Технологическая карта урока музыки в 4 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. Тема: «Оркестр русских народных инструментов»
план-конспект урока по музыке на тему

Кузьмина Светлана Юрьевна

Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

Тема:  «Оркестр русских народных инструментов»

Тип урока: ОНЗ (Открытие  новых знаний)

Цели: 

 Образовательный аспект :

·        знакомство с обычаями и традициями народного праздника масленица, с  музыкальным фольклором (масленичные песни, частушки)

·         развивать способности выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;

·        овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Развивающий аспект :

·        содействовать развитию у школьников логического мышления, музыкальной речи;

·        способствовать развитию познавательного интереса;

·        развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов;

·        способствовать формированию правильной  речи через проблемный диалог;

·        создать условия для развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.

Воспитательный аспект:

·        содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;

·        активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся;

·        показать значение народных традиций в жизни, побудить применять эти знания.

 

Формируемые УУД.

Личностные:

- развивать доброжелательность, трудолюбие, аккуратность;

- развивать учебную мотивацию;

-самоопределение;

Регулятивные:

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-  определять и формулировать цель деятельности;

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

- умение адекватно оценивать свою деятельность

Познавательные:

- Наблюдение за использованием   музыки в жизни человека;

-  любознательность и познавательная  инициатива;

-  умение в постановке проблемы и учебной цели;

- готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

- Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;

 - умения обобщать знания и делать выводы;

Коммуникативные:

- умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью;

- умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- умение с помощью вопросов  получать необходимые сведения от товарища (при работе в группах);

- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- умение  аргументировать свои высказывания;

- умение четко выражать свои мысли;

- умение уважительно относиться к позиции другого, объяснять свое несогласие и пытаться договариваться.

Ресурсы:

Технические средства обучения:

Компьютер ,колонки

медиапроектор,

фортепиано.

Экранно-звуковые пособия:  презентация в  Power Point , презентация к уроку.

Формы работы:

Фронтальная

Работа в группах

Индивидуальная

Виды деятельности учащихся:

Слушание музыки

Пение

Инструментальное музицирование

Музыкально –пластическое движение

Музыкальный материал:

 Р. н. п. «Ах вы, сени, мои сени»

Р.н.п. «Донцы-молодцы»

Частушки…

Аудиоэнциклопедия. Звучание русских народных инструментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog_karta_uroka_muzyki.docx40.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  музыки в 4  классе

по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

Подготовила учитель музыки ГБОУ СОШ с.Узюково Кузьмина С.Ю.

Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

Тема:  «Оркестр русских народных инструментов»

Тип урока: ОНЗ (Открытие  новых знаний)

Цели:  

 Образовательный аспект :

  • знакомство с обычаями и традициями народного праздника масленица, с  музыкальным фольклором (масленичные песни, частушки)
  •  развивать способности выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Развивающий аспект :

  • содействовать развитию у школьников логического мышления, музыкальной речи;
  • способствовать развитию познавательного интереса;
  • развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов;
  • способствовать формированию правильной  речи через проблемный диалог;
  • создать условия для развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.

Воспитательный аспект:

  • содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;
  • активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся;
  • показать значение народных традиций в жизни, побудить применять эти знания.

Формируемые УУД.

Личностные:

- развивать доброжелательность, трудолюбие, аккуратность;

- развивать учебную мотивацию;

-самоопределение;

Регулятивные:

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-  определять и формулировать цель деятельности;

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

- умение адекватно оценивать свою деятельность

Познавательные:

- Наблюдение за использованием   музыки в жизни человека;

-  любознательность и познавательная  инициатива;

-  умение в постановке проблемы и учебной цели;

- готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

- Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;

 - умения обобщать знания и делать выводы;

Коммуникативные:

- умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью;

- умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- умение с помощью вопросов  получать необходимые сведения от товарища (при работе в группах);

- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- умение  аргументировать свои высказывания;

- умение четко выражать свои мысли;

- умение уважительно относиться к позиции другого, объяснять свое несогласие и пытаться договариваться.

Ресурсы:

Технические средства обучения:

Компьютер ,колонки

медиапроектор,

фортепиано.

Экранно-звуковые пособия:  презентация в  Power Point , презентация к уроку. 

