наш праздник «Играй, гармонь, звени, частушка!» объявляется открытым!

     Будьте здоровы и счастливы! Веселья вам и радости!

Ю: Мы рады представить вам наших почётных гостей, без которых праздник не смог бы состояться. Кто они? Отвечайте! На плече висит ремень, а под мышкой инструмент. Наши северские артисты – это парни …  гармонисты. У нас в гостях – северские виртуозы – гармонисты, участники клуба «Русская гармонь», который живёт и действует в Северске 23 года.

Д: Давайте все вместе познакомимся с ними. Это:

     1. Президент клуба – Иглаков Василий Иванович.

     2. Новосёло Николай Николаевич    

     3. Бушко Юрий Николаевич

     4. ______________________________________________________________________

     Давайте, друзья, поприветствуем гармонистов дружными и громкими аплодисментами!

Ю: Гармонь, гармонь, гармошечка – русская душа!

      Тронь её немножечко,

      Сразу весела музыка польётся, запоют басы,

      Хороши частушки, песни хороши!

Д: Ты играй, играй, гармошка! Золотые планочки!

     Гармонист, бери скорей звонкую тальяночку!

Исполняется какая-нибудь мелодия на гармошке.

Ю: Инструмента звук певучий, озорной, лихой мотив,

       Словно вихрем вас закрутит, пляской быстрою пленив!

Исполняется  стихотворение «Горжусь земляками!»

Чтец:

В разных бывал я городах,

Но сегодня скажу, не тая,

Нет края милее на свете,

Чем малая родина моя!

Всё так близко мне и знакомо,

Голос ветра, шептание берёз.

Лес да речка, тропинка у дома,

Гармоники русской напев!

Я горжусь земляками своими,

Что живут по соседству со мной!

Исполняется весёлый танец «Замечательный сосед».

Д: Мы найдем для песен место, их не спрячем про запас,

       Никому не будет скучно с гармоникой у нас! 

Ю: Говорят – гармонь не в моде, в моде – электроника!

                Д: Брось шутить: живёт в народе русская гармоника!

      Знаю точно – было время, на гармонях играла вся святая Русь!

      Убедимся все мы в том, что жива у нас гармонь!

Ю: Русская гармонь – отечественная святыня, которую народ полюбил очень давно. С гармонью связан не один миллион людских судеб. Она веселила в праздники, помогала и в будни – поддерживала, поднимала настроение, украшала жизнь.

Д: С гармонью провожали новобранцев в армию, строили новые города, новосёлы осваивали нераспаханные земли. С неимоверным трепетом к гармони относились солдаты  в  годы  Великой Отечественной войны, когда выдавалась свободная минутка

 на привале.

Исполняется стихотворение «Дедова гармонь».

Чтец:

На войне мой дед Антон

Был в свою гармонь влюблён.

Он играл, не зная нот,

Обожал его весь взвод.

Песни дедовы звучали

Перед боем, на привале,

И в окопах, под обстрелом,

И под вражеским прицелом.

Боль и ужасы войны,

Стон обиженной страны,

Вера крепкая в победу

Были в песнях славных деда.

Пал в сражении мой дед,

Было деду 30 лет.

Дедов друг гармонь забрал,

Бабушке моей отдал.

Вот гармонь – лежит в футляре,

В ватном старом одеяле.

Вся истёрта, прожжена,

Память о войне она.

Ю: Русская гармонь – верная наша подруга и вечная спутница.

      Музыка гармони для многих людей звучит как история, несущая в себе воспоминания и заряд радости.

Д: Гармонь – не просто ящик музыкальный,
Она – хранительница русской старины,
Народной мудрости источник уникальный,
Культурное наследие страны!

Исполняется мелодия гармони.

Исполняется монтаж.

Выходят 3 человека  и читают стихи:

1. После труда, в часы досуга или у праздного стола

Гармонь – любимая подруга, нам верной спутницей была.

2. Она не только развлекала и в даль тревожную звала.

