Методическое сообщение "Организация самостоятельных занятий учащихся. Развитие навыков самоконтроля"
методическая разработка по теме

Власова Ольга Эдуардовна

Материал предназначен для преподавателей ДШИ и ДМШ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnaya_rabota_uchashchikhsya.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей. ДШИ им. А.С. ДАРГОМЫЖСКОГО.

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

«САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ,

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ»

Преподаватель оркестрового отделения

                                                                                        ВЛАСОВА О.Э.

                           СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, г. ВЯЗЬМА

                                                   2015г.

Хорошая организация домашней занятий – необходимое условие успешного овладения игрой на инструменте. Воспитание настоящего музыканта не может быть ограничено развитием одних исполнительских навыков  - техники владения штрихами и звуком. Молодой исполнитель должен повседневно заниматься развитием музыкального слуха, совершенствованием музыкальной памяти, внимательно изучать классическую музыкальную литературу для своего инструмента, знакомиться с новыми произведениями различных жанров. У всех учащихся разные условия для занятий, различный уровень развития и трудоспособности. Но есть общие условия, на основании которых учащийся может рационально проводить свои самостоятельные занятия.

Заниматься, прежде всего, надо ежедневно. Пропущенный день невосполним. Удвоенные занятия на следующий день, не возместят потерянного времени, а только приведет к бесполезному переутомлению. Следует равномерно распределять время и силы на развитие различных исполнительских средств, не увлекаясь чрезмерно какой-нибудь одной стороной в ущерб другим. Беречь свое рабочее время, расходуя его, прежде всего на выполнение задания – важное правило. С инструментом в руках можно провести и три и четыре часа и не извлечь из этого никакой пользы. Вся работа должна быть тщательной, требования к себе большими, с постоянным стремлением к совершенствованию своего мастерства с пониманием того что процесс развития бесконечен. Занятия необходимо планировать соответствующим образом. Существенное значение имеет распределение изучаемого материала. Продуктивность работы различна – в начале и в конце занятий. Первые часы, особенно утренние, являются самыми продуктивными. По мере постепенного утомления внимания и всего организма эффект усвоения материала снижается. При чрезмерной продолжительности работы усвоение может совершенно прекратиться.

Если учащийся при выполнении самостоятельной работы располагает учебный материал всегда в одном и том же порядке, то лучшее время, в отношении эффекта усвоения, всегда будет затрачиваться на первый раздел работы.  Наилучшие результаты самостоятельной работы, достигаются при постоянном чередовании материала: а) гаммы и арпеджио, этюды, художественная литература; б) этюды, художественная литература, гаммы и арпеджио; в) художественная литература, гаммы и арпеджио, этюды.

В равной степени это относится и к работе над крупной, многочастной формой. Тренировочный материал, необходимый для приведение исполнительского аппарата в рабочее состояние, может предшествовать началу занятий и не входить в эту систему чередования. Для удлинения продуктивного времени работы следует делать перерывы в занятии. Вся самостоятельная работа должна проходить при сосредоточенном внимании. Как только внимание рассеивается - исполнение приобретает механический характер.

Работа над инструктивным материалом  (гаммы, арпеджио, этюды) должна входить в план работы регулярно, техническое освоение является объективной необходимостью, необходимо разъяснить необходимость изучения инструктивного материала, по возможности придать любой гамме, этюду музыкальный смысл, использовать исполнение в разных характерах звучания.

В работе над художественным произведением начинается с ознакомления с ним как с целостным музыкальным построением. Для начала нужно разобраться с его содержанием, формой, характером, понять смысл динамических и агогических оттенков. Нельзя разучивать сочинение, не представляя себе общей звуковой картины. Музыкальный текст должен воспроизводиться с точностью.

В разучивании музыкального материала не должно быть разграничения на его техническое усвоение и художественную отделку. Работая над одной технической стороной произведения, выпуская из внимания художественную сторону произведения, исполнитель невольно усваивает навыки формального исполнения. Чтобы реализация художественного замысла была яркой и убедительной, необходимо высокое мастерство владения техническими средствами для свободного преодоления всех трудностей, содержащихся в произведении. Отдельные сложные отрывки необходимо играть в медленном темпе, позволяющем без особых усилий справляться с ними соблюдая точность ритмического рисунка, не обедняя качество звучания. Ускорение темпа должно быть постепенным, по мере  овладения материалом. При исполнении динамических оттенков необходимо учитывать относительное их значение. Для каждого инструмента существуют свои пределы динамики, которые нельзя переходить, не лишая звук его тембровых особенностей и качеств. Важна не абсолютная сила звучания, а соотношение в напряжении отдельных звуков и фраз, постепенность в нарастании силы и в ослаблении звука. Главное  правило – нюансы для музыки, для выразительности исполнения, но не музыка для нюансов. Трудолюбие, требовательное отношение к своей работе, аккуратность в выполнении всех заданий – это навыки, которые нужно прививать учащемуся с самого начала обучения. Требования аккуратности посещения занятий, без опозданий, хорошей подготовки заданных уроков должны быть в начальном периоде обучения повышенными.

