Методическая разработка внеклассного мероприятия экологической тематики: Виртуальная экскурсия «Удивительная Арктика».
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Фомина Снежана Леонидовна

Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Поэтому  в учебно-воспитательном процессе  активно используются компьютерные технологии, которые  способствуют как повышению эффективности образования, так и воспитанию социально – активной личности. 

Новая форма в информационно-коммуникационной технологии – виртуальная экскурсия. Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д.

 Огромную роль в активизации деятельности учащихся во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Ученики не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий.

Актуальность методической разработки «Виртуальная экскурсия «Хрупкий мир Арктики»» обусловлена тем, что 2013 год в России объявлен годом охраны окружающей среды. России принадлежит огромный сектор Арктики. 2012 год был объявлен годом Арктики. В связи с изменением климата, анторопогенными изменениями уникальной природе Арктики угрожает опасность. Подрастающее поколение должно знать, какие экологические проблемы встают сегодня перед Арктикой, каковы их последствия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnaya_arktika.doc68 КБ
Office presentation icon prilozhenie_1.ppt1.83 МБ

Предварительный просмотр:

Фомина Снежана Леонидовна, учитель биологии и географии МБОУ «Лингвистическая гимназия № 27», г. Северодвинск

Методическая разработка

внеклассного мероприятия экологической тематики:

Виртуальная экскурсия «Хрупкий мир Арктики».

Аннотация

Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Поэтому  в учебно-воспитательном процессе  активно используются компьютерные технологии, которые  способствуют как повышению эффективности образования, так и воспитанию социально – активной личности. Невозможно научить подростка, если ему не интересно, если он не увлечён процессом познания.  

Новая форма в информационно-коммуникационной технологии – виртуальная экскурсия.

Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д.

Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.

Учитель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям. Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии.

 Огромную роль в активизации деятельности учащихся во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Ученики не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий.

Актуальность методической разработки «Виртуальная экскурсия «Хрупкий мир Арктики»» обусловлена тем, что 2013 год в России объявлен годом охраны окружающей среды. России принадлежит огромный сектор Арктики. 2012 год был объявлен годом Арктики. В связи с изменением климата, анторопогенными изменениями уникальной природе Арктики угрожает опасность. Подрастающее поколение должно знать, какие экологические проблемы встают сегодня перед Арктикой, каковы их последствия.

 

Возраст детей: 8-9 класс (14 -16 лет)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Александрова Е. В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е. В. Александрова // Литература в школе. – 2010. – № 10. – с. 22–24
  2. Скалдина О.В. Красная книга России. – М.: Эксмо, 2011г.
  3. http://video.yandex.ru/users/erihgeesuo/view/1259
  4. http://video.yandex.ru/users/rai9499/view/105/

Виртуальная экскурсия «Хрупкий мир Арктики»

Цель экскурсии: Воспитание бережного отношения к природе Арктики.

Задачи: Установить особенности  приспособления животного мира к условиям ледяного безмолвия. Выяснить влияние человека на природу Арктики.

Оборудование: мультимедиапроектор, документ-камера, раздаточный материал (фотографии, тексты, описания животных, тексты заданий, листы А4,фломастеры,), презентация, DVD-диск «Россия от края до края. Арктика» или интернет-ресурс)

Подготовка помещения: Перед началом экскурсии столы и стулья в зале расставляются так, чтобы учащиеся разделились на 2 команды (по 8-10 человек)

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые экскурсанты!

(Приложение 1,слайды 1,2)

Я предлагаю вам сегодня совершить необычное путешествие – виртуальное, в Арктику. Познакомиться с суровой природой Арктики, установить особенности  приспособления животного мира к условиям ледяного безмолвия, выяснить влияние человека на природу Арктики. Мы увидим уникальность природы Арктики, её хрупкость и  уязвимость, потребность в защите.

При посещении любой экскурсии  существуют определённые правила, давайте вместе их вспомним!

(учащиеся называют правила поведения на экскурсиях. Один учащийся кратко (одним словом или словосочетанием) фиксирует их на доске.)

Итак, правила мы вспомнили. Можно отправляться в путь.

Предлагаю вам окунуться в мир Арктики. Для этого посмотрим небольшой видеофрагмент, который поможет вам при последующем выполнении задания.

Видеофрагмент о природе Арктики из фильма «Россия от края до края. Арктика». (10 минут)  ссылка http://video.yandex.ru/users/erihgeesuo/view/1259 

Ведущий: Каждой группе я предлагаю выполнить небольшое задание «произведите, поиск анализ, и отбор необходимой информации по теме «Приспособления животных к жизни в Арктике».