    Гармошка выжить помогала средь равнодушия и зла.

3. Она столетия копила в себе энергию людей

    И очень бережно хранила мотивы стороны моей.

4. Когда пришли года лихие, запахло в воздухе войной

    На фронт ребята молодые гармошку увезли с собой.

5. Десятки вёрст промчавшись в танках, пройдя сквозь тысячи преград,

    Гармонь в окопах и землянках лечила музыкой солдат.

6. И в бой пехоту поднимая на разъярённого врага,

    Она нам сделалась родная, как мать близка и дорога.

Звучит гармонь.

Инсценировка (автор, дед, внучок).

Автор: В конце учебного года третьеклассник Серёжа, гуляя со своим дедом по парку, обратился к нему с просьбой.

Внук: «Дедушка, а, дед! В нашей школе будет проходить концерт, и нам сказали пригласить своих родственников, чтобы они приняли в нём участие. А ты, дед, смог бы выступить  на этом концерте?

Автор: Подумав немного, дед произнёс.

Дед: Конечно, внучок, выступлю. Зачем тебя подводить? Но для этого мы с тобой должны посетить музыкальный магазин..

Автор: В большом музыкальном магазине продавалось много гармошек, баянов и аккордеонов. И каждый инструмент каждому покупателю всем своим видом говорил: «Возьмите меня!»

Внук: Дедушка, давай купим красавца – баяна, у него больше всего кнопочек, и он самый нарядный.

Дед: Да, знатный баян. На нём можно сыграть любую мелодию, даже классическую. Поэтому его и назвали баяном – в честь легендарного сказителя и певца Баяна. Только мне не он нужен.

Внук: Дед, может купим этот аккордеон, с малиновой отделкой? Посмотри, у него и кнопочки есть, и клавиши!

Дед: Хороший аккордеон, сделан со вкусом. Но мне не он нужен.

Внук: Не пойму, я тебя, дед! Что тебе надо? И этот не тот, и этот не тот! Так ты ничего и не купишь! Подведёшь ты меня, дед. Ей-богу, подведёшь!

Автор: Дед не обратил внимания на слова внука, а продолжал разглядывать инструменты. Наконец, он остановился у гармошки.

Дед: Вот она, тульская двухрядка. Видишь, у неё с правой стороны два ряда кнопочек, за это её и прозвали – двухрядкой.

Внук: Почему ты купил какую-то гармошку?! Неужели для концерта нельзя было выбрать более нарядный инструмент?

Дед: Эх, Серёжка! Поймёшь ли? Да такая гармошка всю войну со мной прошла! А за концерт, ты не беспокойся, внучек!

Автор: Серёжка любил деда, дружил с ним, но стеснялся его внешнего вида. В день концерта в школу он побежал один.

Внук: Дедуль, я пораньше побегу, а ты сам дойдёшь. Спросишь актовый зал – тебе покажут.

Автор: Начался концерт. Один за другим поднимались на сцену бабушки и дедушки. Они читали стихи, пели песни. И вдруг ведущая громко объявила: выступает гвардии сержант Антонов Сергей Николаевич!

Дед:  Дорогие ребята, друзья! Я не стану рассказывать про битвы и победы, а расскажу я вам о том, как нас гармошка спасла. Как-то я заметил, что стоило мне заиграть на гармошке, становилось тише. Однажды три дня не давал нам враг передышки. А у нас патроны кончились, в живых осталось совсем мало человек. Тогда я взял свою подружку – гармошку, заиграл и запел последний раз перед смертью. И вдруг всё стихло. Целый час я пел и играл. И целый час молчали враги, слушая музыку и песню. Ну а наши не зевали, подмогу нам прислали. С тех пор у нас появилась поговорка: «Когда играет гармошка, молчат пушки».

Д: Играй,  гармонь! Победная,  живая!

     И песню  с  той  войны нам  донеси.

     Меха  в  разлёт,  как  те  салюты  мая.

