Развитие у детей основных психомоторных качеств
учебно-методический материал на тему

Пайвина Ольга Александровна

Рекомендации для педагогов дополнительного образования по развитию у детей психомоторных качеств. Рекомндуется выполнять с детьми младшего,среднего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_u_detey_osnovnykh_psikhomotornykh_kachestv.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие у детей основных психомоторных качеств.

Развитие у детей основных психомоторных качеств включает в себя работу по формированию статической и динамической координации, двигательной памяти, причем во всех видах моторной сферы (общей и мелкой моторике, мимической мускулатуре).

Статическая координация отвечает за умение удерживать в определенных положениях или позах туловище и конечности и по сути представляет собой основу любого движения, т. к. является исходным положением. Статические и статокинетические рефлексы обеспечивают сохранение тела в пространстве или возвращение его в нормальное положение. Динамическая координация отвечает за умение переключиться с одного движения на другое; двигательная память — за сохранение целостного образа двигательного акта, т. е. за соблюдение правильной последовательности двигательных операций. Таким образом, каждое движение представляет собой тройственный союз статической, динамической координации и двигательной памяти.

В процессе проведения ритмических занятий новые движения при разучивании упражнений сначала демонстрирует педагог, давая характеристику каждому из его компонентов, объясняя ту или иную их последовательность, при необходимости тут же эти сведения подкрепляются другими средствами наглядности (изобразительной, музыкальной). Кроме этого, с детьми младшего и среднего дошкольного возраста можно активно использовать метод активно-пассивных движений. Суть его заключается в том, что ритмист обхватывает своими руками руки ребенка и двигает ими так, как диктует схема заданного движения. Аналогичным образом отрабатываются активно-пассивные движения ног и корпуса. На начальном этапе ритмической работы этот метод создает необходимые условия для понимания детьми схемы движения на основе проприоцептивной чувствительности, улучшения функционирования отдельных групп мышц как в двигательной, так и в речедвигательной сферах.

Для развития статической координации движений крупной моторики следует использовать упражнения и игры на тренировку опороспособности и равновесия с музыкальным и речевым сопровождением. Способность сохранять равновесие складывается постепенно на основе выработки связей между слуховой функцией, зрительным восприятием окружающего пространства и собственного тела в нем, своих движений и кинестетических ощущений от них. Слаженность работы этих составляющих достигается в результате повседневной жизни и специального обучения. Музыкальный аккомпанемент подбирается таким образом, чтобы способствовать активизации внимания и не допустить эмоциональное перевозбуж- дениеудетей. В связи с этим выполнение детьми упражнений должно сопровождаться мелодичной, ритмичной, негромкой музыкой в медпенном и среднем темпе. Поскольку еще в начале XX в. была доказана «непрерывная связь уроков физкультуры с речью» (Н. М. Лаговский), мы предлагаем двигательные упражнения сочетать с речевым сопровождением. Это будет способствовать воспитанию у дошкольников умения вслушиваться в речь и стимулировать ответные двигательные реакции детей. Одновременно эти упражнения будут формировать у детей подражательность движениям, наиболее часто употребляемые ими в жизни. На первоначальных этапах обучения задача детей заключается в удержании заданной позы и регулировании начала и завершения упражнения в соответствии с началом и концом музыкального и/или речевого сопровождения.

Для развития статической координации можно использовать следующие игры.

В ЗООПАРКЕ

Цель. Развивать статическую координацию крупной моторики, содействовать нормализации подвижности в суставах и работоспособности мышц.

Оборудование. Аудиозапись «Колыбельной» А. Гречанинова.

Описание. Педагог делит всех детей на две группы: одна группа детей и педагог — посетители зоопарка, другая группа детей — животные, которые находятся в клетках. Под мелодичную музыку часть детей изображает выбранных животных, на акцентированный аккорд каждый из них замирает в образе своего животного или характерной для него позе и удерживает ее до тех пор, пока другая группа детей не отгадает задуманное животное. Затем дети меняются ролями.

