«Мотивация участников (детей и педагогов-консультантов) областных конкурсов: успехи и трудности»
статья на тему

Павлюхина Юлия Владимировна

Данная статья раскрывает мотивацию участников областных детских конкурсов, рассмотрена структура мотивации и виды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_mo_15.01.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Мотивация участников (детей и педагогов-консультантов) областных конкурсов: успехи и трудности»

Выступление на педагогическом совете ГОУ ДОД ТО «Областной Центр развития творчества детей и юношества» 15.01.2015г

«Все наши замыслы, все поиски и построения

 превращаются в прах, если у ученика нет

желания учиться». (В.А.Сухомлинский)

«Мотивация – это человеческое стремление…

проявить себя в том, к чему он чувствует себя

потенциально способным». (А.Маслоу)

Слово «мотивация» от лат. глагола «movere» - двигать. Мотивированным человеком будто что-то движет, он сосредоточен на выполнении задачи, легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Cистема мотивации— это взаимосвязь материальных и нематериальных стимулов, цель которых состоит в обеспечении качественного и высокопроизводительного труда.

Мотивация – это активное состояние, побуждающее человека совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей. Эти действия могут быть ориентированы наследственно (инстинкты), либо закреплены опытом (условные рефлексы).

Опыты, проведенные Дж. Олдсом и П. Милнером доказали, что важную роль в организации поведения человека играют эмоции. Негативные эмоции отрицательно влияют на желание заниматься той или иной деятельностью. Если взрослый хотя бы относительно понимает, через что ему придется пройти, то ребенка необходимо заранее подготовить, что страх и неудачи будут неотъемлемой частью его нового занятия. Кроме того, взрослые адекватно оценивают цель, к которой идут, могут реально представить результат и решить, оправдывает цель средства или нет. Для ребенка все эти понятия очень и очень относительны. Результат появляется далеко не сразу, да и эффект не такой сильный, как бы хотелось. Необходимо осознавать, что для того, чтобы многого добиться, изначально надо и многое вложить, на что зачастую не хватает терпения, сил и поддержки. В свою очередь положительные эмоции подстегивают и побуждают к действию. Похвала, удачи и первенство стимулируют ребенка. Ставятся новые, более сложные задачи для достижения новых целей.

        Наиболее часто встречающимися мотивами в творческой деятельности являются: моральные мотивы (долга, патриотизма, коллективизма, мотив самоутверждения, мотивы общения и социальных контактов, познавательные мотивы и др.).

Мотивация – важный компонент регуляции любой деятельности человека. Для подростка необходима учебная и творческая деятельность, как основа последующего успешного функционирования в обществе.

Структура мотивации:

Существует 4 вида мотивации (по Додонову).

  • Удовольствие от самой деятельности
  • Значимость для личности непосредственно её результат
  • Мотивирующая сила вознаграждения за деятельность
  • Принуждающее давление на личность

Творческая и учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включённый в образовательную деятельность.

  • Мотивация определяется образовательным учреждением
  • Организацией образовательного процесса
  • Особенностями воспитанника (возраст, пол, способности, самооценка, взаимодействие с другими воспитанниками)
  • Особенностями педагога (возраст, пол, педагогические способности).

Мною был проведен вторичный анализ статистических данных на тему «Мотивы учебной деятельности» и выявлены наиболее популярные мотивы участия в детских областных конкурсах у детей.

Дети и молодежь участвуют в областных конкурсах потому что:

  • Это интересно;
  • Нравится педагог;
  • Нравится узнавать все новое;
  • Любят думать, соображать, творить;
  • Хотят завоевать авторитет;
  • Заставляют родители;
  • Заставляет педагог.

Характеристика мотивации у детей

  • Потребность в новых впечатлениях;
  • Потребность в учении как новой деятельности;
  • Потребность заслужить похвалу взрослых;
  • Потребность стать лучшим.

Мотивация рассматривалась в самых различных аспектах. Леонард Бивайс и Сколл предложили модель, интегрирующую взгляды различных ученых на мотивацию. В этой модели выделяются пять источников мотивации:

  • Внутренние процессы. Желание получить удовольствие и наслаждение от процесса деятельности
  • Инструментальная мотивация. Желание осязаемых внешних вознаграждений, таких как плата, премии и т.п.
  • Внешняя концепция.  Желание принятия и подтверждения своих черт, компетентности и ценностей со стороны других индивидуумов или референтной группы
  • Внутренняя концепция. Желание отвечать собственным стандартам компетентности и ценностей
  • Интернализация цели. Желание достигать целей, соответствующих интернализованным ценностям

Мотивация состоит из двух частей – деятельности и направленности. Разница между мотивацией и отношением заключается в том, что мотивация связана с определённой ситуацией, а отношение имеет более устойчивый характер и оказывает длительное воздействие.

Процессы мотивации могут иметь разную направленность

Принципиально различают две формы мотивации – внешнюю и внутреннюю.

Внешняя мотивация – это средство достижения цели, например, заработать деньги, получить признание, занять вышестоящую должность. При этом она может использоваться в двух направлениях: как стимул при ожидании преимуществ – принцип надежды; как средство давления при ожидании недостатков – принцип страха.

Внешняя мотивация непосредственно влияет на поведение, но эффективность ее действия ограничена, пока она воспринимается в качестве стимула или давления.

Внутренняя мотивация – это понимание смысла, убежденность.

Внутренняя мотивация присутствует, если идея, задача или деятельность воспринимаются целесообразными и чего-то стоящими. Необходимо чувствовать себя ответственным за это и быть в состоянии прогнозировать результаты. Тогда поведение станет результатом, вытекающим из соответствующей установки.

Внутренняя мотивация — это стремление совершать деятельность ради нее самой, ради награды, которая содержится в самой этой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в областном конкурсе "Наше Подмосковье - 2015". Проект "Грани успеха"

Цель проекта:Социальная защита прав детей асоциального поведения, создание благоприятных условий для развития ребёнка, соблюдение прав.Защита прав и интересов ребёнка из неблагополучной семьи, оказани...

Формирование положительной мотивации у детей к творческим конкурсам

Дополнительное образование, как вспомогательное к основному, помогает осуществить заказ государства. Здесь возможно воспитание настоящего гражданина России, а особенно развитие его творческой составля...

Областной конкурс "Все дети талантливы"

Посвящённый Ю.А. Гагарину...

ГЕЙМИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ: ПЕРВЫЕ УСПЕХИ И ТРУДНОСТИ

В данной статье представлен опыт использования геймификации обучения математике в 5 классе. Показан промежуточный анализ результатов применения данной технологии. Рассмотрены основные трудности, встре...