Формирование художественной культуры детей младшего школьного возраста в процессе занятий народно-песенным творчеством.
методическая разработка на тему

Близнюк Елена Владимировна

Именно в культуре человек обретает свое бытие, именно культура задает содержание, стиль, характер мышления и отношения человека к окружающей действительности, а также формирует образ мира человека как неизбежное следствие культуры общества, которая его окружает. В процессе вхождения человека в культуру происходит становление личности, в которой выражаются важнейшие социальные черты, включающие систему потребностей, интересов, установок. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_na_konkurs.docx320.8 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование художественной культуры детей младшего школьного возраста в процессе занятий народно-песенным творчеством

Методическая разработка

Близнюк Елена Владимировна

Преподаватель МБОУ ДОД ДМШ №3  г. Волжского Волгоградской области

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

I. Теоретические основы формирования художественной культуры детей младшего школьного возраста в процессе занятий народно-песенным творчеством.        6

1.Сущностное понятие «художественная культура личности»        6

2.Возрастные особенности детей младшего школьного возраста        10

3.Народное песенное творчество как средство формирования художественной культуры детей младшего школьного возраста        16

 II. Педагогические основы формирования художественной культуры детей младшего школьного возраста        24

1.Методы формирования художественной культуры детей в процессе занятий народно-песенным творчеством        24

2.Методические рекомендации по формированию художественной культуры детей младшего школьного возраста в процессе занятий народно-песенным творчеством        29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        35

ПРИЛОЖЕНИЯ        38


ВВЕДЕНИЕ

Одной из самых актуальных задач современного общества является создание благоприятных условий для формирования личности, ориентированной на общечеловеческие, культурно-исторические, художественно-эстетические, духовные ценности. Именно в культуре человек обретает свое бытие, именно культура задает содержание, стиль, характер мышления и отношения человека к окружающей действительности, а также формирует образ мира человека как неизбежное следствие культуры общества, которая его окружает. В процессе вхождения человека в культуру происходит становление личности, в которой выражаются важнейшие социальные черты, включающие систему потребностей, интересов, установок.

Образовательная область искусство, предоставляет обучающимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира, освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие через народно-песенное творчество оказывает незаменимое воздействие на развитие личности: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Занятия художественным творчеством имеют в себе большие возможности для творческого развития личности. Анализируя продуктивное детское творчество, можем судить о склонностях ребенка, его интересах, о разнообразии способностей. Творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.

Процесс детского творчества вызывает у детей особое желание действовать в искренней и непринужденной обстановке в таких видах деятельности как игра, инсценировка, песня и др.

Народное песенное творчество - это уникальная, самобытная культура наших предков - осознается современным обществом как значительный фактор духовности преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Ему отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. В последние годы народно-песенное творчество стали изучать более углубленно, возрождается фольклор как народная музыка, культура наших предков [30, 77].

Вопрос погружения в родную традицию касается всех уровней обучения подрастающего поколения, начиная с детских садов. Внедрение элементов фольклора в практику музыкального воспитания, изучение традиций и обрядов своего народа является важнейшим звеном в процессе формирования у учащихся высокой художественной культуры.

Сложившаяся социокультурная ситуация актуализирует проблему сохранения и передачи детям культурного наследия предков, знакомства ребенка с родной культурой. В качестве глобальной цели современного воспитания рассматривается восстановление образа человека культуры как личности целостной, самобытной, свободной, духовной, гуманной, ориентированной на сохранение и воспроизводство ценностей русской национальной культуры в творческой жизнедеятельности, способной к культурному саморазвитию и культурно-нравственной саморегуляции поведения.

Становится очевидной актуальность нашей темы: «Формирование художественной культуры детей младшего школьного возраста в процессе занятий народно-песенным творчеством»

В основу работы легли идеи, посвященные исследованию понятия «личность» (А.Г.Асмолов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский); возрастных особенностей детей младшего школьного возраста (О.А.Апраксина); проблемы народной педагогики (Т.И.Бабаева, Н.Д.Бартрам, Г.С.Виноградов, Т.С.Комарова, Е.А.Покровский); этнопедагогики о саморазвитии, самовоспитании, самообразовании личности в процессе изучения музыкального фольклора (Г.Н.Волков); концептуальные положения этномузыковедения о синкретической природе фольклора (А.М. Мехнецов, В.М.Щуров, Л.В.Шамина); идеи преемственности и непрерывности образования в области музыкального фольклора (Г.М.Науменко, Н.Н.Гилярова).

Объект исследования – процесс формирования художественной культуры детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – педагогические средства формирования художественной культуры детей младшего школьного возраста.

Цель исследования – выявить и обосновать педагогические средства процесса формирования художественной культуры детей младшего школьного возраста.

Объект, предмет и цель исследования определили задачи:

1. дать сущностную характеристику понятия «художественная культура личности»;

2. выделить возрастные особенности детей младшего школьного возраста;

3. выявить значение народно-песенного творчества в процессе формирования художественной культуры личности;

4. рассмотреть методы, приемы, используемые в процессе занятий народно-песенным творчеством.

Для реализации целей и задач исследования использовались следующие методы: теоретический анализ философской, культурологической, психолого-педагогической и методической  литературы по  исследуемой проблеме, обобщение педагогического опыта, наблюдения.


I. Теоретические основы формирования художественной культуры детей младшего школьного возраста в процессе занятий народно-песенным творчеством

1. Сущностное понятие «художественная культура личности»

Рассматривая понятие «художественная культура личности», прежде всего, необходимо дать определение его составляющим: «личность», «культура», «художественная культура».

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо»— в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы [38, 95].

По определению Л.С. Выготского, личность – это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности – творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности – социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.

Понятие "культура" родилось в Древнем Риме как оппозиция понятию "натура" – природа. Оно обозначало "обработанное", "возделанное", "искусственное", в противоположность "естественному", "первозданному". Со временем слово "культура" стало вбирать в себя всё более широкий круг предметов, явлений, действий, общим свойством которых был их сверхприродный характер. Соответственно и сам человек, рассматриваемый как творец самого себя, попадал в сферу культуры, которая приобретала смысл "образования" и "воспитания" [9, 37].

Художественная культура - это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессионального искусства [38, 210].

Под "художественностью" понимают духовно-материальную целостность. Следовательно, художественное творчество должно быть интерпретировано не как присущее плодам духовной активности человека материальное воплощение результатов работы его мышления, но как мышление в материале, т.е. с помощью представления цвета, пластики, звука. Именно поэтому такое мышление нельзя перекодировать, т.е. перевести на другой материальный язык, нельзя пересказать ни словом, ни языком другого вида искусства.

