ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА
учебно-методический материал на тему

Проектная деятельность позволяет создавать будущее. Она не только обращает взгляд автора вперед, но и позволяет ему посмотреть на свое будущее как на веер возможностей, подвластных воздействию  и контролю. От целей, ценностей и естественно, действий автора, зависит, какие из существующих возможностей будут воплощены в реальности, а какие останутся мыслимыми (мыслью охваченными) перспективами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskoe_proektirovanie.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

КАК МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ

И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА

Термины «проект», «проектная деятельность» активно входят в современный лексикон. Сущность проекта, в отличие от знакомых программ, концепций, доктрин, заключается в том, что проект предполагает поиск новых смыслов накопленного опыта (в нашем случае новых путей подхода к планированию).

Но прежде, чем начать разговор, договоримся о том, какой смысл вкладывается в слова «проект» и «проектирование».

Обратимся к общепринятым трактовкам этих понятий.

Проект – слово иноязычное, происходит от латинского projectus. Его буквальный перевод – «брошенный вперед» – уже объясняет многое. В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют:

  • совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия;
  • предварительный текст какого-либо документа;
  • какой-либо замысел или план.

А проектирование определяется как деятельность, направленная на «промысливание того, что должно быть». Это деятельность по изменению, иногда – по созданию средств для дальнейшего проектирования.

Актуальность проектной деятельности состоит в том, что она, во-первых, инициирует нестандартные решения; во-вторых, она практикоориентирована, всегда направлена на конкретные нужды; в-третьих, включает в поиск не только административные структуры, но и рядовых исполнителей, развивает социальную активность и ответственность.

Педагогическая наука и практика также вводит в свою терминологию категории «проект» и «проектная деятельность».

Прежде всего, педагогическое проектирование — это один из методологических подходов современного образования. Оно основано на осмыслении ценностей педагогических процессов и явлений; на ценностном согласовании педагогической теории с собственными мировоззренческими взглядами; на гармонизации социальных и личностных значений образования.

Проект начинается с определения ценностей педагогического действия. Он требует самоопределения проектировщиков в ценностях проектирования, он требует умения отстаивать собственное мнение, высказывать суждения и умозаключения, учитывать и принимать мнения других, подчиняя личные амбиции коллективным интересам, постоянно рефлексировать над своими индивидуальными результатами и результатами совместного труда. В широком смысле слова — это внесение ценностного компонента в педагогическую деятельность, в поиск дополнительных ресурсов для осуществления замысла.

Исследователи заметили, что в отличие от технического или инженерного проекта, педагогический проект:

– во-первых, совершенствуется неоднократно;

– во-вторых, реализуется в динамической системе развития человеческих устремлений и взаимоотношений, и поэтому не может быть статичным и рассчитанным со стопроцентной вероятностью;

– в-третьих, проект — это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств, для достижения определенных педагогических целей, которые в свою очередь зависят от выбора приоритетных педагогических ценностей. Общее для всех проектов в образовании — их нацеленность на решение образовательных задач и реальное практическое преобразование сложившейся образовательной ситуации силами педагога (педагогического коллектива) за определенный период времени.

Проект включает в себя прогностическое видение путей решения актуальной педагогической проблемы, содержит комплекс приоритетов, целей, методов и задач педагогической деятельности. Это своеобразная технология педагогической мыследеятельности. Если с методологической точки зрения проектная деятельность — смыслообразующая, ценностная, ресурсная культура педагога, то с технологической — это культура постановки проблемы, ее обсуждения, культура достижения взаимопонимания и взаимодействия. Технология педагогического проектирования предполагает поиск единомышленников в понимании проблемы, обсуждение смысла проблемы в дискуссионных формах, обмен смыслами и замыслами, поиск факторов, которые необходимо устранить для эффективного решения проблемы, достижения консенсуса в предполагаемых результатах и оценках ресурсных возможностей при осуществлении проекта.

Технология педагогического проектирования — это стимулирование педагогов увидеть проблему и найти свой путь ее решения. И самое главное, проектировщик всегда должен ясно формулировать цели, тщательно подбирать способы реализации проекта и затем все по возможности точно воплощать.

Таким образом, можно сделать вывод:

проектная деятельность позволяет создавать будущее. Она не только обращает взгляд автора вперед, но и позволяет ему посмотреть на свое будущее как на веер возможностей, подвластных воздействию  и контролю. От целей, ценностей и естественно, действий автора, зависит, какие из существующих возможностей будут воплощены в реальности, а какие останутся мыслимыми (мыслью охваченными) перспективами. Так рождается замысел проекта: видение будущего – выделение желанных  аспектов или вариантов этого будущего – промысливание этих путей и средств воплощения желаемого будущего в реальность:

        Каждый шаг в рождении замысла имеет огромную образовательную ценность, содержит в себе возможность развития широкого спектра значимых человеческих способностей и качеств: прогностических способностей, навыков самоанализа, осмысления своих ценностей и желаний, самоопределения, целеполагания и планирования.

Рекомендации для педагогов

На новом уровне, под новым углом зрения вернулись  идеи педагогики, опирающейся на человека и его опыт, закрепляющей его в виде новых способностей и качеств.

В чем же суть метода учебного проекта и каковы присущие только ему особенности?

Чем он действительно хорош и ценен?