Формы работы:

Фронтальная

Работа в группах

Индивидуальная

Виды деятельности учащихся:

Слушание музыки

Пение

Инструментальное музицирование

Музыкально –пластическое движение

Музыкальный материал:

 Р. н. п. «Ах вы, сени, мои сени»

Р.н.п. «Донцы-молодцы»

Частушки…

Аудиоэнциклопедия. Звучание русских народных инструментов.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Содержание учебного материала

Музыкальный материал

Орг. Момент.

2 мин.

Настрой на урок с опорой на имеющиеся знания о народном фольклоре

Эмоционально настраиваются на урок

(вход под музыку «Ах вы, сени, мои сени» р.н.п.)

Музыкальное приветствие:

«Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, учитель!»

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться

Будем думать, рассуждать

Можем мы урок начать!?

Актуализация знаний.

Моделирование проблемной ситуации.

2 мин.

 Мотивация учебной деятельности -отгадывают загадку 

 Размышляют и рассуждают о  роли музыки в жизни человека, исходя из жизненного опыта

У: Сегодня, ребята, я приглашаю вас вместе со мной в очередное путешествие по удивительному миру музыки, чтобы расширить свои познания. Вы готовы?

(слайд 1)

И начать хотелось с загадки, отгадав которую вы поймете, о чем же сегодня пойдет речь.

Бубен есть, трещотка, дудка,

Балалайка, гусли, домра,

Есть баян и вот гармошка,

Даже расписные ложки,

Все играют звонко, дружно,

Слушать их не надоест,

Отгадать ребята, нужно,

Что же это…. (ОРКЕСТР)  

И так о чем же сегодня пойдет речь???

У: Правильно – об оркестре.

Ребята, а что же такое оркестр? (слайд 2)

У: ОРКЕСТР – коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах.

Оркестры по своему составу, как вы знаете, бывают разные. О каком оркестре идет речь в моей загадке? ( об оркестре нар. инструментах)

А что же такое оркестр нар. инструментов?

Постановка цели и задач урока

 

2 мин.

 Подводит учащихся к определению темы. Назавает цель урока

 Вступают в диалог, сотрудничество с учителем

У: И тема нашего урока называется  «Знакомство с оркестром русских народных инструментов»  

Цель нашего урока – познакомиться с историей  создания оркестра русских народных инструментов, а так же с      русскими народными музыкальными инструментами, их тембровой окраской.

Первичное усвоение новых знаний

17 мин.

 

4.Физ. Минутка

2 мин.

Рассказ об истории создания первого оркестра русских народных инструментов

Предлагает исполнить песню

Организация совместной исполнительской деятельности

Знакомство с музыкальными инструментами.

Выражают свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого

Проявляют эмоциональную отзывчивость , личностное отношение при исполнении р.н. песни

Инсценируют песню, импровизируя танцевальные движения – участвуют в создании музыкально –пластической композиции

Отгадывают  загадки, знакомятся с изображением инструментов, слушают звучание инструментов.

Учитель: Оркестр возник из маленького ансамбля - "Кружка любителей игры на балалайках"
20 марта 1888 г. вошло в историю отечественной и мировой музыкальной культуры как День рождения первого в России оркестра русских народных инструментов.
(Слайд 3)

Первый подобный коллектив был создан в 1888г. В Санкт – Петербурге балалаечником В.В, Андреевым как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и зарубежом получил название «Великорусского оркестра». После Октябрьской революции оркестры рус. нар. инстр. Получили широкое распространение и существуют практически повсеместно.(Слушание) (Слайд 4)

 Репертуар рус. нар. оркестров включает обычно обработки рус.нар. песен и переложения сочинений. Давайте вспомним одну из них. Сядьте как исполнители:

 -дыхательное упражнение;

- распевание.

Исполнение Р.н.п. «Донцы-молодцы»

Все инструменты входящие в состав оркестра русских народных инструментов делятся на три группы: Струнно щипковые, духовые, ударные.

А сейчас попробуем узнать,  какие же русские народные инструменты существуют.

А помогут вам в этом  загадки , которые выучили мои помощники:

1 ученик: «Ой, звенит она, звенит,

Всех игрою веселит.

А всего то 3 струны,

Ей для музыки нужны.

Кто такая? Отгадай-ка

Озорная …. (БАЛАЛАЙКА) (Слайд 6)

Не одну сотню лет на Руси известна балалайка. В 18-19 веках была самым распространенным нар.инструментом. Под нее плясали, пели песни.

