Познавательная программа для младших школьников с лёгкой умственной отсталостью. Тема: «4 ноября - День народного единства».
план-конспект занятия на тему

Логинова Татьяна Федоровна

Цель: прививать любовь к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_edinstva.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель: Логинова Т.Ф.

Познавательная программа для младших школьников с лёгкой умственной отсталостью.

Тема: «4 ноября -  День народного единства».

Цель: прививать любовь к Родине.

 Обучающая задача: объяснить, что такое Российская Федерация; познакомить: с правами и обязанностями граждан России, с символами государства, с историей праздника; обогатить  словарный запас понятиями: « Любовь к Родине», « Отечество», «Патриотизм».

Воспитательная задача: воспитывать гордость за нашу страну; прививать интерес к историческому прошлому России.

Коррекционная задача: коррекция речи во время ответов; активизация внимания.

Оборудование: интердоска, ноутбук, DVD – с экраном;  DVD- диск « Гора самоцветов» м.ф.

Оформление: название темы на доске, открытки с изображением символов России.

Использованная литература: « Основы православной культуры» - 4 – 5 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. А.В.Кураев. Изд –во: Москва « Просвящение» 2012;  учебник « Окружающий мир» 4 класс.Часть вторая. Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова. ООО Издательский центр « Вентана – Граф» г.Москва 2013.

Ход занятия.

( Звучит песня « С чего начинается Родина?» Показ слайдов).

Ведущая: -« Мы живём в замечательной стране, имя которой – Российская Федерация, или, коротко, Россия ( Карта России. Слайд 1).

Произнесите это слово вслух, и вы почувствуете в его звучании свет, раздолье, простор, одухотворённость…

Мы уважительно называем нашу страну Отечество, потому что наши отцы, деды, прадеды, прадеды наших прадедов и их предки учились, работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений. Мы любовно называем нашу страну Родина, потому что родились и живём в ней. В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они нередко говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России.

Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.

- Давайте обсудим вместе: как вы понимаете, что такое Родина? (ответы детей).

-Являются ли синонимами, то есть словами близкими по смыслу, слова « отчизна», « родина», « отечество», « держава», «страна», « государство»? ( ответы детей).

Чтобы понять, что такое государство, надо знать, как оно устроено, кто им управляет, кто его возглавляет.

Во главе нашего государства стоит Президент. Он выбирается народом сроком на шесть лет. В государстве есть различные организации, учреждения. Одни государственные учреждения издают законы ( Государственная Дума и Совет Федерации), другие обеспечивают их выполнение (Правительство России). Судебная власть следит за исполнением законов и наказывает тех, кто их нарушает.

Наше государство – Российская Федерация. Она объединила 21 республику, 46 областей, 9 краёв, 1 автономную область, 4 автономных округа, 2 города федерального значения ( Москва и Санкт-Петербург). В России живут люди более 180 национальностей.

- Ребята, а знаете ли вы, кто был первым Президентом России? (ответы детей).

- Правильно, первым Президентом России был Борис Николаевич Ельцин.

(Слайд 2).

- А кто является Президентом России сейчас? (ответы детей).

- Молодцы! Правильно, нашего президента зовут Владимир Владимирович Путин. (Слайд 3).

- Ребята, а какой в России государственный язык? (ответы детей).

- Правильно, государственным языком в России является русский язык.

Это означает, что все законы, важные документы пишутся на русском языке. В государственных учреждениях также разговаривают на русском языке, а в школах дети разных национальностей обязательно знают русский язык. Но вы должны знать, что, если русский язык не является для вас родным, по законам нашей страны вы можете выбрать школу, в которой обучение проходит на вашем родном языке.

- Ребята, а как вы думаете, кого называют гражданином? (ответы детей).

- А какие права имеет гражданин России? (ответы детей).

-Все люди, которые принадлежат к постоянному населению страны, являются её гражданами. А слово « гражданин» произошло от слова «горожанин». Мы -  граждане России. Государство и его граждане связаны между собой правами и обязанностями.

-Человек имеет право свободно жить (слайд 4), трудиться ( слайд 5), распоряжаться своим имуществом (своей собственностью),учиться (слайд 6), отдыхать (слайд 7). Государство обязано создавать такие условия для жизни, при которых каждый гражданин, мог бы пользоваться своими правами.

- Давайте рассмотрим следующие слайды и дадим им названия. Какие ещё права имеет гражданин России? (право избирать и быть избранным – слайд 8; право на  образование – слайд 9; право на медицинское обслуживание – слайд 10 ).

 - А сейчас давайте рассмотрим следующие слайды и назовём обязанности гражданина России. ( Каждый гражданин должен уважать законы государства и соблюдать установленные в обществе правила поведения – слайд 11; каждый гражданин должен честно трудиться, быть добросовестным и дисциплинированным – слайд 12; каждый гражданин должен защищать свою Родину – слайд 13).

- Права и обязанности граждан России записаны в главном законе – Конституции Российской Федерации ( слайд 14).

- Наше государство в прошлые времена называлось по – разному: Русь, Российская Империя, Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. А сейчас называется – Российская Федерация, или Россия.

- Каждый народ за свою историю создал определённый язык символов, знаков. Вы, конечно, можете назвать множество знаков, которыми мы пользуемся каждый день. Это буквы и цифры, знаки дорожного движения и математические знаки, различные значки и многое, многое другое. Были символы и у российских царей. Символы государственной власти – скипетр и держава.(слайд 15). Скипетр – это жезл, украшенный резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар, увенчанный крестом.