Какие закономерности нужно учесть при его внедрении?

Начиная работу над проектом, педагог должен:

  • провести анализ объекта проектирования - четко уяснить, что проектируем - педагогическую систему, педагогический процесс или педагогическую ситуацию. Каждый из этих объектов сложен, многопланов, со своей структурой и внутренними связями. Чем сложнее объект, чем шире его анализ.
  • обосновать теоретическое обеспечение проектирования - изучение научных исследований; поиск теорий, на которые можно опереться в проектировании более совершенных педсистем, процессов или ситуаций, поиск информации: об опыте деятельности изучаемых объектов в других местах; об опыте проектирования подобных объектов другими педагогами; о теоретических и эмпирических исследованиях влияния на человека педагогических систем и процессов, того или иного решения педситуаций.
  • сформировать пакет методического обеспечения проектирования - создание инструментария проектирования: подготовка схем, образцов документов и т.д. Сюда входит и содержательное обеспечение проектирования педагогических процессов или ситуаций (разнообразный материал по отдельной теме, фрагменту). В поурочную папку входят: карточки взаимосвязи общеобразовательного и профессионального обучения, документальный материал, доклады, разработки воспитанников, наглядные пособия или их картотека, карточки-задания для самостоятельной работы воспитанников и т.д.
  • рассчитать пространственно-временное обеспечение проектирования - любой педагогический проект получает реальную ценность и способен быть реализован, если при его разработке учитываются конкретное время и определенное пространство. Т.е. нужно проектировать только такие действия и компоненты, которые дают эффект именно в данной точке пространства и в данное время. (Уроки по спецтехнологии нужно проводить в специализированном кабинете, а не в кабинете математики).
  • определить пространственное обеспечение проектирования - это определение (подготовка) оптимального места для реализации данной модели, проекта или конструкта, учет влияния места на осуществление систем, процессов или ситуаций. Любая модель, проект или конструкт привязываются к конкретному пространству. (Спортсмены - спортзал, стадион; артисты - сцена).
  • спланировать временное обеспечение проектирования - соотношение проекта со временем по объему, т.е. вмещающиеся в определенный срок деятельности, по темпу реализации, по ритму, последовательности, скорости и т.д. Время наполняется умещающейся в нем деятельностью. Время действия педагогических систем, процессов или ситуаций - это социальная ценность, средство управления образовательным процессом, критерий оптимальности. Через время педагогические системы, процессы и ситуации делаются динамичными, развивающимися. Время деятельности педагога собственно педагогическое, время воспитанника творчески преобразуемое и индивидуально-психологическое время последствия педагогических явлений в формирующейся личности.
  • организовать материально-техническое обеспечение
  1. представляет педагогическую технику и средства для осуществления (выполнения) функций формообразования, процессообразования, системообразования, целеобразования и принципополагания;
  2. оно должно быть объектом моделирования, проектирования и конструирования;
  3. оно должно проектироваться как составная часть педагогических моделей, проектов и конструктов;
  4. оно должно концентрироваться на главных направлениях деятельности, мобильно использоваться, рационально сочетаться в комплексе всех средств, взаимозаменяться и взаимодополняться.
  • разработать правовое обеспечение проектирования - создание юридических основ или их учет при разработке деятельности воспитанников и педагогов в рамках систем, процессов или ситуаций.

Список литературы:

  1. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. — М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
  2. Журнал «Школьный психолог» - декабрь 2007 г. №23 – с.4-13
  3. М. Ступицкая. Учимся работать над проектами/ под ред. В.А. Родионова – 2008 г.
  4. Справочник заместителя директора школы (http://zam.resorb.ru/)
  5. Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия «Simposium», выпуск 29 Спб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003 – с. 287-293.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация статьи для сборника по материалам областного конкурса: "Педагогическое проектирование как форма модернизации образовательного процесса", диплом Лауреата

Аннотация моей статьи из сборника « Педагогическое проектирование как форма модернизации образовательного процесса» (материалы конференции) от 24 сентября 2011 год, г. Новосибирск; Новосибирский ...

Педагогическое проектирование образовательных ресурсов. Проектирование учебника китайского языка

В настоящее время идет процесс понимания важности изучения иностранного языка и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации. Иностранный язык...

Педагогическое проектирование как средство создания комфортной образовательной среды

Опыт рабы по реализации проекта озеленения и благоустройства территории "Наш уголок" представлен мной в 2009 году на научно-методической конференции педагогов, воспитателей детских домов, школ-ин...

Педагогическое проектирование и его использование в образовательном процессе

Использование в образовательном процессе проектного метода рассмотрено на примере практического занятия  дисциплины МДК 01.05 «Проектирование металлических и деревянных мостов»...

Современные образовательные технологии в образовательном пространстве. Технология учебного проектирования.

«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось...

Направления организации и проведение социально-педагогического мониторинга образовательных услуг ОУ (из опыта работы МБОУ “СОШ №12”,Кашира-8).

В статье рассматривается создание в школе целостной системы социально-педагогического мониторинга и раскрываются возможности использования мониторинга для коррекции деятельности школы и...

Применение педагогического проектирования на уроках технологии

Современное образование должно участвовать в подготовке новой формации людей, которые органично вольются во всемирное сообщество, оказавшееся в самом сердце проблем, имеющих непосредственное отношение...