Дополнительная общеобразовательная программа «Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор» - углубленный уровень (на 2013-14 учеб. г.)
рабочая программа на тему

Программа по предмету синтезатор для учащихся 14-18 лет углублённого уровня - 3 этап обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2013_g._3_etap.docx35.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Зеленоградское окружное управление образования

Департамента образования города Москвы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «ОРЛЕНОК»

Утверждено «Утверждаю»

на педагогическом совете Директор ДЮЦ «Орленок»

Протокол №______от______ ____________ Н.С.Горячев

Дополнительная общеобразовательная программа

«Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор»

3 этап обучения - Углубленный

                                                                        Возраст детей 14-18 лет

                                              Срок реализации программы 2 года

Разработчик педагог дополнительного образования  Новоженова Галина Васильевна.

Москва 2013

Пояснительная записка

        Образовательная программа «Цифровые музыкальные инструменты: cинтезатор» составлено в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей от 11.12.2006 (№ 06-1844). (Письмо Минобрнауки России)), Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29декабря 2012 № 273), Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (от 26 июня 2012 № 504) ,

СанПиН 2.4.4.1251-03)

         Обязательная программа рассчитана на внесении изменений, уточнений и дополнений не реже одного раза в пять лет.

На протяжении всей истории человечества музыка в содружестве c искусством и наукой занимала одно из основных мест в системе формирования социально ценных, созидательных качеств личности.

В музыкальных коллективах учреждений дополнительного образования могут заниматься все дети, желающие научиться играть на музыкальном инструменте. Единственными условиями приема являются желание учиться и наличие инструмента (или иной возможности выполнения домашних заданий).

Основная задача первого этапа- введение ребенка в мир музыки, ознакомление с ее выразительными средствами и инструментальным воплощением в доступной и художественно увлекательной форме. В области постановочных навыков приемы работы педагога большей частью направлены на активизацию подражательных реакций учащегося, столь характерных для детей этого возраста. 

III этап обучения

Основная задача третьего этапа- в полном объеме овладеть знаниями и навыками, которые дали бы подростку возможность после окончания учебы не порвать с музыкой, расширить свой музыкальный кругозор. Относительно сложности репертуара и повышения общего уровня развития учащихся вызывает изменения методов педагогической работы. Возникает необходимость в получении воспитанником дополнительной информации по целому ряду проблем, связанных и самим произведением и с его исполнением. Важное место занимает и формировании у подростка потребности в самообразовании.

Направленность дополнительной образовательной программы - художественно-эстетическое.

Тип программы – модифицированная.

Цель программы:

Подготовка учащихся к концертной деятельности.

Задачи:

  • Развивающие:

Развитие музыкально-образного восприятия и эмоционального исполнения музыки; Дальнейшее совершенствование в оранжировке музыки для синтезатора.

  • Обучающие:

изучение основ теории музыки (формирование понятия звуковысотной и ритмической организации музыки, освоение средств музыкальной выразительности, знакомство с музыкальной терминологией,

совершенствование в практической музыкально-творческой деятельности.

  • Воспитательные:

Воспитание культуры исполнения и культуры сценического поведения.

Особенности методики

    Воспитательная и музыкально-образовательная деятельность – это единый процесс, для осуществления которого применяется система различных форм и методов. Формы этой деятельности можно условно разделить на основные, дополнительные и  формы самообразования учащихся.

      Основной формой учебной работы является индивидуальное занятие педагога с воспитанником.

Такая форма занятий сближает преподавателя и ребёнка и дает педагогу возможность опираться  в своей  работе не только на музыкальные, но и на человеческие качества учащихся. На каждом таком занятии необходимо найти нужную тональность в общении с ребёнком, понять его настроение, ведь от совместной заинтересованности в творческом поиске будет зависеть отношение воспитанника не только к процессу обучения игре на инструменте, но  и к музыкальной деятельности в целом. Для успешного сотрудничества важно и создание позитивной установки. Как известно, секрет успеха кроется в убеждении, что цель достижима.

      Дополнительные формы работы – коллективные посещения концертов, музыкального лектория, тематических экскурсий. Участвовать в каждом посещении может либо весь коллектив, либо его часть.

      Для постоянного духовного развития ребенка требуется непосредственное общение с искусством, обогащающим его эмоциональный мир. У каждого вида искусства своя образность, свой язык. Понимание этого языка развивает эстетическое восприятие воспитанников. Поэтому интересы коллектива не ограничиваются только музыкальной тематикой. Экскурсии проходят в художественных, исторических, мемориальных музеях.

