Методическая разработка занятия по теме «Экологический фоторепортаж»
методическая разработка (5 класс) по теме

Дерец Юлиана Валентиновна

Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия образовательной программы «Детская студия телевидения Кораблик-TV» с учащимися второго года обучения по теме «Экологический фоторепортаж» и раскрывает вопрос вовлечения учащихся в реальный процесс фотосъёмки с целью последующего использования в их собственных публикациях.

Занятие проводится на территории ООПТ «Комаровский берег» и все практические действия, которые должны быть освоены учащимися, выполняются в реальных условиях натурной съёмки.

Цель занятия – сформировать у учащихся практические навыки репортажной съёмки на заданную (экологическую) тему.

Репортажная съемка даёт учащимся возможность потренироваться как в просто фоторепортаже, так и фоторепортаже строго тематическом, экологическом, имеющем свои особенности. Данная тема является переходной от фотографии, изучаемой на первом году обучения, к видеосъёмке, изучаемой во второй год обучения. Грамотно снятый фоторепортаж – идеальный способ привлечения внимания окружающих к выбранной автором теме.

Актуальность темы занятия – в возможности применения полученных экологических знаний и навыков фотосъёмки в жизни учащихся.

Занятие предполагает наличие у учащихся определённых теоретических знаний по этой теме, а также определённого жизненного опыта. Поэтому большое внимание уделяется подготовке к занятию, тщательному подбору дидактического материала и возможности его использования в полевых условиях.

Представленное мероприятие рассчитано на группу из 12 – 15 учащихся 2 года обучения, возраст учащихся 12 – 15 лет. Занятие проходит в течение двух академических часов (90 минут).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл экологический фоторепортаж1.72 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Зеленогорский дом детского творчества Курортного района г. Санкт-Петербурга

ГБОУ ДОД ЗДДТ Курортного района г. Санкт-Петербурга

Наименование методической разработки

«Экологический фоторепортаж»

Автор:

Дерец Юлиана Валентиновна

фамилия, имя, отчество

методист

по экологическому воспитанию учащихся

должность

     

подпись

Зеленогорск

Санкт-Петербург

2014 год

Пояснительная записка к методической разработке занятия

по теме «Экологический фоторепортаж»

Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия образовательной программы «Детская студия телевидения Кораблик-TV» с учащимися второго года обучения по теме «Экологический фоторепортаж» и раскрывает вопрос вовлечения учащихся в реальный процесс фотосъёмки с целью последующего использования в их собственных публикациях.

Отличительная черта: занятие проводится на территории ООПТ «Комаровский берег» и все практические действия, которые должны быть освоены учащимися, выполняются в реальных условиях натурной съёмки.

Цель занятия – сформировать у учащихся практические навыки репортажной съёмки на заданную (экологическую) тему.

Репортажная съемка даёт учащимся возможность потренироваться как в просто фоторепортаже, так и фоторепортаже строго тематическом, экологическом, имеющем свои особенности. Данная тема является переходной от фотографии, изучаемой на первом году обучения, к видеосъёмке, изучаемой во второй год обучения. Грамотно снятый фоторепортаж – идеальный способ привлечения внимания окружающих к выбранной автором теме.

Актуальность темы занятия – в возможности применения полученных экологических знаний и навыков фотосъёмки в жизни учащихся.

Занятие предполагает наличие у учащихся определённых теоретических знаний по этой теме, а также определённого жизненного опыта. Поэтому большое внимание уделяется подготовке к занятию, тщательному подбору дидактического материала и возможности его использования в полевых условиях.

Представленное мероприятие рассчитано на группу из 12 – 15 учащихся 2 года обучения, возраст учащихся 12 – 15 лет. Занятие проходит в течение двух академических часов (90 минут).

Для достижения заданной цели, формой проведения занятия был выбран метод практического обучения с использованием наглядных фотоматериалов и фототехники на территории ООПТ Комаровский берег, который расположен вдоль Приморского шоссе между Морской и Спортивной улицами посёлка Комарово Курортного района Санкт-Петербурга.

Из Википедии:

«Вдоль посёлка территория заказника ограничена высоким (до 30 метров) уступом (глинтом), покрытым зарослями высокоствольной реликтовой ольхи чёрной, произрастающей в таких количествах только в этом регионе. Глинистые грунты, но, тем не менее, хорошо дренируемые, способствуют произрастанию еловых лесов с включениями сосны, берёзы, осины, рябины, малины. Встречаются также заросли чины приморской.

