Особенности обучения народному танцу как неотъемлемой части русской традиционной культуры.
статья на тему

Пчелина Анна Александровна

Хореография — искусство, любимое детьми. Ежегодно тысячи любителей танца приходят в хореографические коллективы, танцевальные ансамбли, студии.  Занятия хореографией чрезвычайно полезны для ребенка, способствуют его физическому, нравственному, эстетическому развитию - дети раскрывают для себя все традиции, нравы, обряды, характер различных народов, и их образ жизни, культуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pchelinoy_2015.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения народному танцу

как неотъемлемой части русской традиционной культуры.

Пчелина Анна Александровна

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

г. Кировград

В последние годы изучение русского танца как важной составной части традиционной культуры поднялось на  новый уровень, активизировался процесс теоретического осмысления проблем народной хореографии. Основной задачей стала не только популяризация, но и реконструкция утраченных образцов,  усовершенствование методик преподавания, осмысление роли и сути народного танца как важной неотъемлемой части русской традиционной культуры.

Русский танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного  творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека и тесно связан с различными сторонами народного быта, обычаями, обрядами, верованиями. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям. Развитие русского народного танца тесно связано с историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского человека, что в свою очередь накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития не раз подвергался различным изменениям. Происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые и зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его лексика. Изучение русского народного танца, как старинного, так и современного, правильное понимание стиля, характера и манеры его исполнения дают возможность создать на сцене средствами танца правдивый образ русского человека, воспитывают хороший вкус, чувство национальной гордости за свой народ, любовь к Родине.

Русские народные танцы играли важную роль в воспитании детей. Взрослые всячески стимулировали стремление детей научиться танцевать, так как в танцах выражались нравственные и эстетические идеалы, эмоциональные впечатления от окружающего мира, о взаимоотношениях людей и т. д. В танце раскрывалось уважение к женщине, предельное внимание к ней и учтивость. Впечатления, получаемые в процессе восприятия красивых и точных движений, не проходили бесследно для чувств и разума детей, танцы развивали и обогащали их духовный мир, укрепляли физически и являлись важным средством воспитания, средством передачи от поколения к поколению художественного опыта, который накапливался столетиями.

Анализируя традиционное хореографическое обучение  непосредственно в естественной деревенской среде, можно выделить три его этапа.

Первый этап — «игровой», дети 5—9 лет постигали основы танцевальной культуры через игры, в которых использовались инструментальная музыка, пение, простые танцевальные элементы. При этом внимание играющих было направлено на партнеров по танцу, по игре, а не на механическое заучивание хореографических элементов.

Второй этап — «технический», подростки 10—14 лет осваивали технически сложные, замысловатые хореографические элементы, разучивали танцы, но пока не участвовали в танцах взрослых.

Третий этап — «мастерский», с 14—15 лет деревенские парни и девушки посещали вечерки и могли участвовать в танцах, во время которых оттачивали свою индивидуальную пластическую манеру.

 Для обучающихся народному танцу в фольклорных коллективах, в отличие от тех, кто перенимает народную хореографию непосредственно в быту, третий, “мастерский”, этап по сути является еще и “стилистическим”. Это связано с тем, что после освоения навыков выразительного, технически сложного импровизационного исполнения плясок и танцев, должно быть обращено внимание на стилистику исполнения, освоение которой осуществляется через следование лучшим образцам хореографических традиций.
Современные методики обучения посредством русского фольклора, как правило, строятся на принципах народной педагогики с учетом реалий сегодняшних дней и включают в себя: учет традиционной последовательности действий в обучении основам фольклора; обучение посредством аудио- и видеозаписей; гибкое применение способов разучивания произведений (от простого к сложному и наоборот).

Следуя народной традиции хореографического воспитания, рекомендуется осваивать фольклорный танец, учитывая специфику и очередность вышеуказанных этапов: “игрового” и “технического, хореографического”, которые соответствуют возрастным особенностям физического и психического развития детей. Порой в выступлениях детских и подростковых фольклорных коллективов приходится наблюдать “механическую” слаженность в исполнении танцев, но при этом неискренность их поведения, показной артистизм, всякое отсутствие импровизации в танцах и плясках. Чаще всего это связано с отсутствием при обучении детей “игрового этапа”. Руководители в своем стремлении к быстрому результату закрепощают детей, формируют у них неверные целевые установки. Исправить такие навыки бывает очень трудно, а порой и невозможно.
Выявляется и традиционная последовательность действий в обучении народно-танцевальным началам:

1.  Развитие чувства ритма (посредством пестушек, потешек, прибауток);

2. Обучение основам народной хореографии (танец, пляска, хоровод) через освоение ритма и характерной пластики;

3. Танцевально-игровое творчество.

Методы и приемы обучения традиционной народной хореографии учитывают эмоциональные и физиологические особенности, уровень восприимчивости и интересов, основываясь, прежде всего, на законах педагогики и психологии. В процессе освоения русского народного танца рекомендуется опираться на опыт и методические приемы, существующие в самой традиционной культуре:

1.  Этапность в овладении хореографическими элементами;

2.  Дифференцированное обучение мальчиков и девочек;

3. Формирование навыков синкретичного исполнения — важной особенности русской народной традиционной культуры, так как многие известные народные жанры (хороводы, частушки, плясовые песни, кадрили, игры) требуют синтеза пения и танца.

Старинному русскому танцу была свойственна связь с песней. В языческие времена он был принадлежностью культовых обрядов и долго хранил следы быта, труда и религиозных верований. Со временем русский танец стал необходимым компонентом любого русского праздника, средством развлечения и общения.

