Дополнительная общеобразовательная программа «Мастерство слова» (2014-15 уч. г.)
рабочая программа по теме

Программа по сценической речи для учащихся 10-11 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tit._list_k_programme.doc82 КБ
Microsoft Office document icon masterstvo_slova_uglub._ur.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ЗДТДиМ

____________ О.Н. Сорокина

"____"______________20__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Мастерство слова»

(Театральная студия «Новая сказка»)

Направленность - социально-педагогическая

Уровень - углублённый

Возраст учащихся – 10-11 классы

Срок реализации программы – 1 год

Авторы:

педагог дополнительного образования

Харланов Виктор Сергеевич,

методист

Максимкина Светлана Владимировна

МОСКВА - 2014

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Мастерство слова»

(Театральная студия «Новая сказка»)

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель методического  совета__________________/                               /

СОГЛАСОВАНО

Управляющим  советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель управляющего  совета__________________/                               /



Предварительный просмотр:

ГБОУ ЗДТДиМ

Дополнительная общеобразовательная программа

«Мастерство слова»

Содержание

1. Пояснительная записка                                                                       2-6 стр.

2. Учебно-тематический план                                                                    7 стр.

3. Содержание программы                                                                       8-9 стр.

4. Методическое обеспечение программы                                         10-13 стр.

5. Список литературы                                                                                 14 стр.

6. Приложения                                                                                       15-16 стр.

Приложение 1                                                                                     15 стр.

Приложение 2                                                                                     16 стр.

1. Пояснительная записка

Направленность

Программа «Мастерство слова» является модифицированной, углублённого уровня и имеет социально-педагогическую направленность. Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.)

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Никакой музыкальный инструмент не может соперничать с голосом – этим замечательным даром природы, который с детства нужно беречь и соответственным образом воспитывать. Правильная, ясная речь характеризует правильное мышление. «Речь – это человек. Нет речи – нет человека», – писал известный деятель русского театра Сергей Волконский.

Отношение к слову есть показатель цивилизованности государства и культуры каждого человека. Это проблема особенно остро встала сейчас в нашей стране, когда хлынувший поток иностранных слов, широко распространившаяся в информационном пространстве небрежная, неоправданно быстрая, неблагозвучная речь убивает всё накопленное богатство неповторимо прекрасного русского звучащего слова. Нельзя не учитывать негативного влияния таких языковых деформаций на детей.

Хорошая дикция помогает актеру правильно донести свои мысли до зрителя. Это требует от студийцев определенных технических навыков.

Актуальность предмета состоит в том, что обучение детей сценической речи является одним из средств сохранения русских языковых традиций, воспитания через слово тех личностных качеств, которые характеризуют действительно культурного человека, гражданина своей страны.

Единство речи, игры и движения – универсальное средство эмоционального и физического развития, нравственного и художественного воспитания детей, формирующее внутренний мир человека. Данная программа не ставит перед собой задачи воспитания профессионалов (артистов, чтецов, дикторов), а решает проблемы гармоничного всестороннего развития личности и прививает устойчивую любовь к родной речи.

Спецификой данного предмета является его преимущественно практическая направленность, связанная с упражнениями для комплексного освоения сценической речи. Уделяется внимание технике речи, тренировке дыхания, работе над голосом и развитию координации слуха и голоса. В течение обучения акцент постепенно перемещается на разбор художественных произведений и работу с текстами в стихах и прозе. Особое внимание уделяется практическому материалу для работы над дыханием, голосом, дикцией, технике речи. И здесь много зависит от педагога, от его искусства увлечь детей. Ведь высокая степень увлечённости – основное условие творческого, глубокого овладения материалом.

Отличительная особенность

При разработке данной программы учитывался опыт аналогичных образовательных объединений и театральных студий. В ее основе лежит система обучения сценической речи в высших театральных учебных заведениях, основы которой были заложены К.С.Станиславским и развиты его учениками и последователями. Так же в программу включены элементы современных методик и тренингов, применяемых в различных странах. В обучении по данной программе используются материалы: К.С.Станиславский. «Работа актера над собой» Б.Е.Захава «Мастерство актера и режиссера», М.А.Чехов «О технике актера», В.К.Львова, Н.К.Шихматов «Сценические этюды», В.И Немирович-Данченко «О творчестве актера», Б.Голубовский «Пластика в искусстве актера», В.И.Гугова «Сценическая речь», методическое пособие «Театр-студия Дали. Образовательные программы, игровые уроки», а также знания, полученные на семинарах и мастер - классах и адаптированные с учетом возрастных особенностей детей.

