Школьный музей – как средство патриотического и нравственного воспитания учащихся.
статья по краеведению на тему

Патриотическое воспитание в школе - одно из основных направлений воспитательной работы. Первая школа в г. Новом Осколе является старейшим учебным заведением города. С 1995 года унас работает музей "история школы", материалы которого явяются не только исторической ценностью, но и огромным воспитательным потенциалом. Статья содержит материал о музейных экспонатах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа школьного музея.20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Севальнева Алла Николаевна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нового Оскола Белгородской области»

Школьный музей – как средство патриотического и нравственного воспитания учащихся.

«Краеведение учит людей не только любить свои родные места,

 но и знать о них, приучает их интересоваться историей,

 искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Это самый массовый вид науки»

Д. С. Лихачёв, историк русской культуры.

            Когда-то душитель земли русской хан Мамай, по свидетельству историков, так поучал слуг своих: «Разделяй народ на своих и чужих, черни прошлое и хвали чужеземные порядки, ругай стариков и льсти молодым, и тогда государство станет подобно дереву, источенному червями…».

И вот уже в наше время черви – древоточцы пытаются свалить великую державу, подорвать основы государственности России.

Поэтому сейчас, как никогда раньше, велика роль патриотического воспитания молодежи. Чувство любви к Отечеству свойственно любому народу, любому нормальному человеку. Мы все помним крылатые слова: «И дым Отечества нам сладок и приятен!». Российские граждане должны безгранично любить свою родную Отчизну. Для нас должны быть дорогими и необъятная территория с полями, лесами, степями, горами и реками, и многонациональные народы с их героической борьбой и творческими делами, и родной язык, все богатые культурные достижения страны. Мы должны гордиться нашим прошлым с его славной борьбой против угнетателей и поработителей, великими людьми нашей Родины: полководцами, учеными, писателями, художниками, людьми труда.

Многие известные, выдающиеся историки, литераторы, политики обращались к данной проблеме. Например, выдающийся поэт А. С. Пушкин писал: «Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу…». В своём высказывании, я думаю, он очень точно отражает идею преемственности исторических знаний от предков к последующим поколениям, идею связи времён. Ему же принадлежат замечательные строки о Малой Родине, где в образах родного дома, могил предков отразились представления русских людей о России:

Два чувства дивно близких нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к отеческим гробам,

Любовь к родному пепелищу.

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека,

Залог величия его.

Новооскольский историк-краевед И. Н. Крупа утверждает: «Как биография человека неотделима от его предков – прародителей и родителей, так и история города неотделима от истории Российского государства». Положительный пример – наиболее действенный фактор воспитания. Ещё более влиятельным он становится, если это пример близкого человека.

Полезный материал для этого дают школьные музеи, давно известно: школа – второй дом. А дом дорог человеку не только потому, что в нем тепло и уютно, но и потому, что здесь, в родном доме, формируются его первые убеждения и взгляды на жизнь, основанные на положительных традициях такой огромной семьи. Чтобы не утрачивали своего значения традиции старейшей в районе школы №1, в ней создан музей «История школы».

Сбор материалов о бывших выпускниках школы, их достижениях делает этих людей еще более близкими школьникам.

Особую значимость сегодня приобретает экспозиция «Школа в годы Великой Отечественной войны». В ней отражены военные события в нашем крае, имеются документы, фотографии, биографии  и воспоминания фронтовиков. Многие выпускники школы 1941 года ушли на фронт. Ушел на фронт и директор школы Васильченко Григорий Карпович.[1] Со стендов музея смотрят фотографии трех Героев Советского Союза: Аноприенко Михаила Григорьевича, Коняева Анатолия Михайловича, Мосьпанова Ильи Петровича. Витрины хранят документы, рассказывающие о боевом пути легендарных выпускников школы, фронтовые письма и воспоминания новооскольцев о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

 Военно-патриотическая работа в этом учебном году в нашей школе посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, победы, которая далась дорогой ценой. На базе музея проводятся уроки мужества, встречи с ветеранами, экскурсии. Многообразие видов работы облегчает учащимся восприятие учебного материала, повышает их успеваемость, инертные ученики становятся более активными на уроках. Глубоким духовным потенциалом наполнился  музейный урок, посвященный памяти  выпускника первой школы Коняева Анатолия Михайловича. Какая удивительная судьба!

Герой Советского Союза, капитан I ранга, подводник.

Родился в 1909 году в г. Новый Оскол в семье служащего.

Окончил 9 классов в средней школе №1. Работал слесарем на заводе в Казани.