         В целях повышения эффективности образовательно-воспитательной работы в коллективе проводятся:

 конкурсы на лучшее исполнение самостоятельно выученного произведения или сочинений определенного жанра (вальс, полифония), на лучший ансамбль; в подобные конкурсы вовлекаются все учащиеся, как в качестве исполнителей, так и в роли судей;

    семейные встречи (музыкальные или музыкально-литературные); 

    «огоньки» (с чаепитием, проведением различных веселых конкурсов, викторин, загадок). Программа таких встреч заранее оговаривается, в подготовке к ним принимают участие

Самообразование –  самостоятельные занятия воспитанников, которые производятся, в основном, в индивидуальном порядке и не регламентируются. Это может быть чтение книги о музыке и музыкантах, об искусстве, посещение концерта или спектакля, слушание произведения по радио или на грампластинке.

В выборе наиболее целесообразных методов учебно-воспитательной работы учитываются возрастные особенности воспитанников, степень развития их художественного мышления, эмоциональная отзывчивость, наличие познавательного интереса и задачи, которые стоят перед учащимся на каждом этапе.

Период обучения:

3 этап- ознакомительный- 2 года обучения. возраст детей 16-18 лет.

Формы и режим  занятий.

Занятия  в классе « Синтезатор» проводятся в индивидуальной форме  2 раза по 0,5 часа, т.е. 1 час в неделю. Итого в год 36 часов.

Прогнозируемые результаты

III этап 1 год обучения

По окончании 3 этапа 1 годя обучения ребенок будет знать:

                            мелизмы (форшлаги, мордент, трель, группетто);

                            нечетное деление длительностей (квинтоли, сикстоли);

                            обозначение темпов на итальянском языке.

После завершения 3 этапа 1 годя обучения ребенок будет уметь:

                            проявлять самостоятельность в поисах решения доступных художестенно-исполнительских задач;

                            исполнять выученное музыкальное произведение в соответствии с авторским замыслом;

                            пользоваться справочными изданиями.

III этап 2 год обучения

По окончании 2 года обучения ребенок будут воспитаны следующие качества:

                               устойчивый интерес к слушанию и исполнению музыки;

                               техничность и волевые качества.

                               

После завершения 2 года обучения у воспитанника будут развиты:

                                потребность в самообразовании и способность к объективной оценки                своей деятельности.

Формы подведения итогов:

              I полугодие: контрольное занятие.

           II полугодие: зачет.

Оценка приобретенных детьми знаний, умений и навыков производится по 5-ти балльной системе Воспитанники, получившие 3-5 баллов, считаются успешно освоившими программу обучения. Учащиеся, набравшие менее 3 баллов, считаются не выполнившими образовательную программу.

В течение учебного года  учащимися проводятся не менее двух классных концертов для родителей.

                       Критерии оценки

 в  соответствии  с программными  требованиями по каждому  году  :

уровень  сложности  музыкальных  произведений ;        

правильно  исполнение  нотного  текста и  ритмического  рисунка;

развитие  игровых  навыков;

культура  исполнения  и поведения учащихся  во время  выступления

( внешний  вид, собранность, отношение к слушателям).

Методы обучения.

Рассказ:

  • о художественных возможностях электронных инструментов;
  • о музыкальных жанрах и формах;
  • о творчестве композиторов-классиков.

Демонстрация:

  • исполнение педагогом музыкального произведения.

Практический метод:

  • постановка рук;
  • обучение основам исполнительской техники.

Видеометод:

  • просмотр фильмов о жизни и творчестве композиторов – классиков
  • просмотр видео концертов с выступлением исполнителей-виртуозов

классической и современной музыки.

Познавательные игры:

  • Составление и разгадывание музыкальных ребусов и загадок.

              Учебно-тематический план

3 этап 1  год обучения

 

           

Название  темы

Количество часов:

всего

теория

практика

 1          

Введение Т.Б. Обращение интервалов и трезвучий. Хроматическая гамма.

   6

     

     2

     4

 2

Выразительные возможности клавишных синтезаторов: эффекты реверберации, эхо, хоруса, фленжера и др.

   12

      5

     7

 3

 Освоение новых приемов синтезаторной аранжировки

   6

      2  

     4

4

Учебно-тренировочный материал.

   4

      1

     3

 5      

Чтение с листа.