     Звучит  гармонь – царица всей  Руси!

Исполняется  военная песня  под гармонь.

Ю: Россия, Россия – края дорогие! Здесь издавна мы – русские люди живём.

      Мы прославляем просторы родные, раздольные песни поём.

Д: Пусть станет наш праздник светлей и чудесней,

     Друзья, споём же все вместе любимую песню.

Исполняется песня всем залом

Слова песни – на экране.

Можно раздать печатные тексты.

   

Ю: Гармонь жива, и слава богу, что не даёт нам унывать.

       А, собираясь в путь-дорогу, я громко говорю опять.

       Играй, гармонь, назло стихии! Воюй за правду и добро.

       В тебе живёт душа России, природных звуков серебро.

Инсценировка стихотворения «Гармонист»

Чтецы (девочка и мальчик)

Девочка:

Ну-ка, гармонист Антошка!

Доставай свою гармошку.

Чтобы ноги в пляс пошли,

Нас скорей развесели.

Молодчина наш Антошка!

 Мальчик:

Так и быть, – сказал Антон. И достал гармошку он.

Широко её развёл, из гармони звук пошёл.

Развесёлый, удалой, всем знакомый и родной.

Эге-гей, играй, гармошка!

Д: Ах, гармошка, чудо-встряска! Пальцы вверх и пальцы вниз.

     Где гармошка, там и пляска.

     А без пляски что за жизнь?

Исполняется под гармонь танец «Валенки».

     

Д: Выручал не раз он нас – быстрый русский перепляс.

     Говорят не зря в народе: перепляс и нынче в моде.

     Потому он в этот час прозвучит сейчас для вас!

Исполняется игра на ложках.

Ю: Гармошка русская! Пусть никогда не угасает

      В тебе ни удаль, ни задор.

      И весели, не уставая, сердца частушкой озорной!

Исполняются  частушки под гармонь.

Частушки:

А за рекою, за рекой,
За рекой мелодия.
Позывные подаёт
Двухрядная гармошечка.

У нас есть гармошке место,
Заиграла — просто «Ух!»
Василь Иглаков, наконец-то,
Воскрешает русский дух.

Не давайте сладкий пряник,
Не давайте мне конфет,
Дайте в руки мне двухрядку-
Козырной авторитет.

Эй, девчата-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей, 
Чтоб порадовать людей!

Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться,
Тут народу очень  много,
Можем растеряться!

  Мы частушек много знаем

Под разлив гармошечки,

У нас куплетов в голове,

Как в мешке картошечки.

 Мы частушек много знаем:

И хороших, и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких!

Вы послушайте, ребята,

Нескладуху буду петь:

«На дубу свинья пасётся,

 В бане парится медведь».

Поглядите-ка, ребята,

Что на крыше деется:

Воробей в рожок играет,

За соломку держится.

Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

    В ситцевой карете.

Между небом и землёй

Поросёнок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать.

Чтоб частушка лучше пелась,
   Надо пляской помогать.

Мы весёлые ребята,
Мы нигде не пропадём.
Если надо – мы станцуем,
Если надо – мы споём.

Выйду-выйду я плясать
В новеньких ботинках.
Все ребята говорят, 
Что я как картинка.

Уж я топну ногой,

Да притопну другой.

Выходи ко мне, Ванюша,

Попляши-ка ты со мной!

Встал наш Вася на носок.

А потом на пятку,

  Стал он русскую плясать,

А потом вприсядку.

Попляши-ка ты, Андрей!

Не жалей своих лаптей.

Сходим, лыка надерём,

Лапти новые сплетём.

Топ, топ, топочок,

Приударь-ка, башмачок!

Так и этак, так и сяк!

Вот и этак, вот и так!

Не хотела я плясать, Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

Ах, гармошка  хороша,
Хороша и  полька,

  Пляшут ноги под гармонь,
   Не стоят нисколько.

Не могу я без частушек,
Не могу без песен,
Без гармошки заводной.
Мир как будто тесен.

