«Психологический климат школы как один из факторов создания комфортной образовательной среды».
план-конспект по психологии по теме

Саддарова Венера Рифатовна

Выступление

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Психологический климат  школы как один из факторов создания комфортной образовательной среды».

Среди существенных характеристик, которые позволяют оценить внутреннюю эффективность работы школы, есть и такая, как психологический климат в школе.

 Понятие "психологический климат школы" можно определить как динамическую обобщенную характеристику качества межличностных внутригрупповых взаимоотношений, отражающую степень удовлетворенности участников образовательного процесса (учеников, педагогов и родителей) основными аспектами школьной жизни, общим тоном и стилем общения.

Так кто же создает психологический климат в школе?

Семья, родители закладывают характер ребенка, его привычки, отношение к окружающим. Уклад семьи, несомненно, влияет на поведение ребенка в школе. Если дома с детьми общаются на повышенных тонах, то и в школе ребенок будет воспринимать только окрик или ждать его. А если же наоборот, то авторитарный стиль общения он просто не приемлет.

Итак, ребенок приходит в школу, где его встречает коллектив детей и взрослых. Здесь источником психологического климата выступают организационно-коммуникативные условия внутришкольной среды, т.е. организация межличностных взаимодействий. От педагогического влияния зависит то, насколько ребенок будет эмоционально насыщен, насколько интересна и увлекательна будет для него жизнь в школе. Педагог «выступает как субъект конструирования мироустройства, миропорядка».

Какие же действия педагога по конструированию комфортной среды во время учебно-воспитательного процесса можно выделить? В первую очередь- это обеспечение наиболее благоприятных условий для взаимодействия, в том, чтобы дать возможность ребенку проявиться в полной мере как личности.

То есть, когда вы идете на урок или мероприятие, постарайтесь  «оставить за дверью» плохое настроение. Входите в класс с хорошим бодрым настроем, настройте себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми  в доброжелательной форме.                                  

  1. «Откройте» ребенка на общение.  Первое, что для этого необходимо - это

правильный выбор пластической позы. Поза, которую принимает человек, содержит в себе большое количество информации, она легко прочитывается даже ребенком. Подача информации с помощью пластического образа влияет на настроение, самочувствие, поэтому поза учителя способствует или препятствует  «открытию» детей на общение. Допустим, педагог находится в так называемой «позе льва» (широко расставленными руками опирается на край стола). Как это влияет на детей? Они внутренне  «сжимаются», опускают глаза, бояться взгляда учителя, и понятно, что доверительного общения между ними не будет. А ведь необходимо помнить, что доверие выступает в качестве обязательного фонового условия для создания межличностного взаимодействия.

Второе- подача информации.

      Выделяют две формы общения: ты и я сообщение.

Ты - сообщение часто нарушает коммуникацию, так как вызывает у учащегося чувство обиды и горечи, создает впечатление, что прав всегда учитель (Ты всегда оставляешь грязь в тетради, ты никогда не делаешь домашнее задание, прекрати это делать, ты срываешь мне урок…).

Я-сообщение является более эффективным способом влияния на ребенка с целью изменения его поведения. В то же время они сохраняют благоприятные отношения между учеником и учителем (Мне хотелось бы, чтобы мы договорились, я была бы рада, если домашнее задание будет выполнено)»

Третье- установление личного контакта.

- Не стоит забывать, что самый приятный звук для  человека –  это его имя. Обращайтесь к ученику по имени (согласитесь, что зачастую мы называем лишь фамилию ученика).

- Обязательно устанавливайте визуальный контакт. Человек взглядом передает свое настроение, свою симпатию и свое требование. Неслучайно в начале урока мы просим  детей подняться  для приветствия. В этот момент глаза примерно на одном уровне, что способствует визуальному общению.

- И еще нельзя забывать о тактильном контакте, он производится через прикосновение. К этому виду связи в большей степени тяготеют дети младшего школьного возраста, а также дети - кинестетики.