Художественная культура это сложное системное образование, в существовании которого можно выделить две важнейшие стороны.

Во-первых, это то, что связано с организационной стороной функционирования художественной культуры. В любом, пожалуй, историческом типе культуры существуют особые социальные институты, которые отвечают за обеспечение условий функционирования художественной культуры, за создание, распространение и восприятие эстетических ценностей. Это, прежде всего, система образовательных учреждений, обучение в которых позволяет приобщиться к художественным традициям, что обеспечивает определенную преемственность в отношении к эстетическим ценностям; издательские учреждения, организации, осуществляющие концертно-выставочную деятельность и др. Это и научно-исследовательские организации самого широкого профиля — начиная с искусствоведческих групп и заканчивая социологическими лабораториями, которые изучают закономерности функционирования художественной культуры, особенности художественного восприятия, зрительскую аудиторию. В современной нам культурной ситуации особое значение в распространении, трансляции художественных ценностей приобретают средства массовой коммуникации.

Во-вторых, это та часть художественной культуры, которая непосредственно связана с творческой деятельностью в сфере искусства и результатами этой деятельности. Это, прежде всего сами произведения искусства с их особым языком, присущим каждому виду искусства в отдельности, творческий процесс их создания, особые отношения между автором и созданным им произведением искусства, отношения между автором — произведением — и реципиентом (тем, кто воспринимает произведение искусства). Именно благодаря искусству возможно восприятие мира в его целостности, в неразрывном единстве личностного опыта, бытия культуры и опыта всего человечества [6, 81].

Художественная культура личности проявляет себя в осознанной и целенаправленной деятельности по освоению человеком многообразного, социального творческого и познавательного художественно-деятельностного опыта, в совершенствовании себя в различных направлениях индивидуального национального художественно-культурного развития, в соответствии с интересами общества и самой личности с позиций художественной культуры регионального социума.

Поскольку развитие художественной культуры личности возможно только в процессе деятельности и общения с художественными ценностями, одной из существенных закономерностей ее развития является зависимость результатов развития от включенности личности в разнообразные виды культурной художественной деятельности. Это обусловлено тем, что развитие художественной культуры личности происходит посредством «присвоения» человеком социального творческого художественно-деятельностного опыта в его различных проявлениях.

С нашей точки зрения, художественная культура личности — это интегральное качество личности человека, которое характеризует гуманистическую направленность его ценностных отношений, осознанность, переживание им ценностей художественной культуры общества и индивидуально-творческие способы культурной художественной деятельности; способность к трансформации художественной культуры в личностно-значимую, к творческому ее воспроизведению в процессе культурной художественной деятельности.

Таким образом, анализ психолого-педагогической, культурологической  литературы позволил определить основные характеристики художественной культуры личности, к которым относятся: художественно-эстетическая направленность личности (мотивы), содержание (интеллектуальное, эмоциональное, творчески-деятельностное), художественно-эстетическое сознание (восприятие, способности, образное мышление, эмоциональная сфера); исполнительская творческая деятельность по созданию эстетических ценностей.


2.Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития.

Особенности возраста определяются совокупностью многих условий. Это и система требований, которые предъявляются ребенку на данном этапе его жизни, и сущность отношений с окружающими, и тип знаний и деятельности, которыми он овладевает, и способы усвоения этих знаний.

Внешние условия, определяющие особенности возраста, действуют на ребенка не непосредственно. Объективно одни и те же элементы среды влияют по-разному на каждого ребенка в зависимости от того, через какие ранее развившиеся психологические свойства они преломляются. Совокупность этих внешних и внутренних условий и определяет специфику возраста.

Итак, возраст характеризуется особенностями условий жизни и требований, предъявляемых ребенку на данном этапе его развития, особенностями его отношений с окружающими, уровнем развития психологической структуры личности ребенка, уровнем развития его знаний и мышления, совокупностью определенных физиологических особенностей.

Определяет возрастной период связь между уровнем развития отношения с окружающими и уровнем развития знаний, способностей [7,45].

В современной системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка с шести до десяти-одиннадцати лет (1-4 классы школы).

Социальные задачи и содержание среднего образования окончательно еще не сложились. Поэтому хронологические вехи и психологические особенности младшего школьного возраста как особого звена всего школьного возраста, как особого звена всего школьного детства также нельзя считать окончательными и неизменными. С научной точки зрения речь пока может идти об относительно устоявшихся, наиболее характерных чертах этого возраста. Его роль в психологическом развитии ребенка может меняться в зависимости от изменения целей и значения начального обучения в исторически складывающейся системе общественного воспитания детей от детского сада до завершения среднего образования.

Наиболее характерная черта периода с шести до десяти лет состоит в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Эти качества уживаются в его поведении и сознании в виде сложных и порой противоречивых сочетаний. Как и любое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются именно в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание ученых сейчас направлено на выявление резервов развития младших школьников. Использование этих резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности.

Выделяют такие возрастные особенности детей младшего школьного возраста как анатомно-физиологические особенности, и психологическую перестройку, связанную с поступлением ребенка в школу.

Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, существенно изменяющее мотивы его поведения, открывающее новые источники развития его познавательных и нравственных сил.

Но, с другой стороны, выдающиеся умственные проявления ребенка могут оказаться лишь чем-то временным. В ходе возрастного развития – вместе с укреплением и обогащением свойств интеллекта, подъемом их на новый уровень – происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей.

Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются на познавательных возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего развития.

Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.

Однако ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов – ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта.

Чтобы лучше понимать детей, нужно, прежде всего, знать и учитывать возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей. У несмышленыша, совершенно беспомощного при рождении, за немногие годы, поначалу с помощью и под руководством старших,- формируются сложнейшие свойства ума, бесчисленные навыки, многообразнейшие чувства... Обогащение психики идет в таком темпе, который будет уже недоступен в зрелые годы. Детство - неповторимая по своим возможностям пора развития. Об этих возрастных условиях роста способностей и нужно сказать прежде всего, а именно - о таком важном компоненте, как сила нервной системы (о ней судят по способности выдержать интенсивную или длительную нагрузку на нервную систему). Детей отличает (и чем младше ребенок, тем в большей степени) относительная слабость, малая выносливость, истощаемость нервной системы. Специальные исследования показали, что эта возрастная слабость (когда даже небольшие воздействия вызывают сильную реакцию) - не только недостаток, но и достоинство - именно она обусловливает детскую впечатлительность, живость восприятия. С годами нервная система крепнет в разной степени у разных детей - а вместе с тем и снижается детская непосредственная восприимчивость.

С возрастом происходит не только увеличение возможностей, но и ограничение, а то и утрата некоторых ценных особенностей детской психики.

