Методическая разработка "Материалы к теме "Коммуникативные технологии""
методическая разработка

Материалы ктеме "Коммурикативные технологии" - методическая разработка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Руденко Ю.Л. jruden@mail.ru

Материалы к теме «КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (КТ)»

Технология – наука о мастерстве. Коммуникативность – умение общаться.   КТ – мастерство общения, взаимодействия, взаимопонимания.

Счастье – когда ты умеешь быть понятным и себе и людям, когда ты умеешь понимать людей и правильно взаимодействовать с  ними.

Общаются люди. Люди – разные, каждый неповторим.

ПРИЗНАКИ  РАЗЛИЧИЯ  ЛЮДЕЙ.

  • Возрастной
  • Гендерный  (м и ж – социальные различия)
  • Психологические особенности (характер, способности и др.)
  • Национально-культурные особенности (трдиции, религия, язык, этические нормы и др.)
  • Физические особ-ти (внешность, здоровье, физическая сила и др.)
  • Социально-экономический статус (богатые – бедные)
  • Семейное положение (дети – родители)
  • Свой – чужой

   ОБЩЕНИЕ  ПОДРОСТКОВ  С  ЛЮДЬМИ  РАЗНОГО  ВОЗРАСТА

Краткая характеристика возраста

Ответственность

Общение подростка

1.Младенцы (0-1год)

Беспомощные, слабые, нежные.

Ответственность родителей

Наблюдение, бережное отношение, игра на дистанции, помощь маме.

2.Дети раннего возраста (1-3г) Умеют ходить, учатся говорить. Несмышлёныши, эгоцентристы (мир существует вокруг них)

Ответственность родителей

Игра игрушками малыша, кратковременный присмотр (полное внимание) – помощь маме. Бережное отношение, уступчивость.

3.Дошкольники (3-7 лет)

Умеют самостоятельно играть, готовятся к школе, познают мир, осваивают навыки самообслуживания.

Ответственность родителей

Общение. Игра игрушками малыша. Бережное отношение. Обучение, присмотр, соблюдение ТБ, руководство малышом, уступчивость, уважение его мнения.

4.Младшие школьники(7-11л.) Учатся в начальной школе, играют самостоятельно, развиваются, познают мир.

Ответственность родителей

Общение, игра (игрушки м.б. общие). Присмотр, руководство младшим, соблюдение ТБ, взаимоуважение.

5.Подростковый возраст – отрочество (11 – 15-16лет) Учатся в средней школе (гимназии). Появляется сознательное формирование личности: самоуважение, самовоспитание, самообразование, самооценка, самоконтроль.

Становятся самостоятельными В 14 лет получают паспорт, возрастает ответственность.

Ответственность родителей моральная, материальная, юридическая.

Равноправное общение со сверстниками – товарищество, дружба, игры, взаимообучение, взаимоуважение, соблюдение ТБ.

Самоконтроль в выборе круга общения.

6.Юность (16 – 20-21год)

Учатся в старшей школе.

Выбор профессии.

После школы - учёба в ВУЗе.

В 18 лет наступает совершеннолетие – полная ответственность за свои поступки, право голоса на выборах власти.

С18 лет – служба в Армии.

До 18 лет - ответственность родителей.

Возможно общение, но только с разрешения родителей.

Руководство старших.

Взаимоуважение.

7.Молодость (18-21 – 25лет) Освоение профессии, получение высшего или среднего специального образования.

Полная ответственность за себя, материальная зависимость от родителей, необходимость советоваться с ними.

Обращение на «Вы». Уважительность.

8.Взрослость (25-60лет)

Работают.

Полная экономическая самостоятельность.

Создание семьи.

Ответственность за семью.

Уважительность.

С посторонними людьми – обращение на «Вы».

9.Пожилые люди (60-75лет) – почтенный возраст.

Пенсионное обеспечение, возможно продолжение работы.

Забота о здоровье, самообслуживание.

Ответственность за себя.

Уважительное отношение, помощь.

10.Старость (75-90 лет)

Пенсионное обеспечение. Забота о здоровье, самообслуживание по возможности. Необходима помощь детей.

Ответственность взрослых детей за родителей моральная и материальная.

Уважительное, почтительное отношение, помощь.

11.Долгожительство(более 90) Забота о здоровье.

