Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Аккордеон"
рабочая программа на тему

Миронова Екатерина Александровна

Программа ознакомительного уровня для детей 1-2 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tit._list_.doc75.5 КБ
Microsoft Office document icon muzits.podg_._ork._akkordeon_oznak._ur._1_stup.doc196.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ЗДТДиМ

____________ О.Н. Сорокина

"____"______________20__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Аккордеон»

(Оркестровая студия «Гармония»)

Направленность - художественная

Уровень - ознакомительный

Возраст учащихся – 1-2 классы

Срок реализации программы– 1 год

Авторы:

педагоги дополнительного образования

Мужичкова Наталья Ивановна,

Бармина Галина Ивановна,

Миронова Екатерина Александровна,

методист

Максимкина Светлана Владимировна

МОСКВА - 2014

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Аккордеон»

(Оркестровая студия «Гармония»)

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель методического  совета__________________/                               /

СОГЛАСОВАНО

Управляющим  советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель управляющего  совета__________________/                               /



Предварительный просмотр:

ГБОУ ЗДТДиМ

Дополнительная общеобразовательная программа

«Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Аккордеон»

Содержание

1. Пояснительная записка        

2. Учебно-тематический план        

3. Содержание программы        13

4. Методическое обеспечение программы        16

5. Список литературы        19

6. Приложение 1                                                                                        20

7. Приложение 2                                                                                        25

1. Пояснительная записка

Направленность

Программа «Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Аккордеон» является модифицированной, ознакомительного уровня 1 ступени и имеет художественную направленность. Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.)

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Аккордеон - один из видов усовершенствованной гармоники. Гармоникой называется музыкальный инструмент, в котором звук издается колеблющимися язычками (голосами), приводимыми в движение воздушной струей, нагнетаемой специальным мехом.

В разных странах гармоника подвергалась видоизменениям и усовершенствованиям. Особенное разнообразие гармоник встречается в России. В конце 80-х годов XIX века в городе Ельце, Орловской губернии, местными мастерами была сконструирована и получила большое распространение «Елецкая рояльная» гармоника. На правой стороне этой гармоники клавиши были расположены в два ряда по принципу клавиатуры фортепиано. Такая гармоника по своей конструкции является прототипом современного аккордеона.

В настоящее время аккордеон является одним из наиболее распространенных  инструментов, используемых в оркестрах русских народных инструментов.

Программа «Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Аккордеон» направлена на формирование и развитие навыков коллективного (оркестрового) инструментального музицирования у детей и подростков в оркестровой студии «Гармония» через обучение игре на русских народных инструментах. Этот вид деятельности является одной из самых доступных форм привлечения обучающихся к музыкальному творчеству в системе учреждений дополнительного образования детей. Различные формы коллективного музицирования (ансамбль, развивающие музыкальные игры), концертная деятельность, реализация различных творческих проектов предполагают активное участие детей в образовательном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса ребенка к этому виду искусств

Отличительные особенности

Программа разработана для обучения учащихся в оркестровой студии «Гармония» ГБОУ Зеленоградского Дворца творчества детей и молодежи на основе обобщения педагогического опыта, с учётом особенностей образовательной деятельности творческого объединения, анализа результативности деятельности творческого объединения, с позиции требований, предъявляемым к образовательным программам как элементу российской образовательной системы и мониторинга образовательного процесса.

Программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного (оркестрового) инструментального мышления у детей и подростков оркестровой студии «Гармония» через овладение первоначальными исполнительскими навыками игры на инструменте. 

Коллективное музицирование в оркестре русских народных инструментов является одной из самых доступных форм привлечения учащихся к музыкальному творчеству в системе учреждений дополнительного образования детей. Различные формы коллективного музицирования (ансамбль, развивающие музыкальные игры групповые занятия по музыкально-теоретическим дисциплинам, концертная деятельность, реализация различных творческих проектов) предполагают активное участие детей в образовательном процессе. Оркестр, как творческая единица, может представлять своебразный эстетический всеобуч. В оркестре музыканты не только постигают мир прекрасного, гармонию мыслей и чувств. Деятельностный характер (музыкально-исполнительский) вид познания позволяет активно преобразовывать свой внутренний мир, делает необходимым освоение смежных с музыкой видов искусств, получение широких музыкально-теоретических знаний.