Переход от одного возрастного периода к другому означает не просто усиление, обогащение психических свойств, но и их подлинное преобразование – затухание, прекращение действия одних особенностей и возникновение новых.

В этом заключается специфика детства. Именно в годы созревания возникают своеобразные состояния психики, когда обнаруживаются особые возможности для проявления и установления тех или иных сторон интеллекта.

Развитие психики младших школьников происходит главным образом на основе ведущей для них деятельности учения. Включаясь в учебную работу, дети постепенно подчиняются ее требованиям, а выполнение этих требований предполагает появление новых качеств психики, отсутствующих у дошкольников. Новые качества возникают и развиваются у младших школьника по мере формирования учебной деятельности.

Организация фронтальных занятий в классе возможна лишь в том случае, если все дети одновременно слушают учителя, следуют его указаниям. Поэтому каждый школьник приучается управлять своим вниманием согласно требованиям таких занятий. Ребенку хочется смотреть в окно, где бойко снуют голуби, но нужно слушать объяснение нового способа решения задачи, и не просто слушать, а хорошо запомнить все детали этого способа, чтобы правильно выполнить завтрашнюю контрольную работу.

Постоянное следование таким "нужно", управление своим поведением на основе задаваемых образцов способствует развитию у детей произвольности как особого качества психических процессов. Она проявляется в умении сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодолевая трудности и препятствия.

При выполнении тех или иных заданий по разным предметам дети обычно отыскивают наилучшие пути их решения, выбирают и сопоставляют варианты действий, планируют их порядок и средства реализации (особенно наглядно эта внутренняя работа проявляется на занятиях по труду). Чем больше "шагов" своих действий может предусмотреть ребенок и чем тщательнее он может сопоставить их разные варианты, тем более успешно он будет контролировать фактическое решение задачи. Необходимость контроля и самоконтроля в учебной деятельности, а также ряд других ее особенностей (например, требование словесного отчета, оценка) создают благоприятные условия для формирования у младших школьников способности к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане.

Одно из важных требований учебной деятельности состоит в том, что дети должны развернуто обосновывать справедливость своих высказываний и действий. Многие приемы такого обоснования указывает учитель. Необходимость различать образцы рассуждения и самостоятельные попытки их построить предполагают формирование у младших школьников умения как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия. Это умение лежит в основе рефлексии как важного качества, позволяющего разумно и объективно анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности.

Характеризуя младший школьный возраст, О.А. Апраксина выделяет такие типичные черты как:

а) несформированность, хрупкость всего организма: быстрая утомляемость от однообразного положения, однообразной деятельности, монотонной речи учителя, шаблонного проведения урока;

б) отсутствие навыков систематической, целенаправленной, умственной работы, но цепкая память;

в) небольшой объем произвольного внимания: преобладание непроизвольного внимания, что вызывает необходимость его постоянной активизации путем переключения на разные «объекты» (задания, виды деятельности, индивидуальные и коллективные формы работы);

г) яркое образное воображение, его конкретность (отсюда необходимо помнить об опасности прямолинейной, примитивной связи характера звучания музыки с конкретными образами, например, низких звуков – с «медведями», высоких – с «птичками», «зайчиками»);

д) склонность к игре: через игровые формы легко усваивается даже сложный материал. Игра активизирует воображение, внимание, память, способствует развитию творческих способностей детей.

Таким образом, психологические особенности младших школьников дают нам возможность считать этот период наиболее благоприятным для развития художественной культуры.


3. Народное песенное творчество как средство формирования художественной культуры детей младшего школьного возраста

Формирование эстетической культуры — это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, обеспечивает удовлетворение от того, что является действительно эстетически ценным. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умения вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве [33, 124].

Под средствами в педагогике понимают предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Эстетическое развитие личности средствами искусства принято в педагогике называть художественным воспитанием. Обращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. По своей природе творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.

Б.М. Теплов отмечает, что "раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка" [33, 156].

У детей семи лет широко развивается самостоятельное творчество: музыкальное, театральное, литературное. Этой же точки зрения на значение результативной продуктивной деятельности, на роль творческого воображения и его особенностей придерживаются Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев. Они доказывают в своем исследовании, что дети проявляют творчество в такой близкой им деятельности, как музыкальные игры, хороводы, пляски, пение, во всех видах музыкального творчества.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, но не творчества [33, 387].

При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности, которые являются необходимой составляющей формирования художественной культуры личности.

Различают общие умственные способности – развитая память, совершенная речь, точность ручных движений и специальные способности, например, музыкальные. Они определяют успехи в специфических видах деятельности, для которой необходимы задатки определенного рода (в нашем случае – музыкальные) и их развитие. В эти задачи входят три основные музыкальные способности.

1. Ладовое чувство или эмоциональный перцептивный компонент музыкального слуха.

2. Способность к слуховому представлению, т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающая звуковысотные движения. Способность к слуховому представлению совместно с ладовым лежит в основе гармоничного слуха. Это способность образует основное ядро музыкального воображения.

3. Музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно переживать музыку, чувствовать выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний - это лежит в основе музыкальной отзывчивости на музыку, многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которую одновременно включается школьник, выступает одним из условий комплексного и разностороннего развития его способности.

Основное требование к деятельности, развивающей способности – творческий характер деятельности. Развитие музыкальных творческих способностей - это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы, музыкального таланта: стремление создать что-то новое, свое лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания в области народной музыкальной культуры.

Первым этнографом – собирателем, который выделил детский музыкальный фольклор в особый раздел и указал на разнообразие его видов, был П.В. Шейн.

Первый опыт углубленной разработки вопросов традиционного детского творчества на этнографической основе, предпринял крупный отечественный теоретик, знаток детского быта, профессор Иркутского университета Г.С.Виноградов. На протяжении 20 лет он с помощью многочисленных корреспондентов собрал на местах такое количество материала по детскому фольклору, каким не располагало ни одно научное учреждение дореволюционной России. Многое ему удалось опубликовать и научно объяснить в ряде статей и сборников. Например, “Сибирская живая старина", “Детский народный календарь”, “Детский фольклор и быт" и другие [21,156].

В современных условиях решение задач по восстановлению ценностей национальной культуры может быть обеспечено применением всех образовательных форм и способов погружения ребёнка в культурную традицию: в рамках учебных курсов и через воссоздание культурных ситуаций в художественно-творческой и празднично-обрядовой деятельности.

Обращение к детскому творчеству как к методу воспитания – характерная тенденция современной художественной педагогики.

Проведение традиционных праздников, экскурсий, посещение выставок по традиционным ремёслам, народному костюму, концертов – все это является продолжением постижения основ народной культуры и ее проживанием.

