МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ: "УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ПРИРОДЫ"
методическая разработка (10 класс) на тему

Биюсова Надежда Васильевна

 

Методические рекомендации по подготовке и проведению Тематического устного журнала «Удивительный мир природы» (областное мероприятие).

Введение

Форма проведения: устный журнал (час общения).

Место проведения: Приборостроительный колледж – кабинет филологии №4.

Время проведения: 20 февраля 2008 года.

Участники мероприятия: студенты 1 курса.

Цели:

1.     Воспитание бережного и нежного отношения к природе;

2.     Формирование и расширение знаний студентов о живой природе, ее разумности, способностях и  «человечности»;

3.     Совершенствовать и развивать умения: мыслить логически, делать этические и эстетические выводы;

4.     Способствовать развитию экологического кругозора студентов.

 

 

Общая характеристика методической разработки.

Актуальность темы: воспитание гуманной личности, духовно богатой, умеющей ценить прекрасное, беречь  и охранять природу.

Обоснование выбора темы: возрождение нравственности, душевности, внутренней красоты человеческой души, отрицание современной жестокости.

Назначение данной методической разработки: адресована преподавателям для внеурочной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udiv._mir_prirody-_razrabotka_metod.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО

МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ:

РАЗРАБОТАЛА И ПРОВЕЛА:

Преподаватель    БИЮСОВА Н.В.

Тамбов - 2008

Методические рекомендации по подготовке и проведению Тематического устного журнала «Удивительный мир природы» (областное мероприятие).

Введение

Форма проведения: устный журнал (час общения).

Место проведения: Приборостроительный колледж – кабинет филологии №4.

Время проведения: 20 февраля 2008 года.

Участники мероприятия: студенты 1 курса.

Цели:

  1. Воспитание бережного и нежного отношения к природе;
  2. Формирование и расширение знаний студентов о живой природе, ее разумности, способностях и  «человечности»;
  3. Совершенствовать и развивать умения: мыслить логически, делать этические и эстетические выводы;
  4. Способствовать развитию экологического кругозора студентов.

Оформление и оборудование:

  1. Красочно оформлен кабинет:

а)  набор иллюстраций, выставка экспонатов, поделок из природного материала, выставка рефератов студентов;

б) выставка книг, газет и журналов, плакат с названиями страниц журнала.

 

  1. Презентация (экран, проектор).

  1. Художественное сопровождение ( DVD – демонстрация фрагментов из х\ф).

  1. Ножницы и бумага.

  1. Музыкальное сопровождение ( гитара).

  1. Фотоаппарат.

Общая характеристика методической разработки.

Актуальность темы: воспитание гуманной личности, духовно богатой, умеющей ценить прекрасное, беречь  и охранять природу.

Обоснование выбора темы: возрождение нравственности, душевности, внутренней красоты человеческой души, отрицание современной жестокости.

Назначение данной методической разработки: адресована преподавателям для внеурочной работы.

Сценарий.

1 страница устного журнала

« Природа – вечный образец искусства »

СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Цели.

Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить удивительное путешествие в прекрасный и трогательный мир природы – цветов, птиц, животных. Природа окружает нас повсюду, живая природа – это радость жизни, ее дивная краса. Велико многообразие растений, птиц, животных на нашей планете – Земля.

Это великое диво даровано человеку ( как высшему разуму) для вечного постижения. Нередко бывает так, что человек замечает все это только в очень зрелом возрасте, он вдруг замечает какое голубое небо над ним, какое, оказывается, это чудо – птицы, цветы, как величава и мудра вокруг него природа.

А иной человек и вовсе глух, а хуже того – жесток, в таком случае он просто ущербен и обделен. Именно от этого, ребята, я и хочу вас предостеречь. Мужчина, который жесток к природе – уже не мужчина, он теряет все.  

Мы – люди должны любить живой мир, оберегать его, сострадать ему.

Вопрос: с кем можно сравнить наших меньших братьев?

Ответ студента: с маленькими детьми.

И действительно, приглядитесь к ним и вы увидите, что они улыбаются, сердятся (потешно), смешат нас, копируют наше поведение, лечат нас, дружат с нами! Это дружба БЕСКОРЫСТНАЯ, не людская.  

Они преданы до самозабвения, трогательны и красивы! Не случайно, что 1 страница нашего устного журнала так и называется:

«Природа – вечный образец искусства»

Вопрос: Ребята, что вас когда – либо искренне удивило, стало открытием (по вашим наблюдениям за живой природой)?

Ответы : 1-2 студентов ( ≈ экзотические животные, строение или цвет растений, цвета в природе, запахи растений, пение птиц и т.д.)

Слово учителя: Да, это не поддается описанию, это истинное искусство, Божественное начало. Человеку создать такое не по силам, да и неподвластно.

Учитель предлагает просмотреть музыкально-художественную презентацию: « …природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык….»