Цель: создание условий для приобретение учащимися первоначальных навыков игры на аккордеоне и включения их в коллективное музицирование в составе оркестра русских народных инструментов.

Задачи:

образовательные:

  • приобретение основ игры на инструменте для участия в коллективном музицировании в оркестре русских народных инструментов;
  • формирование начальных технических и художественных навыков игры на аккордеоне;
  • обучение нотной грамоте;
  •  изучение музыкальных произведений детской музыкальной классики;
  • изучение истории инструмента
  • знакомство с техникой безопасности;

развивающие

  • выявление и развитие музыкальных способностей: чувства ритма, ладового чувства, музыкально-слуховых представлений для исполнительской самореализации обучающегося;
  • развитие способности к художественному сопереживанию, образному и ассоциативному мышлению, творческому воображению развитие природных способностей обучающегося через создание атмосферы музыкального сотворчества;
  • развитие музыкально-аналитических способностей;
  • повышение мотивацию к креативной и просветительской деятельности учащегося;
  • развитие художественного вкуса и потребности в самостоятельном общении с музыкой и в музыкальном самообразовании;

воспитательные:

  • формирование личностных качеств учащихся: добросовестности, самостоятельности, воли, усидчивости, принципиальности, чувству долга;
  • воспитание уважительного отношения учащихся в общении с другими детьми и взрослыми, формируя коммуникативные качества личности;
  • формирование интереса к знаниям и любви к музыке на лучших образцах народной музыки, произведениях русских и зарубежных классиков и лучших произведениях современных композиторов;
  • воспитание бережного отношения к личному имуществу и имуществу коллектива.

Возраст учащихся: 1-2 класс

Сроки реализации программы: 1 год

Формы и режим занятий:

занятия индивидуальные, проходят 2 раза в неделю по 30 мин., 1 час в неделю, 44 часа в год, 32 часа аудиторных занятий и 12 часов социальная практика (другие формы работы).

К занятиям в творческом объединении по данной программе привлекаются учащиеся без предварительного отбора. Приёмные экзамены будущие учащиеся не сдают: педагог проверяет лишь их музыкальные данные (мелодический и гармонический слух, чувство ритма, музыкальную память), с тем чтобы определить наличие музыкальных способностей, выявить общий уровень развития индивидуальности ребёнка и ее особенности.

Все необходимые навыки игры на инструменте отрабатываются систематически на занятиях с помощью специального составленного комплекса упражнений, основанных на пьесах репертуара. Таким образом, учащиеся быстро приобретают необходимые навыки, что даёт им возможность выступать на сцене с первых лет обучения.

Объем индивидуальных занятий определен в соответствии с целями и задачами программы, психофизиологическими особенностями учащихся и содержанием учебного материала. На каждом занятии используются различные формы работы:

  • метро-ритмические упражнения;
  • усвоение основных музыкально-теоретических знаний;
  • выработка необходимых исполнительских приемов;
  • чтение с листа;
  • творческие упражнения (подбор по слуху);
  • показ педагогом;
  • беседа о музыке; прослушивание аудиозаписей;
  • прослушивание аудиозаписей.

Прогнозируемые результаты

В конце первого года обучения учащийся должен освоить необходимые знания, умения и навыки:

  • познакомиться с нотной грамотой: изучить ноты первой октавы на клавиатуре аккордеона (правая рука - скрипичный ключ, левая - басовый), длительности нот, знаки альтерации, штрихи;)
  • освоить посадку за инструментом, постановку правой и левой руки, технику владения мехом, первичные навыки приёмов звукоизвлечения: non legato, legato
  • динамические оттенки: mf, f, crescendo, diminuendo.