Возрастные особенности детей младшего возраста таковы, что игра остается одним из любимейших видов деятельности. Необходимо включать народные игры в урок. Во время игры могут быть использованы такие методы обучения: упражнения по приобретению навыков самостоятельных действий в пении;  упражнения в самостоятельном подборе вариантов игр, танцевальных движений;  творческие задания как метод развития песенного, музыкально-игрового творчества [25, 213].

В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрам народного творчества.

Игровая деятельность на занятии позволяет решать следующие задачи:

  • развитие творческой индивидуальности;
  • эмоциональное развитие;
  • воспитание эстетических, патриотических чувств;
  • развитие музыкальных способностей;
  • развитие духовной сферы;
  • развитие самостоятельности;
  • физическое развитие.

В качестве приемов для воспитания у детей устойчивого интереса к творчеству на занятиях может использоваться личный пример учителя, использование атрибутов, костюмов, показа. К таким приемам можно отнести знакомство с лучшими литературными произведениями, которые стимулировали бы потребность детей в активном выражении чувств, придавали своеобразие музыкальному творчеству.

Музыкально-творческая игра по сюжетам литературных произведений требует активной мысли, направленной на восприятие содержания произведения. Дети эмоционально воспринимают содержание, сочувствуют героям, отсюда и появляется стремление активно реализовать себя в игровых действиях.

На занятиях литературы, где ребята знакомятся с устным народным творчеством через пословицы, поговорки, сказки, для себя раскрывают нравственно-этические понятия добра, зла, честности, уважение к старости, взаимопомощи. Творческим заданием послужил подбор по темам "Труд", "Дружба" пословиц, поговорок, составление ребусов, кроссвордов.

При знакомстве на уроках с прибаутками, календарным игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием исполняют скороговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор.

Эта творческая деятельность может найти свое отражение в фольклорном празднике "Святки". После изучения обрядов зимнего цикла дети могут проиграть приход ряженых, колядование в школе. Для этого необходимо подготовиться: изготовить маски, подобрать костюмы, разучить игровые сценки, где проявятся их творческие способности [25, 45].

Таким примером могут послужить и другие праздники народного календаря, где от ребят потребуется смекалистость, творческие навыки. Совместная деятельность детей создаст общее эмоциональное переживание, ребята окажут взаимопомощь друг другу при выполнении задания.

Участие детей должно являться обязательным элементом календарного обряда. Дети могут включаться в пение взрослых или исполнять собственно детские песни (колядки, масленичные, веснянки, заклички), которые они могут петь во время ритуальных обходов на Рождество, Егория, Красную горку, на день Кузьмы и Демьяна (летнего) [9, 77].

На масленицу дети вместе со взрослыми могут кататься на лошадях, строить снежные горки.

Необъятен мир детского фольклора. Помимо перечисленных жанров существует множество детских частушек, плясовых, шуточных, игровых песен.

Существует также и инструментальное детское творчество, которое демонстрирует умение детей принимать у старших традиционные приемы изготовления музыкальных инструментов и игры на них.

Положительным моментом по приобщению детей к народной культуре является проведение праздников. Современная жизнь с ее социальными противоречиями вызывает у ребенка чувства неверия, бессилия. Источниками стресса служат негативные мысли и чувства. Основная защита от них только в положительных эмоциях, которые могут возникнуть только на празднике.

Цели праздника:

1. Создать зону психологического комфорта.

2. Развить творческие способности детей.

3. Удовлетворить физические, интеллектуальные потребности.

4. Приобщить к народным традициям.

Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе школьника, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию. Причем, развитие творческих способностей происходит само собой в занимательной, увлекательной игровой форме.

Народно-песенное творчество органично объединяет в себе слово, напев и движение. Каждая из перечисленных сфер может стать основой для разнообразных творческих проявлений учащихся. Однако важно, чтобы исходный материал был подобран в соответствии с их возрастными особенностями. Младшие школьники подвижны, чутко реагируют на яркую, образную речь, эмоционально включаются в игру.

Возьмем самые доступные формы творческих заданий. Без особого труда младшие школьники импровизируют движение. Для этого им достаточно представить себя действующим лицом той или иной песенки. Если же предлагается игра с заранее определенными правилами, то и здесь каждый, как того и требует природа фольклора, проявляет себя индивидуально, по-своему [15].

Например, в песенке - игре "Ходит по двору петух" дети становятся в круг. Изображающий петуха важно вышагивает в центре круга. На слова: "Под окном стоит" - останавливается перед тем, кого выбрал, "хлопает крыльями", после текста "На весь двор кричит" - громко кричит по-петушиному, а затем меняется место с избранным. Вся игра повторяется. Каждый новый "петушок" решает свою творческую задачу: в движении проявляется его характер, темперамент, отношение к окружающим. Выбирая себе замену, он поддерживает ход и темп игры, эмоционально определяя ее развитие или угасание.

Еще ярче проявляется индивидуальность ведущего при обыгрывании песенки "Дрема". Он сидит в центре круга, сначала "дремлет", затем "просыпается" - все это обычно проделывается с индивидуально выраженной мимикой, пластикой движений. Наконец, Дрема выбирает себе замену, усаживает нового Дрему на свое место. Далеко не всегда это оказывается простой задачей и незамысловатая игра становится уроком бережного и чуткого отношения к товарищам.

Широким полем для детской фантазии являются такие песенки, как "Стоит в поле теремок". Текст повторяется из строфы в строфу. Но героем каждой из них становится новое действующее лицо - зверек, птичка – кто только вспомнится, тот и пойдет поселяться в теремок, в дружную семью его обитателей. Каждый ученик изображает своего героя, пытаясь передать его повадки. Здесь же возникают импровизированные диалоги – каждый раз творческая мысль ребят порождает новую сказку с новым сюжетом, полную неожиданностей и приключений [25].

Итак, при импровизации движений детям достаточно проявить наблюдательность, смекалку, припомнить ранее слышанные сказки, виденные фильмы, спектакли – то есть опереться на имеющиеся знания и развивать навыки их творческой интерпретации.

Фольклор в учебно-воспитательном процессе выступает как средство гармоничного развития детей. Мы согласны с мнением Г.В. Лобковой о том, что "внедрение фольклорного материала как стержневой составляющей образовательного процесса, начиная с дошкольной ступени и заканчивая старшими классами, позволит естественным путем решить задачи углубленного постижения не только языка, но и основ мировосприятия, мироощущения, свойственных народу" [20; 2].

Таким образом, средством формирования художественной культуры детей младшего школьного возраста выступает народно-песенное творчество, которое представляет собой универсальное средство эстетического и нравственного воспитания.