1 группа – по фотографиям определить животное и выявить черты приспособленности к суровым условиям Арктики.

2 группа – по описанию определить животное и выявить черты приспособленности к суровым условиям Арктики.

Через 4 минуты группы представляют результаты своей работы.

Каждой группе выдаётся текст задания, фотографии или описания животных, листки бумаги, фломастеры.

1 группа определяет животное по фотографии, выписывает фломастером на лист черты  приспособленности животных, которые они смогли выявить по фотографии данного животного (3 фотографии)

2  группа подчёркивает фломастером в тексте черты приспособленности животных, которые они смогли выявить по описанию данного животного, определяют животное по описанию (описания 3 животных)

Представление результатов своей работы: (Приложение1,слайды 3-5)

Представитель 1 группы показывает фотографию животного (лучше вывести её на экран через документ-камеру), называет его, рассказывает о  чертах приспособленности к суровым условиям Арктики, которые они смогли выявить по фотографии.

Представитель 2 группы называет животное, которое они опознали по описанию  (после этого помощник ведущего выводит изображение этого животного, заранее подготовленное, на экран.) Представитель 2 группы рассказывает о  чертах приспособленности к суровым условиям Арктики, которые они выявили по описанию.

Так же по 2 другим животным группы выступают поочёдно. Т.к. образом получается целостная картина приспособления животных к суровым холодным условиям.

Ведущий: Молодцы, заданием справились!

А теперь сыграем в блеф-игру! Ваша задача ответить на вопрос «да» или «нет», подняв соответствующую табличку. (на столах таблички со словами «да», «нет») (Приложение1,слайд 6)

Готовы? Начинаем! (все вопросы, а потом ответы через мультимедиапроектор выводятся на экран, Приложение 1, слайды 7- 13)

  1. Верите ли вы, что Россия на сегодняшний день является единственной страной в мире, где разрешён промысел бельков? (ДА! Охота на полярного белька запрещена во всём мире. Кроме России!
  2. Верите ли вы, что в России Помор-зверобой зарабатывает больше, чем   помор, выходящий на  лёд с туристами для общения с бельками? (Нет! Помор-зверобой за две-три недели промысла зарабатывает столько же, сколько помор, выходящий на два часа на лед с туристами. Сравните: два часа общаться с людьми и животными или две недели убивать животных—цена одинаковая.

 У Архангельской области огромный потенциал для Достаточно привезти 300 400 туристов в сезон—и можно перекрыть прибыль от белькового промысла!

  1. Верите ли вы, что за последние 30 лет толщина арктических льдов уменьшилась наполовину? (да! Согласно данным 2004 года за последние 30 лет толщина арктических льдов в среднем уменьшилась наполовину. Многие специалисты предполагают, что в XXI веке летом бо́льшая часть водного пространства Арктики будет полностью свободна ото льда, а это откроет новые перспективы для морской перевозки грузов. А к 2070 году Земля может полностью лишиться северной ледяной шапки).
  2. Верите ли вы, что Песец, овцебык, белый медведь, тюлень, морж, гага и многие другие животные Арктики являются редкими и исчезающими и занесены в Красную книгу России и мира? (Да!)

Ведущий: А теперь давайте решим проблему:

Почему все эти животные являются редкими и исчезающими  и занесены в Красную Книгу не только России, но и мира? (Беседа с участниками экскурсии)

(Приложение 1,слайд 14) Экосистема Арктики хрупка и уязвима! Многие виды животных являются редкими и исчезающими, так как…

1. человек истребляет арктических животных ради наживы;

2. деятельность человека нарушает естественную среду обитания  этих животных, что ведёт к изменению численности популяции;

3. потепление климата ведёт к истончению ледяного покрова - он не сможет выдержать столь крупных животных.

Ведущий: (Приложение 1,слайд 15) Вот наша экскурсия и подошла к концу. Мы познакомились с суровой природой Арктики, установили особенности  приспособления животного мира к условиям ледяного безмолвия, выяснили влияние человека на природу Арктики. Согласны, что природа Арктики уникальна,  хрупка и  уязвима? Она нуждается в нашей защите!

Видеоролик «Арктика» о таянии льдов в Арктике (5 мин.)  интернет- ресурс ссылка http://video.yandex.ru/users/rai9499/view/105/ 

         Закончить нашу экскурсию хотелось бы словами поэта

Михаила Дудина

Как яблоко на блюде, у нас Земля одна.

Не торопитесь люди всё вычерпать до дна.

Не мудрено добраться до скрытых тайников,

Разграбить все богатства у будущих веков.

Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня.

Нам жировать позорно в счет будущего дня.