За первый год учащиеся должен пройти большое количество простейших разнохарактерных произведений на основе народных песен для накопления репертуара, для свободного чтения с листа, знакомства с разнообразными ритмическими рисунками.

На полугодовом экзамене учащиеся должны играть два разнохарактерных произведения двумя руками. На экзамене во втором полугодии учащийся сдает два разнохарактерных произведения более развернутых по форме и техническим навыкам.

Формы подведения итогов

реализации дополнительной образовательной программы 

  • итоговые прослушивания для родителей (в форме классных концертов);
  • итоговые открытые занятия;
  • отчетные концерты;
  • конкурсные выступления различных уровней;
  • концертные выступления различных уровней;
  • коллоквиум (собеседование) по результатам образовательной деятельности;
  • академические концерты.

Требования к учащимся

  • воспитание основ умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных и творческих задач;
  • индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Прогнозируемые результаты образовательной деятельности определены с учётом следующих внешних объективных факторов:

  • массовое распространение у детей младшего школьного возраста нарушений психического и двигательно-моторного характера;
  • неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства;
  • отсутствие гармонично развивающей ребёнка звуковой окружающей среды;
  • перегрузки в общеобразовательной школе;
  • отсутствие необходимого количества инструментов для домашних занятий.

Формы и критерии промежуточной и итоговой диагностики:

  • открытые занятия для родителей;
  • итоговые открытые занятия;
  • участие в творческих проектах художественно-эстетической направленности;
  • участие в методических семинарах различного уровня;
  • тестирование;
  • беседа.

Диагностика результативности обучения осуществляется педагогом на каждом занятии, каждом открытом выступлении. Результаты заносятся в итоговую диагностическую карточку два раза в год.

Оценка творческих достижений учащегося основывается на следующих данных:

- отношение учащегося к образовательному процессу в творческом объединении, домашняя подготовка, систематичность посещения занятий по обязательным предметам старание и прилежность;

- активность участия учащегося в творческих проектах, открытых мероприятиях  объединения и учреждения;

- результативность участия в конкурсах и фестивалях.

В течение учебного года учащиеся ознакомительного уровня обязательно выступают на различных открытых прослушиваниях с исполнением 2-3 произведений программы. 

При оценке выступления учащегося и определения уровня обученности (низкий, средний, высокий) необходимо учитывать следующие критерии:

  • «высокий уровень» обученности выставляется за технически грамотное исполнение программы, при которой достигнутая в процессе занятий исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений. А так же, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно по форме, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла, продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а так же приемами качественного звукоизвлечения;
  • «средний уровень» обученности выставляется в том случае, если учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения, программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены технические, ритмические и стилистические неточности. Учащийся демонстрирует пластичность и свободу игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность исполняемого произведения;
  • «низкий уровень» выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение пьесы. Произведение исполнено наизусть с ошибками, остановками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению. Учащийся показывает недостаточное владение техническими приемами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.

2. Учебно-тематический план

Название разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение в предмет. Техника безопасности.

1

1

-

2.

Донотный период. Изучение основных жанров детского фольклора и жанров детской музыки (песня, марш, танец) и истории музыкальных инструментов.

2

1

1

3.

Изучение нотной грамоты в соответствии с исполняемым музыкальным материалом.

2

1

1

4.

Обучение первоначальным навыкам игры на инструменте:

- нотная грамота;

- постановка рук;

- развитие общей координации рук и пальцев;

- развитие чувства ритма.

5

3

7

5.

Развитие технических и ансамблевых навыков игры в оркестре:

- чтение с листа; разучивание партий;

- знакомство с дирижёрскими жестами.

5

1

4

6.

Работа над художественным образом исполняемых произведений (оркестровых партий).

15

1

14

7.

Развитие слуховых и музыкальных представлений (слушание музыки, образовательные беседы).

1

1

9.

Итоговые занятия.

1

1

10.

Социальная практика.

12

2

10

Итого:

44

10

34

3. Содержание программы

1. Введение в предмет. Техника безопасности.