Использование в качестве средства формирования художественной культуры детей младшего школьного возраста народно-песенного творчества связано с включением в образовательный процесс вокально-хоровых упражнений; игровой деятельности (приложение 2); различных жанров музыкально-игрового фольклора (приложение 3); разнообразных по форме детских песен: закличек, приговорок, дразнилок, считалок (приложение 1); танцевальных движений (приложение 4); правильно подобранного репертуара.


II.Педагогические основы формирования художественной культуры детей младшего школьного возраста

1. Методы формирования художественной культуры детей в процессе занятий народно-песенным творчеством

В педагогике музыкального образования под методом в широком смысле слова понимается совокупность педагогических способов, направленных на решение задач и освоение содержания музыкального образования.

В узком смысле слова метод рассматривается как то или иное средство, прием, направление на развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке, культуры чувств, на освоение музыкальных знаний, умений и навыков, опыта музыкальной учебно-творческой деятельности, на формирование музыкальных интересов, потребностей, вкуса; общих и музыкальных способностей, памяти, мышления, воображения и др.

Среди методов музыкального образования можно выделить общедидактические, получающие свое специфическое преломление на музыкальных занятиях, и собственно музыкальные методы.

В общей педагогике приняты разнообразные классификации методов: по источнику знаний (словесный, наглядный и т.д.), по их назначению (приобретение знаний, формирование умений и навыков и т.д.), по характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический и т.д.), по дидактическим целям (методы, способствующие первичному усвоению материала, его закреплению и т.д.). Все они применимы и в педагогике музыкального образования.

Наряду с общепедагогическими методами в педагогике музыкального образования сформировались и специальные — собственно музыкальные методы.

Это, прежде всего методы, охватывающие разные виды музыкальной деятельности учащихся.

В контексте нашего исследования мы обращались к тем методам, которые направлены на формирование художественной культуры детей младшего школьного возраста. Выбор наших методов также обусловлен исполнительской деятельностью детей младшего школьного возраста. Основными методами мы выделяем:

  1. Метод эмоциональной драматургии (Д.Б.Кабалевский, Э.Б.Абдуллин).

Этот метод направлен на создание урока, в котором имеет место определенное драматургическое решение:

•        некая интродукция, вступление, где обозначается вектор

эмоциональной направленности всего урока;

•        построение композиции, органично сочетающей контрасты

и сходство различных по характеру музыкальных произведений,

видов музыкальной деятельности учащихся, форм работы, музыкальных произведений, исполняемых учителем и детьми, и т.д.;

•        наличие эмоционально-эстетической кульминации урока,

связанной со слушанием или исполнением самими учащимися

яркого художественного произведения;

• заранее продуманное завершение урока произведением определенного настроения и характера, логически завершающим общую музыкальную композицию занятия.

  1. Метод создания композиций (Л.В. Горюнова).

Этот метод направлен на сочетание разных видов музыкальной деятельности (слушание музыки, хоровое и сольное пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, игра в четыре руки с учителем, движение под музыку и др.) при исполнении одного и того же музыкального произведения. Данный метод позволяет включить всех детей в активную музыкальную деятельность и в то же время способствует наиболее полному изучению музыкального произведения.

  1. Метод создания художественного контекста (Л.ВГорюнова) 

Данный метод направлен на развитие музыкальной культуры учащихся благодаря «выходам» за пределы музыки (обращение к смежным видам искусства, истории, окружающей природе, к тем или иным жизненным ситуациям и т.д.). Данный метод дает возможность представить музыку в богатстве ее разнообразных связей, понять сходство и отличие от других видов искусства, осознать связь с историей и т.д.

  1. Метод установления взаимосвязи художественного и технического на интонационной основе (Е.В.Николаева).

Данный метод реализует интонационную теорию Б.В.Асафьева применительно к проблемам музыкального образования. Само понимание термина «интонация» имеет множество значений: как категория художественная (т.к. в интонации «свернут» музыкальный смысл), и как категория «техническая», при которой узкотехническое значение чистоты интонации понимается как условие достижения ее выразительного начала.

Реализация метода единства художественного и технического на интонационной основе применительно к певческой деятельности заключается в том, что школьники учатся постигать выразительность в музыке и готовятся к ее выразительному интонированию непосредственно через осмысление самой музыкальной интонации. При этом дети специально ставятся в условия, когда приоритетное значение в раскрытии художественного образа произведения и выразительности упражнения имеют для них не столько слова, сколько его собственно музыкальная сторона. Поэтому, разучивая такой материал, они могут подойти к ее осознанному выразительному интонированию, главным образом через осмысление выразительности музыкальной интонации, без помощи или с минимальной помощью словесного текста. Это становится возможным при последовательном и постепенном усложнении тех задач, которые ставятся перед учащимися.

На конкретном примере покажем возможности воплощения этого метода в практике музыкальных занятий.

Уже с первых занятий маленьких певцов нужно учить не только петь в характере музыки: радостно, грустно, нежно, ласково и т.п., но, что особенно важно, чувствовать в своем исполнении тончайшие оттенки музыкальной интонации. Для этого необходимо развитие у них эмоционального слуха и подведение их к постижению музыки как искусства интонационного. Такая направленность работы должна быть определяющей и при разучивании песен, и при распевании учащихся, и при отработке вокально-хоровых упражнений. Важно, чтобы учащиеся научились чувствовать красоту певческого звучания и могли осмысленно интонировать даже отдельно взятый звук, вкладывая в свое исполнение ту или иную эмоциональную окраску, не говоря уже о соединении нескольких тонов в мелодическом обороте, и тем более в целой фразе.

Подготовить к этому школьников можно с помощью разнообразных методических приемов, фиксирующих их внимание на том, какое влияние исполнительская трактовка способна оказать на музыкальное восприятие одного и того же материала. С этой целью на начальных этапах обучения дети прежде всего знакомятся с тем, как меняется певческое звучание не только целой фразы, но и отдельно спетого звука в зависимости от той эмоциональной окрашенности, которую придал им исполнитель. Все такого рода задания нацелены на внимательное вслушивание детей в певческое звучание, понимание ими его эмоциональной окрашенности, поиски детьми способов передачи того или иного настроения в своем пении.

 Основная функция народно-песенного творчества — воспитание и развитие ребенка — физическое, художественное, эстетическое. Например, в известной работе «Этнография детства». Науменко Г.М. были сделаны теоретические открытия, касающиеся детского музыкального интонирования, то есть способов исполнения детьми произведений собственного фольклорного репертуара.