  1. Демонстрируйте свою расположенность. Показывая, каждому ученику свое внимание, одобрение, чувства искренней радости, педагог тем самым влияет на улучшение самочувствия учеников и в ответ получает ту же реакцию, которая усиливает его положительные эмоциональные переживания. Представим себе на секунду состояние школьника, взирающего на разъяренного, кричащего учителя. А ведь ему находиться в классе целый урок, в течение которого у него не будет возможности «разрядиться», снять свое психическое напряжение. Такая возможность появиться только на перемене, и то если не будет наблюдать дежурный учитель. И вот перемена заканчивается, и начинается следующий урок. А если все повториться?
  2. используйте навык эмпатического слушания, цель которого — создание у учащихся ощущения того, что его чувства и переживания приняты, понятны и интересны педагогу;
  3. проявляйте больше положительных эмоций;
  4. осуществляйте индивидуальную поддержку как помощь (подбадривание, снятие напряженного состояния, защиту);   Результат помощи всегда взаимоприятен: для ребенка — это выравнивание личности, сохранение психического здоровья; для педагога — удовлетворенность, видимый результат в лице счастливых и благодарных воспитанников.                   
  5. не допускайте стрессообразующих ситуаций  (все и всегда должно быть под контролем);
  6. обращайтесь за помощью к своим ученикам, в целях создания ситуации успеха, когда ребенок бы поверил в себя, свои силы, способности. После того, как помощь оказана, следует поблагодарить школьника за участие, которое он принял, за то облегчение, которое доставил своими усилиями;
  7. обучение и воспитание старайтесь выстраивать без наказания и окриков.
  8. не забывайте, что любое эмоциональное состояние, включая состояние отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме; Конкретными способами могут выступать просьба вместо требования или приказа, убеждение вместо агрессивного словесного воздействия, организация вместо жесткой дисциплины, компромисс вместо конфронтации;
  9. используйте методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальная минутка).
  10. старайтесь, чтобы чаще звучали слова одобрения, похвалы, поощрения.

Таким образом, благоприятный психологический климат создается гуманным отношением учителя к ученику.

Но, нельзя также не учитывать личностные особенности учителей, обстоятельства их жизни. Учитель тоже человек со своим характером, амбициями и, в конце концов, проблемами. И как бы мы ни старались оставить все  личное за порогом школы оно, нередко, влияет на наше поведение в ее стенах.

Моральное удовлетворение учителя, которое состоит из удовлетворенности своей работой, достойной оплаты, признания труда коллегами, учениками и их родителями, понимания и поддержки от администрации школы - также играет значительную роль в создании психологического климата в школе.  

Но не стоит забывать, что не только родители, педагоги, но и сами дети создают климат в школе.

Если в классе лидирующую позицию занимает ученик или группа учеников с более глубокими духовными запросами, более содержательными интересами то и другие начинают им подражать. В такой класс педагог идёт с ощущением радости, работа в нем вызывает прилив энергии, вдохновляет на поиск новых методических решений. Но есть и такие ученические группы, контакты с которыми хотелось бы сократить до минимума или вовсе избежать. В такой класс педагог отправляется вести урок или внеклассное мероприятие, преодолевая себя. Причём ученики в нём могут быть «сильными», интеллектуально развитыми. Возникает вопрос: если дело не в успеваемости, то в чём? В учительской можно услышать: «в этом классе ужасный климат», «жуткая атмосфера» и т.д.

Делая вывод, можно сказать, что психологический климат в школе создают и учителя, и родители, и ученики. И от их совместных усилий  зависит, каким он будет благоприятным или нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание комфортной образовательной среды на уроках физики в 5 классе

Представлены методические приемы работы на уроках физики в 5 классе...

Педагогическое проектирование как средство создания комфортной образовательной среды

Опыт рабы по реализации проекта озеленения и благоустройства территории "Наш уголок" представлен мной в 2009 году на научно-методической конференции педагогов, воспитателей детских домов, школ-ин...

Рейтинговая система обучения - залог создания комфортной образовательной среды при переходе к ФГОС ООО/

Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценивания знаний учащихся, система оценки накопительного типа путем набора баллов, учитывает успеваемость учащихся, их творческий потенциал, поз...

СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.

Статья посвящена наверное самой актуальной проблеме повышения мотивации к изучению английского языка в урочной и внеурочной деятельности, созданию комфортной образовательной среды в образовательном уч...

Создание комфортной образовательной среды в объединениях «Кристаллик» и «Живопись нитками»

Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие....

Программа по совершенствованию методов обучения и воспитания «Создание комфортной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ в условиях надомного обучения»

Программа по совершенствованию методов обучения и воспитания «Создание комфортной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ в условиях надомного обучения»...