Самообслуживание по возможности.

Необходима помощь детей и всех окружающих.

Ответственность взрослых детей за родителей моральная и материальная.  

Уважительное, почтительное отношение, помощь.

Умение терпеливо выслушать, задать вопросы, поблагодарить за общение.

ДЕТСТВО

0-1

1-3

3-7

7-11

11-15

16-20

21-25

25-60

60-75

75-90

Более 90

Младенчество

Раннее детство

Дошкольники

Младший  школьный возраст

Подростки ОТРОЧЕСТВО

Юность

Молодость

Взрослость

Пожилой возраст

Старость

Долгожительство

Возрастает самостоятельность, свобода, права  -----

Растут обязанности и ответственность за своё поведение ---

РЕЗЮМЕ

  • Каждый возраст имеет свои задачи, свои трудности, свои радости.
  • В подростковом возрасте начинается сознательное формирование личности, своего внутреннего мира, своего характера.
  • Задачи: самовоспитание, самообразование, самоуважение, самодисциплина, самооценка, самоконтроль – это качества зрелой личности, они развиваются всю жизнь, а начинают формироваться в подростковом возрасте.
  • Тенденции: уважение – основа любого общения;  от детства к взрослости растёт самостоятельность, растут степени свободы, а вместе со свободой растёт ответственность.

ГЕНДЕРНЫЙ  ПРИЗНАК  РАЗЛИЧИЯ  ЛЮДЕЙ

Мужской стиль поведения – женский стиль поведения, жизненная роль мужчин и женщин, жизненные задачи мужчин и женщин – разные.

Жизненные задачи мужчин: 1) Защищать свою семью, защищать Родину; 2)Материально обеспечивать семью.  Поэтому сейчас надо учиться, чтобы получить хорошую профессию, чтобы в будущем иметь достойную зарплату.

Мужской характер – волевой, устойчивый, должен уметь видеть что главное, а что второстепенное. Мужчина – сторонник дисциплины.

ОТНОШЕНИЯ  СО  «СВОИМИ»  И  «ЧУЖИМИ»

ОТНОШЕНИЯ  С  РОДИТЕЛЯМИ

Основа отношений – любовь, уважение, благодарность, доверие, почитание (умение проявить уважение, любовь, заботу, благодарность).

Официально отношения между детьми и родителями закреплены законом «Семейный кодекс». Родители отвечают за несовершеннолетних детей.

  • Нельзя критиковать родителей
  • Нельзя вмешиваться в отношения между родителями
  • Нужно понимать, что существует понятие «семейная тайна»
  • Нельзя без разрешения трогать вещи родителей
  • Нельзя проявлять излишнее любопытство и читать письма адресованные родителям и вообще «нельзя читать чужие письма»

ОТНОШЕНИЯ  С  ПОСТОРОННИМИ   ЛЮДЬМИ

Отношения с незнакомыми и малознакомыми людьми должно быть адекватным, то есть сообразным обстановке. Отношения между людьми регламентируются законами, правилами, договорами. В учреждениях и организациях существуют «Правила внутреннего распорядка», которые должны выполнять все сотрудники. Любые игры – спортивные, детские начинаются с изучения правил. Поведение пешеходов и водителей  регламентируется «Правилами дорожного движения». Законопослушание – важное качество, которое обеспечивает соблюдение прав личности и безопасное существование всех членов человеческого сообщества.

Основа взаимоотношений с незнакомыми людьми – взаимоуважение. Доверие ограничено, общение – на дистанции. Необходимо соблюдать правила осторожности.

  • Не следует открывать дверь незнакомым и малознакомым людям, если дома нет взрослых.
  • По телефону не следует разговаривать с незнакомыми людьми, особенно говорить, что ты один.
  • В социальных сетях необходимо дозировать информацию о себе.
  • Не соглашаться пойти в гости к малознакомым людям.
  • Если кто-либо говорит «не рассказывай родителям» - это верный признак того, что тебе предлагают сделать предосудительную вещь и этого делать нельзя и нужно сразу рассказать родителям.
  • Нельзя трогать лежащие в общественных местах «забытые предметы», это может быть опасно.

Маленьких детей учат осторожности через сказки «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Приключения Буратино» и др.