Теория: правила поведения учащихся в кабинетах отдела музыкального творчества (подготовка учебного места, выполнение правил пожарной и электробезопасности, соблюдение правил гигиены, отключение мобильных телефонов и запрет на пользование звуковоспроизводящей аппаратурой во время занятий). Правила уличного движения. Правила противопожарной безопасности. Правила поведения на занятиях. Знакомство с образовательной программой.

2. Донотный период. Изучение основных жанров детского фольклора и жанров детской музыки (песня, марш, танец) и истории музыкальных инструментов. 

Теория: жанры вокального и инструментального детского фольклора, история возникновения и развития народных музыкальных инструментов;

Практика: исторические сведения об инструменте, слушание музыки (в исполнении преподавателя) для ознакомления с приёмами игры и возможностями инструмента, изучение попевок, скороговорок, элементов обрядовых игр, прослушивание музыкальных произведений в исполнении на народных инструментах и вокальных ансамблей (аудиозапись, «живое исполнение»), подбор по слуху.

3. Изучение нотной грамоты в соответствии с исполняемым музыкальным материалом.

Теория: формирование понятийного аппарата (музыкальный лад, гамма, мотив, фраза, тоника, знаки альтерации, нотная грамота);

Практика: нотный стан, скрипичный ключ, названия, расположение нот в пределах первой и второй октавы, понятия: скрипичный и басовые ключи, нотный стан, тон, полутон, диез, бемоль, регистр. Мажор, минор. Знакомство с длительностями (целая, половинная, четвертная, восьмая), паузы.

4. Обучение первоначальным навыкам игре на инструменте.

Теория: изучение правил пользования инструментом. Беседа о необходимости правильного выполнения домашних заданий, самостоятельной работы вне занятия.

Практика: посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений, подготовительные упражнения, гимнастика для рук, работа над звукоизвлечением. Овладение элементарными техническими навыками. Навыки владения мехом, работа над пластикой игровых движений рук, игра упражнений, этюдов с простым ритмическим рисунком.

5. Развитие ансамблевых навыков игры в оркестре.

Теория: понятие об ансамбле и оркестре. История развития оркестровых коллективов русских народных инструментов творческого объединения, понятие «дирижёр». Беседа о выдающихся дирижёрах, особенностях дирижёрской техники. Знакомство с дирижёрскими жестами. Чтение с листа.

Практика: работа над штрихами, понятие о позиционной игре, простейшие виды расстановки пальцев (аппликатура), продолжение работы над звукоизвлечением. Разучивание оркестровых и ансамблевых партий.

6. Работа над художественным образом исполняемых произведений (оркестровых партий).

Теория: понятие «художественный образ», «музыкальный стиль». Композитор и исполнитель. Изучение средств художественной выразительности (динамика, агогика).

Практика: работа в ансамбле с  педагогом над выразительным исполнением. Выработка навыков исполнения агогических отклонений простых динамических оттенков, понятие «ауфтакт».

7. Развитие слуховых и музыкальных представлений (слушание музыки, образовательные беседы).

Теория: простейшие приёмы композиции (организации звукового материала). Знакомство с детскими музыкальными сочинениями.

Практика: слушание детских музыкальных сочинений, выполнение творческих заданий (устный рассказ, рисунок, музыкальное сочинение).

8. Итоговые занятия.

Теория: подбор индивидуальной программы для выступления. Обсуждение и анализ полученных знаний и умений, самоанализ.

Практика: игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на открытом прослушивании, концерте.

12. Социальная практика.

Теория: обсуждение и анализ реализации творческих проектов, беседы о музыке, анализ полученных музыкальных впечатлений.

Практика: участие в творческих проектах, конкурсах, фестивалях, репетициях коллектива, посещение концертов, творческих встреч, просмотр видеозаписей, слушание музыки, выполнение творческих заданий (рисунки, устные рассказы), совместная музыкальная практика с родителями учащихся.