Береговая полоса занята песчаными пляжами, подверженными ветровой эрозии и сформировавшимися в мелкие дюны.

Памятник природы «Комаровский берег» известен как один из немногих не застроенных участков на побережье Финского залива. Создавался он в 1992 году для сохранения елового леса и прибрежных дюн Финского залива. Заказник славится своими муравейниками. Только здесь обитает уникальный жёлтый муравей. Для того чтобы окончательно преградить доступ автомобилям в прибрежную зону построено барьерное ограждение вдоль Приморского шоссе.

К 2008 году в результате активной (агрессивной) деятельности человека территория заказника покрылась большим количеством дорог и тропинок, полянок для отдыха с кострищами. Не прекращаются попытки застроить зону заказника прибрежными базами отдыха с кафе и ресторанами и автомобильными стоянками»

Занятия групп объединения Кораблик-TV проходят на территории Комаровского берега с 2011 года. За четыре года занятий в архиве объединения накопилось много фотоматериалов, снятых учащимися и педагогом. Занятие в том виде, как оно представлено в данной методической разработке, в группе 2-го года обучения проводится в сентябре. Маршрут, по которому проходят учащиеся, после прокладки экологической тропы претерпел мало изменений. Ранее он начинался от дачи Рено на Морской улице и проходил вдоль прудов, спускался к Большому пруду, от Большого пруда вниз по тропинке,  поворачивал направо  параллельно шоссе до перекрёстка, далее налево к шоссе. После прокладки экологической тропы маршрут проходит по ней от Морской улицы до первого ответвления к нижней тропе (после «следов»), далее направо до перекрёстка с указателем следов и налево к Приморскому шоссе. Так же в общее время занятия включено транспортное время, во время которого проводится вступительная и финальная части занятия.

Дважды занятие проводилось как открытое – для педагогов и для родителей.

Последнее занятие, уже с использованием данной методической разработки, откорректированной под экологическую тропу, проходило в соответствии с рабочей программой 2-го года обучения 24 сентября 2014 года.

Примечания к методической разработке для педагогов, которые будут её использовать

  1. Независимо от Ваших планов – не выходите с детьми на экологическую тропу при силе ветра более 4 м.с. – падают старые ели.
  2. Погода не имеет решающего значения – мы снимали и в солнце, и в дождь – лишь бы дети надели резиновые сапоги. Мокро при любой погоде, как только сходишь с деревянного настила.
  3. Данная методичка легко трансформируется в обычное экологическое занятие, стоит только убрать элемент фотосъёмки.
  4. Дети хотят всё исследовать и проверять своими руками. Мои учащиеся заняты фотосъёмкой. Вам придётся самостоятельно продумать, чем занять детей кроме разговоров и что вам для этого понадобится. Например, для измерения возраста муравейника очень пригодится линейка или портняжный сантиметр. Но если вы и забудете линейку - вспомните, что расстояние между большим и указательным пальцем у взрослого – 15-16 см, а у 12-14 летних подростков 13-15 см или чуть поменьше.
  5. Занятие проводится весной и осенью, потому что растения и птицы в эти времена года могут сильно различаться.
  6. Белки стали большой редкостью на Комаровском берегу, и строительство экологической тропы не прибавило для них популярности верхнему лесу. Но вдоль Приморского шоссе их иногда можно встретить. Предупредите детей, что бегать за белкой «чтобы накормить» бесполезно, зверюшка сильно пугается.
  7. И последнее, ещё раз напомните детям: каждое сорванное здесь растение может оказаться особо охраняемым видом. А два – три вообще исчезающие.

Фотоматериалы, снятые детьми за четыре года проведения занятий на Комаровском берегу см. папку Фотографии учащихся

Введение

«Фотография — это средство понимания, неотделимое от прочих визуальных средств выражения. Это способ выкрикнуть, освободиться, а вовсе не доказательство и утверждение собственной оригинальности. Это способ жить»

Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson), фотограф

Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по образовательной программе «Детская студия телевидения Кораблик-TV» с учащимися второго года обучения, тема «Экологический фоторепортаж», и раскрывает вопрос вовлечения учащихся в реальный процесс фотосъёмки с целью последующего использования фотографий в их собственных публикациях.