ОЖИВИТЕ, КАМЕШКИ!

Цел ь. Та же.

Оборудование. Без специального оборудования.

Описание. Дети, изображая камушки на морском побережье, лежа на ковре, замирают в произвольных позах и удерживают их. По сигналу педагога «Прилив» начинают свободно двигаться.

МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ РАЗ...

Цель. Та же.

Оборудование. Аудиозапись «Звуки моря» из серии «Волшебство природы».

Описание. Во время звучания музыки дети изображают обитателей морей, лежа на индивидуальных ковриках, кактолько музыка прерывается — замирают в произвольных позах и удерживают их до возобновления музыки.

В ЛЕСУ

Цель. Та же.

Оборудование. Аудиозапись «Поющий лес» из серии «Волшебство природы» (HappyBaby. Thimp-РРЕ МС 00406).

Описание. Педагог и дети под музыкальное сопровождение гуляют по лесу, выразительными движениями показывают, что они прислушиваются к пению птиц, собирают цветы, ягоды или грибы. Внезапно музыка обрывается, и дети замирают в том положении, в котором оказались. Педагог может оценить, насколько хорошо удерживает позу каждый ребенок. С началом музыки прогулка возобновляется.

НА ЛУГУ

Ц е л ь. Та же.

Оборудование. Без специального оборудования.

Описание. Дети вместе с педагогом вспоминают, каких насекомых можно встретить в поле, на лугу. После этого по команде педагога «День», дети свободно двигаются по залу или игровой комнате, изображая какое-либо насекомое. По команде педагога «Ночь», дети замирают в определенной позе в ожидании команды «День».

МАГАЗИН ИГРУШЕК

Ц е л ь. Та же. Оборудование. Без специального оборудования.

Описание. Педагог играет роль продавца, дети — различных игрушек. Дети принимают определенные позы и замирают в них в присутствии «продавца» и свободно двигаются, когда он отворачивается. Играющие, которые не успели вовремя замереть и их движения были замечены «продавцом», выходят из игры.

В этих играх каждый ребенок «застывает» в определенной позе, изображающей какое-либо живое существо, при этом педагогу важно, не ограничивая творческую свободу детей, научить их пользоваться выразительно-символическими движениями. Например, зайца можно показать, заняв положение на корточках, руки около головы подняты вверх; цветок — стоя на двух ногах, руки вытянуты вдоль туловища; медведя — широко расставив в стороны ноги и руки.

Для поддержания интереса детей можно ввести игры-соревнования.

ГДЕ МЫ БЫЛИ, ВАМ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ — ПОКАЖЕМ

Цель. Та же.

Оборудование. Без специального оборудования.

Описание. Дети делятся на две команды и по очереди показывают друг другу' какое-либо действие, предваряя свой показ ело- ’ вами: «Где мы были, вам не скажем, а что делали — покажем», вторая команда называетдвижение первой.

В качестве условий, усложняющих выполнение заданий, можно включать в занятия упражнения на уменьшение площади опоры, изменение ее высоты и расположения в пространстве.

Развитию работоспособности мышц и выносливости способствуют упражнения на сопротивление: «Кто сильнее?» (ребенок сцепляет руки в замок перед собой, педагог или другой ребенок пытается их разъединить), «Держим потолок» (ребенок вытягивает руки вверх над собой, педагог пробует их опустить, надавливая на раскрытые ладони).

Развитие динамической координации крупной моторики можно осуществлять в упражнениях и играх, представляющих собой комплексы специально организованных синтетических движений и физических упражнений прикладного характера со значительным общим воздействием на организм. Тренировка двигательных навыков в этом блоке заданий осуществляется сериями по 3—5—8 движений. Выполнение движений сначала осуществляется только с музыкальным сопровождением, затем и с речевым.

В этих упражнениях требуется чередовать активные движения разного характера.