4. Методическое обеспечение программы

Народные песни

Первоначальный этап обучения игре на инструменте наиболее сложный: именно в это время закладывается фундамент развития будущего музыканта. Одним из важнейших разделов учебного музыкального материала педагогика считала и считает фольклор, и прежде всего народные песни, которые просты в изложении и исполнении. Используя слова песен, ребенок лучше воспринимает ритмический рисунок, учится правильно читать длительности нот с листа. Знание текста песни не только способствует более осмысленному ее исполнению: в нужном темпе, характере, с должной артикуляцией, но и вызывает интерес к ней, желание исполнять ее со словами; помогает учащемуся определить законченность музыкальных структур - предложений, фраз, которые в музыкально-поэтических произведениях малых форм совпадают с законченностью поэтических построений.

Наиболее целесообразно использование в начале от коротких одноголосных мелодий в объеме I, V ступеней к увеличению их диапазона до октавы и более, от мажорного лада к минорному с поступенным движением, затем со скачками.

Первоначальные длительности - четверти, половинные, затем вводятся восьмые, четверти с точкой и шестнадцатые. В партии левой руки вначале используются басы основного ряда - они исполняются в различных сочетаниях с "готовыми аккордами"; позже в игру вводятся секстаккорды - мажорные (4 палец) и минорные (5 палец). Тональности C-dur (G-dur и F-dur), a-moll (e-moll, d-moll). Размеры - 2\4, 3\4, 4\4.

Работа над художественным образом начинается с первых шагов обучения игре на инструменте и освоения нотной грамоты.

Формы промежуточного и итогового контроля

Оркестровая студия «Гармония» - это локальная образовательная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов: образовательная деятельность, культурно-досуговая, воспитательная, работа с родителями.

Весь образовательный процесс поделен на этапы:

I этап - характеристика учащегося. Первая ступень адаптация детей к новым условиям, приобретение навыков общения - контакт педагога с ребенком, свобода общения. Техника безопасности, культура поведения, приучение к самостоятельной работе;

II этап - овладение каждым учащимся ведущими видами деятельности в каждом разделе программы. Основной вид деятельности - образовательный. Превалирующий вид – учебный;

III этап - переход от репродуктивно-практической деятельности к совместному с педагогом составлению плана по реализации тем и заданий и разработка планового проекта по индивидуальному замыслу, то есть начало самостоятельной творческой деятельности.

В конце каждого полугодия и в конце учебного года каждое выступление учащегося обязательно оценивается. Впечатление от исполнения учащимся музыкальной программы зависит от многих особенностей:

  • степень одаренности;
  • отношение к музыкальной работе;
  • степень готовности произведений;
  • степень соответствия трудности данного произведения и особенности ученика.

При этом учитываются:

  • правильность текста;
  • осмысленность текста (фразировка);
  • умение выбрать и сохранить темп произведения;
  • разнообразие звука, эмоциональность;
  • правильность исполнительских приемов ученика;
  • артистическая выдержка, устойчивость, стабильность исполнения;
  • общее поведение на эстраде.

Техническое оснащение занятий: аудитория для занятий, инструмент, стулья, подставки (под ноги для маленьких детей), пюпитр.

5. Список литературы

Список рекомендуемой литературы для учащихся:

1. А. Мирек «Самоучитель игры на аккордеоне», М.: 1965 г.

2. «Хрестоматия аккордеон» 1-3, 3-5, 5-7 классы сост. В. Мотов, Г.Шахов, М.: 2002 г.

3. «Хрестоматия педагогического репертуара для аккордеона» 1-2, 3-4 классы сост. Ю.Акимов, А Мирек, М.: 1968 г. 4. И.

4. Бойко «Педагогический репертуар баяниста», Ростов-на-Дону 2000 г.

5. В. Ефимов, Л. Кленков, А.Коробейников «Педагогический репертуар баяниста, аккордеониста» 1-7 классы, М.: 2001 г.

6. В.Ефимов, А.Коробейников, В. Шулешко «Педагогический репертуар баяниста и аккордеониста» 1-5 классы, М.: 2000 г.