Поймите это люди как собственный приказ.

А то Земли не будет и каждого из нас!


Раздаточный материал « Описание животных»

1. Чисто морская птица, прекрасно приспособленная к окружающим условиям среды; в глубь материка залетает только случайно. Как все настоящие морские птицы, она связана с твердой землей лишь в период гнездования. Все остальное время проводит в открытом море и у побережий, почти не выходя на сушу. Ей не страшны ни сильный прибой, ни штормы. Описываемый вид широко известен своим знаменитым пухом.

 Вместе с густым плотным оперением и значительным слоем подкожного жира этот пышный высокий пух, особенно густо одевающий брюшко, является одним из приспособлений птицы к жизни на ледяной воде северных морей, на холодных скалах, на снегу и мерзлой почве арктических побережий. Заботливая мамаша укутывает теплым и легким пухом свои яйца. Пух этот — она выщипывает его с груди и брюшка — особенный: не сваливается в комок, а лежит в гнезде высокой пушистой шапкой.

Пух обладает исключительной легкостью и малой теплопроводностью, пользуется заслуженной славой лучшего в мире естественного утеплителя. Этот пух используется с незапамятных времен у народов севера, применяется в самых ответственных случаях и в настоящее время. Он незаменим для пошива одежды полярных летчиков, альпинистов и т. д., и в этом его большое практическое значение. Пух был одним из сокровищ Севера, и за ним, как за семгой и бобровыми шкурками, приплывали иноземные купцы. В результате варварского промысла (не только собирали пух с гнезд, но и стреляли взрослых птиц круглый год) животные покинули морские побережья и стали селиться лишь на островах. Но и там не оставляли их люди в покое.

От холодной воды полярного моря птицу предохраняет не только подкожный жир и густой теплый пух, но и целая система окружающих все тело воздушных мешков. Мешки эти играют также роль и прекрасного гидростатического аппарата, облегчающего птицам погружение в воду и подъем на поверхность.


2. Животные принадлежат к числу крупных ластоногих млекопитающих. Оно распространено по мелководным морям Северного Ледовитого океана круглополярно, но очень неравномерно.

В среднем длина тела   3—4 м, а масса — около 1,5 т. Самой характерной особенностью этих зверей являются мощные бивни, выступающие над десной на 0,5 м и более. В отличие от бивней слонов (разросшихся резцов) их бивни представляют собой клыки (по 2—4 кг каждый). У самок они короче и тоньше. Значение бивней оставалось вначале неясным. Одни ученые приписывали им функции защиты от врагов, другие видели в них опорные приспособления, которыми они якобы пользуются, выбираясь из воды на льдины. Теперь известно, что, клыками звери рыхлят поверхность дна, отыскивая себе корм,— это их главная функция.

С виду неуклюжи, но они способны к проворным движениям как в воде, так и на суше. Их толстая кожа (3—5 см) покрыта редкими жесткими волосами рыжеватого цвета. Особенно бросаются в глаза грубые, толстые, густые вибриссы на верхней губе, расположенные в несколько рядов. Они очень подвижны и служат органами осязания, которыми моржи прощупывают корм на дне моря (на глубине 40—50 м), добывая различных моллюсков, червей, рачков и, гораздо реже, мелких рыб. Наружных ушных раковин нет. Ушные отверстия и ноздри плотно замыкаются при погружении головы в воду. Ласты у на внутренней стороне кистей и ступней лишены волос. Причем задние ласты могут подворачиваться под туловище и при передвижении помогать отталкиваться от поверхности льда и земли. В воде ласты служат органами плавания и ныряния.

Животные не боятся холода; в ледяной воде они не замерзают, потому что их тело предохраняет от охлаждения толстый слой (5—10 см) подкожного жира. Может спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде, удерживаясь на поверхности при помощи подкожного воздухоносного мешка, соединенного с глоткой. Ведут стадный образ жизни, устраивая лежбища на льдинах или на береговых припаях.


3.Самый крупный наземный представитель млекопитающих отряда хищных. Его длина достигает 3 м, масса до 800 кг. Самки заметно мельче (200—300 кг). Самые мелкие водятся на Шпицбергене, самые крупные — в Беринговом море.

Несмотря на такие размеры и кажущуюся неповоротливость, даже на суше быстры и ловки, а в воде легко и далеко плавают. С поразительной ловкостью передвигаются по самым тяжелым льдам, проходя 30-40 км в день. При этом он легко преодолевает ледяные торосы почти 2-х метровой высоты. Огромная мощь столбообразных ног и размеры ступни позволяют животному в случае надобности передвигаться по глубокому снегу быстрее, нежели любому другому полярному животному.