Основой занятий по данной программе служит тренинг - группа упражнений. К тренингу относятся те элементарные упражнения, занимаясь которыми учащиеся готовятся к выполнению более сложных или специальных упражнений. Тренинг «разогревает», тренирует внимание, быстроту реакции, фантазию, другие качества, необходимые юному актеру в дальнейших занятиях.

        Тренинг в обязательном порядке входит в основные театральные дисциплины. Сложность проводимых тренингов увеличивается в соответствии с прохождением программы в целом и поставленным учебно-воспитательными задачами на год.

Цель: совершенствование природных речевых и голосовых возможностей учащихся для владения голосовым аппаратом и применения этих данных в театральной деятельности, формируя любви к родному языку и культуру речи.

Задачи:

Образовательные:

  • совершенствование навыков владения дыханием и голосом, в дальнейшем всем речевым аппаратом и умению его рационально использовать;
  • углублённое изучение основ овладения литературным произношением, согласно современным нормам русского языка;
  • изучение проблем недостатка дыхания, артикуляции и дикции ребёнка и способы их исправления;

Развивающие:

  • развитие у детей речевого слуха, внимания и памяти;
  • развитие речевых и творческих способностей;
  • развитие их художественного вкуса и эстетического чувства прекрасного; 
  • овладение «техникой речи» в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями каждого ребёнка.

Воспитательные:

  • формирование увлечённости детей красотой звучащего русского слова;
  • воспитание этических норм поведения, способности работать в коллективе и подчиняться общим правилам.

Возраст учащихся: 10-11 классы

Срок реализации: 1 год

Формы и режим занятий:

Количество

часов в неделю

Количество

часов в год

Количество

детей в группе

4 часа

(2 раза в неделю

по 2 часа)

176 часов:

128 часов аудиторных занятий и

48 часов социальная практика (другие формы работы)

12 чел.

Занятия проходят в режиме: 45 мин. занятие и 15 мин. организованный отдых. Набор детей в группы проходит без предварительного отбора.

Обязательным требованием является наличие медицинской справки о состоянии здоровья, разрешающей занятия в театральной студии.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

        Главный результат работы и детей и педагога - это спектакли и концерты, которые проходят на публике. Кроме того, успехи, достигнутые детьми на занятиях, демонстрируются педагогам, родителям и остальным обучающимся театральной студии на творческих показах и класс - концертах. Контроль за знаниями и умениями детей, полученными в ходе обучения, проводится в форме открытых занятий и коллоквиумов. При этом учитывается не столько успеваемость, сколько личный рост каждого ребенка.

К концу обучения дети приобретут следующие знания, умения и навыки:

Знания: 

  • Знать строение голосового аппарата;
  • Знать законы логического построения текста;

Умения:

  • Уметь определять недостатки дикции;
  • Уметь производить действенный анализ текста;

Навыки:

  • Обладать навыками устранения речевых недостатков;
  • Создавать самостоятельно выбранный или заданный педагогом словесный образ.
  • Включать в работу весь психофизический аппарат;
  • Обладать навыками речевого взаимодействия.

2. Учебно-тематический план

Названия разделов

Количество часов

теория

практика

всего

1

Введение в предмет. Техника безопасности.

2

2

4

2

Артикуляционная дыхательная гимнастика:

- виды гимнастик;

- основы видов массажей;

- работы со скороговорками.

20

40

60

3

Орфоэпия гласных и согласных:

- нормы произношения;

- закон оглушения и озвончения;

- разбор текстов, диктанты.

10

30

40

4

Дикция:

- речевые недостатки;

- тренировочные тексты;

- творческие упражнения.

6

10

16

5

Социальная практика.

8

40

48

6

Итоговые занятия.