Раскрыта структура мелодики напевов интонируемых детьми песен и игровых песенных припевов, их взаимосвязь с особенностями голосового аппарата детей, творческими и музыкальными возможностями, а также возрастом исполнителей. Используя опыт и знания в этой области, богатый фактический материал, им была издана «Фольклорная азбука» — методическое пособие для обучения детей народному пению. Своеобразна методика собирания фольклора, которую разработал Науменко Г.М. Она позволяла находить подход к детям, психологически их раскрепощать, раскрывать внутренний мир, индивидуальный творческий характер и потенциал каждого юного исполнителя, выявлять богатый и разнообразный песенный и игровой репертуар и записывать его. 

В данном случае важен принцип индивидуального подхода к каждому исполнителю — один из важнейших принципов отечественной педагогики и теории воспитания. Основной смысл данного принципа заключается в необходимости постоянно учитывать индивидуальные качества и особенности личности каждого обучающегося, использовать при этом индивидуальную методику обучения и воспитания.


2. Методические рекомендации по формированию художественной культуры детей младшего школьного возраста в процессе занятий народно-песенным творчеством.

В русских народных песнях, возрождается легендарное прошлое. Вместе с песнями старины мы обретаем связующее времена чувство причастности к трудам и славе ушедших поколений, сознание своего долга перед Отечеством.

Народная песня и народная манера пения, наряду с языком важнейшее составляющее русской этнической культуры. Они передают дух нации, чувства и переживания людей, в них отражаются обычаи и вера народа. Народное пение это вид музыкального искусства, в котором объединяется множество наук и видов народного творчества: фольклористика, этнография, музыкально-поэтическое творчество, бытовая хореография, фольклорный театр, декоративно-прикладное творчество, история и т.д.

В программные занятия обучающихся народному песенному наследию входят познание содержания традиций, основ и особенностей хоровой музыки, путем собственной активности творческой деятельности каждого обучающегося, повышение уровня художественного воспитания способствующего выработке целостных взглядов на русскую культуру, искусство, историю.

Основными видами деятельности детей на занятиях фольклором являются: слушание, восприятие, игры (музыкальные, словесные), пение. Кроме того, они впервые знакомятся с народным календарем (по временам года), народными обычаями и обрядами.

Обряды для ребенка – это, прежде всего, встреча со сказкой. Так, например, зимний святочный обряд (Христославие и Вертеп, Рождество и колядование, ряженье, встреча старого Нового года и посевание, Крещение и гадание) естественно переходит в рассказы о домовых и разной нечисти, а затем дети, уже в Музее сказок народов мира, знакомятся с волшебными, кумулятивными сказками, а также сказками о животных.

Педагогический процесс по освоению традиционной культуры имеет определенную специфику. Исполнительство и детское творчество в музыкально-фольклорной деятельности сливаются в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью – фольклорной импровизацией, включающей танцевальные движения и игру на доступных детям народных инструментах. Это практический этап освоения народной культуры.

Руководитель должен уметь правильно отобрать участников коллектива по их природным данным, выявить уровень их музыкальных способностей: чувство ритма, музыкальный слух, память, диапазон голоса, его тембр, силу звука, умение двигаться на сцене, эмоционально говорить и т.д.  Все эти данные проверяются в форме непринужденной беседы. Здесь важно выявить и общий уровень развития будущего участника хора, его вкусы, интересы. Прежде всего, ребенку предлагается спеть знакомую песенку, учитывая при этом, что неточное воспроизведение песни  может  быть результатом неверно заученной мелодии, так что это не значит, что слух отсутствует. Руководитель предлагает повторить незнакомую мелодию, сыгранную или спетую им, при этом проверяется и музыкальная память ребенка. Музыкальный ритм проверяется так: педагог просит повторить (простучать или  прохлопать) какой-либо ритмический рисунок, постепенно усложняя  его. Певческий звук в  детском народном  хоре  достаточно характерен.

Певческая деятельность заключается в том, что школьники учатся постигать выразительность в музыке и готовятся к ее выразительному интонированию непосредственно через осмысление самой музыкальной интонации. При этом дети специально ставятся в условия, когда приоритетное значение в раскрытии художественного образа произведения и выразительности упражнения имеют для них не столько слова, сколько его музыкальная сторона.

Во время занятий певческой деятельностью перед учащимися ставятся задачи: петь не только в характере музыки, но и чувствовать оттенки музыкальной интонации; чувствовать красоту певческого звучания и осмысленно интонировать отдельно взятый звук

Основная функция народно-песенного творчества — воспитание и развитие ребенка — физическое, художественное, эстетическое.

В данном случае важен принцип индивидуального подхода к каждому исполнителю — один из важнейших принципов отечественной педагогики и теории воспитания. Основной смысл данного принципа заключается в необходимости постоянно учитывать индивидуальные качества и особенности личности каждого обучающегося, использовать при этом индивидуальную методику обучения и воспитания.

Народная песня и народная манера пения, наряду с языком важнейшее составляющее русской этнической культуры. Они передают дух нации, чувства и переживания людей, в них отражаются обычаи и вера народа. Народное пение это вид музыкального искусства, в котором объединяется множество наук и видов народного творчества: фольклористика, этнография, музыкально-поэтическое творчество, бытовая хореография, фольклорный театр, декоративно-прикладное творчество, история и т.д.

В программные занятия обучающихся народному песенному наследию входят познание содержания традиций, основ и особенностей хоровой музыки, путем собственной активности творческой деятельности каждого обучающегося, повышение уровня художественного воспитания способствующего выработке целостных взглядов на русскую культуру, искусство, историю.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Область народно-песенного творчества заключает в себе весь комплекс духовной сущности народной жизни, мировосприятие и эстетический идеал народа, его нравственные нормы, психологию и поэтому служит важной и необходимой базой в целях воспитания подрастающего поколения, освоения культурных ценностей.

Во введении мы затронули вопрос актуальности культурного опыта народа в воспитании и образовании детей, сохранения фольклорного материала, необходимость включения знаний из области фольклора и этнографии в обучение. Определили цель и задачи нашего исследования.

Решая первую задачу исследования–  дать сущностную характеристику понятия «художественная культура личности», мы выявили, что художественная культура личности — это интегральное качество личности человека, которое характеризует гуманистическую направленность его ценностных отношений, осознанность, переживание им ценностей художественной культуры общества и индивидуально-творческие способы культурной художественной деятельности; способность к трансформации художественной культуры в личностно-значимую, к творческому ее воспроизведению в процессе культурной художественной деятельности. Мы также определили основные характеристики художественной культуры личности, к которым относятся: художественно-эстетическая направленность личности (мотивы), содержание (интеллектуальное, эмоциональное, творчески-деятельностное), художественно-эстетическое сознание (восприятие, способности, образное мышление, эмоциональная сфера); исполнительская творческая деятельность по созданию эстетических ценностей.

