Музей - важное средство патриотического и нравственного воспитания школьников
статья по обществознанию
Музей - важное средство патриотического и нравственного воспитания школьников
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«МУЗЕЙ – ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.» Руководитель музея- Полынов Ф.Ф. - учитель истории Шумбратада, КЕЛЬГОМА ЯЛГАТ! В 2009 году в жизни нашей Муниципальном общеобразовательном учреждении «Трускляйская средняя общеобразовательная школа» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия произошло знаменательное событие –открылся школьный краеведческий музей . Открытие состоялось 20 мая 2009 года ,когда на базе нашей школы прошла конференция , посвящённая созданию в районе первичной межрегиональной общественной организации мордовского народа и выборам делегатов на 5 съезд мордовского народа. Это мероприятие состоялось в преддверии 1000-летие единения мордовского народа с народами многонационального Российского государства, и в нем приняли участие более 50-ти делегатов- представителей промышленности ,образования, культуры, главы сельских поселений, гости из столицы республики. На конференции также присутствовал директор Поволжского центра финно-угорских культур Ю. А.Мишанин,глава администрации Рузаевского муниципального района Н.В.Иняткина,зам.главы администрации Рузаевского муниципального района Н.Е.Самаевская и много других замечательных людей. Кажется, создавался наш музей быстро: в течение одного учебного года. Но за этим стоит долгий кропотливый труд сбора экспонатов. Краеведением я занимаюсь всю свою трудовую деятельность :собирал с детьми экспонаты, сам оформлял экспозиции .Но никогда никаких материальных средств на содержание музея не выделялось ,руководство относилось равнодушно к моей работе. Совсем по -другому отнеслись к этому в Трускляйской школе (здесь я работаю один год). Директор школы Иляева Любовь Петровна горячо поддержала идею создания музея Сознавая, что без материальных затрат настоящего музея не создать ,сразу стала искать спонсоров .Хочу отметить ,что в нашем Рузаевском районе равнодушных и чёрствых руководителей нет .Пользуясь случаем от имени администрации школы, педагогического коллектива хочу выразить слова огромной благодарности : Главе Рузаевского муниципального района Нине Васильевне Иняткиной, начальнику Управления образования Овечкиной Валентине Серафимовне - за их душевность и понимание важности задуманного нами дела. И конечно нашим спонсорам 1.Генеральному директору ОАО «Нефтегазмаш»,депутату Государственного собрания РМ –Николаю Васильевичу Бурмистрову. 2.Руководителю хозяйства «Ключ –Сузгарьевский»-Амбаеву Николаю Борисовичу -депутату Государственного собрания РМ 3.Главе администрации Трускляйского поселения –Девяткиной Елене Николаевне. Эта помощь в рамках нашего родного района. А когда мы обратились в предприятия Саранска, чтобы заказать стеллажи ,нам отдали их бесплатно, узнав для чего они нам нужны.(ОГРОМНОЕ СПАСИБО директору ДОМА НАУКИ И ТЕХНИКИ г. Саранска Зюзину Алексею Михайловичу. Для музея был отведён самый светлый и просторный класс. Работа кипела весь учебный год . Были задействованы педколлектив ,родители и учащиеся. Я убеждён ,что без музея такая цель трудно достижима: единым делом объединить детей ,учителей, родителей. Вот ,например ,нужны были муляжи женщины крестьянки, старика , то за дело взялись учителя под руководством Долговой Елизаветы Алексеевны –муляжи получились на славу. Учителя родного языка Юртайкина Валентина Петровна , Тестова Е.Б. вместе с детьми перерыли все словари и нашли правильное мордовское название каждому экспонату. Старшеклассники заготавливали прутья ранней весной, а сторожил села Шкаев Николай Григорьевич приходил плести новый плетень. Старшая пионервожатая собирала материал о трудовых достижениях односельчан, делала фотографии. Я глубоко убежден, что краеведение - важное средство связи школы с жизнью, и его значение трудно переоценить Особенно в наши дни в условиях кризиса и нестабильности. Нередко в средствах массовой информации опошляются духовные и нравственные святыни народа. Это нарушает преемственность поколений, ведет к нравственному разрыву между родителями и детьми! В этих условиях очевидны огромные воспитательные возможности школьного музея, который позволяет растить гражданина на примерах из жизни родителей, односельчан, событий из истории своего села, района, республики. Беспокоит внедрение в школы разрушительных новаций, направленных