РЕКА И РУЧЕЙКИ

Цель. Развивать динамическую координацию движений конечностей и туловища, способствовать устранению трудностей переклюения, тренировать произвольный контроль за процессами торможения и возбуждения, контролировать темп выполнения заданий.

Оборудовани е. Аудиозапись музыкальных отрывков.

Описание. Под музыку медленного характера дети плавными движениями, имитируют движения пловца, переплывающего широкую реку, как только музыкальный темп меняется на быстрый, дети начинают выполнять прыжки, имитируя перепрыгивание через весенние ручейки.

ПРЫГ, СТОП, ХЛОП

Цель. Та же.

Оборудование. Без специального оборудования.

Описание. Дети идут под музыку друг за другом, на сигнал «прыг» подпрыгивают, на сигнал «стоп» останавливаются и стоят в течение 3—5 секунд (затем 7— 10), на сигнал «хлоп» продолжают идти и хлопают в ладоши. Из игры выходит тот, кто ошибается.

ПТИЧКА ЗЕРНЫШКИ КЛЮЕТ

Ц е л ь. Та же.

Оборудование. Без специального оборудования.

Описание. Дети идут по кругу, на сигнал «Зерно», присев на корточки один раз, встают и продолжают идти, на сигнал «Червяк» делают наклон туловища вперед, «Кошка» переходят на бег.

КАК МЫ МАМЕ ПОМОГАЛИ

Цел ь. Та же.

Оборудование. Без специального оборудования.

Описание. Дети делятся на две команды, и одна другой предлагает угадать, какие домашние дела она выполняет. После этого команды меняются ролями.

Постепенно вводятся упражнения и игры с предметами (обручами, мячами, лентами, палками и т.д.). Эти упражнения являются достаточно сложными, развивают статическую и динамическую согласованность движений, точность и пластику движений, способствуют регуляции мышечного тонуса.

Для развития двигательной памяти следует подбирать упражнения, состоящие из серий последовательно повторяющихся движений, причем сначала серия может состоять из 2—3 движений, затем из 5-6. Примерами таких игр могут быть следующие игры.

МАМА И ДЕТКИ

Цель. Развивать двигательную память, выразительность движений. Оборудование. Без специального оборудования.

Описание. Педагог играет роль какого-либо животного-мамы и показывает серию движений, дети-детеныши выполняют то же самое. Впоследствии роль мамы-животного может выполнять ребенок.

УМНОЕ ЭХО

Цель. Та же.

Оборудование. Без специального оборудования.

Описание. Дети делятся на две команды, одна команда — туристы, другая — эхо. Дети команды «туристов» показывают серию движений, например, ставят руки на пояс, приседают и опускают руки вниз, а дети команды «эхо» воспроизводят заданную серию.

ШКОЛА РЕГУЛИРОВЩИКОВ

Цель. Та же.

Оборудование. Жезлы регулировщиков, выполненные из плотного картона.

Описание. Педагог играет роль регулировщика, а дети — его учеников. Педагог задает серию движений с жезлом, дети ее воспроизводят.

ЗЕРКАЛО

Цел ь. Та же.

Оборудование. Без специального оборудования.

Описание. Сначала педагог, а потом кто-то из детей, задает серию из 4—5 движений, остальные стараются точно воспроизвести ее, как это делает зеркало.

Игровой материал, направленный на развитие этих психомоторных качеств движений, постоянно дополняется входе выполнения детьми упражнений на формирование дыхательной функции, развитие чувства ритма.

Также педагогу по ритмике следует уделять внимание развитию мелкой моторики пальцев рук детей и рассматривать такие упражнения как важный элемент каждого ритмического занятия. При этом важно соблюдать ту же последовательность в формировании психомоторных качеств движений, что и при развитии крупной моторики. В связи с этим приводим следующий комплекс игровых упражнений.

СЛУШАЙ, СМОТРИ И ЗАПОМИНАЙ!