Отличительная черта: занятие проводится на территории ООПТ «Комаровский берег» и все практические действия, которые должны быть освоены учащимися, могут быть выполнены в реальных условиях натурной съёмки.

Цель занятия: 

  • сформировать у учащихся практические навыки репортажной съёмки на заданную (экологическую) тему.

Реализуя данную цель, потребуется решить следующие задачи:

  • повысить информированности учащихся об ООПТ вообще и о памятнике природы Комаровский берег в частности;
  • сформировать этические навыки общения с людьми и природой;
  • сформировать у учащихся ценностное отношение к природе и активной жизненной позиции в деле ее охраны;
  • развивать навыки работы со съёмочной аппаратурой.

Учащиеся творческих объединений лучше запоминают информацию, подаваемую в наглядной и активной, деятельной формах. Особенно важны принципы наглядности и активного творчества для учащихся подросткового возраста, а второй год обучения в студии – это учащиеся 6 – 7 классов (12 – 15 лет). В занятии используется много материала, предполагающего наличие у учащихся определённых теоретических знаний по теме, а также определённого жизненного опыта. Поэтому большое внимание уделяется подготовке к занятию, тщательному подбору дидактического материала и возможности его использования в полевых условиях. Предлагаемая форма проведения занятия направлена на развитие творческого мышления и практических навыков учащихся. Что позволит развить следующие компетенции учащихся, такие как:

  • умение принимать ответственные решения;
  • участвовать в принятии групповых решений;
  • уважать результаты работы других людей;
  • бережно относиться к учебной и личной съёмочной аппаратуре;
  • этично относиться к объектам своих творческих исследований.

Для решения поставленных педагогом задач, наиболее приемлемой формой проведения занятия был выбран метод практического обучения на территории ООПТ Комаровский берег, с использованием наглядных фотоматериалов и фототехники.

Представленное мероприятие рассчитано на группу из 12 – 15 учащихся 2 года обучения, возраст учащихся 12 – 15 лет. Занятие проходит в течение двух академических часов (90 минут).

Занятие проводится в лесной части экологической тропы на территории памятника природы Комаровский берег, расположенного вдоль Приморского шоссе между Морской и Спортивной улицами посёлка Комарово Курортного района Санкт-Петербурга.

Из Википедии:

«Вдоль посёлка территория заказника ограничена высоким (до 30 метров) уступом (глинтом), покрытым зарослями высокоствольной реликтовой ольхи чёрной, произрастающей в таких количествах только в этом регионе. Глинистые грунты, но тем не менее хорошо дренируемые, способствуют произрастанию еловых лесов с включениями сосны, берёзы, осины, рябины, малины. Встречаются также заросли чины приморской.

Береговая полоса занята песчаными пляжами, подверженными ветровой эрозии и сформировавшимися в мелкие дюны.

Памятник природы «Комаровский берег» известен как один из немногих не застроенных участков на побережье Финского залива. Создавался он в 1992 году для сохранения елового леса и прибрежных дюн Финского залива. Заказник славится своими муравейниками. Только здесь обитает уникальный жёлтый муравей. Для того чтобы окончательно преградить доступ автомобилям в прибрежную зону построено барьерное ограждение вдоль Приморского шоссе.

К 2008 году в результате активной (агрессивной) деятельности человека территория заказника покрылась большим количеством дорог и тропинок, полянок для отдыха с кострищами. Не прекращаются попытки застроить зону заказника прибрежными базами отдыха с кафе и ресторанами и автомобильными стоянками»

Термины и понятия, используемые в теме: фотокамера, фоторепортаж, пейзажная съёмка, макросъёмка, журналистская этика, ООПТ, охраняемые виды.

Общая характеристика занятия

Тип занятия: комплексного применения знаний и способов деятельности

Вид занятия: общеразвивающий

Цель занятия - сформировать у учащихся практические навыки репортажной съёмки на заданную (экологическую) тему.

Обучающие задачи:

Обеспечить закрепление материала по теме «Репортажная съёмка». Научить выделять и фиксировать в кадре конфликт, при отсутствии чёткого сюжета съёмки. Совершенствовать навыки групповой и индивидуальной работы. Совершенствовать знания и навыки по журналистской этике.

Развивающие задачи:

Развивать у учащихся умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать и систематизировать информацию, формировать их познавательную активность и творческое мышление.

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к природе, стремление к сотрудничеству, уважительное отношение друг к другу и к окружающим.

