Педагогическое проектирование как средство создания комфортной образовательной среды
статья по экологии (7 класс) по теме

Сучкова Татьяна Николаевна

Опыт рабы по реализации проекта озеленения и благоустройства территории "Наш уголок" представлен мной в 2009 году на научно-методической конференции педагогов, воспитателей детских домов, школ-интернатов «Эффективная образовательная среда учреждения интернатного типа: пути развития, проблемы, перспективы.»

Доклад опубликован в Материалах конференции (издатель – Федеральное агентство по образованию, Министерство образования и науки Амурской области)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическое проектирование

как средство создания комфортной образовательной среды.

XXI век – век стремительный перемен, постоянно происходящих в разных областях жизни. И обществу сегодня очень нужны такие люди, которые видят проблемы, находят пути их решения, люди, которые  могут ставить перед собой цели и добиваться  результата, нужны люди, которые умеют успешно работать в команде, не боятся  взять ответственность на себя, не боятся взять ответственность на себя.  И в этом может помочь метод проектов.

Слово «проект» в переводе с латинского означает «брошенный вперед» и имеет очень глубокий смысл. Человек, умеющий проектировать, способен смотреть вперед, способен планировать, строить жизнь.

Педагогическое проектирование - элемент системной индивидуальной или групповой педагогической деятельности, который включает прогнозирование, моделирование, конструирование и воспроизведение педагогического объекта (явления или процесса) и направлен на обоснование целевой идеи, разработку, создание модели и реализацию педагогического проекта.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор направления работы: разработка и реализация экологического проекта озеленения «Наш уголок». Почему мною был выбран именно экологический проект? Во-первых, я в течение ряда лет работала по разработанной мной программе нравственно-экологического воспитания «Я и Природа» и на тот момент уже был накоплен достаточный  опыт работы по формированию экологической культуры. Во-вторых, экологическое направление хорошо тем, что идеи новых проектов возникают постоянно и не искусственно придуманы, а рождаются из жизни. И участвовать в них могут дети разных возрастов.  Да и в сфере воспитательной работы трудно придумать более благодатную основу.

Главной целью в содержании работы над проектом «Наш уголок» является создание комфортных условий для организации экологического, эстетического и гражданского воспитания детей.

На реализацию цели направлены следующие задачи: формирование экологической грамотности и бережного отношения воспитанников к природе через создание и осуществление проекта по благоустройству и озеленению территории; воспитание экологической культуры, экологической нравственности у детей; знакомство воспитанников с однолетними и многолетними цветочно-декоративными культурами, углубление экологических знаний детей.

Прежде чем начать проектирование озеленения своего участка, необходимо было найти руководство, подобрать методику, изучить соответствующую литературу. В этом нам помогли различные научно-популярные издания, журналы, газеты по данной тематике. После этого мы снова обратились к своему участку: уточнили направление господствующих ветров и траекторию движения солнца. При проектировании мы учли все хорошие свойства участка.

В ходе реализации проекта «Наш уголок» был проведён ряд мероприятий:

  • выбран стиль участка в соответствии с уже имеющейся на нём клумбой, пожеланиями детей, предварительным проектом, и основным стилем оформления задней части двора детского дома;
  • на основе имевшей место на участке клумбы сложен цветник из природного камня «Настроение»;
  • разбит новый цветник из природного камня «Абстрактные фантазии»;
  • подготовлена почва для высадки цветочной рассады;
  • определены сорта цветочных культур в соответствии с местоположением участка;
  • составлена схема посадки цветов с учётом их высоты и цветовой гаммы.

Стиль участка. Участок будет гармоничным и неповторимым,  если он будет иметь своё лицо. То есть будет иметь стиль. В сущности, это – художественный образ. Изучив особенности участка и его окружения, мы выбрали для его оформления альпийский стиль. Альпийский стиль очень пейзажен и живописен. Главный «герой» этого стиля – природный камень.

Устройство цветника. В нашем проекте основа обоих цветников сложена из красного кирпича и кусков бетона, которые мы обложили камнями-«голышами», небольшими кусками гранита и галькой.

К сожалению, материальные возможности не позволили нам сложить наши цветники из камней одного вида. При их устройстве мы использовали и гранит, и камни-«голыши», и гальку. Но, несмотря на это оба цветника смотрятся достаточно эффектно. Для того чтобы сделать камни ярче, выявить структуру и неповторимый цвет каждого, даже самого маленького камня, мы использовали лак. С целью украшения и разделения цветника «Настроение» на зоны использованы более крупные глыбы гранита. В наших цветниках нашлось место и для старого пня и для обгоревшей ветки дерева.