Решая вторую задачу нашего исследования, которая состояла в выделении возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Мы выяснили, что особенности младшего школьного возраста определяются совокупностью многих условий. Это и система требований, которые предъявляются ребенку на данном этапе его жизни, и сущность отношений с окружающими, и тип знаний и деятельности, которыми он овладевает, и способы усвоения этих знаний.

Исследователи выделяют такие особенности младшего школьного возраста как: небольшой объем произвольного внимания: преобладание непроизвольного внимания; отсутствие навыков систематической, целенаправленной, умственной работы, но цепкая память; яркое образное воображение, его конкретность; склонность к игре.

Решая третью задачу исследования, которая состояла в выявлении значения народно-песенного творчества в процессе формирования художественной культуры личности, мы сделали следующие выводы: Формирование художественной культуры предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, обеспечивает удовлетворение от того, что является эстетически ценным.

Средством формирования художественной культуры детей младшего школьного возраста может выступать народно-песенное творчество, представляя собой универсальное средство эстетического и нравственного воспитания.

Решая четвертую задачу, которая заключалась в рассмотрении методов, приемов, используемых в процессе занятий народно-песенным творчеством, мы выявили методы формирования художественной культуры детей в процессе занятий народно-песенным творчеством:

  • метод эмоциональной драматургии,
  • метод создания композиций,
  • метод создания художественного контекста,
  • метод установления взаимосвязи художественного и технического на интонационной основе.

В программные занятия обучающихся народному песенному наследию входят познание содержания традиций, основ и особенностей хоровой музыки, путем собственной активности творческой деятельности каждого обучающегося, повышение уровня художественного воспитания способствующего выработке целостных взглядов на русскую культуру, искусство, историю.

Таким образом, проделанная работа позволила нам решить ряд поставленных задач и сделать вывод, что для формирования художественной культуры детей младшего школьного возраста необходимо единство процесса обучения и воспитания, разнообразие форм и методов деятельности, наличие благоприятных условий.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. – М., 1990. – 231 с..
  2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
  3. Аникин В.П. Теория фольклора: курс лекций. – М.: КДУ, 2007. – 431 с.
  4. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. – M., 1983. – 221 с.
  5. Асафьев Б.О народной музыке.- Л., 1987.- 321 с.
  6. Батурина Г. И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (пособие для педагогов, воспитателей, методистов) – М.: «Школьная пресса», 2003. –221 с.
  7. Веселова Ю.Г. Духовно-нравственный потенциал русского народа. – М., 2003.
  8. Викторов Е.А. Личность. Индивидуальность. Творчество. – СПб.: Искусство, 2005
  9. Волков Г. Н. Этнопедагогика. – М.: Академия, 1999. – 168 с.
  10. Гройсман, А.Л. Основы психологии художественного творчества. – М., 2003. – 126 с.
  11. Иванова Л. Русский фольклор // Воспитание школьников. - 2001. № 10. – С.28 – 34.
  12. Камаев А.Ф. Народное музыкальное творчество. – М.: Академия, 2005. –304 с.
  13. Каргин, А. Творчество становится категорией личной жизни: перспективы развития народного творчества / А.Каргин // Народное творчество. – 2001. - №1. – С.2-3.
  14. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». – СПб.: Детство-Пресс, 1998. – 304 с.
  15. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. -  М.: Высшая школа, 1977. – 376 с.
  16. Кузина Т.Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. М.: Школа-Пресс, 1998. – 142 с.
  17. Кукушин В.С. Этнопедагогика. – М., 2002. – 304 с.
  18. Латышина Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа. – М.: Школьная пресса, 2004. – 128 с.
  19. Макарцева Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры. // Педагогика. 1998, № 1. – С. 14-18.
  20. Минц С. И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика. Хрестоматия М.: Высшая школа, 1971. – 430 с.
  21. Михайлова, Л.И. Социология культуры. – М.: Эксмо, 1998.
  22. Народное музыкальное творчество / отв. ред. О.А. Пашина.  – СПб.: Композитор, 2005. – 568 с.
  23. Науменко Г.М. Детский музыкальный фольклор. - М., 1999. – 310 с.
  24. Науменко Г.М. Фольклорный праздник. М., 2000. – 156 с.
  25. Померанцева Э.В. О русском фольклоре.  - М. Изд-во Наука, 1977. – 120 с.
  26. Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. – М.:Государственное музыкальное издательство, 1982.
  27. Попова Т. Основы русской народной музыки. – М.: Музгиз, 1987.
  28. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи / Сост., ред., предисл. и примеч. Б.Н.Путилова М.: ГРВЛ, 1976г. – 325 с.
  29.  Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. - СПб.: Наука, 1994. – 238 с.
  30.  Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки – М., 1991. – 112 с.
  31. Русское народное поэтическое творчество. Учебное пособие для филологических факультетов педагогических институтов. / Под ред. проф. Н.И.Кравцова. – М.: Просвещение, 1971. – 516 с.
  32. Сахаров И.Н. Сказания русского народа. Народный календарь. Выпуск 1. М.: Советская Россия, 1990. – 174 с. 
  33. Селиванова С. Русский фольклор: основные жанры и персонажи. – М.: Универ.книга, 2008. – 210 с.
  34. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А.Сластенина. – М.: Академия, 2002.
  35. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1980. –231 с.
  36. Талызина Н.Ф., Лобанова О.П. Психология музыкальных способностей. – М., 1999. – 244 с.
  37. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1985. - Т.1 – 384 с.
  38. Терентьева Л.А. Методика работы с детским фольклорным ансамблем: Учеб. пособие / Л.А. Терентьева. – Самара, 2000.
  39. Традиционная народная культура в современном воспитании детей. Опыт. Проблемы. Перспектива. / Сборник материалов научно-практической конференции. - Вологда: ВГПУ, издательство "Русь", 2004. – 88 с.
  40. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. М., 1990.
  41. Школяр Л.В. и др. Теория и методика музыкального образования детей. – М., 1990. – 312 с.
  42. Энциклопедический музыкальный словарь / Под общ. редакцией Г.В. Келдыш. - М.: Государственное научное издательство большая советская энциклопедия, 1959. – 326 с.
  43. Яснополянская З.И. Культура личности. – М.: Просвещение, 1999.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

В ранневесенней обрядности детям отводилась особая роль - закликание весны чаще всего приходилось на Сороки (22 марта).

Закличка (Сокольский р-он)

Жаворончик молодой,

На проталинку весной!

Также важна была ритуальная роль детей на Егория. Накануне 23 апреля они обходили все дворы и, стегая вербой скот, приговаривали:

Гони коровушку -

Со двора силком.

Приходи ко мне, коровушка,

Со всем молоком!

За это их одаривали яйцами, хлебом, мелкими монетами.