К концу занятия учащиеся смогут:

  • Находить и фиксировать «бессюжетный» конфликт, внутренний и ситуационный;
  • Проводить пейзажную, панорамную и макросъёмку;
  • Оперировать новыми терминами;
  • Использовать полученную информацию;
  • Развить навыки практической деятельности.

Место и роль темы во всем курсе: Данная тема закрывает программу занятий первого года по теме «Фотография» и является переходной к программе занятий второго года по теме «Видеосъёмка». Фотография как искусство стала ступенькой к развитию кино и телевидения, которые произвели своего рода революцию в социальной, экономической и духовной жизни всего мира. Фотография, кинематограф и телевидение уже более ста лет формируют новый взгляд на человеческую личность и окружающий мир.

Оборудование и материалы, применяемые на занятии:

  • Цифровые фотоаппараты.
  • Ноутбук (не обязательно)
  • Заламинированный конспект занятия (Приложение 1)
  • Заламинированные фотографии представителей флоры и фауны Комаровского берега (Приложение 2)
  • Заламинированные карточки с терминами и их определениями (Приложение 3)
  • Заламинированные карточки с загадками (Приложение 4)

Методы и приемы, используемые на занятии:

  • Репродуктивный метод применяется при объяснении задания на занятии.
  • Метод контроля в виде экспресс-опроса применяется по ходу занятия, перед тем как дать конкретное задание.
  • Инструктирование применяется для организации передвижения учащихся по проезжей части и на территории ООПТ.
  • Метод временных ограничений используется для мобилизации творческой активности при работе на занятии.

Содержание занятия «Экологический фоторепортаж»

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

методы

цели

1. Организационный (5 мин.)

Сообщает тему, цель и задачи занятия; объясняет какую работу предстоит выполнить учащимся. Проводит инструктаж по ПДД.

Слушают и задают вопросы.

Организационный, инструктирование

Настроить на работу.

2. Мотивация учебно-познавательной деятельности  (15 мин.)

Объясняет важность данного занятия для закрепления теоретического материала.

Слушают, задают вопросы.

Монологический

Заинтересовать в результатах деятельности.

3. Актуализация теоретического материала (5 мин.)

Проводит экспресс-опрос. Поправляет и комментирует ответы.

Отвечают на вопросы.

Припоминание

Вспомнить пройденный материал, активизировать работу группы.

4. Формирование новых знаний (15-20 мин.)

Проводит инструктаж о правилах поведения на территории  ООПТ, в лесу, у воды. Задаёт вопросы об обитателях ООПТ, демонстрирует их фотографии.

Слушают, смотрят фотографии, задают вопросы, отвечают на вопросы.

Инструктирование,

рассказ, показ.

Усвоение новой информации, усвоение правил безопасности и поведения.

5. Применение новых знаний (25-30 мин.)

Даёт задание по фотосъёмке, проверяет работу учащихся с техникой, отвечает на вопросы, следит за безопасностью учащихся..

Работают индивидуально или малыми группами, снимают объекты согласно задания.

Индивидуально-групповое сотрудничество

Создание фотографий, умение увидеть и запечатлеть материал.

6. Заключительный (15 мин.)

Просматривает работы учащихся (выборочно), комментирует результаты, даёт советы по отбору и обработке материала. Организует отъезд учащихся в ОО.

Слушают, смотрят, задают вопросы, комментируют работы товарищей.

Беседа

Предварительный просмотр и отбор материала для публикации.

7. Итоги (5 мин.)

Подводит итоги работы учащихся.

Слушают, задают вопросы.

Беседа, организационный

Подведение итогов занятия.

Конспект занятия (Приложение №1)

1. Оргмомент (5 мин.)

- Тема сегодняшнего занятия "Экологический фоторепортаж". Сегодня на занятии вы:

  • Побываете в ООПТ «Комаровский берег»;
  • Познакомитесь с растениями и животными Комаровского берега;
  • Пройдёте по Экологической тропе, познакомитесь с её объектами;
  • Самостоятельно проведёте фотосъёмку объектов Комаровского берега;
  • Подготовите материал для дальнейшей публикации.

Сейчас мы встаём в пары и идём на автобусную остановку.  На проезжую часть не выходим, переход дороги только на пешеходных переходах на зелёный свет. Организованно садимся в автобус.

2. Мотивация (15 мин.)