БАЛАЛАЙКА  - струнный щипковый инструмент. У нее деревянный треугольный корпус, длинный гриф, на который натянуто 3 струны. Извлекается звук щипками или ударами указательного пальца по всем струнам сразу. Балалаек целое семейство и большие и маленькие . ( слушание) (Слайд 7)

2 ученик: «Играет, а  не гитара.

Деревянная, а не скрипка

Круглая, а не барабан.

Три струны, а не балалайка?»  (ДОМРА) (Слайд 8)

ДОМРА – струнный щипковый инструмент,с овальным корпусом, с длинным грифом и 3-4 струнами. Звук извлекается с помощью медиатора (спец.маленькая пластиночка, похожая на листок). Этот инструмент – основа народного оркестра. (слушание) (Слайд 9)

(Слайд 10) 3 ученик:

 «Сам Садко на них играл и душевно напевал,

  Перебрал он много струн, вышел из моря Нептун»  (ГУСЛИ) (Слайд 11)

ГУСЛИ – Это один из самых древних инструментов, известных на Руси еще в 6 веке. Что из себя представляет инструмент? Доска, похожая на крыло, с натянутыми на нее струнами (от 5 до 12) Их клали на колени и перебирали струны пальцами или медиатором. В далекие давние времена гусляры сказывали – былины. Их называли «баяны»

 ( слушание)  (Слайд 12)

4 ученик: «Приложил к губам я трубку, понеслась по лесу трель, инструмент тот очень хрупкий, называется…… (СВИРЕЛЬ) (Слайд 13)

Свирель – деревянная дудочка. С одной стороны у нее острый клюв, и имеются игровые отверстия. На ней играют преимущественно соло. Изготовляется из дерева с мягкой древесины – орешника, клена или черемухи.(слушание) (Слайд 14)

5 ученик: «Вышел в поле постушок, заиграл его…..(РОЖОК) (Слайд 15)

Рожок изготовляется из березы, клена или можжевельника. Звук рожка довольно мягкий, но сильный. (слушание) (Слайд 16)

6 ученик: «В деревнях она живет, очень жалобно поет» (ЖАЛЕЙКА) (Слайд 17)

Жалейка – народный духовой инструмент, представляет собой деревянную трубку с боковыми отверстиями. Нижний конец трубки часто вставляется в коровий рог, служащим резонатором.

(слушание) (Слайд 18)

Физ. Минутка. Мультимедийная заставка.

8 ученик: «Деревянные сестрички, друг о друженьку стучат, всю округу веселят» (ЛОЖКИ) (Слайд 19)

Ложки – самый простой, самый распространенный инструмент русского народа.(слушание) (Слайд 20)

ТРЕЩОТКИ -  представляют собой деревянные пластинки, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки. .(слушание)  (Слайд 21,22)

9 ученик: «Есть бубенчики на нем,

По нему мы громко бьём,

С ним сейчас играть мы будем

Дайте в руки звонкий…. (БУБЕН) (Слайд 23)

БУБЕН – музыкальный ударный инструмент в виде деревянного обруча, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной, иногда в прорези вставляются бряцающие металлические пластинки. Упоминание о инструменте в 10 в. , использ.в ратном деле,а позднее бубном широко пользовались скоморохи.

(слушание) (Слайд 24)

Рубель-русский народный          шумовой инструмент, сделанный из пропаренного и специально высушенного бука, дуба или клёна, извлекают звук из рубеля при помощи специальной палочки.

(слушание) (Слайд 25,26)

10ученик: «В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь!

Звонкая, нарядная

Русская двухрядная

Заиграет только тронь,

Как зовут ее…. (ГАРМОНЬ) (Слайд 27)

Это очень интересный музык. Инструмент. Он не струнный и не ударный и не духовой. Он клавишно – пневматический. Клавишный – потому что у него есть клавиши – кнопочки. Музыкант нажимает на кнопочки и раздается звук. Правой рукой  музыкант играет мелодию, а  левой аккомпанирует. По бокам у гармони клавиатура с кнопками. А между ними – камера, в который закачивается воздух. Воздух накачивается к звуковым планкам гармошки и она звучит. гармони есть брат – БАЯН. Ни один русский народный праздник не обходится без гармони.