На уроках специальности необходимо увязывать эту работу с развитием навыков и способностей – развитие музыкальной памяти и  слуха, развивать предметно-образное мышление. Развитый слух дает способность хорошо запоминать и анализировать звуковой материал. Музыкальная память и хорошее ее развитие дает возможность исполнителю быстро заучивать произведения наизусть, благодаря чему у музыканта складывается богатый исполнительский репертуар. Творческий процесс, проходя на сознательном и подсознательном уровне, вырабатывает свои навыки. Работа по развитию музыкальной памяти должна проводиться постоянно, что вырабатывает у учащегося навыки анализа музыкального произведения в процессе его изучения. Эффективность процесса находится в прямой зависимости от степени владения исполнительскими приемами. Основное внимание педагога должно быть направлено на развитие музыкально-образного мышления, которое обеспечивает целостность восприятия музыкальной картины исполняемого произведения.

Изучение произведения следует начинать не только с его технического освоения, но и с поиска музыкально-художественного образа. Музыкально-образное мышление формируется в процессе воспитания творческой личности и его личностными качествами: трудолюбие, воображение, фантазия, вдохновение, интуиция, предвидение. Для быстрого и качественного изучения произведения рекомендуется:

  1. Ознакомится с произведением в целом.
  2. Расчленение всей формы на составляющие части и тщательное разучивание этих частей.
  3. Постепенное объединение этих частей в единое целое.

Проверка качества запоминания материала происходит путем проигрывания произведения от разных пунктов.

По мере приобретения необходимых навыков, качество исполнения заметно возрастает, роль педагога делается менее активной. Делать частые замечания нет необходимости. Учащийся приобретает большую самостоятельность, помощь педагога нужна лишь при решении стилистических или темповых задач.

Воспитание творческой личности проходит с профессиональной игрой на своем инструменте, сам преподаватель должен быть примером для учащегося. Профессионализм является основным фундаментом исполнительской деятельности и должен быть средством, а не целью музыкально-художественного развития творческой личности. Педагог должен создать в классе благоприятную творческую атмосферу, познать и  понять ученика с его проблемами, отношением к музыке. Научить критическому отношению к себе, помогать в раскрытии своих способностей, воспитывать смелость, уверенность в своих силах, учить уверенному поведению музыканта на концертной сцене, поощрять и стимулировать практику концертных выступлений учащегося. К каждому уроку педагогу необходимо хорошо готовиться и всегда отлично знать материал, который он будет проходить со своим учеником.

Индивидуальный план на каждое полугодие нужно составлять продуманно, с учетом уровня развития всех исполнительских средств учащегося. При отставании какой либо из сторон техники в репертуарный список включаются произведения, которые будут способствовать быстрому устранению недостатков.

Недостатки качества звука хорошо преодолеваются в работе над художественной канителеной. Это могут быть медленные части сонат, концертов и другие пьесы напевного характера. Такой материал дает лучшие результаты, чем исполнение только выдержанных звуков.

Работа по улучшению качества звука обязательно должна связываться с развитием выразительности исполнения. Исполнение молодого неопытного музыканта очень часто не отличается выразительностью звучания. Если все произведения играть в однообразной динамике, то впечатление будет бледное, даже если исполнитель обладает достаточно красивым звуком. Каждого исполнителя необходимо научить играть во всех нюансах, владеть техникой исполнения crescendo и diminuendo и всем разнообразием штриха staccato.

Все замечания педагога должны быть кратки, ясны, понятны и точны, выполняться непосредственно на уроке и относиться к образно-смысловому содержанию произведения. Технические проблемы на уроке решаются в том случае, если ученик не может справиться с ними самостоятельно. Овладение техническими навыками должно проходить постепенно, без резких скачков. Важнейшее значение в работе имеет приобретение и развитие навыков самоконтроля. Прививая навыков сознательного контроля, педагог должен всячески поддерживать заинтересованность ученика в работе над изучаемым материалом. Формирование навыков самоконтроля у учащегося начинается с осознания самого учащегося, что самоконтроль является обязательным условием эффективного обучения.

Существует два вида самоконтроля: констатирующий (сопоставление с поставленной целью звукового результата  в реальном времени) и корректирующий (сопоставление с поставленной целью вероятного, ожидаемого звукового результата).

Начиная обучение, следует сразу определиться какому виду информации (констатирующей или корректирующей) следует отдать предпочтение. Связь должна своевременно информировать о результатах действия и сообщать о состоянии движения по ходу выполняемого действия. Музыкант должен владеть всеми видами информации, но наиболее перспективной считается корректирующая, как дающая возможность исполнителю еще до игры предвосхищать всевозможные отклонения.

        Основная функция самоконтроля направлена на предотвращение повторных ошибок. Для ее выполнения требуются определенные умения. Прежде всего, ошибку (отклонение) выявляют. Детально раскрывают ее характер. Оценке подвергается степень вероятности предполагаемой причины выявленной ошибки, намечаются пути ее исправления.