- Эта тема очень важная, потому что даёт вам практическую возможность поснимать окружающую вас жизнь, продемонстрировать итоги всем людям и этим заявить о своей позиции. Кроме того, данная тема является переходной от фотосъёмки к видеосъёмке - дальше вы будете фиксировать уже движущиеся картинки. Результат вашей сегодняшней работы вы сможете опубликовать на интернет-страничках, а лучшие работы попадут на выставку месяца.

Выходим из автобуса. Осторожно переходим через дорогу. (Впереди староста группы, педагог замыкающий)

3. Актуализация (5 мин.)

- Прежде чем вы приступите к практической работе, давайте повторим основные термины и понятия прошлого занятия, они имеют непосредственное отношение к сегодняшней работе. Напомните мне, пожалуйста, что такое: … (см. Приложение №3 - фоторепортаж, пейзаж, пейзажная съёмка, макросъёмка, журналистская этика)

- фоторепортаж (Фоторепортаж - это серия фотографий, объединённая одной общей идеей)

- пейзажная съёмка (ПС - съёмка пейзажа, природы. ПС - это невероятно увлекательный вид фотографии, требующий от фотографа знания основ не только фотосъемки, но и живописи)

- макросъёмка (М. - разновидность фото-, кино- или видеосъёмки, при которой масштаб получаемого на фотоматериале или фотоматрице изображений лежит в пределах от 10:1 до 1:5 и выше. Проще говоря - съёмка очень маленьких объектов с очень близкого расстояния)

- журналистская этика (ЖЭ - этические принципы профессиональной журналистики, известные как отраслевой «кодекс чести», который в разных формах сформулирован в медиа-организациях и профсоюзах. Проще говоря - правила поведения журналиста)

Сегодня мы посетим одно очень интересное место. Оно называется особо охраняемая природная территория Комаровский берег. А на этом берегу, специально для ребят и взрослых, интересующихся природой, сделана волшебная тропинка - экологическая тропа. На этой тропе вы увидите растения, природные и рукотворные объекты, а если будете себя вести тихо-тихо - птиц, а может и животных здешних мест.

4. Формирование новых знаний (15-20 мин.)

- Сейчас мы с вами пойдём по экологической тропе. Но прежде, чем мы ступим на эту тропинку, скажите мне, что нельзя делать в лесу?

  • Нельзя уходить от группы (можно потеряться)
  • Нельзя разорять муравейники
  • Нельзя шуметь (это пугает местных обитателей и раздражает гуляющих людей)
  • Нельзя есть незнакомые грибы и ягоды.

- Но мы с вами находимся не просто в лесу, а на особо охраняемой территории. Кто-нибудь может сказать, что это такое? (см. Приложение №3 - определение ООПТ, охраняемые виды) Эта территория выделена специально для того, чтобы сохранить её в первозданном виде. Именно здесь - то самое место, которого просто нет нигде больше. Именно здесь растут и живут охраняемые видов флоры и фауны. На такой особой территории наверняка есть свои правила поведения, какие же это правила?

* не сходить с оборудованной тропы

* не рвать и не вытаптывать растения

* не пугать и не ловить птиц и животных

* не оставлять мусор

* не разжигать костры

- А теперь давайте вспомним, какие растения и животные могут нам здесь встретиться? Я буду показывать фотографии, а вы называйте, кто на них. Только не кричите все вместе, а поднимайте руки - помните про режим тишины. И так,  как называется это растение? (показать фотографии: седмичник, ландыш майский, звездчатка, кислица, гравилат речной, медуница неясная, многоножка обыкновенная, морская горчица, пальцекорник пятнистый, хохлатка, ольха чёрная, страусник обыкновенный, осока песчаная, зимолюбка зонтичная, гудайера ползучая, баренец обыкновенный, волчеягодник (см. Приложение 2 - флора) Видите, сколько здесь всем известных и, оказывается, охраняемых растений. Почти всё, что здесь растёт, находится под охраной. А теперь давайте посмотрим фотографии животных, может быть их вы узнаете лучше (уж – у него жёлтые «ушки»; ящерица; тритон - как ящерица, только живёт в воде; лягушка; летучая мышь; заяц; жаба; ёж; гадюка – у неё нет «ушек»; ещё одна гадюка.) (см. Приложение 2 - фауна)  А какие ещё животные здесь могут быть? (белка, лось) Нам осталось вспомнить только птиц, которые здесь живут. А чтобы их вспомнить я предлагаю вам отгадать загадки… (см. Приложение №4 - загадки).