Животного отличают длинная шея и плоская голова. Кожа у него чёрная. Цвет шубы варьирует от белого до желтоватого; летом мех может желтеть из-за постоянного воздействия солнечного света. Шерсть лишена пигментной окраски. Зверь обладает несравнимой устойчивостью к холоду. Его густой длинный мех состоит из полых в середине волосков, содержащих воздух. Многие млекопитающие имеют подобные защитные полые волосы - эффективное изоляционное средство, но те, что у медведя, имеют свои особенности. Мех так хорошо сохраняет тепло, что его невозможно обнаружить воздушной инфракрасной съемкой. Отличную теплоизоляцию обеспечивает и подкожный слой жира, достигающий с наступлением зимы 10 см в толщину. Без него животные вряд ли смогли бы проплывать по 80 км в ледяной арктической воде.

Их можно встретить на российском побережье Северного Ледовитого океана, на севере Норвегии, в Гренландии, в Канаде, на Аляске. Кстати, это  единственные крупные хищники на Земле, которые до сих пор живут на своей исконной территории, в естественных условиях. В немалой степени благодаря тому, что в Арктике на дрейфующих льдах обитают тюлени, это их излюбленная и основная пища.

Задания:

1 группа. 

Задание: по фотографиям определить животное и выявить черты приспособленности к суровым условиям Арктики.

2 группа.

 Задание: по описанию определить животное и выявить черты приспособленности к суровым условиям Арктики (подчеркните в тексте).

________________________________________________________________

       Фотография                                                             описание

  1. Овцебык
  2. Песец
  3. Тюлень

1. Обыкнове́нная га́га

2. Морж

     3. Белый медведь


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

песец

Слайд 4

овцебык

Слайд 5

Обыкновенная гага

Слайд 7

Россия на сегодняшний день является единственной страной в мире, где разрешён промысел бельков?

Слайд 8

ДА! Охота на полярного белька запрещена во всём мире. Кроме России!!!

Слайд 9

В России Помор-зверобой зарабатывает больше, чем помор, выходящий на на лёд с туристами для общения с бельками?

Слайд 10

Помор-зверобой за две-три недели промысла зарабатывает столько же, сколько помор, выходящий на два часа на лед с туристами. Сравните: два часа общаться с людьми и животными или две недели убивать животных—цена одинаковая. У Архангельской области огромный потенциал для экзотуризма. Достаточно привезти 300—400 туристов в сезон—и можно перекрыть прибыль от белькового промысла!

Слайд 11

за последние 30 лет толщина арктических льдов уменьшилась наполовину?

Слайд 12

Согласно данным 2004 года за последние 30 лет толщина арктических льдов в среднем уменьшилась наполовину. Многие специалисты предполагают, что в XXI веке летом бо́льшая часть водного пространства Арктики будет полностью свободна ото льда, а это откроет новые перспективы для морской перевозки грузов. А к 2070 году Земля может полностью лишиться северной ледяной шапки.

Слайд 13

Песец, овцебык, белый медведь, тюлень, морж, гага и многие другие животные Арктики являются редкими и исчезающими и занесены в Красную книгу России и мира?

Слайд 14

1. человек истребляет арктических животных ради наживы; 2. деятельность человека нарушает естественную среду обитания этих животных; 3. потепление климата ведёт к истончению ледяного покрова - он не сможет выдержать столь крупных животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории. Интерактивная экскурсия «Повседневная жизнь русского народа во времена Кузьмы Минина»

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 7-х классов. Интерактивная экскурсия "Повседневная жизнь россиян во времена Кузьмы Минина"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ: "УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ПРИРОДЫ"

Методические рекомендации по подготовке и проведению Тематического устного журнала «Удивительный мир природы» (областное мероприятие).ВведениеФорма проведения: устный журнал (час общения).Место ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по противопожарной тематике 5-7 класс Тема: «Водой пожар тушат, а умом предотвращают»

Существует древнегреческая легенда. В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимат...

Методическая разработка внеклассного мероприятия: Экологический фестиваль "Листая книгу природы"

ЦЕЛЬ мероприятия: привлечь внимание детей и взрослых к проблеме вымирания  представителей растительного и животного мира, воспитание чувства ответственности и бережного отношения к дикой природе,...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе " Экскурсия в Музей одного стихотворения"

Методическая  разработка  внеклассного  мероприятия  по литературе  "Экскурсия в  Музей  одного стихотворения»...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии Биоквест «Удивительная флора»

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Биоквест Удивительная флора» – биологическая  игра-путешествие. Предназначена для обучающихся общеобразовательных учреждений в ...