   4

      1

     3

 6

Зачетные мероприятия и выступления.

   2

      -

     2

 7

Экскурсии. Досуговые и развивающие

Мероприятия.

   2

      0,5

      1,5

              Итого:

    36

      12

     24

Содержание  учебно- тематического плана 2 этапа 1года обучения.                        

Тема 1: Обращение интервалов.Хроматическая гамма.»

Теория: понятие о хроматизме и интервалах в музыке.  

Практика: построение интервалов от разных звуков, прохождение хроматических гамм.

Тема 2: «Выразительные возможности клавишных синтезаторов»

Теория:ознакомление с художественными  возможностями многодорожечного секвенсера

Практика:использование разновидности паттернов народной и современной музызки,голосов наличных синтезаторов из банков клавишных и хроматических ударных инструментов.

Тема 3: «Освоение новых приемов синтезаторной аранжировки»

Теория: закрепление знаний, полученных на предыдущих этапах.

Практика: гармонизация мелодии в режиме fingered в тональности до четырех знаков в ключе,выбор аккомпанирующего паттерна в стилях народной и современной популярной музыки,применение многодорожечного секвенсера.

Тема 4: «Учебно-тренировочный материал»

Теория: ознакомление с тональностями до 3 ключевых знаков.

Практика: повторение гамм, арпеджио, аккордов в более быстром темпе.

Тема 5: «Чтение с листа»

Теория: гармонический анализ; зрительный анализ мелодического движения, фактуры, формы; секвенции.

Практика: чтение с листа пьес уровня трудности 1-го/2-го класса.

Тема 6. «Зачетные мероприятия и выступления»

Практика: совершенствование сценического мастерства и стимулирование желания  выступать на эстраде. Участие в плановых концертах .

Тема 7: «Экскурсии. Досуговые и  развивающие мероприятия»

Теория: подготовка к мероприятию (помощь воспитанникам в подборе материала по выбранной теме, координация деятельности учащихся).

Практика: проведение экскурсий и мероприятий.

Учебно-тематический план

3 этап 2 год обучения

 

           

Название  темы

Количество часов:

всего

теория

практика

 1          

Введение. Т.Б. Основы музыкальной грамоты.

   6

     

     2

     4

 2

Выразительные возможности клавишных синтезаторов: паттерны архаического, классического, современного джаза.

   12

      4

     8

 3

 Навыки импровизации, выстраивание баланса по громкости и панораме.

   6

      1  

  5

4

Рондообразная и вариационная форма

   4

      1

     3

 5      

Чтение с листа.

   4

      1

     3

 6

Зачетные мероприятия и выступления.

   2

      -

     2

 7

Экскурсии. Досуговые и развивающие

Мероприятия.

   2

      0,5

      1,5

              Итого:

    36

      10

     26

Содержание  учебно-тематического плана2 этапа 2 года  обучения.                      

            Тема 1: «Музыкальная грамота»

Теория: понятие о стиле и жанре; стилевые  особенности творчества композиторов-классиков. Закрепление знаний, полученных на предыдущих этапах.    

Практика: работа с нотным материалом.

Тема 2: «Выразительные возможности клавишных синтезаторов»

Теория: понятие о МИДИ. Изучение голосов, имитирующие народные и электронные инструменты.

Практика: редактирование музыкального звучания при записи на многодорожечный секвенсор, корректирование темпа, установка динамического баланса дорожек.

                          Тема 3:Приемы импровизации»

Теория: закрепление знаний, полученных на предыдущих этапах.

Практика: гармонизация мелодии с использованием трезвучий и септаккордов,редактирование голосов с помощью реверберации, хоруса,флэнжера и др эффектов,запись и редактирование многодорожечного секвенсора

                           Тема 4:»Рондообразная и вариационная форма»

Теория: изучение особенностей музыкальных форм.  

Практика: прохождение репертуара в форме рондо и вариаций.

                          Тема 5: «Чтение с листа»

Теория: гармонический анализ; зрительный анализ мелодического движения.

Практика: развитие навыков графического восприятия нотного текста. Исполнение аккомпанемента при пении и сольной инструментальной партии.

             Тема 6. «Зачетные мероприятия и выступления»

Практика: совершенствование сценического мастерства, участие в мероприятиях, проводимых ДЮЦ и округом.

                         Тема 7: «Экскурсии. Досуговые и  развивающие мероприятия»

Теория: подготовка к мероприятию (помощь воспитанникам в подборе материала по выбранной теме, координация деятельности учащихся).