- Ну вот, мы с вами вспомнили почти всех здешних обитателей. А теперь мы выходим на экологическую тропу.

5. Применение знаний (25-30 мин.)

- Ваша задача здесь - смотреть вокруг и делать фотографии. Мы идём до большого пруда, там делаем небольшой привал, а затем идём дальше… Смотрите внимательно, вы наверняка увидите все те растения, которые я вам только что показала. Самые внимательные могут увидеть дятла или синиц. А самые везучие - белку или лягушку...

- Это «Большой пруд», его сделали люди в начале 20-го века. Он находится на территории бывшей дачи Рено. Выше по склону целый каскад маленьких прудиков и ручьёв…

- Муравейники. Кто скажет, какой из муравейников старше? (показать высокий и пониже) А как определяется возраст муравейника? (см. Приложение №3 - определение возраста муравейника)

шутка: Возраст муравейника определить легче лёгкого. Раскапываете его весь, находите их королеву мать и считаете у неё кольца на брюшке и количество звеньев на усиках. Складываете подсчёты, умножаете на среднее количество укусивших вас за время раскопок муравьёв и делите на 100. Вот вам и возраст с точностью до полугода 

- На самом деле возраст определяется по высоте - каждый год высота муравейника увеличивается примерно на 15 см…

- Мы дошли до того места, где нарисованы следы разных зверей, которые здесь живут. Попробуйте определить, кому какие следы принадлежат… (Учащиеся смогут проверить свои ответы самостоятельно - на перекрёстке есть соответствующий стенд)

- Несмотря на запрет, некоторые несознательные люди всё-таки разводят здесь костры и оставляют мусор. Что бы вы сказали таким людям? (ответы детей)

6. Заключение (5 минут)

- Мы выходим на Приморское шоссе, поворачиваем направо и идём к автобусной остановке, будьте осторожны. (Впереди староста группы, педагог замыкающий)

- Вот и закончилось наше путешествие.

7. Итоги (15 минут)

- Организованно садимся в автобус.

- Кто-нибудь хочет показать результаты своей работы? (просмотр работ 4-5 учащихся, комментарии).

- На следующем занятии мы с вами более внимательно посмотрим все ваши работы и отберём лучшие из них для публикации. Вы все узнали много нового и отлично поработали. Молодцы!

- Выходим из автобуса. (Далее учащиеся расходятся по домам или сопровождаются педагогом до ОО) Всем спасибо и до свидания.

Заключение

В результате проведения занятия учащиеся познакомились с экологической тропой Комаровского берега; с обитателями этого памятника природы; увидели и опознали некоторые объекты живой природы; отгадали загадки; ответили на вопросы; сделали выводы; отсняли фотоматериал. Соответственно, задачи, поставленные перед ними, они выполнили.

В процессе занятия у учащихся сформировалось навыки пейзажной и макросъёмки; навыки съёмки экологического фоторепортажа; учащиеся узнали много нового об особо охраняемых природных территориях и о памятнике природы Комаровский берег; у учащихся сформировано ценностное отношение к природе и активная жизненная позиция в деле её охраны. А значит, была выполнена цель самого занятия и решены поставленные задачи в формировании таких компетенций как:

  • умение принимать ответственные решения;
  • участвовать в принятии групповых решений;
  • уважать результаты работы других людей;
  • бережно относиться к учебной и личной съёмочной аппаратуре;
  • этично относиться к объектам своих творческих исследований;
  • знание назначения особо охраняемых природных территорий;
  • знание объектов природы Комаровского берега;
  • ответственное отношение к природе, её объектам;
  • активная жизненная позиция.

Следовательно, можно сделать общий вывод по мероприятию: мероприятие в полной мере реализует обучающие, развивающие и воспитательные задачи образовательного процесса. Данной занятие рекомендуется для освещения заявленной темы.

