Дополнительная общеобразовательная программа «Класс младшего оркестра русских народных инструментов оркестровой студии «Гармония»
рабочая программа на тему

Миронова Екатерина Александровна

Программа обучения детей игре в оркестре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tit._list_k_programme.docx38.62 КБ
Microsoft Office document icon klass_mlad._orkestra_.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ЗДТДиМ

____________ О.Н. Сорокина

"____"______________20__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Класс младшего оркестра

русских народных инструментов оркестровой студии «Гармония»

Возраст обучающихся – 8-12 лет

Срок реализации программы – 4 года

Авторы:

педагоги дополнительного образования

Бармина Галина Ивановна,

Миронова Екатерина Александровна,

Гордиенко Наталья Анатольевна,

методист

Максимкина Светлана Владимировна

МОСКВА - 2013

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Класс младшего оркестра

русских народных инструментов оркестровой студии «Гармония»

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель методического  совета__________________/                               /

СОГЛАСОВАНО

Управляющим  советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель управляющего  совета__________________/                               /

Программа реализуется в ГБОУ ЗДТДиМ с                2004                        года

Программа переработана и дополнена в                                2013                 году

Программа переработана и дополнена в                                                 году

Программа переработана и дополнена в                                                 году

Программа переработана и дополнена в                                                 году



Предварительный просмотр:

ГБОУ ЗДТДиМ

Дополнительная общеобразовательная программа

«Младший оркестр русских народных инструментов оркестровой студии «Гармония»

Содержание

1. Пояснительная записка        

2. Учебно-тематический план        

3. Содержание программы        

4. Методическое обеспечение        

5. Список литературы        

1. Пояснительная записка

Музыкальное творчество детей как определенный итог развития их способностей активнее всего проявляется в процессе коллективной игры на русских народных инструментах - в оркестре. Воспитательная ценность этого вида музыкальной деятельности заключается в том, что развивая интерес и любовь к музыке, игра в оркестре пробуждает у ребенка желание участвовать в создании музыки не только им самим, а создать гармоническое звучание путем коллективного музицирования.

Основным предметом студии «Гармония» является оркестр русских народных инструментов. Для игры в старшем оркестре воспитаннику студии необходимо приобрести элементарные навыки игры на инструменте, обладать теоретическими знаниями, практикой ансамблевой игры, читать с листа предлагаемый нотный материал, уметь понимать простейшие дирижерские жесты и пр. С целью подготовки воспитанников студии к игре в старшем оркестре, педагоги создали младший оркестр русских народных инструментов. Игра в младшем составе позволяет воспитанникам овладеть необходимыми навыками игры в оркестре и переводиться в старший состав уже подготовленными.

Состав оркестра полностью повторяет состав старшего оркестра и отличается количественным и возрастным составом группы.

Данная общеобразовательная программа не самостоятельна. Она объединена с другими дополнительными программами в «Положении об оркестровой студии «Гармония».

Цель: подготовка воспитанников к игре в старшем оркестре студии «Гармония».

Задачи:

образовательные.

  • формирование музыкальных способностей: чувства ритма, звуковысотного, тембрового и гармонического слуха;
  • научить понимать и применять на практике элементарные дирижерские

жесты;

  • научить слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре;

развивающие:

  • развитие чувства ансамбля, слаженность звучания оркестра;
  • развитие творческой активности, художественного вкуса;

воспитательные:

  • расширять музыкальный кругозор детей;
  • воспитывать интерес и любовь к музицированию, народным инструментам;
  • приобщать к инструментальной музыке;
  • формировать целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированность.

Возраст детей: 8-12 лет

Срок реализации: 4 года

Формы и режим работы:

Форма занятий — групповая. Оркестр русских народных инструментов состоит из 3-5 учебных групп численностью по 12 человек. В группе занимаются дети со 2-го года обучения в студии. Продолжительность занятий в оркестре 2 раза по 1 часу, 2 часа в неделю, 72 часа в год.

Ожидаемые результаты

Воспитанник на первом году обучения должен научиться понимать основные жесты дирижера: вступление, снятие, динамика, научиться смотреть на дирижера во время игры и выполнять его требования. Воспитанник должен иметь элементарные навыки игры в оркестре, уметь читать нотный текст с листа в медленном темпе. Аттестация по классу младшего оркестра проводится дирижером оркестра по полугодиям.