Особую сложность в процессе обучения русскому народному танцу представляет воспитание раскованности и импровизационности исполнения у обучающихся.

А.С. Каргин, директор Государственного Республиканского центра русского фольклора, доктор педагогических наук, сказал: «Народ не может петь былин и песен 18 века, танцевать так, как это умели делать наши деды, так же играть свадьбы и т. д. Он продолжает петь, играть, творить по законам фольклорного искусства, но в их новой исторической редакции. Традиция — не однажды заданное явление. Она меняется вместе с человеком и поэтому сохранение, возрождение и распространение национальной культуры в современных условиях восстанавливает традиционное комплексное восприятие слова, музыки, танца, прикладного искусства, помогает созданию сферы духовного общения и преемственности поколений». Нельзя не согласиться, с мнением А.С. Каргина о том, что жизнь невозможно вернуть в патриархальную Россию, но бережное сохранение и распространение традиционной русской культуры на фоне развития индустриальной культуры, наступления рекламы, всего того, что нельзя отменить или запретить, поможет в глубинном постижении русской народной традиционной культуры.

Хореография — искусство, любимое детьми. Ежегодно тысячи любителей танца приходят в хореографические коллективы, танцевальные ансамбли, студии.  Занятия хореографией чрезвычайно полезны для ребенка, способствуют его физическому, нравственному, эстетическому развитию - дети раскрывают для себя все традиции, нравы, обряды, характер различных народов, и их образ жизни, культуру.

Педагоги хореографии, обучая детей одному из самых любимых видов искусства – танцу, вносят свой неоценимый вклад в межнациональное воспитание. В основе этого воспитания лежит формирование любви к своей национальной культуре, народному творчеству, интересу и пониманию красоты окружающего мира, общения.   Для того чтобы понять танец другого народа, не нужно знание языка – язык танца сам по себе универсален. Танец – одно из первых средств, которым люди могли выразить свои чувства и эмоции. Танцевальное мастерство разных народов бережно хранится и передается следующим поколениям. Образцы народной хореографии, изучаемые на уроке, восстанавливают собственные этнические связи ребёнка, воспитывают этническую толерантность. Обучая народным танцам, таким как цыганский, узбекский, испанский, ирландский и другие, педагоги обогащают мировосприятие детей, воспитывают коммуникативные навыки, учат пониманию и уважению иных культур и цивилизаций, осознанию необходимости взаимопонимания между людьми и целыми народами.

Бесспорно, школа танца - это самая доступная и массовая база хореографического образования детей, юношества, это тот "фундамент", на котором будет в дальнейшем воздвигаться все "здание" духовной культуры современного, гармонически развитого человека.

Список литературы:

1.Абрамова О.А. - Традиционная культура «поляков» и «каменщиков» Рудного Алтая. — Барнаул: ДЮФЦ Песнохорки, 1997. — 238 с.

2.Антонова Ю.Е., Розова О.В., Левина Л.В. - Как научить детей любить Родину. — М.: АРКТИ, 2003. — 168 с.

3.Боронина Е.Г. - О программе приобщения детей к традиционной народной культуре. — 2006. — № 3. — С. 97—100.

4.Волков Г.Н. - Этнопедагогика. — М.: Академия, 1999. — 168 с.

5.Громыко М.М. - Мир русской деревни. — М.: Молодая гвардия, 1991. — 446 с.

6.Каргин А.С. -  Возродить утраченное? О мерах по сохранению и развитию традиционной культуры // Традиционная культура. — 2007. — № 2. — С. 3—8.

7.Лихачев Б.Т. - Национальная идея и содержание гражданского воспитания // Педагогика. — 1999. — № 4. — С. 11—13.

8.Сахаров И.П. - Сказания русского народа. — М.: Советская Россия, 1990. — 175 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Русская традиционная культура"

Пояснительная записка. Каждый народ имеет свою неповторимую национальную культуру. На протяжении тысячелетий из поколения в поколение люди хранили веками накопленные знания, передавая их через уст...

Открытый урок концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца Суворова В.Л.(с методическим сообщением). Тема урока: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца»

20 февраля 2012 года в рамках подготовки к аттестации на 1 категорию мной был подготовлен и проведен областной открытый урок с методическим сообщением по теме: «Особенности работы концертмейстера- акк...

Всероссийский Фестиваль Русской Традиционной Культуры СЕМЕЙНЫЙ КРУГ

А Вы знаете, что в двух километрах от города Мышкин ежегодно проходит Фестиваль "Семейный круг"?http://www.krug7i.ru/Вот и мы заглянули туда в июле в этм году. Темой фестиваля в этом году стала "Игра"...

Исследовательская работа. «Почитание святых – часть русской национальной культуры»

Почитание святых – это часть нашей национальной культуры.  Святость – одно из фундаментальных понятий христианского учения. Его основной смысл состоит в причастности человека к Богу, его обоженно...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Фольклорный театр: русская традиционная культура детям" для детей 7-12 лет.

Одной из основных моих целей написания данной программы является- сохранение и возрождение русского фольклора, включение этого традиционного наследия в общее культурное достояние. Дополнительная общер...

Статья "Русская традиционная культура в преподавании предмета технология" (из опыта работы)

Статья о важности русской традиционной культуры в воспитании и развитии подрастающего человека. Знание традиций и прикосновение к русской  традиционной культуре необходимо для сохранения русского...

"Осетинские народные игры - как неотъемлемая часть физического и нравственного воспитания школьников"

laquo;Подвижные игры, как традиционные средства обучения школьников.»...