Аналогичный обход совершали на Красную горку (первая суббота после Пасхи) - у каждого дома, где есть молодожены, дети пели вьюнишные песни:

Ты вставай-ка, молодец, ты вставай-ка, наш вьюнец!

Тебе песню поем, тебе честь воздаем!

Выходи-ка на крыльцо выноси красно яйцо!

Среди других календарных песенок, исполняемых только детьми, наиболее полно представлен цикл летних закличек - дождю, радуге, улитке, божьей коровке, грибам:

Дождик, дождик, пуще дам тебе гущи.

Дам тебе ложку хлебать понемножку.

Весьма интересный пласт детского фольклора представляют календарные игры, имитирующие в упрощенной форме какой-либо обряд взрослых. К такого рода играм относятся "Кукушка" на Троицкой неделе, "Кострома" в осенний период и целый ряд других игр.

Приложение 2

«Шёл козёл косой»

 

Шёл козёл косой,

Шёл козёл с косой.

—Где был, козел?

—Сено косил.

—На что сено?

—Коров кормить.

—На что коровы?

—Молочко доить.

—На что молочко?

—Пастухов кормить.

—На что пастухи?

—Свиней пасти.

—На что свиньи?

—Ямочку рыть.

—Что в' ямочке?

—Маковое зёрнышко.

—Где маковое зёрнышко?

—Петушок склевал.

—Где петушок?

—За море улетел.

—А где море?

—Цветами заросло.

Приложение 3

Игра «Ящер»

Одни из играющих по жребию выбирался ящером. Остальные участники сплетали себе венки, ходили вокруг ящера по кругу и переговаривались с ним:

- Кто сидит?

- Ящер.

- Что грызёт?

- Горошек.

- Кого хочет?

- Невесту.

- Какую?

-Тебя, молодую!

Участница, на которую ящер показывал рукой, убегала. Ящер начинал ее ловить. Игроки, ведущие хоровод, не выпускали его из круга и при этом пели:

Живо

Сиди, сиди, ящер,

На золотом стуле.

Точи, точи, ящер,

Зелёный горошек.

Ещё того мало—

Сорок кадушек

Солёных лягушек;

Сорок амбаров —

Сухих тараканов.

Лови, лови, ящер,

Красную девицу —

Коя лучше всех,

Коя краше всех,

Без белил беляна,

Без румян румяна!

У пойманной девочки ящер забирал венок. Игра повторялась сначала. И так продолжалось до тех пор, пока ящер не отбирал несколько венков. Потом одна из участниц, у которой ящер отобрал венок, подходила к нему, кланялась и просила:

Ящер-дружок,

Отдай мой венок!

Красно лето ходила,

Ножки ломила,

По цветочку собирала,

Веночек свивала.

Я от солнышка уносила,

Я от дождичка схоронила!

Ящер-дружок,

Отдай мой венок!

Ящер говорил: «Я твоим венком жар в печи загребаю, загнётку затыкаю, избу подметаю!» — и требовал выкупа, wii заставлял петь, танцевать, скакать на одной ноге и т. и. Участница, которой ящер возвращал венок, пела:

Я свой веночек выкупила,

 Я свой веночек выпросила,

Я свой веночек выскакала,

Я свой веночек выплясала!

Так же выкупали свои венки и другие участницы игры.


Приложение 4

Песни с элементами движения

Хоровод «Бояре»

           

  • Бояре, а мы к вам пришли,

Молодые, а мы к вам пришли!

  • Бояре, а зачем вы пришли,

Молодые, а зачем вы пришли?

  • Бояре, мы невесту выбирать,

Молодые, мы невесту выбирать.

  • Бояре, сюртуки у вас худые,

Молодые, сюртуки у вас худые.

  • Бояре, это чем не сюртук,

Молодые, это чем пи сюртук?

  • Бояре, сапоги у вас худые,

Молодые, сапоги у вас худые.

  • Бояре, это чем не сапог,

Молодые, это чем не сапог?

  • Бояре, вам которая мила

Молодые, вам которая мила?

  • Бояре, нам вот эта мила,

Молодые, нам вот эта мила.

  • Она у нас глупая, глупая,

Молодые, глупая, глупая.

  • А мы её выучим, выучим,

Молодые, выучим, выучим.

  • А как её выучить,  выучить,

Молодые, выучить, выучить?

  • А мы её плёточкой, плёточкой,

Молодые, плёточкой, плёточкой.

  • Она будет плакати, плакати,

Молодые, плакати, плакати.

  • А мы её пряничком, пряничком,

Молодые, пряничком, пряничком.

  • В нашем полку убыло, убыло,

Молодые, убыло, убыло,

  • В нашем полку прибыло, прибыло,

Молодые, прибыло, прибыло.

  • В нашем полку плакали, плакали,

Молодые, плакали, плакали.

  • В нашем полку плясали, плясали,

Молодые, плясали, плясали!


Приложение 5

Игра «Ушки»

Мама била, била, била

И все папе доложила.

Папа бил, бил, бил

И все деду доложил.

Дед бил, бил, бил

И все бабе доложил.

Баба била, била, била

И в кадушку закатила.

А в кадушке две лягушки,

Закрывай скорее ушки!

Кто из ребят с последним словом песни скорее закроет руками свои уши, тот побеждает. Песня сопровождается хлопками в ладоши, да еще с меняющимся рисунком ударов, (крест-накрест, с разворотом, снизу-сверху и т. д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие коммуникативной культуры детей младшего школьного возраста на уроках музыки»

Трудности, связанные с адаптациейк новым условиям,  к  незнакомому для школьников окружению.  Недостаточный опыт общения со сверстниками.Многие ребята робкие, поэтому им трудно нал...

Развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста в процессе театрализованной деятельности.

Воображение и фантазия - выжнейшая сторона жизни для полноценного развития творческой личности. В статье рассматривается значимость и нелбходимость развития этой психической функции средствами театрал...

«Особенности формирования словаря у детей младшего школьного возраста

Одной из  актуальных проблем логопедии является развитие речи у детей с ЗПР.  Речь, выступая в своем функциональном предназначении как средство общения, служит важнейшим инструментом с...

Доклад «Развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста в процессе обучения»

Опыт работы с детьми младшего школьного возраста в коррекционной школе....

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста в процессе занятий квиллингом в системе дополнительного образования.

Развитие творческих способносетй у детей младшего школьного возраста в процесее занятий квиллингом.Диагностика творческих способностей у детей младшего школьного возраста...

Учёт возрастных особенностей детей младшего школьного возраста в процессе обучения хореографии.

В данной работе представлены теоретические основы использования принципа "учёт возрастных особенностей" в обучении детей младшего школьного возраста, особенности и методика использования дан...