Критерием оценки является качество усвоения предлагаемого материала, посещаемость занятий, дисциплинированность. Также дирижером оркестра проводится промежуточная аттестация воспитанников - «зачет по оркестровым партиям», па котором воспитанник на оценку сдает знание нотного текста партий руководителю коллектива. Аттестация по пятибальной системе. Оценки по промежуточным контрольным урокам также влияют на оценки в полугодиях.

Формы подведения итогов:

  • концертная деятельность в ГБОУ Зеленоградском дворце творчества детей и молодежи;
  • участие в конкурсах, фестивалях детского и юношеского творчества.

2. Учебно-тематический план

Название разделов

Всего

(часов)

Теория

(часов)

Практика

(часов)

1. Разбор новых произведений.

23

3

20

2. Динамические оттенки в произведениях.

7

1

6

З.Темп и его изменения.

5

1

4

4. Штриховое многообразие.

5

1

4

5. Ферматы.

5

1

4

6. Снятия, вступления.

7

1

6

7. Закрепление пройденного материала, работа над синхронностью игры произведений.

20

20

Всего:

72

8

64

        Разделы программы не меняются каждый год, усложняется изучаемый музыкальный материал.

3. Содержание программы

1. Разбор новых произведений.

Теория: сведения о композиторе, времени, когда написано произведение, исполнительские сложности, особенности исполнения. Если есть возможность, то произведение прослушивается в записи.

Практика: новые произведения разбираются по частям или по тактам (в зависимости от сложности произведения). Если дирижер слышит неточности в исполнении той или иной группы инструментов, то останавливается на этом месте и отрабатывает его с группой до устранения неточностей.

2. Динамические оттенки в произведениях.

Теория: воспитанникам рассказывают как обозначаются динамические оттенки в и как следует управлять звуком па инструменте.

Практика: «по рукам» дирижера исполняются: р, mp, mf, f, crescendo, diminuendo.

3. Темп и его изменения.

Теория: темп является одной из существенных сторон музыки. Каждой музыкальной пьесе присущ свой темп, обусловленный идей по эмоциональным содержанием, характерными жанровыми и стилистическими чертами, а также индивидуальным своеобразием произведения. Изменения темпа — способ музыкальной выразительности.

Практика: обозначений темпов огромное множество. Дирижер показывает темп оркестру по такту. Задача детей научиться определять темп «по рукам» дирижера. Изменение темпа в произведении также показывается дирижером. Чтобы уловить изменения темпа, учащийся должен смотреть на дирижера и выполнять его требования.

4. Штриховое многообразие.

Теория: каждое музыкальное произведение имеет свой характер, свою стилистическую особенность. Часто характер музыки выражается именно через штрихи (А. Лядов «Зайчик» штрих преимущественно staccato - отрывисто, К.Сен-Санс «Лебедь» -legato-плавпо). Также в оркестре народных инструментов встречаются специфические штрихи.

Практика: в каждом музыкальном произведении дирижер по партиям сверяет штрихи, предлагаемые в партитуре с исполняемыми. Дирижер добивается правильности исполнения штрихов от разных групп инструментов.

5. Ферматы.

Теория: фермата - знак, увеличивающий на неопределенное время длительность ноты, аккорда или паузы. Фермата в нотах обозначается значком полукруг с точкой по середине. Продолжительность ферматы определяется ее выразительным значением в связи с жанром, стилем, характером музыки, а также интерпретацией и художественным вкусом исполнителя.

Практика: с помощью дирижерских жестов, воспитанники учатся слушаться «рук» дирижера и исполнять ферматы в точности с требованиями дирижера.

6. Снятия, вступления.

Теория: специальные приемы, используемые в дирижировании для прекращения и начала звучания, обычно называют «снятием» и «вступлением». Жест дирижера зависит от темпа, динамических оттенков и общего характера музыки, жесты снятия или вступления будут иметь различную амплитуду и энергию.

Практика: на примере изучаемых произведений проводятся систематические проигрывания различных моментов, где есть снятие и вступление.

7. Закрепление пройденного материала, работа над синхронностью исполнения произведений.