Цель. Развивать статическую координацию мелкой моторики пальцев рук, пальцевой праксис.

Описание. Дети стоят в кругу и по очереди называют диких или домашних животных, в зависимости от предложенной педагогом темы, и показывают их пальцами рук, используя уже знакомые элементы пальчиковой гимнастики. При этом каждый ребенок должен показать животное предыдущего отвечающего, а затем и придуманное самим.

ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ

Цель. Та же.

Описание. Педагог демонстрирует определенную позу кисти руки детям и просит воспроизвести ее, удерживая несколько секунд. После этого он накрывает свою руку «волшебным платком» и меняет положение пальцев, снова демонстрирует получившуюся фигуру. Дети ее воспроизводят самостоятельно или с помощью педагога.

КТО ПРИШЕЛ В ГОСТИ?

Цель. Та же.

Описание. В начале игры выбирается ведущий («гостеприимный хозяин»), который впоследствии угадывает, кто пришел к нему в гости. Остальные дети самостоятельно или с помощью педагога придают кисти руки вид какого-либо животного и удерживают заданную позу, пока не будут угаданы.

ЗАЙЧИК

Цель. Развивать динамическую координацию пальцев рук, способствовать развитию движений в суставах.

Описание. Выполняется каждым ребенком индивидуально и основано на смене поз пальцев кистей рук «зайчик» и «колечко».

Вышел зайчик на крьшечко
И нашел в траве колечко
.

    Заинька кольцо берет

    И зайчихе отдает.

ПРОГУЛКА

Ц е л ь. Та же.

Описание. Выполняется каждым ребенком индивидуально.

 Раз, два, три, четыре, пять  поочередное разгибание
Вышли пальчики гулять.                                              пальчиков из кулачка

Раз, два, три, четыре, пять—                             поочередное сгибание

В домик спрятались опять.                                    пальцев в кулак

ДОЖДИК

Цел ь. Та же.

Описание. Выполняется каждым ребенком индивидуально.
Дождик, дождик,                        подушечки пальцев правой (левой) руки Хватит лить,                        прижать к какой-либо поверхности и
Малых деточек                        попеременно постукивать ими,
мочить!                        как при игре на пианино

ПАЛЬЧИКИ-ЗАЙЧИКИ

Цел ь. Та же.

Описание. Выполняется каждым ребенком индивидуально.

Где же наши пальчики,                        пальцы поочередно сгибаются

Пальчики-зайчики?                        и собираются в кулак

Вот же наши пальчики,                        пальцы поочередно разгибаются,

Пальчики-зайчики!                        и раскрывается вся ладонь,

Вот они какие:ловкие, большие,        потереть ладошку о ладошку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние подвижных игр на развитие основных физических качеств у младших школьников

Развитие основных физических качеств с помощью подвижных игр...

Открытое мероприятие непосредственно образовательной деятельности игры-занятия по сенсорному развитию для детей 2-3 лет с задержкой речевого и психомоторного развития – Методическая разработка. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Новогодняя елочка для лесных жителей»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ  «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА № 19 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ» ДЕПАР...

Открытое мероприятие непосредственно образовательной деятельности игры – занятия по сенсорному развитию для детей 2 -3 лет с задержкой речевого и психомоторного развития -- Методическая разработка. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Открытка для Деда Мороза»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА № 19 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ» ДЕПАРТАМЕНТ...

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА тема: «Влияние занятий оздоровительной аэробикой на развитие основных физических качеств у девушек старшего школьного возраста»

Две первые глава дипломаДИПЛОМНАЯ  РАБОТАтема: «Влияние занятий оздоровительной аэробикойна развитие основных физических качеств у девушек старшего школьного возраста»...

План- конспект открытого урока «Развитие основных физических качеств ( быстроты, силы и прыгучести)».

Тема: Развитие физических качеств: быстроты, силы, прыгучести. Задачи:1. Обучение техники скоростного  бега.             2. Развит...