на взращивание индивидуализма и отказ от традиций русского народа: духа коллективизма, от естественной для классической русской педагогики принципа коллективного воспитания. Реально противостоять разрушению может лишь созидание, которое немыслимо в отрыве от коренных достижений традиционной культуры народа, в данном случае – мордовской Хранителем же человеческой памяти и культуры является музей, ибо экспонаты музея тесно связаны с историей родного края. А для детей нет ничего ближе , понятнее и милее чем родной край с его прошлым и настоящим. Музей систематизирует и углубляет знания школьников о большой и малой родине, соединяет историю с практической деятельностью. Это помогает детям по-новому взглянуть на место своего проживания, осознать ответственность за будущее своей земли . С этого и начинается гражданственность ,о недостатке которой в наших людях говорил в своем выступлении об образовании Д.А.Медведев. Музей выполняет и одно из направлений образовательной стратегии «Наша новая школа» , в которой президент А.В.Путин отмечает :Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно ,и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством. Ведь экспозиции музея позволяют обеспечить наглядность и интерактивность в процессе освоения материала практически на каждом уроке по самым разным дисциплинам . В музее оживают сюжеты старинных сказок и страницы русской литературной классики, через музейные экспонаты расширяется словарный запас школьников. В уютном интерьере музея можно увлекательно провести уроки ИЗО, родного языка, трудового обучения. Ведь в любой момент можно подойти к витрине и внимательно рассмотреть узоры на расписной прялке или орнамент на вышитом полотенце , рубашке. Но более всего помогают экспозиции музея на уроках истории и краеведения. Краеведение, как известно , тесно связано с поисковой деятельностью. А любой поиск выливается в исследовательскую работу. Главное исследование этого года- работа Юлии Наркаевой «Ушедшие в вечность», посвященная выпускнику нашей школы , воину-интернационалисту, погибшему в Афганистане –Захарову Анатолию Михайловичу .Ее работа заняла 1 место на республиканской олимпиаде по краеведению. Если обобщить значение нашего историко - краеветческого музея, то можно сделать вывод, что поиково - краеведческая работа с учащимися в целом помогает: -сплочению, единению учителей, родителей, учащихся; -изучать и передавать опыт предков следующим поколениям; -приобщать учащихся к ценностям национальной мордовской культуры; -сохранять для потомков историю села, школы; -прививать любовь учащихся к своей малой и большой родине; -приобщать учащихся к научно- исследовательской работе; -углублять знания по школьным предметам; -развивать общий кругозор школьников. Уважаемые коллеги , предлагаю посмотреть некоторые экспозиции нашего музея. Начинается музей с ивового плетня. На нем сушатся глиняные горшки. Видны желтые головы подсолнухов. Это сразу переносит посетителей в реальный мир 18-20 веков. Далее макет крытой соломой крестьянской избы. Здесь каждому предмету отведено свое выверенное место. Макет русской печи. Печь имела большое значение для крестьянской семьи: она обогревала избу, в ней готовили пищу, грели воду для скота, мылись те, у кого не было бани.. Расставлена кухонная утварь: лошкарница, горшки, миски, лохань, старинные утюги, деревянная лопата, чтобы сажать хлеб в печь, старинные бутыли для спиртного. Обеденный стол с семейным самоваром .Над ним полочка-божница, на ней иконы, перед которыми весит лампадка. Сундук, в котором хранилась семейная одежда. Зыбка. Вот муляж старика крестьянина, плетущего лапти. Праздничная и повседневная одежда женщины-мордовки. Лапти-старинная обувь мордвы. Старинные орудия труда: цепь, серп, весы, коромысло, пила, жернова, ступа, корыто и т.д. У нашего музея есть замечательная возможность отразить на своих экспозициях и историю, и современную жизнь села, района, Республики. Заставляет задуматься и склонить головы список односельчан погибших в великую отечественную войну и наших земляков уроженцев Рузаевского района погибших в Афганистане и Чечне. Из Рузаевского района в Афганистане погибло шесть ребят. О четырёх из них собран богатый материал и написаны исследовательские работы. В нашем музее есть экспонаты привезённые из Демянска (Новгродская область),где в 1942 году были ожесточённые бои. Богатая экспозиция из истории русских денег. А вот экспозиция отражающая современную жизнь села и района.
Работа в музее никогда не может остановится она продолжается. Собираем экспонаты, документы о военном времени, заполняем анкеты о ветеранах войны, поддерживаем связь с военкоматом, архивами, с музеем боевой и трудовой славы, с поисковым отрядом «Поиск» во главе с Н.А.Кручинкиным. В этом году напишем исследовательскую работу об оставшихся двух земляках из шести ,погибших в Афганистане. Будем оформлять экспозиции: «Летопись родной школы», «Село в годы Великой Отечественной войны» «Наши выпускники» «Его имя носит школа» «Руководители школы» «Золотой и серебряный фонд школы» «Современное село Трускляй» Таким образом наш музей стал живым пульсирующим сердцем школы. Он задаёт ритм школьной жизни, теснейшим образом связан с событиями жизни села, района, Республики. И когда читаешь в работах учащихся такие строчки: «Я горжусь ,что я мордовка, что живу в моей замечательной Республике. Люблю мой мордовский язык- ласковый, певучий. Хочу быть достойной родителей моих, моих земляков. И приложу все силы, чтобы принести пользу любимой Родине.»,- то думаешь ,что немалую роль в воспитании высоких патриотических чувств сыграл и наш историко -краеведческий музей . И нам очень хотелось бы, чтобы он был подлинным центром патриотического и нравственного воспитания школьников и молодёжи села.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Разработка и апробация модели деятельности школы как центра патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников в условиях ФГОС и расширения внеурочного пространства МОБУ «Еленовская СОШ»
Патриотическое, духовно - нравственное воспитание в условиях современного российского общества приобрело особое значение. Это связано с его глубинными изменениями, необходимостью коренного пересмотра ...
Статья по русскому языку "Культуроведческая компетенция в преподавании русского языка - одно из важнейших средств развития духовно-нравственного мира школьника "
Культуроведческая компетенция в преподавании русского языка становится одним из важнейших средств развития духовно-нравственного мира школьника, формирования его национального самосознания и ста...
Школьный музей – как средство патриотического и нравственного воспитания учащихся.
Патриотическое воспитание в школе - одно из основных направлений воспитательной работы. Первая школа в г. Новом Осколе является старейшим учебным заведением города. С 1995 года унас работает музей "ис...

Скульптуры города Колпино как средство патриотического и культурного воспитания школьников
Проект представляет собой экскурсию по скульптурам города Колпино, воспитывает чувство патриотизма и гордости за свое настоящее....

Казачья хоровая культура как средство патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи
Доклад раскрывает вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания казачьей молодежи посредством хоровой культуры...

Тематическая линейка как средство патриотического и гражданского воспитания школьников
Очень эффективными по степени воздействия на учащихся являются школьные тематические линейки. Объясню, почему. На линейку, по звонку, собирается вся школ...

Приказ РМО по теме «Социальное партнерство образовательной организации как инструмент развития системы патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников»
О направлении на заседание РМО заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководиелей...