Учитель: Ребята, мы иногда от восхищения не можем выразить свои чувства словами, не можем таким образом сохранить их в памяти для истории. Поэты – это люди, которые могут передать эту красоту потомкам. Во все времена русская поэзия отображала и отображает красоту природы, ее особую неразрывную связь с душой человека, его жизнью.

Чтец (Трусов А.) А.С. Пушкин «Виноград» (связь всех поколений и времен)

Чтец (Панков Д.)  Е. Серова «Ландыш»( современный поэт)

Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется: его задень –

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг,

И птицы, и цветы….

Давай послушаем, а вдруг

Услышим – я и ты?

Учитель:  А теперь, ребята, давайте немного поиграем в знатоков. Посмотрим, много ли вы знаете о природе?

Вопросы викторины

  1. Как называется весь животный мир? (Фауна);
  2. Назовите самую большую змею? ( Анаконда – 11 метров, 200кг.);
  3. Кто поет лапками? (кузнечик);
  4. Какие птицы спят в снегу? (Тетерев, куропатка);
  5. Вес колибри? (менее 2 гр.);
  6. Какое животное обладает самым громким голосом? (крокодил);
  7. Где у кузнечика ухо? (на ноге);
  8. Пользу или вред приносит зимой человеку барсук? (зимой он спит);
  9. Кого называют лесным доктором? (дятла);

10. Какая река самая «страшная»? (река Тигр).

Учитель: Ребята, в чем же мы еще и еще раз убеждаемся?

Ответ студента: ( ≈) Природа – талантливый художник. Удивительное чудо – животный мир. Сколько неизведанных тайн хранит природа, как много неизученного на Земле.

Учитель:  Перелистнем 2 страницу нашего журнала. 

« Любите братьев наших меньших»

Эта страничка особенно трогательная. Многие спорят о том, есть ли у животных мышление?

Вопрос к аудитории (проблемный)  Мнения могут  разделиться.

Говорят, что это интеллектуальная форма поведения – высшая для животных ступень. Но история и опыт доказывают, что мышление есть, да еще и какое!

Давайте вместе обсудим эту проблему, решим, какое же место в жизни человека играют животные, какие  качества есть у них, как они помогают нам жить в этом непростом и порой жестоком мире.

Перед нами -  выставка книг.

Я знаю, что сегодня студенты прочитали их, ознакомились с художественной литературой, научной литературой, публицистикой.

Кто – то подготовил собственные истории из жизни, чтобы поделиться мнениями, впечатлениями, знаниями.

На выставке, конечно, представлена малая часть литературы и изданий о животном мире, но эта та яркая часть, которая затронула ваши души, и вы захотели этим поделиться с друзьями.

Ребята, наша классика неподражаема в освещении этой темы, сегодня мы уже слушали стихотворение А.С. Пушкина «Виноград». Пушкин – сам природа, умный, деликатный, тонко чувствующий человек.

В связи с этим, я хочу спросить вас, ребята, кто из писателей точно характеризует гений А.С.Пушкина, его единство с природой.

Студент (Чекалов М.): представляет книгу «Светлое имя Пушкина», статья В.Г. Белинского «Природа – полна поэзии».

Учитель: Великий Ф.И. Тютчев не разделял человека и природу. Его творчество богато яркими образами и красками.

Чтец (Карев А.): Книга «Три века русской поэзии». Ф.Тютчев «Весенняя гроза»

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не смолкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный –

Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

Учитель: « … В лесу не смолкнет птичий гам …» - какие прекрасные и точные строки, перед глазами встают образы наших самых милых и дорогих сердцу птичек. Птицы – поистине великое и гордое творение матушки – природы. Они помогают нам жить, улыбаться, они умеют дружить по – настоящему, они величавы, потешны, мы любим их за красоту, искренность, талантливость. У русского народа очень много народных песен, связанных с птицами, все они лиричны и возвышенны.

Вопрос: назовите песни, в которых речь идет о птицах, упоминаются птицы, есть уподобление человека птице?

Ответ:  «Черный ворон» - любимая песня В.И.Чапаева,

«Над землей летели лебеди»; « Летят перелетные птицы», « Каким ты был», «Соловьи, соловьи не тревожьте солдат»,   «Одинокая птица» - группа «Наутилус П.», « 2 веселых гуся», « Мне кажется, порою, что солдаты».

Студент (Савин С.): представляет книгу «Волнистые попугайчики» и статью Л.Винской «Попугай вместо будильника» (талант, сообразительность, мышление, помощь и благодарность людям).

Учитель:  Личный рассказ о любимом попугайчике Ромашечке. (любовь, преданность, артистические наклонности – цирковые номера, улыбки, потешно сердилась, придумывала интересные словечки, умница необыкновенная, сообразительная, родная и навеки любимая).

(демонстрация фото)

Учитель:  о мусульманском поверье (душа превращается в птицу), о великодушной традиции поминовения человеческой души в Исламе.

Студент (Мальцев А.): представляет материал из ЖЗЛ (журнал «Пионер») о великом художнике А. Куинджи.

(демонстрация экпонатов)

Учитель: О преданности, дружбе, талантливости, любви собак ходят легенды. Люди, порой, недостойны такого отношения.