1

7

8

Итого:

47

129

176


3. Содержание программы

1. Введение в предмет. Техника безопасности.

Теория: знакомство с предметом, историей возникновения и развития театральной деятельности, техникой безопасности и правилами поведения; планирование работы на учебный год;

Практика: применение полученных знаний на практике.

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Теория: Основы новых видов артикуляционной и дыхательной гимнастики, гимнастики для укрепления диафрагмы и межреберных мышц. Вибрационный массаж. Скороговорки и особенности их проговаривания. Приёмы работы над ними.

Практика: Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Гимнастика для укрепления диафрагмы и межреберных мышц. Массаж резонаторов. Упражнения на артикуляцию гласных и согласных звуков в скороговорках. Вибрационный массаж.

3. Орфоэпия гласных и согласных.

Теория: Освоение основных норм русского литературного произношения. Закон оглушения и озвончения. Произношение двойных согласных. Правила смягчения согласных звуков.

Практика: Произношение старорусских слов («кабы», «коль», «коли», «хоть», «чай», «мол», «стало быть», «дескать»). Звучание возвратных частиц «СЬ» и «СЯ». Произношение окончаний «ГИЙ», «КИЙ», «ХИЙ». Продолжение орфоэпических разборов текстов и орфоэпических диктантов с последующим разбором ошибок.

4. Дикция.

Теория: Речевые недостатки, установка согласных звуков. Правила работы с тренировочными текстами и творческими упражнениями.

Практика: Работа над исправлением индивидуальных речевых недостатков с использованием скороговорок и усложненных дикционных сочетаний. Завершение установки согласных звуков. Тренировочные тексты с труднопроизносимыми сочетаниями звуков. Творческие упражнения с подключением воображаемого или реального элементарного действия.

5. Социальная практика

Теория: повторение и закрепление изученного материала, общая культура учащихся; правила подготовки к мероприятиям, правила проведения репетиций.

Практика: посещение спектаклей и мероприятий, выезды на экскурсии, участие в конкурсах, мероприятиях разного уровня.        

6. Итоговые занятия.

Теория: постановка задач по выполнению определённых заданий, анализ выполненной работы;

Практика: выполнение поставленных задач, упражнений по заданию педагога.


4. Методическое обеспечение программы

Особенности работы с учащимися

        Интенсивность занятий постепенно возрастает, как и требования к учащимся. В процессе репетиций и проката спектаклей им приходится решать все более сложные сценические задачи, к чему их и должен подготовить изучаемый курс.

        Занятия позволяют освоить основы актерской техники и работы над ролью, чтобы в дальнейшем использовать эти навыки в процессе создания спектаклей. В основу курса положены методы К.С.Станиславского и его последователей (М.Чехова, Е.Гротовского и др.) Первый и второй годы обучения посвящены в основном технике работы актера над собой, приемам работы над ролью в игровой форме с учетом особенностей возраста. Элементы актерской техники вводятся постепенно, однако большинство упражнений имеет комплексный характер, что позволяет совмещать работу по закреплению полученных навыков с освоением нового материала.

        Посещение спектаклей позволяет детям видеть работу других актеров, профессиональных и любителей, взрослых и детей. Это необходимая часть, как обучения, так и приобщения к миру искусства вообще. После каждого просмотренного спектакля педагог подробно разбирает и обсуждает с детьми увиденное, учит их различать компоненты спектакля и соотносить свое творчество с работой других коллективов.

На данном этапе программа является и развивающей, и обучающей. Главный результат работы и детей, и педагогов – это спектакли и концерты, которые проходят на публике. Кроме того, успехи, достигнутые детьми на занятиях по развивающим дисциплинам, демонстрируются педагогам, родителям и остальным ученикам театральной студии на творческих показах и класс - концертах. Контроль за знаниями и умениями детей, полученными в ходе обучающих занятий, проводится в форме открытых уроков и показов. При этом учитывается не столько успеваемость, сколько личный рост каждого отдельного ребенка.