7. В.Ефимов, А.Коробейников «Педагогический репертуар баяниста и аккордеониста. Пьесы, обработки, ансамбли» 1-7 классы, М.: 2002 г.

и др.

Список литературы для педагога:

1. «Аккордеон» программа для ДМШ, М.: 1967 г.

2. А. Варфоломос «Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов», Лен.: 1989 г.

3. А. Мирек «Самоучитель игры на аккордеоне», М.: 1965 г.

4. В. Матонис «Музыкально-эстетическое воспитание личности», Лен.: 1988г.

5. М.К. Коджаспирова «Педагогика», М.: Гардарики, 2004 г.

5. С.Мерзлякова «Фольклор - музыка - театр», М.: 1999 г.

1 З.Т.Киселева, Ю.Красильников «Социально-культурная деятельность», М.: 2004 г.

6. «Хрестоматия аккордеон» 1-3 класс сост. В. Мотов, Г.Шахов, М.: 2002 г.

Приложение 1

Техника безопасности

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда учащихся в кабинетах отдела музыкального творчества

ИОТ— 017 —2009

Общие правила поведения

Учащиеся обязаны:

  • учащийся обязан следить за гигиеной инструмента и своего учебного места;
  • учащиеся имеют право находиться на складе музыкальных инструментов только в присутствии педагога;
  • учащийся не имеет право самостоятельно пользоваться имуществом, хранящемся на складе (музыкальные инструменты, пюпитры, костюмы, подставки и прочее);
  • выдача музыкальных инструментов для домашних занятий учащихся со склада музыкальных инструментов производится в соответствии с требованиями сохранной расписки;
  • в случае порчи музыкального инструмента, находящегося в домашнем пользовании, материальную ответственность несут родители обучающегося;
  • учащийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности;
  • учащиеся обязаны бережно относиться к имуществу ДТДиМ, соблюдать чистоту и порядок;
  • учащиеся обязаны знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все команды педагога;
  • учащийся ДТДиМ проявляет уважение к старшим, заботится о младших. Учащиеся и педагоги обращаются друг к другу в уважительной форме. Воспитанники уступают дорогу взрослым, старшие воспитанники - младшим, мальчики - девочкам.

Запрещается:

  • запрещается приносить на склад музыкальных инструментов и использовать любым способом оружие, взрывчатые или огнеопасные вещества, спиртные напитки, наркотики, табачные изделия и другие одурманивающие средства, а также токсичные вещества и яды;
  • бегать на складе во избежании повреждения музыкальных инструментов и учебного оснащения помещения;
  • находиться в кабинете в верхней одежде;
  • высовываться в окна во время проветривания помещения;
  • пользоваться мобильными телефонами и плеерами.

Обязанности педагога:

  • педагог обязан обеспечить все необходимые меры для полной сохранности музыкальных инструментов и другого имущества, используемого в образовательном процессе;
  • педагог обязан следить за порядком на складе музыкальных инструментов;
  • педагог обязан сопровождать учащихся на склад для получения ими музыкальных инструментов;
  • педагог несет полную ответственность за сохранность музыкальных инструментов, используемых в образовательном процессе;
  • по окончании занятия педагог обязан проконтролировать, а при необходимости помочь учащимся убрать инструмент на склад;
  • с учетом здоровьесберегающих технологий педагог обязан подобрать музыкальный инструмент в соответствии с физическими особенностями учащихся, тем самым обеспечить правильную эксплуатацию инструмента и его сохранность;
  • педагог обязан соблюдать правила гигиены и обеспечивать порядок в кабинетах оркестровой студии «Гармония», необходимых для полной сохранности музыкальных инструментов.  

