"Осетинские народные игры - как неотъемлемая часть физического и нравственного воспитания школьников"
методическая разработка по физкультуре

«Подвижные игры, как традиционные средства обучения школьников.»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по физической культуре

на тему: «Осетинские народные игры – как неотъемлемая  часть  физического и нравственного воспитания школьников»

Журавлева Елена Николаевна

МБОУ «СОШ №1 им. Героя Советского

 Союза П.В Масленникова  ст. Архонская»

          учитель физической культуры

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством        педагогики.

Испокон веков в них отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

Наличие соревновательного элемента в естественных видах движений позволяют использовать народные игры для подготовки к занятиям спортивными играми. Правильный отбор и руководство играми приобретают решающее значение в воспитании у занимающихся чувства коллективизма, активности, настойчивости в достижении поставленной цели, смелости.

Предлагаемые игры можно использовать на уроках физической культуры, а также помогут организовать свободное время младших школьников. Среди них, можно выбрать подходящие для самых разных условий и, особенно, для уроков физической культуры.

Публикуемые материалы могут представлять интерес для учителя физической культуры, студентов факультетов физкультуры и всем тем, кто не равнодушен к физическому воспитанию детей при использовании народных подвижных игр.

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ОСЕТИНСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Перетягивание (Банданай хъаст)

Через середину круга диаметром 4 м проводится прямая, делящая его на две равные части. По обе стороны линии спинами друг к другу становятся два участника игры. На них надевается кольцо из веревки диаметром 1,5—2 м так, чтобы оно прошло под руками. Приседая, участники подают корпус вперед, чтобы веревка слегка натянулась. По сигналу оба игрока начинают тянуть друг друга из круга. Кто кого вытянет из круга, тот и выиграл. Одновременно могут состязаться несколько пар.

Правила игры.

Начинать тянуть веревку следует одновременно по команде «Марш!». Тянуть надо только вперед за счет корпуса и ног. Запрещается опираться руками о землю.

Палка (Чука)

Играющие становятся за линией кона. На расстоянии 6 8 м от нее водящий ставит вертикально на землю небольшую палочку (длина 10—15 см, сечение 3—5 см). Играющие держат в руках палки длиной 1 м, которые они по очереди бросают с линии в чуку, стараясь сбить ее. Если чука сбита, водящий должен как можно быстрее поставить ее на место и взять одну из палок. Остальные игроки в это время стараются подбежать каждый к своей палке и взять ее.

Оставшийся без палки становится водящим.

Если никто из игроков не сбил чуку, то каждый старается забрать свою палку,а водящий стремится завладеть чьей-либо палкой.

И этот момент играющие могут действовать против водящего коллективно: использовать ложные, отвлекающие действия и тем самым помочь товарищу взять палку.

Правила игры. Следует быть осторожными, чтобы не попасть палкой в водящего; бросать палку в чуку можно только тогда, когда водящий поставил ее и отошел на свое место.

Бита (Шела)

Бросая по очереди плоский камень (сланцевую пластинку диаметром 10—15 см) двое играющих стараются попасть им в шарик, (деревянный или каменный). Расстояние, которое «пробежит» шарик после удара камнем, измеряется ступнями ног. Победителем считается тот, у кого шарик откатится на большее расстояние.

Правила игры.

Играющие бросают камень строго по очереди.

Вариант. В игре могут участвовать две команды. В этом случае игру ведут до определенного счета. Каждый участник команды, бросая камнем в шарик, ведет свой индивидуальный счет. Потом суммируются результаты всех членов команды.

Борьба за флажки

В игре участвуют две команды. Количество участников может быть любым, но равным в обеих командах. У каждой команды имеется флажок, который устанавливается на видном месте и охраняется одним из игроков. Остальные члены команды делятся на защитников и нападающих. Цель игры — завладеть флажком противника, сохранив свой. В процессе игры разрешается передавать флажок другому играющему, убегать с флажком.

Правила игры.

Начинать игру надо по сигналу; в борьбе за флажок нельзя допускать грубых действий.

Жмурки-носильщики (Уарчъхассач)

Готовится место для игры. В одном конце площадки ставят небольшой столик (или скамейку) и на нем раскладывают ровно десять каких-нибудь мелких предметов — это могут быть детские игрушки, камешки и т. д. На другом конце площадки, шагах в десяти— пятнадцати от столика и в трех-четырех шагах друг от друга, ставят два стула.

Из числа играющих выбирают двух носильщиков. Они садятся на стулья лицом к столику, обоим завязывают глаза. Остальные играющие располагаются по краям площадки. Каждый носильщик должен перенести со столика па свой стул пять предметов. Победит тот, кто раньше справится с работой.

Правила игры.