Рекомендации по организации и методике проведения урока:

  • Подготовьте съёмочную аппаратуру; напомните учащимся, о том, что аккумуляторы фотокамер должны быть заряжены, а флэш-карты очищены от предыдущего материала.
  • Следите за погодой, не выходите на занятие при силе ветра более 4 м.с.
  • Следите за тем, чтобы дети были одеты соответственно с погодой.
  • Приготовьте дидактический материал.
  • Перед выходом на природу все бумажные носители рекомендуется заламинировать.
  • Перед выходом к остановке необходимо провести инструктаж о поведении в общественном транспорте и напомнить учащимся основные правила ПДД.
  • Проверку знаний теоретического материала лучше всего осуществлять в форме беседы или экспресс-опроса во время ожидания автобуса и в поездке (10-15 минут).
  • Перед заходом на территорию ООПТ учащимся необходимо напомнить основные правила поведения в лесу.
  • Объяснение новых терминов проходит по ходу занятия в формате «вопрос-ответ-корректировка».
  • При хорошей тёплой погоде можно взять с собой ноутбук для проверки результатов работы учащихся. При дождливой погоде выборочную проверку можно провести на фотоаппаратах по дороге домой, в автобусе.

Глоссарий

Фоторепортаж - это серия фотографий, объединённая одной общей идеей)

Пейзаж (франц. paysage, от pays - страна, местность) - жанр изобразительного искусства (или отдельное произведение этого жанра), в котором основным предметом изображения является природа.

Пейзажная съёмка (ПС - съёмка пейзажа, природы) ПС - это невероятно увлекательный вид фотографии, требующий от фотографа знания основ не только фотосъемки, но и живописи.

Журналистская этика - этические принципы профессиональной журналистики, известные как отраслевой «кодекс чести», который в разных формах сформулирован в медиа-организациях и профсоюзах. Проще говоря - правила поведения журналиста.

Макросъёмка - фото- или киносъёмка средних и мелких макроскопических, то есть видимых глазом, объектов или деталей в крупных масштабах. Проще говоря - съёмка очень маленьких объектов с очень близкого расстояния)

Экологический фоторепортаж это разновидность фоторепортажа, объектом внимания которого является мероприятие, событие или объекты экологической направленности.

Охраняемые виды. Охранный статус биологического вида - показатель вероятности того, что вид сохраняется в настоящее время и сохранится в ближайшем будущем.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Данные объекты изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для них установлен режим особой охраны.

Определение возраста муравейника. шутка: Возраст муравейника определить легче лёгкого. Раскапываете его весь, находите их королеву мать и считаете у неё кольца на брюшке и количество звеньев на усиках. Складываете подсчёты, умножаете на среднее количество укусивших вас за время раскопок муравьёв и делите на 100. Вот вам и возраст с точностью до полугода… На самом деле возраст определяется по высоте – каждый год высота муравейника увеличивается примерно на 15 см…

Литература:

  1. Александрова В. П., Гусейнов А. Н., Нифантьева Е. А., Болгова И. В., Шапошникова И. А.. «Изучаем экологию города: пособие учителю по организации практических занятий» ООО «Издательство БИНОМ», Москва, 2009, 400 стр.
  2. Измайлов И. В. и др. «Биологические экскурсии» изд. Просвещение, Москва, 1983, 224 стр.
  3. Ли Фрост, «Творческая фотография идеи, сюжеты, техники съемки», изд. "АРТ-РОДНИК", Москва, 2003, 158 стр.
  4. Майкл Фриман, «Фотоочерк. Искусство создания ярких визуальных историй», изд. "Добрая книга", 2013, 192 стр.
  5. Престон-Мэфем К., «Фотографирование живой природы», изд. «Мир»,  Москва, 1985, 81 стр.
  6. Стивен Гринберг, « Самоучитель. Цифровая фотография» (3-е изд), изд. Питер, 2004, 354 стр.
  7. Суравегина И. Т., Сенкевич В. М. «Как учить экологии», пособие для учителей,  изд. Просвещение, Москва, 1995, 95 стр.
  8. Уэйд Дж., «Техника пейзажной фотографии», изд. «Мир»,  Москва, 1989, 93 стр.
  9. Википедия, статья «Комаровский берег»

Приложение 3

Определения

Фоторепортаж - это серия фотографий, объединённая одной общей идеей)

Пейзаж (франц. paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусствава (или отдельное произведение этого жанра), в котором основным предметом изображения является природа.

Пейзажная съёмка (ПС – съёмка пейзажа, природы) ПС – это невероятно увлекательный вид фотографии, требующий от фотографа знания основ не только фотосъемки, но и живописи.

Журналистская этика - этические принципы профессиональной журналистики, известные как отраслевой «кодекс чести», который в разных формах сформулирован в медиа-организациях и профсоюзах. Проще говоря – правила поведения журналиста.