Вторая функция контролирующей  и корректирующей информации направлена на формирование положительной реакции на процесс обучения. Доказано, что при выполнении легкого задания учащие не получают чувства удовлетворения своей работой и наоборот, при выполнении сложного задания – симулирующий интерес к дальнейшим занятиям.Самоконтроль  может осуществляться как систематически, так и эпизодически. Самоконтроль проявляет себя по-разному в зависимости от применяемого метода обучения. При двигательном методе обучения констатация ошибок возникает значительно быстрее, чем их корректировка. Ученик отмечает отклонения в своих действиях от поставленной цели, но не в состоянии их исправить. И, наоборот, при слуховом методе воспитания исполнительской техники констатирующий контроль отсутствует. Но если ученик замечает отклонение, действие легко корректируется.

Развитие навыков самоконтроля отстает в тех случаях, когда педагог при исполнении ошибок ограничивается только показом правильных способов выполнения действий. Процесс освоения навыка идет значительно быстрее, если педагог одновременно с показом разъясняет причину допущенной ошибки и способы ее исправления. Кроме этого, успешное овладение навыками самоконтроля связано с осознанной потребностью ученика осваивать новые знания.

В системе констатирующего контроля можно выделить два способа развития навыка. Самоконтроль опосредованный, с применением технических средств обучения – тренажер и самоконтроль органами чувств – сенсорный или непосредственный контроль. Успешность тренировки с применением тренажера зависит от внешних и внутренних факторов. К внешним, относятся  организационно-методические мероприятия: определение внешней подачи компонентов движения, формы его представления передачи, дозировку…. Кроме того, при подаче материала последовательность перехода от задания должна проходить «от простого к сложному». Внутренние факторы предполагают учет в процессе тренировки индивидуальных способностей ученика, его психики, уровня развития, способности, мотивов обучения. Овладевая в ходе обучения действием, ученик  одновременно осваивает и способы самоконтроля за правильностью и точностью ее выполнения. В процесс обучения необходимо включать специально подобранные упражнения, которые способствовали бы формированию ощущений непосредственно корректирующего контроля правильности выполняемого действия и качественного результата.

Непосредственный самоконтроль можно осуществлять как косвенным – через оценку достигнутого результата, так и прямым – посредством контроля самих действий. Педагог должен постоянно разъяснять ученику, как следует выполнять то или иное действие, и обязательно сообщать, каким способом можно проверить правильность его выполнения.

Обучение и воспитание  музыкально одаренных детей проходит эффективно, тогда, как  занятия с  малоодаренными детьми требуют от педагога огромного напряжения физических и духовных сил с минимальной отдачей.

Музыкальную одаренность следует определять не только по развитию слуха, чувства ритма и музыкальной памяти, сколько по способности и возможности воспринимать и воспроизводить идеальные слуховые представления в художественное образное звучание.

Способный ученик осваивает специальность достаточно быстро и довольно успешно. Творческое начало у способных учеников начинает проявляться после приобретения необходимой технической базы.

Талантливый ученик свои способности и творческое отношение к музыке проявляет до того, как овладеет исполнительской техникой. Игра талантливого ученика отличается яркой индивидуальностью. Занятия с талантливым учеником не требуют от педагога заметных волевых усилий, повторных замечаний и советов.

Гений - обладает такими творческими возможностями, которые ему овладевать технологической базой без осознания своих исполнительских действий, постоянного и последовательного ее освоения.

Список используемой и рекомендуемой литературы

  1. Арчажникова  Л. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков. Автореф. дис. канд. искусствоведения.  М. 1986г.
  2. Волков Н.  Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах.  Методическое пособие.  М. 2002г.
  3. Платонов Н.  Методика обучения игры на флейте.  М1976г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков самоконтроля при изучении математики

Новые технологии дают возможность развивать навыки самоконтроля, целенаправленно строить процесс самообучения. Ученик при этом сам начинает организовывать процесс своего обучения....

Методическое сообщение по теме: «Жанр пейзажа. Развитие навыков составления декоративной композиции»

Пейзаж – один из самых эмоциональных жанров изобразительного искусства. Посредством пейзажной живописи у детей воспитывается интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Перед ним...

Организация самостоятельных занятий учащихся класса флейты.

Некоторые заметки на основе опыта тридцатилетней работы с детьми в ДШИ в классе флейты и саксофона......

Методическая разработка "О развитии навыка самоконтроля и самооценки в процессе обучения"

Методическая разработка «О развитии навыка самоконтроля и самооценки в процессе  обучения игре на  аккордеоне (баяне)»....

Внешняя рецензия на методическую разработку "О развитии навыков самоконтроля и самооценки в процессе обучения на баяне (аккордеоне)"

Рецензия профессора кафедры "Инструментальное исполнительство"  Смоленского государственного института искусств Павлова В.Д. на методическую разработку....

2015 г. Методическое сообщение «Организация самостоятельных занятий обучающихся игре на музыкальных инструментах»

Подготовлено для выступления на заседании методического объединения. Сообщение содержит советы родителям и учащимся по организации самостоятельных занятий дома....

Формы организации учебных занятий, способствующие развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся

Современное социально- экономическое положение России выдвинуло целый ряд проблем, связанных с формированием личностей, способных к самостоятельной социально – значимой деятельности....