Не забывая об осторожности, с посторонними надо обращаться уважительно, помогать тем, кто в этом нуждается (уступить место, перевести через дорогу, остановить малыша, если он нарушает правила поведения на улице). Надо уметь попросить помощи у незнакомых людей, например: «Я заблудился, скажите пожалуйста, как пройти…» или «Скажите пожалуйста, который час».

ОТНОШЕНИЯ  СО  «СВОЕОБРАЗНЫМИ» ЛЮДЬМИ

«Своеобразные» - это люди, которых ты не вполне понимаешь, которые отличаются от тебя другой внешностью, например, цветом кожи, языком, культурой, воспитанием, религией, особенностями поведения, здоровья (глухонемые, слепые, хромые, люди с психическими отклонениями). Таких людей нельзя обижать, высмеивать, нарочито разглядывать. Нужно понять , что они просто «другие, не такие как ты», они не нарушают законы и имеют право быть самими собой. Такое отношение называется «толерантность».

 ОТНОШЕНИЯ  УЧИТЕЛЬ  -  УЧЕНИК

Основа отношения к учителю – уважение и доверие, иначе процесс обучения невозможен. Новая информация всегда проходит внутреннюю проверку на соответствие имеющимся знаниям и жизненному опыту. Однако информация исходящая от учителя не должна подвергаться резкой критике и отторжению, если не согласен – прими к сведению, а затем проверь по литературным источникам и интернету, проконсультируйся у специалистов.

Интересный факт: в индийской традиции символом ученика является собака – животное, которое настраивается на человека, старается понять и очень радуется, когда это удаётся. (Символ храбрости – лев, силы – медведь, мудрости – сова, упрямства – осёл, хитрости – лиса, трусости – заяц).

  • Учитель отвечает за жизнь и здоровье учеников, поэтому необходимо соблюдать правила поведения (правила внутреннего распорядка)
  • Учителя ведут работу по согласованным (лицензированным) программам. Учебный материал должен усваиваться учениками в полном объёме.
  • Учителю должно оказываться доверие (он «свой»), но взаимодействие происходит на дистанции – это особый этикет общения.
  • Внутренняя дисциплина учителя и учеников – залог успешного усвоения учебного материала. Активная работа на уроке позволяет освоить знания в школе, тогда выполнение домашних заданий займёт минимум времени.
  • Троллинг – разрушительная коммуникативная технология, его использование строго запрещено.
  • В средней школе ученикам предоставляется возможность получить личностное общение с разными учителями-предметниками и освоить при этом на практике разнообразные коммуникативные технологии.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ

Взаимоуважение, взаимопонимание, умение поставить себя на место собеседника «Не делай другому того, чего не хочешь для себя».

Чтобы разрешить проблему, надо уметь подняться над ситуацией, посмотреть на неё с другой стороны.

Поведение должно быть адекватным. Чувство юмора полезно направлять во внутрь, т.е. уметь посмеяться над собой.

Надо быть честным в первую очередь с самим собой, со своей совестью.

Законопослушание – основа мирного сосуществования самых разных людей.

Деликатность – качество петербургского воспитания. Это умение не задавать лишних вопросов, не ставить собеседника в затруднительное положение.

Быть благодарным – важный признак духовно зрелого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар для учителей технологии "Профориентация на уроках технологии"

"Если человек не знает, к какойпристани он держит путь, для негодля него ни один ветер не будет попутным"                         ...

методические рекомендации "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках технологии"

материал, цель которого обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить...

Методическая разработка урока по технологии Тема « Использование кейс-методов на уроках технологии»

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.Кейс-технологии объединяют в себе одновре...

Методическая разработка "Методические приемы применения игровых технологий на уроках биологии."

В моем опыте работы я применяю уроки, где фрагментарно ввожу игровые моменты, и уроки, где игра – ведущий метод....

Методическая разработка урока по технологии 6 класс. Тема: Космос. Космические технологии.

В современном мире существуеи множество технологий. В предверии дня Космонавтики предлагаем детям поговорить о технологиях космоса, создать объект космических технологий....

Конкурсы на уроках технологии Подборка методического материала для урока технологии

  Конкурсы можно проводить на разных этапах урока, но большой эффект наблюдается при проверке знаний учащихся. Такие уроки могут быть проведены как обобщающе-повторительные, на которых у у...