Оба носильщика начинают игру одновременно но сигналу. Переносить можно только по одному предмету. В ходе игры необходимо следить, чтобы носильщики не сталкивались, идя навстречу друг другу.

Жмурки (Курымахджытай)

Водящему завязывают глаза. Затем игроки поочередно легко ударяют по ладоням его вытянутых вперед рук. При этом они шепотом спрашивают: «Кто я?» Водящий должен угадать, кто из играющих его ударил. Если он угадает, то гот, кто ударил, становится водящим. Если же водящий три раза подряд не сможет угадать, кто касался его ладоней, и выбирается новый водящий. Игра продолжается. В ней могут участвовать одновременно несколько групп детей.

Правила игры.

Ладоней водящего не должны касаться одновременно несколько участников. Подсказывать водящему нельзя.

Гаккарис

По кругу на расстоянии 40—50 см друг от друга роют небольшие ямки или чертят круги. Игроки приседают в них на корточки. Во- чящий, прыгая на одной ноге, старается столкнуть кого-нибудь из игроков с места. Игрок считается сбитым, если хотя бы одна его йога сместилась и ступня оказалась за чертой круга. Игра продолжается по договоренности играющих.

Правила игры.

Игрокам разрешается время от времени касаться руками иола. Водящий не должен ударять ногой сидящего, а слегка только подталкивать его. Сидящим не разрешается поддерживать друг друга, вскакивать, поворачиваться лицом к водящему. По договоренности можно разрешить водящему менять ногу, на которой он прыгает.

Лук и стрелы

Участники игры две команды — располагаются за чертой. У каждого из них лук и пять стрел (их надо изготовить заранее). На расстоянии 10—12 м от черты ставится мишень (доска, бревно и т. д.). По сигналу ребята по очереди начинают выпускать стрелы.

Побеждает та команда, у которой больше попаданий в цель.

Правила игры.

Участники должны пускать стрелы только по очереди; к мишеням можно подходить лишь после того, как играющие выпустили все стрелы.

Метание с плеча

Для этой игры берется мешочек с песком массой 200—300 г. Его поднимают на уровень правого плеча и кладут на ладонь. Играющий, несколько отклонившись всем корпусом и приседая, с силой отбрасывает мешочек.

Правила игры.

Место удара мешочка о землю отмечается. Выигрывает тот, кто бросит дальше всех. 

Метание снизу

Игра состоит в следующем: в правую, опущенную вдоль туловища руку берут мешочек с песком и снизу стараются бросить его как можно дальше вперед.

Победителем считается тот, кто кинет мешочек дальше.

Правила игры.

При повторении игры мешочек бросают левой рукой.

Гохси1

На ровной площадке чертят два круга, вписанные один в другой. В центре малого круга в один ряд расставляют разноцветные аль- чики (можно заменить камешками), по одному от каждого игрока. Играющие становятся на линию внешнего круга так, чтобы она пришлась на середину ступни. Они метают биту по очереди.

Задача заключается в том, чтобы крупным альчиком-битой — тохси — выбить альчики за пределы большого круга.

Правила игры.

Если альчик выкатывается за линию, игрок выигрывает. Если он промахивается, то не имеет права бить второй раз (пропускает ход).

1 Тохси — крупная кость, бита.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитательная работа в школе как неотъемлемая часть формирования духовно - нравственного сознания ребенка (из опыта работы)

Данная работа представляет собой фрагмент из представления  опыта работы классного руководителя по формированию духовно-нравственного сознания школьников....

Внеклассная работа работа как неотъемлемое звено в процессе духовно-нравственного воспитания школьников

Внеклассная работа играет важную роль в духовно-нравственном воспитании школьников. Что такое внеклассная работа в условиях современной школы?...

Спортивные игры, средство всестороннего влияния на физическое и нравственное воспитание школьника.

Мой педагогический опыт основан на спортивных играх, которые входят в программу подготовки учащихся с 1-11 классы, используются во внеклассной работе с детьми, как средство дополнительного образования...

Игра как средство физического и нравственного воспитания школьников

В статье раскрывается роль подвижных игр в жизни ребенка. Во время игры активизируется двигательная и познавательная деятельность школьников, происходит раскрепощение личности: преодолеваются неуверен...

Особенности обучения народному танцу как неотъемлемой части русской традиционной культуры.

Хореография — искусство, любимое детьми. Ежегодно тысячи любителей танца приходят в хореографические коллективы, танцевальные ансамбли, студии.  Занятия хореографией чрезвычайно полезны для ребен...

"Нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры"

Воспитание детей на традициях народной культуры, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранения истории ...

Методическая разработка "Нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры"

Воспитание детей на традициях народной культуры, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранения истории и определяет будущ...