Если б не было воды,

Не был б и кружки.

Если б не было девчат.

Кто бы пел частушки?

Ой, спасибо гармонисту, 
Хорошо он нам сыграл! 
А еще за то спасибо,
Что игру не прерывал!

Настоящий виртуоз,
Виртуоз и только,
Гармонист не устаёт 
Никогда, нисколько.

По России гармонистов
Не собрать, не сосчитать,
Всех в России

                     гармонистов
Надо лично уважать.

Мы пропели вам

                            частушки
Хорошо ли, плохо ли.

 А теперь мы вас попросим,
   Чтобы вы похлопали.

Д: Солнце нам светит и радость несёт.

Гармошка играет, всех забавляет.

А  может, и ещё что-нибудь сыграет?  Мелодия гармони.

Ю: Ах, сколько песен спето о гармони,
Не сосчитать написанных стихов!
Ну как, скажите, душу не затронет
Коронный звук развёрнутых мехов!

Д: Смех озорной заливистой тальянки,

     Весёлой ливенки серебряный напев

     «Цыганочку» дарили и «Смуглянку»,

     Своим дыханьем сердце отогрев.

Ю: Друзья, коль такая сила у русской гармони, сохраним её нашим потомкам, продолжим жизнь великолепному русскому инструменту!

Д: На Руси никогда не умолкнут гармони,

     Русь без голоса их, как трава без росы.

Ю: Музыкантам улыбнись. Вызывай гармонь на бис!

        Исполнение гармонистов.        

Д: Напоминаю, нас сегодня радовали самородки – гармонисты.

      ________________________________________________________________

________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Ю: Друзья, давайте искупаем гармонистов в  дружных и громких овациях!

Д: Славится, как славилась прежде издавна

     Гармонистами талантливыми наша сторона.

     Люди, сердцем чистые, как дела свои,

     Берегут и множат красоту Земли. 

Ю: А также в нашем празднике сегодня приняли участие: (называются фамилии и имена учащихся и их руководители).

Д: Идея и сценарий праздника принадлежит педагогам дополнительного образования: руководителю музея – Адександре Аркадьевне, Ольге Николаевне.

Ю: Друзья, всем вам желаем с музыкой дружить, и песни петь –

      Россию-матушку любить!

Д: Желаем красоту увидеть в некрасивом,

     И разглядеть в ручьях разливы рек.

     Кто  умеет в будни быть красивым,

     Только тот счастливый человек!

Ю: Говорим вам – до свидания, спасибо за внимание!

Вместе: До новых встреч!

Праздник длился ровно 60 минут

с коллективным пением после основной запланированной части!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по русскому языку "Знакомство с системой времён глагола в русском языке" 3 класс.УМК "Гармония"

Сценарий данного урока разработан с позиций деятельностного метода обучения на основе методических рекомендаций М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко к учебнику русс...

Сценарий игры «слабое звено»

общешкольное мероприятие для 1-4 классов...

Сценарий тематического концерта "Гармония весны"

Сценарий праздничного концерта в детской школе искусств с участием учащихся различных классов и отделений. Концерт посвящен теме весны....

Сценарий концерта "Гармонии чарующие звуки"

Сценарий концерта фортепианного дуэта преподавателей  "Гармонии чарующие звуки"....

Сценарий "Звени, звени звонок прощальный..."

Сценарий последнего звонка в основной школе 25 мая 2016 года. В методической разработке приведены выступления участников по БЛОКАМ: слова выступлений выпускников 9 класса, поздравления от первоклассни...

Сценарий игры "Слабое звено"

Внеурочная работа позволяет создать благоприятные условия для привлечения различных форм занимательной физики. Почти все формы занимательной физики предсатляют собой средства воспитательного воздейств...

Сценарий фольклорного праздника "Русская частушка-хохотушка"

Данная разработка носит метапредметный характер, объединяя предметные области "Литературное чтение", "Музыка", "Литературное чтение на родном языке"...