Герб – это тоже знак, символ государства. (слайд 16). Свой герб могут иметь город (слайд 17- герб города Владивосток),республика, край ( слайд 18 – герб Приморского края), семья, род.

Символом государства является и гимн. Послушайте, пожалуйста, гимн нашего государства ( звучит гимн России. Дети слушают его стоя).

-(после прослушивания)- Вы слушали гимн Российской Федерации. Какие слова вам запомнились? Какой представляется Россия в гимне? (ответы детей).

- А, что вы знаете о флаге Российской Федерации?( ответы детей).- Правильно! Флаг России трёхцветный. Его ещё называют – триколлор: белый, синий, красный. Белый цвет обозначает чистоту помыслов, синий – мирное небо, а красный напоминает нам об истории нашей страны ( слайд 19).

- А в истории нашей страны было очень много войн.

Сегодня – 4 ноября – мы отмечаем свами Праздник Народного единства.  Когда то, давным–давно, 402 года назад напали на нашу страну поляки и литовцы. Грабили и убивали они русский народ, разоряли Российские земли. Но нашлись два человека – купец Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, которые смогли объединить русский народ на борьбу с польско-литовскими интервентами в Москве. И победило  русское ополчение – выгнали врагов из нашей страны. И в благодарность за эту победу народ поставил памятник двум патриотам России – купцу Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому на Красной площади в Москве.(слайд20). Этот памятник и поныне украшает главную площадь нашей столицы. И уже 315 лет наша страна отмечает этот великий праздник – День народного единства.

Нас всех объединяет любовь – к своей семье, к близким людям, к своей малой и большой Родине, к нашей России. Мы любим Родину уже за то, что она у нас есть. Любовь – это служение. Служение проявляется прежде всего в делах на благо людей, на благо нашей Родины. Отечество – это все мы. Подумайте, что вы можете сделать для других. Начните с малого: сделайте уборку в комнате, помогите однокласснику в учёбе, защитите малыша, с друзьями наведите порядок в своём дворе. Сделайте мир вокруг себя чище, добрее, справедливее, и вы сделаете лучше себя, вы почувствуете, как возрастает в мире любовь. От малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народу, России. Всё это мы называем патриотизм. С чего начинается Россия? Она начинается с вашей любви, с того, что вы готовы сделать ради неё.

-А сейчас, ребята, мы посмотрим с вами мультфильм « Егорий Храбрый».

( Просмотр м.ф. «Егорий Храбрый» из цикла « Гора самоцветов»).

Вопросы после просмотра м.ф. « Егорий Храбрый»:

- Вам понравился мультфильм? (ответы детей).

- Как он назывался? ( ответы детей).

- Почему он так назывался – « Егорий Храбрый»? ( ответы детей).

-Ребята, а где мы встречаем этого героя, на какой государственной символике? ( ответы детей).

Игра « География»:

-А, что такое Россия? (ответы детей).

-Если Россия – это наша Родина, страна, где мы живём, то, что такое Приморье? (ответы детей).

- Если Приморье – это край, в котором мы живём, то, что такое Владивосток? (ответы детей).

-Если Владивосток – это главный город Приморского края, то, что такое Москва? ( ответы детей).

- Если Москва – это столица нашей Родины, главный город страны, то, что такое Ракитное? (ответы детей).

-Если Ракитное – это село, в котором мы живём, наша малая Родина, то как называется наша большая Родина? (ответы детей).

Итоговые вопросы, рефлексия:

-Ребята, а как называлось наше занятие? (ответы детей).

- Почему оно так называлось? (ответы детей).

- А кто запомнил как звали героев, которые подняли народ на борьбу с польско- литовскими захватчиками? (Ответы детей).

-Ребята, а что такое триколор?( Ответы детей).

- Отгадайте о чём я сейчас вам расскажу: - «Золотой двуглавый орёл, на груди которого Георгий Победоносец на белом коне, пронзает серебряным копьём злого дракона»?(Ответы детей).

-Вам понравилось занятие? (ответы детей).

- Что вам понравилось?(Ответы детей).

- Что вам запомнилось? (Ответы детей).

- Что вас удивило? (Ответы детей).

- А может, что-нибудь не  понятно? Может у кого то есть вопросы? Задавайте, не стесняйтесь.  Я постараюсь ответить.

-Сегодня вы все молодцы! Мне понравилось, как вы работаете. Особенно мне понравились ответы…(имена детей).

Всем спасибо за работу! И, до свидания, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 ноября - День народного единства

Презентация создана с целью познакомить первоклассников с историей и значением Дня народного единства....

4 ноября – день народного единства! Мы едины...

Литературно-исторический вечер, посвященный периоду Смутного времени и освобождению Москвы....

"4 ноября - День народного единства"

Презентация, рассказывающая об истори праздника...

"4 ноября - день народного единства. История праздника в картинках". Презентация. Учебно-методическое пособие.

Вот что сказал в связи с учреждением в России нового праздника, связанного с событиями 1612 года, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «Пусть новый праздник послужит единению народа, осоз...

презентация к классному часу : 4 ноября - день народного единства.

Презентация состоит из 12 слайдов, на которых представлена краткая история событий, предшествующих назначению праздника 4 ноября....

Презентация к мероприятию по теме "4 Ноября - День народного единства. За землю русскую, за Москву!"

Презентация к меропрятию по теме "4 Ноября - День народного единства. За землю русскую, за Москву!" создаёт условия для осмысления  и осознания информации, вкладе в историю России ярких выдающихс...

Система работы по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью.

Основной причиной аномального развития и нарушений речи у умственно отсталых детей является недоразвитие познавательной деятельности. Ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых ...