Игра как средство физического и нравственного воспитания школьников
статья по физкультуре на тему

В статье раскрывается роль подвижных игр в жизни ребенка. Во время игры активизируется двигательная и познавательная деятельность школьников, происходит раскрепощение личности: преодолеваются неуверенность в себе, застенчивость, робость и развиваются такие качества, как самостоятельность, контактность, коммуникабельность. Материал указывает также воспитательное значение подвижных игр. Статья будет полезна учителям и  воспитателям группы продленного дня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как средство физического и нравственного воспитания школьников

                                                    О. Морозова, учитель физической культуры

Дети любят играть и с удовольствием играют в разные игры.  Во время игры активизируется двигательная и познавательная деятельность, происходит раскрепощение личности: преодолеваются неуверенность в себе, застенчивость, робость и развиваются такие качества, как самостоятельность, контактность, коммуникабельность. Игра позволяет повысить активность на уроках, вовлечь каждого  в работу, облегчает  преодоление трудностей в усвоении учебного материала.  Подвижные игры повышают интерес к физической культуре, вызывают  удовольствие и положительные эмоции. В игре проявляется смекалка, выдержка, творческая выдумка, находчивость, воля и стремление к победе.

Передовые представители культуры, русские учёные П.Ф.Лесгафт, Е.А.Покровский, К.Д.Ушинский, учитывая важную роль подвижных игр в развитии физических сил ребёнка, в приобретении им определённых навыков, уделяли много внимания сбору и изучению таких игр. Они разъясняли их значение для физического развития детей и пропагандировали практическое внедрение их в систему воспитания подрастающего поколения.

 Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия  в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их исполнения. В третьих сюжет и действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.

 При отборе игр, способствующих физическому воспитанию школьников, целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которым понимается прежде всего сюжет, правила игры и двигательные действия. Именно содержание определяет образовательную и воспитательную значимость игры и соответственно игровые действия детей. 

 По содержанию все  игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям любого возраста. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Все свои жизненные впечатления и переживания  дети отражают в игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ, например: «Гуси-лебеди», «Лиса и куры», «У медведя во бору» и т.д.

 Игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а встречающиеся в некоторых играх диалоги  характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

 В играх, построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребёнка, развитию его мышления и самостоятельности  действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребёнок должен проявить более сложную, то есть мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату, например: «Палочки-выручалочки», «Пятнашки» и т.д.

 Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведения детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи, ответственности, смелости, находчивости. Правила игры -  главный организующий элемент работы. Умело, объясняя их, учитель помогает ученикам понять свои обязанности и действия, ограничения и возможности. Важное условие игры - высокая эмоциональность. Оценивая результаты, учитель акцентирует внимание на характере отношений между детьми, взаимопомощи в команде, активности, честности, дружбе, доброжелательности к товарищам и соперникам.  

Обязательное условие в организации игр дифференцированный подход к детям. Одних надо подбодрить, убедить в собственных возможностях, успокоить, других сдержать от излишнего рвения, третьих заинтересовать. Широко применяются и методы поощрения, словесные одобрения, убеждение ребенка в способности активно участвовать в практической деятельности, приносить пользу. Всё это вместе взятое формирует у школьников положительное отношение к исполнению заданий в игре, создаёт основу для общественной активности.

                    Используемая литература

1. Богданов Г.П. Руководство физическим воспитанием школьников.- М.: 1972.

2. Яковлев В.Г., Ратников, В.П. Подвижные игры.- М.,1977.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Баскетбол как средство физического и нравственного воспитания учащихся.

В данной статье раскрываются возможности использования на уроках физической культуры игры баскетбол для развития физических и нравственных качеств учащихся....

Методическая разработка "Подвижные игры как средство физического развития и воспитания младшего школьника"

Предмет исследования: подвижная игра на уроках физической культуры как фактор повышения физических качеств учащихся начальной школы.Цель: изучение влияния подвижных игр на развитие физических качеств ...

Спортивные игры, средство всестороннего влияния на физическое и нравственное воспитание школьника.

Мой педагогический опыт основан на спортивных играх, которые входят в программу подготовки учащихся с 1-11 классы, используются во внеклассной работе с детьми, как средство дополнительного образования...

Баскетбол как средство физического и нравственного воспитания

Материал о краткой характеристике баскетбола, можно использовать для начального знакомства с игрой....

"Осетинские народные игры - как неотъемлемая часть физического и нравственного воспитания школьников"

laquo;Подвижные игры, как традиционные средства обучения школьников.»...

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена «Аксиологические номинации как средство формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся»

С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления  духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...

Музей - важное средство патриотического и нравственного воспитания школьников

Музей - важное средство патриотического и нравственного воспитания школьников...