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда учащихся в кабинетах отдела музыкального творчества

ИОТ— 017 —2008

Общие правила поведения

  • учащийся приходит во ДТДиМ за 15-20 минут до начала занятий, с собой имеет сменную обувь;
  • перед началом занятия учащийся должен подготовить свое учебное место (выбрать нужный инструмент, приготовить подставки, пюпитр, нотную литературу);
  • учащийся обязан следить за гигиеной инструмента и своего учебного места;
  • учащиеся имеют право находиться в учебном кабинете только в присутствии педагога;
  • во время занятий учащийся не должен выходить из учебного кабинета без разрешения педагога или концертмейстера;
  • учащийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности;
  • учащиеся обязаны бережно относиться к имуществу ДТДиМ, соблюдать чистоту и порядок;
  • учащиеся обязаны знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все команды педагога;
  • при посещении ДТДиМ, учащиеся в возрасте 10 лет и старше (родители сопровождающие детей младшего возраста) обязаны предъявлять пропуск дежурному охраннику;
  • сопровождающие родители ожидают своих детей в фойе клубной части здания, проход в другие помещения не разрешается без сопровождения педагога;
  • учащийся ДТДиМ проявляет уважение к старшим, заботится о младших. Учащиеся и педагоги обращаются друг к другу в уважительной форме. Воспитанники уступают дорогу взрослым, старшие воспитанники - младшим, мальчики - девочкам.

Запрещается:

  • запрещается приносить во Дворец и на его территорию с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые или огнеопасные вещества, спиртные напитки, наркотики, табачные изделия и другие одурманивающие средства, а также токсичные вещества и яды;
  • пользоваться звуковоспроизводящей аппаратурой;
  • бегать по кабинету во избежание повреждения музыкальных инструментов и учебного оснащения помещения;
  • находиться в кабинете в верхней одежде;
  • высовываться в окна во время проветривания помещения;
  • пользоваться мобильными телефонами и плеерами.

Правила поведения на улицах и дорогах города:

  • учащийся по дороге во Дворец творчества должен правильно оценивать окружающую обстановку и выбирать безопасный маршрут, не соглашаясь на предложения друзей пройти через пустырь, стройку, глухой переулок;
  • в общественном транспорте соблюдать правила поведения и меры безопасности;
  • переходить дорогу можно только на зеленый свет светофора;
  • при переходе улицы нужно посмотреть сначала налево, затем направо;
  • запрещается переходить улицу в неположенном месте и на красный свет светофора;
  • запрещается организовывать подвижные игры рядом с проезжей частью.

Инструкция по технике безопасности

для учащихся оркестровой студии «Гармония»

  • учащимся не разрешается пользоваться розетками и любыми электроприборами самостоятельно;
  • в работе с клавишным синтезатором под руководством педагога использовать только указанный адаптер переменного тока РА- 300 или аналогичный, рекомендованный корпорацией YAMAHA;
  • учащийся не допускается к подключению адаптера инструмента к электрической сети;
  • запрещается открывать музыкальный инструмент и пытаться разобрать или модифицировать его внутренние компоненты;
  • запрещается использовать инструмент в условиях сырости и повышенной влажности, а так же при очень высокой или низкой температуре;
  • во избежание случайного падения инструмента и нанесения травмы учащемуся, не оставлять его в неустойчивом положении и использовать только специально предназначенную подставку.

Приложение 2

Аттестация учащихся

Педагогический мониторинг в рамках реализации данной программы осуществляется на каждом занятии. Цель занятия - создание условий для получения учащимся необходимых теоретических знаний, исполнительских навыков и умений и его общее музыкальное и гуманитарное воспитание.

К числу результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию; сформированность мотивации к учению и познанию; ценностно-смысловые установки детей, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;  
  • метапредметные результаты — освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В рамках реализации данной программы можно выделить следующие показатели, которые позволяют оценить результативность обучения:

  • положительная динамика в развитии гибкости, вариативности, оригинальности мышления, музыкальной памяти, понимания музыкальных образов, чувства ритма и музыкального слуха;
  • мотивация к музыкальному творчеству;
  • повышение общей мотивации к учению.

Динамику результативности можно отследить по следующим показателям:

  • разнообразие музыкальных интересов;
  •  формирование общего кругозора в предметной области;
  •  стремление к общению с музыкой;
  •  эмоциональный отклик на музыку;
  • сформированность первоначальных исполнительских навыков.