Макросъёмка - фото- или киносъёмка средних и мелких макроскопических, то есть видимых глазом, объектов или деталей в крупных масштабах. Проще говоря – съёмка очень маленьких объектов с очень близкого расстояния)

Экологический фоторепортаж это разновидность фоторепортажа, объектом внимания которого является мероприятие, событие или объекты экологической направленности.

Охраняемые виды. Охранный статус биологического вида — показатель вероятности того, что вид сохраняется в настоящее время и сохранится в ближайшем будущем.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Данные объекты изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для них установлен режим особой охраны.

Определение возраста муравейника. шутка: Возраст муравейника определить легче лёгкого. Раскапываете его весь, находите их королеву мать и считаете у неё кольца на брюшке и количество звеньев на усиках. Складываете подсчёты, умножаете на среднее количество укусивших вас за время раскопок муравьёв и делите на 100. Вот вам и возраст с точностью до полугода. серьёзно: возраст определяется по высоте – каждый год высота муравейника увеличивается примерно на 15 см…

Приложение 4

Загадки

Он весной поет красиво:

Звонко, весело, игриво!

Угадай-ка поскорей:

Что за птичка? (Соловей)

 

Солнце греет у порога,

Тают снежные сугробы,

И бегут рекой ручьи,

С юга к нам летят... (грачи)

 

Тук-тук-тук - с утра весь день

Как стучать ему не лень?

Может, он немного спятил?

-Тук-тук-тук - в ответ нам... (дятел)

 

Кто в лесу у нас гадает,

Про судьбу и жизнь все знает?

Прокукует - подсчитаешь -

Сколько жить тебе, узнаешь! Птичка, серая подружка,

А зовут ее... (кукушка)

 

И зимой ей не сидится:

Над моим окном кружится,

Хлебных крошек и пшеницы

Просит к завтраку... (синица)

 

Болтлива птичка - спору нет,

Расскажет новость и секрет!

Красива с виду, белобока

Кто? - Длиннохвостая... (сорока)

 Отступили снега и метели,

Птицы с юга домой прилетели.

Кружат, трели разводят певцы.

Кто весну прославляет? (Скворцы)

 

Кто зимой средь хвойных веток

В феврале выводит деток?

Необычный клюв - крестом,

Птичку ту зовут... (клестом)

 

Любо-дорого взглянуть,

Птичка - красненькая грудь!

Дом родной ее Сибирь,

Как зовут ее? (Снегирь)

Плавать в речке ей не лень,

Нырять и крякать целый день:

- Ну, отдохни хотя б минутку!

Кто без воды не может? (Утка)

 

-Кар-кар-кар! - кричит плутовка

Очень ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Подбирает эта птица!

Вам она, друзья, знакома,

Как ее зовут? (Ворона)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме:"Экологическое образование в процессе обучения физике"

Среди глобальных жизненно важных проблем,стоящих перед человечеством,первостепенное значение имеет проблема экологии......

Методическая разработка по теме: "Экологический классный час"

Основное содержание разработки данного мероприятия направлено на развитие экологической грамотности студентов. Цель мероприятия: сохранение и укрепление традиций учебного заведения, развитие у молодеж...

Методическая разработка внеклассного мероприятия экологической тематики: Виртуальная экскурсия «Удивительная Арктика».

Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Поэтому  в учебно-воспитательном процессе  активно используются компьютерные технологии, которые  способ...

Методическая работа по теме " Экологический компонент на уроках географии как средство воспитания экологической культуры.

Работа содержит описание целей, задач, принципов экологического воспитания, возможности формирования экологической культуры в общеобразовательном учреждении на уроках географии и в каждом курсе геогра...

Методическая разработка по теме Environment (Защита природных ресурсов.Экологические проблемы) английский язык

Методическая разработка по теме Environment (Защита природных ресурсов.Экологические проблемы)...

Методическая разработка мероприятия социально-экологической направленности «День химии и биологии» в рамках Всероссийского экологического детского фестиваля

Номинация конкурса: «Образовательные мероприятия».Возрастная группа: 5-11 класс(19 человек)Автор проекта: учитель химии и биологии Серпак Надежда ИвановнаМуниципальное бюджетное общеобразо...

Методическая разработка по теме "Экологический калейдоскоп"

Методическая разработка по теме "Экологический калейдоскоп"...