Практика: проведение экскурсий и мероприятий.

Репертуарный план 3 этапа 1 года обучения.

  1. Шмитц М. «Регтайм».
  2. Шостакович Д. Гавот.
  3. Шуман Р. «Смелый наездник».

4.Шмитц М. «Оранжевые буги».

5Штраус И. «На прекрасном голубом Дунае» (вальс).

                                                           3этап 2 год  обучения

  1. .
  2. Вебер К.М. Сонатина «До мажор».
  3. Геллер С. Этюд «Соль минор», соч. 45 №18.
  4. Гречанинов А. Прелюдия «Си-бемоль минор».
  5. Григ Э. Вальс «Ми минор».

   Условия реализации.

Требования к кабинету.

Для занятий нужен кабине с освещением и температурным режимом, соответствующим санитарно-гигиеническими нормам.

Мебель.

В кабинете необходимы:

∙    стол преподавателя – 1;

∙   стулья – не менее 2;

∙   стол для обучающихся– 1;

∙    книжные шкафы – 1

                                                            Оборудование :

∙   синтезатор

∙    нотная литература;

∙    книги по музыке, справочные издания.

                Организационно - административные условия

∙   систематическая настройка синтезатора;

∙   доступ в зал (для репетиций и проведения концертов, конкурсов и других массовый мероприятий);

∙  технические условия для ксерокопирования необходимых нот и дидактических материалов.

Методическое обеспечение

        

Тема

Методическое обеспечение

  1. Основы музыкальной грамоты
  2. Выразительные возможности синтезатора
  3. Приемы оранжировки

Музыкальный словарь

Тесты

Нотная тетрадь

Аудиозапись концертов электронных инструментов

Нотная литература

Тесты

аудиозапись джазовых композиций

Список литературы

Список литературы для педагога

        1. Алексеев А. Методика обучения игре на синтезатор. 3-е изд. – М., 1978.

           2. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. – М., 1953.

           3. Иващенко Ф.  Психология воспитания школьников. – Минск, 1999.

           4. Методические записки по вопросам музыкального образования. Сост.    

               А.Лагутин. – М., 1991.

5. Красильников.И. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе –М,2007

         6. Мухина В. Возрастная психология. – М., 1998.

7. Станкин М. Психология общения. – М., 1996.

          8. Теплов Б. Избранные труды. – М., 1985.

9. Володин А. Электромузыкальные инструменты. – М., 1979.

10.Михайлов А., Шилов В. Практический англо-русский словарь по электронной и компьютерной музыке.-М.Русь, Маг , 1991                

Список литературы, рекомендуемой для учащихся

        1. Батицкий М. Знаете ли вы музыку? – М., 1987.

        2. Васина-Гроссман В. Первая книжка о музыке. – М., 1988.

          3. Гоголев К. Универсальный словарь-справочник по мировой художественной  

              культуре от «А» до «Я». – М., 2000.

        4. Гуревич Е. Западноевропейская музыка в лицах и звуках. – М., 1994.

        5. Добрынина Е. Любителям музыки посвящается. – М., 1980.

        6. Домрина Е. Беседы о музыке. – Л., 1982.

        7. Илешин Б. И голубые небеса. – М., 1981.

           8. Крунтяева Т., Молокова Н., Ступель А. Словарь иностранных музыкальных    

              терминов. – Л., 1982.

        9. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М., 1986.

        10. Орлова Е. Очерки о русских композиторах XIX - начала  XX века. – М., 1982.

        11. Третьякова Л. Страницы советской музыки. – М., 1980.

          12. Финкельштейн Э.  Музыка от «А» до «Я». – СПб., 1997.

        13. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – М., 1980.

        14. Юдина Е. Мой первый учебник по музыке и творчеству. – М., 1997.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа"Индивидуальный музыкальный инструмент: фортепиано"

В Программе прописаны цели, задачи, методы иприемы по индивидуальному обучению на фортепиано. Представлен широкий репертуар для педагога и учащихся....

Дополнительная общеобразовательная программа «Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор» - ознакомительный уровень (2013-14 учеб. г.)

Программа по обучению детей 6-11 лет ознакомительного уровня - 1 этап обучения по предмету синтезатор....

Дополнительная общеобразовательная программа «Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор» - базовый уровень (на 2013-14 учеб.г.)

Программа для учащихся 9-16 лет по предмету синтезатор базового уровня - 2 этап обучения....