Практика: воспитанники младших классов при игре в оркестре сильно увлечены, уверенно обращаются с инструментом. Задача дирижера - научить ребенка смотреть на руки и стараться играть вместе с остальными участниками оркестра.

4. Методическое обеспечение

Чтобы обучить ребенка, который еще не очень хорошо владеет инструментом, основным навыкам игры в оркестре, дирижер подбирает репертуар, который воспитанники могут легко сыграть. Ребёнок сильно увлечен нотным текстом. От него очень трудно добиться, чтобы ребёнок смотрел на руки дирижера, выполнял его требования и играл синхронно с другими членами коллектива. Для младшего оркестра лучше всего подойдут простейшие русские народные песенки: «Во саду ли в огороде», «Как йод горкой пол-горой», «Ах, ты береза» и др.

Каждый ребенок индивидуален. Один воспитанник с блеском осваивает программу, другой абсолютно не готов к занятиям в старшем оркестре. Отстающих детей дирижер оставляет в оркестре до тех пор, пока воспитанник не будет готов к переходу в старший оркестр. В таких случаях учебно-тематический план остается тот же, но дирижер, учитывая участие отстающих детей в коллективе, должен каждый год обновлять репертуар новыми интересными произведениями одинаковыми по сложности исполнения.

Материально-техническое обеспечение

Для проведения занятий по классу оркестра необходимо:

  • просторная аудитория для занятий;
  • стулья;
  • пюпитры;
  • музыкальные инструменты (количество в зависимости от количества участников): домра пикколо, домры малые, домры альтовые, домры басовые. домра контрабас, балалайки примы, балалайки секунды, балалайки альт, балалайки бас, балалайки контрабас, клавишные гусли, баяны, аккордеоны; набор ударных инструментов (малый барабан, тарелки, большой барабан, ксилофон, бубен, колокольчики, треугольники, трещотки, металлофоны или глеки, колокола, ложки, маракасы, кастаньеты, палочки, коробочка, ухват, пила, стиральная доска и др.); фортепиано; жалейки; флейта, свистульки;
  • дирижерский пульт;
  • дирижерские палочки;
  • медиаторы;
  • папки для партий;
  • партитуры;
  • ключи для настройки инструментов;
  • школьная доска, мел;
  • магнитофон для прослушивания записей.

5. Список литературы

  • И.Г.Лаптев «Детский оркестр в начальной школе», М., 2001 г.;
  • В. Матонис «Музыкально-эстетическое воспитание личности», Л., 1988 г.;
  • «Фольклор - музыка - театр» под ред. СИ. Мерзляковой, М., 1999 г.;
  • П. Алексеев «Русский народный оркестр», М., 1953 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по музыке во 2 классе по теме:"Симфонический оркестр. Оркестр русских народных инструментов".

Данный тест по музыке во 2 классе предназначен для проверки уровня усвоения материала о симфоническом оркестре, и оркестре русских народных инструментов....

Программа дополнительного образования "Оркестр русских народных инструментов"

Рабочая программа дополнительного образования "Оркестр русских народных инструментов". Рассчитана на взраст 7-15 лет. Срок реализации 5 лет...

Музыка моего народа. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов.

расширение музыкального кругозора учащихсязнакомство с русскими народными инструментам и историей их появления;закрепление навыков игры на народных инструментах;нравственное воспитание уч-ся,...

Технологическая карта урока музыки в 4 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. Тема: «Оркестр русских народных инструментов»

Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»Тема:  «Оркестр русских народных инструментов»Тип урока: ОНЗ (Открытие  новых знаний)Цели:   Образовательный аспект :·...

Учебно-методический материал к уроку музыки.1 класс. 2 четверть. Тема "Оркестр русских народных инструментов". Программа В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Здесь представлена технологическая карта урока музыки в 1 классе. 2 четверть. Тема "Оркестр русских народных инструментов". Данный материал ориентирован на работу с учебником "1 класс. ...

Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)

Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа оркестра русских народных инструментов "Резонанс"

Дополнительная общеразвивающая программа объединения ОРНИ «Резонанс» относится к программам художественной направленности. Рассчитана на детей в возрасте 6-18 лет. Срок реализаци...