Выбор растений для цветника. Внешний вид цветника во многом зависит от растений, которые в нём растут. Перед тем, как высаживать растения, мы набросали план их размещения.

Учитывая, что наш участок находится на открытом солнце практически в течение всего дня, а здание бани является своеобразной защитой от ветра, мы определили сорта цветочных культур для посадки в цветниках. Однолетние растения:  астра однолетняя; флокс однолетний;  целозия серебристая гребенчатая, или петушиный гребешок;  цинния изящная; ипомея трёхцветная;  настурция большая и т.д.. Многолетние растения: дельфиниум высокий; ирис; лилия.

Имидж участка. Впечатление об участке складывается из множества составляющих, порой из мелочей. Для участка в альпийском стиле ландшафтные дизайнеры рекомендуют абстрактные скульптуры в современном стиле. Поэтому мы решили, что наша скульптура должна быть очень необычной и всегда находиться в центре внимания. Для этой цели как нельзя лучше подошло «бутылочное дерево», которое, собственно, и дало название второму цветнику – «Абстрактные фантазии». В этом цветнике мы высадили ипомею трёхцветную и настурцию длинноплетистую, которые в течение лета оплели наше «бутылочное дерево» и подарили ему вторую жизнь.

Практический результат.

  1. В проекте «Наш уголок» непосредственно участвовали все воспитанники группы (10 человек), воспитатели группы. Кроме этого к реализации проекта привлекались ребята других групп – 8 человек, работники  детского дома.
  2. Реализация проекта «Наш уголок» дала возможность ребятам познакомиться с различными цветочными культурами, они получили умения и навыки посадки и ухода за этими растениями, а также с основами ландшафтного дизайна.
  3. Ребята приобрели практические навыки работы с растениями. Труд на земле со сверстниками и педагогами способствовал приобщению детей к работе, ориентации на профессии садовода, цветовода, зелёного архитектора.
  4. Соприкосновение с прекрасным миром цветов помогло ребятам видеть прекрасное во всём, что находится рядом с ними.
  5. Население микрорайона проявило к проекту положительное отношение.
  6. Комкова Анастасия приняла участие в областном конкурсе художественной фотографии «Дети в саду» (2008/09 учебный год) и получила поощрительный приз за представленные ею фотокомпозиции «Сказка своими руками» и «Цветочный калейдоскоп».
  7. Белькова Ирина представила проект озеленения «Наш уголок» для участия в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».
  8. Белькова Ирина приняла активное участие в астрономическом конкурсе «От тайн земных к тайнам звёздным», проходившем в рамках акции «Марш парков – 2009».

Экологическая культура, которая закладывается сегодня в наших детях, должна быть основана на конкретных примерах. Несмотря на экономические трудности, наши дети должны жить в окружении красоты и должны быть сами причастны к её созданию. Воспитанники через общение с живой природой учатся познавать, ценить и любить природу, такое общение способствует расширению их знаний в области биологии, экологии, географии и т.п. Дети знакомятся с разнообразием растительного мира, приобретают навыки по опытнической и исследовательской работе.

Организация проектной деятельности, реализация экологических проектов способствует формированию активной гражданской позиции, даёт возможность школьникам полнее реализовывать творческий потенциал, проявлять инициативу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание комфортной образовательной среды на уроках физики в 5 классе

Представлены методические приемы работы на уроках физики в 5 классе...

Рейтинговая система обучения - залог создания комфортной образовательной среды при переходе к ФГОС ООО/

Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценивания знаний учащихся, система оценки накопительного типа путем набора баллов, учитывает успеваемость учащихся, их творческий потенциал, поз...

СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.

Статья посвящена наверное самой актуальной проблеме повышения мотивации к изучению английского языка в урочной и внеурочной деятельности, созданию комфортной образовательной среды в образовательном уч...

Информационная карта инновационного педагогического опыта "Технология образовательного путешествия как средство создания практикоориентированной образовательной среды в обучении английскому языку"

Информационная карта представляет краткое описание инновационного опыта применения технологии образовательного путешествия на занятиях английского языка в учреждении дополнительного образования в рамк...

Спортивный проект "Тимбилдинг - как средство создания комфортной образовательной и воспитательной среды в коллективе"

Спортивно- оздоровительный проект по теме:    «Тимбилдинг - как средство создания комфортной образовательной и воспитательной среды в коллективе»...