Студент (Сафонов И.):  представляет рассказ А.И.Куприна «Ральф»

Просмотр отрывка из х\ф «Белый Бим Черное Ухо»(умница, тяжелое произведение)

Студент (Борисов С.): представляет рассказ современ. писателя Л. Алешиной «Топс» (зачитать отрывок – ожидание собаки и ее кончину).

Учитель:  Люди потеряли человеческий облик, потеряли сердце.

Когда – то об этом очень пронзительно и больно сказал С.А.Есенин.

 Чтец (Чекалов): С.Есенин «Песнь Собаке»

Учитель: Лошадь всегда и во все времена была другом для человека, боевым товарищем, она даже олицетворяла Родину,  кровную связь с ней.

(Демонстрация фрагмента из х\ф «Служили два товарища»)

Учитель: Известно, что во время Вов собаки и дельфины по –настоящему служили Родине: подрывали немецкие танки, корабли.

Учитель: случай в одной из частей РА (солдат и змея).

Ребята, а кто прочел что – то интересное о кошках, ведь это наши пушистые любимцы, они лечат сердце, веселят.( о Василисе – матери, о Рыжике – умнице).

Студент (Репин В.):  представляет статью газеты «Тамбовский меридиан» - «Для кого они мяукают»

Учитель:  Ребята, а кто расскажет о невероятном ките (последние исследования).

Студент ( Курдюмов А.):  представляет статью газеты «Тамбовский меридиан» - «Кит – певун».

Учитель:  В Тамбове давно уже идут разговоры о создании приютов для бездомных животных. Пока это лишь разговоры. Добрые, настоящие люди помогают животным жить по доброй воле: кормят, устраивают, лечат. Ведь они – наши маленькие дети, краса природы.

Студент ( Курдюмов): представляет материал газеты «Житье – бытье».

Учитель: Ребята, известно, что, если ребенок с детства лишен общения с природой – он вырастет  в чем –то обязательно морально ущербным.

Вы приготовили сегодня собственные рассказы о домашних любимцах и о тех животных, которые вызывают у вас особое чувство восхищения.

2 – 3 студента делают доклады. Тебякин Вадим и Старостин Максим.

Учитель:  перелистнем 3 страницу нашего устного журнала 

«Человек и природа»

Учитель: Хрупкость этого мира поражает. Бессовестное, порой, варварское поведение человека не может остаться безнаказанным и по праву. Природа терпелива, но всему есть предел!

Студент (Пахомов Р.):   знакомит всех с последними данными ( материалы Интернета)

( уничтожение популяции волков, уссурийских тигров осталось – 300 особей – позор!!! Загрязнена река Волга, проблема озера Байкал, влияние мобильных телефонов на атмосферу – торнадо, цунами, бураны);

Студент (Проскуряков Д.): о Чернобыле. (двухголовый теленок, пшеница многоколосная)

Студент (кто читал):  о влиянии человеческого Слова на цветы, воду (крист.)

Студент (Иванов Игорь): исполняет песню под гитару: «Рыжие, не увидевшие земли».

Учитель:  проводит тест «Снежинка», подводятся итоги, студенты делают выводы (как должен жить человек, о чем должен помнить, что реально надо делать для сохранения природы – каждому из нас).    

ЛИТЕРАТУРА

  1. Банников Н.В. Три века русской поэзии. Сборник стихотворений. Москва, 1986.

  1. Акимушкин И. И. Мир животных. Москва, 1988.

  1. Вагнер И. Африка. Рай и ад для животных. Москва, 1988.

  1. Коллар К. Волнистые попугайчики. ООО «Аквариум принт», 2004.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "В гостях у природы"

Методическая азработка внеклассного мероприятия по экологическому воспитаниюЦелевая аудитория : подготовительная группа ДОУ, начальные классы ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "В гостях у природы"

Методическая разработка может быть использована для детей начальной школы...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по экологии"Будь природе другом"

Данная разработка содержит методические рекомендации по проведению внеклассного мероприятия по экологии в свете требований ФГОС....

Методическая разработка урока по теме "Красота родной природы в творчестве художников. Рисунок "Летний пейзаж"".

Данный материал предназначен для 4 класса, состоит из пояснительной записки к уроку, сценария урока и приложения. В сценарии урока показывается ход урока, работа учителя и детей, все этапы урока, опис...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству "Изображение природы в различных состояниях. Море". 2 класс по программе Б.М. Неменского

Урок  по изобразительному искусству "Изображение природы в различных состояниях. Море". 2 класс по программе Б.М. Неменского...

Методическая разработка урока по экологии на тему: "ПРИРОДА. ЭКОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА."

Описание открытого урока по экологии для студентов ГПОУ "КИТ"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии «Мир природы»

Игра-путешествие ,,Мир природы,, расчитана для детей среднего школьного возраста (5-7 классы). Состоит из информационного экскурса в особенности живых организмов в форме игрового вступления, а так же ...