Затем был призыв в армию – в МВФ. Морские силы Балтики закалили Анатолия Михайловича. В биографии этого человека и артиллерийская школа Учебного отряда, и Специальные курсы командного состава ВМС РККА. В 1934 году он  стал командиром подводной лодки. После Учебного отряда подводного плавания имени С.М. Кирова А.М. Коняев был назначен помощником командира подводной лодки «Окунь» КБФ, а в конце 1937 года – командиром подводной лодки Щ – 324. Много блестящих военных операций на счету боевого судна, командиром которого был Анатолий Михайлович Коняев. В годы советско – финской войны (1939-1940) его Щ – 324 совершила два боевых похода в сложных метеоусловиях, а в 19 января 1940 г. был потоплен вспомогательный крейсер противника. Экипаж под командованием Коняева А.М. впервые в военной истории отважился на то, чтобы форсировать пролив Южный Кваркен в Балтийском море подо льдом и блестяще справился с этой операцией, несмотря на то, что при плавании во льдах были повреждены антенны, стойки, волнорезы, погнута носовая часть.[2]

              В годы Великой Отечественной войны Анатолий Михайлович служил в штабе Балтийского флота, в Управлении подводного плавания ВМФ, командовал дивизионом строящихся подводных лодок. В 1952 г. он окончил Академические курсы офицерского состава при Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова. В 1953–1956 гг. – командир учебного отряда 8-го ВМФ, старший офицер управления боевой подготовки штаба.[3]

Имя Анатолия Михайловича Коняева давно воспринимается и учащимися, и их родителями (в большинстве своем они выпускники средней школы №1), и учителями как имя близкого человека. Поэтому в юбилейный год победы особо акцентируется внимание подростков на судьбе этой, можно сказать, исторической личности, являющей собой пример служения Отечеству. Об Анатолии Михайловиче писали финские, германские, американские газеты, в талантливой книге писателя-марениста Леонида Соболева «Морская душа» ему посвящено два рассказа. Недавно школьный музей посетил сын героя А. Коняев, встретился с активом, учителями, был приятно удивлен памяти, которую бережно хранят в школе об отце.

Нужно сказать, что изучение биографии легендарного подводника – это не единственный способ воспитания детей на основе жизни и деятельности известных людей. Его судьба, связанная с важнейшими страницами российской истории, позволяет расширить рамки воспитательной  работы. Учителями истории и детским активом музея «История школы» разработаны классные часы «Они учились в нашей школе», «Школа во время войны», «Герои – наши земляки», «Боевая слава родного края». Ценность этих мероприятий в том, что они личностно ориентированы, направлены на то, чтобы задеть и заставить зазвучать живые струны детской души.

Школьный музей стал центром патриотической работы. Уроки мужества, экскурсии, заочные путешествия по местам боевой славы – это только часть деятельности активистов музея.

            Нередко уроки истории проводятся в музее. Казалось бы, многое знают дети о войне, но в музее все её страницы оживают и воспринимаются иначе.

Наши учащиеся признаны наследовать славу своих предков, старших поколений, но не как красивые страницы истории, а как самое ценное достояние их жизненного опыта, приобретённого самой дорогой ценой. Музейные экспозиции, содержание витрин музея «История школы» даёт для этого благодатный материал, который целенаправленно используется на уроках и во внеурочное время, воздействуя и на сознание, и на чувства учащихся, побуждают их к следованию хорошим образцам.

        Список использованной литературы:

  1. Овчинников В.В. Ольгинская гимназия или повесть о вековой истории Новооскольской школы №1. -  Белгород , 2006. С.44-45.
  2. Овчинников В.В. Царев Алексеев – Новый Оскол. – Белгород, 2009. С.250-251
  3.            Соболев Л.С.  Морская душа. Рассказы. -  М., ДОСААФ, 1977. С.341- 342.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Баскетбол как средство физического и нравственного воспитания учащихся.

В данной статье раскрываются возможности использования на уроках физической культуры игры баскетбол для развития физических и нравственных качеств учащихся....

Методическая разработка "Знакомство с праздничными и знаменательными датами России как средство патриотического и нравственного воспитания дошкольников"

Серия занятий объединена общей целью – знакомство детей с праздничными и знаменательными датами России, не входящими в календарь официальных государственных праздников, но имеющих важное значени...

Школьный музей - хранитель народной памяти, центр гражданско-патриотического и нравственного воспитания учащихся

Статья о  деятельности  школьных музеях  Старооскольского городского округа. Школьный музей является не только хранителем народной памяти, но и центром гражданского и патриотического во...

Школьный музей как средство патриотического воспитания.

Выступление на педагогическом совете...

Школьный музей как средство патриотического воспитания.

Публикация для учителей истории, которые занимаются музейной работой, являются руководителями школьных музеев....

Казачья хоровая культура как средство патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи

Доклад раскрывает вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания казачьей молодежи посредством хоровой культуры...

Музей - важное средство патриотического и нравственного воспитания школьников

Музей - важное средство патриотического и нравственного воспитания школьников...