 Повторение ранее изученного материала

3 мин.

Повторение  жанра – Частушка.

Организация

 совместной

исполнительской

деятельности

Исполняют частушки.

Осуществляют

собственный музыкально- исполнительский замысел в пении и импровизации на   муз. инструментах

 А какую задорную песенку каждый на празднике по куплетику может спеть?, подскажите мне…частушка. Ребята, а вы знаете, что такое частушки? (Ответы детей).

Частушка- это веселая песенка, в которой много куплетов, появились частушки 200 лет назад, произошли они от шуточных прибауток и песен, плясовых и игровых припевок.  Кто сочиняет частушки? исполняются они  в оживленном темпе, характер частушки- озорной, насмешливый, шутливый.

Давайте вспомним, какие частушки мы знаем.

Исполним их: сначала девочки поют –мальчики аккомпанируют при помощи ложек, а затем наоборот.

Закрепление

6 мин.

Знакомит с правилами игры,

выполнения задания

Находят и называют отличительные признаки.

Определяют на слух, какой инструмент звучит.

Слайд № 12

Ребята! Народные инструменты познакомили нас лишь с небольшой частью русской народной культуры.

– А сейчас  предлагаю вам несколько заданий по теме сегодняшнего урока.

Игра «Третий лишний» - Из ряда слов укажите слово, не соответствующее по какому-либо признаку, ответ должен быть полным: название лишнего слова и почему.

  • Бубен, трещотка, литавры.
  • Домра, труба, свирель.
  • Балалайка, скрипка, гусли.
  • Жалейка, ложки, гитара.
  • Рояль, гармонь, рубель. Слайд 30,31,32,33,34
  • 2 задание.
  • Заключается в том, что бы определить на слух звучание народных инструментов. (Сядьте как слушатели)

Рефлексия

(подведение итогов урока)

4 мин.

Домашнее задание

2 мин

Подведение итога урока.

Объяснение домашнего задания.

Узнают на картинке тот или иной инструмент

Самооценка учащихся.

У:  И наш  урок подошел  к концу, сядьте поудобнее. Что мы сегодня узнали в результате нашего урока?  Где побывали?  А мы сейчас проверим были вы внимательны на уроке.  

•        Слайд 30,31,32,33,34

•        Назвать музыкальные инструменты по изображению на картинке, назвать группу, к которой принадлежит каждый

инструмент.

Как называются маленькие, шуточные песенки? (Частушки)

У: Молодцы, все назвали верно. Давайте сами оценим свою работу:  Кто доволен своей работой? Почему ты доволен?  А трудности вам встречались? Как вы их преодолели? А кого вы хотели бы поблагодарить за урок?

У: Ребята,  я принесла каждому из вас – солнышко, которое вы можете подержать в руках. Но оно не простое. На обратной стороне солнышка написано для вас д.з. Домашнее задание для каждого будет разное: кому-то найти поговорку про муз инструмент, кому-то сочинить частушку, а кому-то нарисовать рисунок . Вы дома внимательно прочитаете домашнее задание и выполните его к следующему уроку.

Ребята, вы славно все занимались!

Хочу сказать спасибо вам!

         До свидания!.

Выход из класса под музыку.

Заместитель руководителя ОУ_____________________________/ Поздеева Г.А./

МП


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Конспект урока музыки в 5 классе в рамках введения системно-деятельностного подхода ФГОС по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.

Застывшая музыка. Музыка и архитектура. Рскрытие заимообогощающих связей между различными сферами искусства на примере музыки и архитектуры....

Урок музыки в 5 классе. "Портрет в музыке и Изобразительном искусстве. Скрипка" Программа по музыке Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Слайд № 1. Тема урока .Слайд № 2-3 К какому жанру изобразительного искусства относятся эти картины? Что на них изображено?Слайд № 4. Проблема урока.Слайд № 5.На картине Ботиччини один из ангелов играе...

Презентация "Дж.Гершвин. Симфоджаз". Программа авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной

Знакомство с жанром симфоджаза на примере музыкального произведения Дж.Гершвина. К презентации прилагается видео-материал: Уинтон Марсалис - Джаз в Марсиньяке и Смфония №40 В.А.Моцарта....

Календарно-тематическое планирование 2 кл. к программе "Музыка" (Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.)

Календарно-тематическое планирование 2 кл. к программе "Музыка" (Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.)...