При оценке выступления учащегося и определения уровня обученности (низкий, средний, высокий) необходимо учитывать следующие критерии:

«высокий уровень» обученности выставляется за технически грамотное исполнение программы, при которой достигнутая в процессе занятий исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений. А так же, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно по форме, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла, продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а так же приемами качественного звукоизвлечения;

«средний уровень» обученности выставляется в том случае, если учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения, программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены технические, ритмические и стилистические неточности. Учащийся демонстрирует пластичность и свободу игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность исполняемого произведения;

«низкий уровень» выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение пьесы.

Произведение исполнено наизусть с ошибками, остановками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению. Учащийся показывает недостаточное владение техническими приемами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.

Требования к выступлениям учащегося в течение года:

1 полугодие – 2-3 разнохарактерных пьесы (возможна сдача оркестровых партий или исполнение программы в ансамбле с педагогом (страшим учащимся);

2 полугодие – 2-3 разнохарактерных пьесы (возможна сдача оркестровых партий или исполнение программы в ансамбле с педагогом (страшим учащимся).

Исполнение программы возможно и желательно в рамках реализации раздела «Социальная практика» (концерты, фестивали, творческие проекты).

Критерий отслеживания результатов:

  • уровень технического развития;
  • развитие памяти и внимания;
  • знания теории музыки;
  • степень овладения игры на аккордеоне;
  • развитие техники исполнения;
  • степень владение концертным репертуаром  оркестра;
  • ансамблевые навыки;
  • развитие слуха (мелодического и гармонического).

Успехи учащихся на занятиях оцениваются по трёхбалльной системе - ребёнку даётся словесная характеристика, осуществляется совместная рефлексия деятельности.

Результаты итоговой диагностики (один раз в полугодие) заносятся в индивидуальную карточку учета результатов обучения ребёнка по образовательной программе дополнительного образования детей.


Индивидуальная карточка

учета результатов обучения ребенка

по общеобразовательной программе дополнительного образования детей

Фамилия, имя ребенка________________________________________ Возраст__________

Предмет_______________________Педагог________________________________________

Название общеобразовательной программы

_____________________________________________________________________________

Дата начала наблюдения 1 сентября 20_____ года

Показатели

диагностики

_____________год обучения

Конец I полугодия

Конец учебного года

1. Теоретическая подготовка ребенка

1.1. Теоретические знания:

1.2. Владение специальной музыкальной терминологией

2. Практическая подготовка ребенка

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой (игровой аппарат, освоение приемов звукоизвлечения)

2.2. Музыкально- слуховые представления (память, воображение)

2.3. Творческие навыки (чтение с листа, подбор по слуху, сочинение)

3. Общеучебные умения и навыки ребенка

3.1. Личностные качества

Мотивация к музыкальному творчеству

Самостоятельность и самоконтроль

Отношение к общим делам объединения

3.2 Учебно-коммуникативные умения:

а) слушать и слышать педагога;

б) эстрадоустойчивость

в) способность к рефлексии деятельности

3.3 Учебно-организационные умения и навыки:

а) организовать свое рабочее (учебное) место;

б) соблюдать в процессе деятельности правила безопасности

4. Предметные достижения учащегося

4.1 На уровне детского объединения (студии)

4.2 На уровне ДТДиМ (учрежденческий)

4.3 На уровне округа (окружной)

4.4 На городском уровне (Московский)

4.5 На региональном уровне (Российский)

4.6 На международном уровне

Итого средний балл:

Уровни проявления (низкий, средний, высокий)

1 балл – слабо проявляется (низкий уровень - Н);

2 балла – проявляется на среднем уровне (С);

3 балла – высокий уровень проявления (В).

Педагог дополнительного образования _______________________/_________________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр"

Данная программа является ознакомительным курсом обучения 1-й ступени в оркестровой студии "Гармония" для детей 1-2 классов....

Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Фортепиано"

Учебный курс обучения игре на фортепиано для детей 1-2 классов в оркестровой студии "Гармония"....