Хорошая дикция помогает актеру правильно донести свои мысли до зрителя. Это требует от студийцев определенных технических навыков. В задачи предмета сценическая речь входят вопросы устной речи, которые не затрагиваются в работе над словом по мастерству актера: это дикция, дыхание, голос, орфоэпия, логико-интонационные законы речи. Спецификой данного предмета является ее преимущественно практическая направленность, связанная с упражнениями для комплексного освоения сценической речи. Уделяется внимание технике речи, тренировке дыхания, работе над голосом и развитию координации слуха и голоса. В течение последующего обучения акцент делается на разбор художественных произведений и работу с текстами в стихах и прозе. Особое внимание уделяется практическому материалу для работы над дыханием, голосом и дикцией, технике речи, развитию координации слуха и голоса.

Описание этапов занятий по программе

Педагог в первую очередь стремится раскрыть потенциал ребенка, снять внутренние и внешние зажимы, пробудить интерес к миру театра. Интенсивность занятий постепенно возрастает, как и требования к учащимся. В процессе репетиций и выступлений на подмостках, им приходится решать все более сложные сценические задачи, к чему их и должен подготовить комплекс предметов тренинга.

Обучение - процесс достаточно сложный, требующий у ребят включения всех типов мышления. Он строится на основе психофизических возрастных особенностей детей. Начиная познавать актерское мастерство, ребята постепенно проходят путь от простого к более сложному. Формируются мыслительные процессы, которые управляют двигательным аппаратом, эмоциональностью и другими качествами ребенка.

В основе обучения лежат принципы:

  • сознательность, активность и самостоятельность в обучении;
  • наглядность;
  • систематичность, последовательность и комплексность;
  • обучение на высоком уровне трудности;
  • прочность овладения знаниями, навыками и умениями;
  • групповой и индивидуальный подход в обучении.

Обучение проводится в группе, но индивидуально-личностный подход является приоритетным. На занятиях комбинированно подается теоретический и практический материал, что способствует лучшему усвоению программы. Практический материал строится на основе тренажа (системы упражнений), усложняется из года в год, от одной ступени обучения к другой. Система упражнений - это не только формирование актерского аппарата, куда входит умение владеть речевым аппаратом, дыханием, контроль за эмоциональным состоянием, умение владеть телом, но и осмысленное управления всеми этими составляющими. В обучении по данной программе используются материалы: К.С.Станиславский. «Работа актера над собой» Б.Е.Захава «Мастерство актера и режиссера», М.А.Чехов «О технике актера», В.К.Львова, Н.К.Шихматов «Сценические этюды», В.И Немирович-Данченко «О творчестве актера», Б.Голубовский «Пластика в искусстве актера», В.И.Гугова «Сценическая речь», методическое пособие «Театр-студия Дали. Образовательные программы, игровые уроки», а также знания полученные на семинарах и мастер - классах и адаптированные с учетом возрастных особенностей детей.

Также ребята посещают спектакли, концерты, музеи, выставки, что положительно сказывается и на мотивации ребенка и на коммуникативных процессах.

На данном году обучения в образовательный процесс вводятся элементы самостоятельной постановочной деятельности (ребенок вводится в «режим творчества»). Это отдельные номера и сцены из спектаклей (работа проводится либо самостоятельно под наблюдением педагога, либо в совместном творческом процессе «воспитанник-педагог»).

Условия реализации программы

  • зал – театральный или актовый, оборудованный сценической площадкой, зрительскими местами, а также оснащенный специальным театральным освещением и звуковоспроизводящим оборудованием – для проведения спектаклей, репетиций, обще студийных мероприятий и занятий;
  • помещение для занятий (соответствующий санитарно-эпидемиологическим нормативам и правилам Сан.Пин. 2.4.4.1251) просторный, хорошо проветриваемый класс со свободной серединой и минимальным количеством мебели, используемой как по прямому назначению, в качестве рабочих поверхностей, так и в качестве выгородок;
  • гримерная – помещение для переодевания и подготовки к занятиям;
  • декорационно-костюмерная – помещение для хранения костюмов, реквизита и другого имущества студии;
  • аппаратура: магнитофон, компьютер;
  • библиотека специальной и психолого-педагогической литературы;
  • музыкальная библиотека.


5. Список литературы

  1. Н.А.Акимов «Театральное наследие»;
  2. В.Н.Березкин «История сценографии»;
  3. Б.Голубовский «Пластика в искусстве актера»;
  4. Н.С. Гутина, А.М.Градова «Театральный костюм»;
  5. В.И.Гугова «Сценическая речь»;
  6. Дополнительное образование детско-юношеский театр мюзикла;
  7. Дополнительное образование «Театр-студия в современной школе»;
  8. П,М,Ершов «Режиссура как практическая психология»;
  9. П,М,Ершов «Технологии актерского искусства»;
  10. Б.Е.Захава «Мастерство актера и режиссера»;
  11. О.Н.Захаржевская «Костюм для сцены»;
  12. И.Кох «Основы сценического движения»;
  13. В.К.Львова, Н.К.Шихматов «Сценические этюды»;
  14. С.В.Мерцалова «История костюма»;
  15. В.И Немирович-Данченко «О творчестве актера»;
  16. Сб. «Мейерхольд и художники»;
  17. Сб. «Техника сцены»;
  18. Й.Свобода «Тайна театрального пространства»;
  19. К.С.Станиславский «Работа актера над собой»;
  20. К.С.Станиславский «Работа актера над ролью»;
  21. В.О.Топорков «О технике актера»;
  22. «Театр-студия Дали. Образовательные программы, игровые уроки»;
  23. М.А.Чехов «О технике актера».

Приложение 1

Техника безопасности

  • учащийся приходит в учреждение за 15-20 минут до начала занятий, с собой имеет сменную обувь;
  • перед началом занятия обучающийся должен подготовить свое учебное место;
  • учащийся обязан следить за гигиеной своего учебного места;
  • учащиеся имеют право находиться в учебном кабинете только в присутствии педагога;
  • во время занятий обучающийся не должен выходить из учебного кабинета без разрешения педагога;
  • учащийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности;
  • учащиеся обязаны бережно относиться к имуществу учреждения, соблюдать чистоту и порядок;
  • учащиеся обязаны знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все указания педагога;
  • учащийся должен проявлять уважение к старшим, заботится о младших. Учащиеся и педагоги обращаются друг к другу в уважительной форме. Воспитанники уступают дорогу взрослым, старшие воспитанники - младшим, мальчики - девочкам.

Приложение 2

Аттестация учащихся

Работа со студийцами проводится по развивающим и обучающим направлениям, которые отличаются друг от друга, прежде всего, основными целевыми установками и способами отслеживания результатов. Работа в развивающем направлении оценивается по показателям сравнительного личностного роста: интеллектуального, эмоционального, социального, физического. Работа в обучающем направлении оценивается по абсолютным критериям овладения предметом.

Для оценивания успешной реализации программы применяется бальная система оценок. В течение занятия учащийся получает оценку по дисциплине (баллы) за выполнение определённых заданий (по 1 баллу за каждое). Данные педагог на каждом занятии заносит в специальную тетрадь. В конце каждого полугодия или перед началом работы над спектаклем подсчитывается сумма баллов по каждой дисциплине и общий бал ребёнка.

Ребёнок заинтересован набрать максимальное количество баллов, т.к. это влияет на распределение ролевой нагрузки в спектакле и поощрение лучших студийцев поездками в театр, летней профильной сменой на море и др..

Также данная работа позволяет педагогу отслеживать личный рост каждого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа «Современный танец» (2014 г.)

Программа рассчитана на 2-х летнее обучение учащихся 5-7 классов....

Дополнительная общеобразовательная программа «Знакомьтесь: сцена и слово» (2014-15 уч. г.)

Программа для учащихся 1-4 кл. по предмету сценическая речь....

Дополнительная общеобразовательная программа «Художественное слово» (2014-15 уч. г.)

Программа по предмету сценическая речь для учащихся 2-4 кл....

Разработка Дополнительной общеобразовательной программы технической направленности «К ВЕРШИНАМ ВОДИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА»

Дополнительная общеобразовательная программа «К вершинам водительского мастерства» является следующим уровнем в обучении по профессиональной общеобразовательной программе «Водитель автомобиля категори...