Школьный музей как средство патриотического воспитания.
статья по истории на тему

Жирнов Петр Владимирович

Публикация для учителей истории, которые занимаются музейной работой, являются руководителями школьных музеев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Музей как средство воспитания.21.64 КБ

Предварительный просмотр:

     Школьный музей как средство патриотического воспитания.

        Сегодня, когда в обществе происходят значительные перемены во всех сферах жизни общества, вопрос о гражданско-патриотическом воспитании школьников становится приоритетным. Общеобразовательное учреждение - это важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения. Современное российское общество все больше приходит к пониманию того, что научить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, народ, который в нем живет - значит, укрепить основы государственности. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд.

       Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. На современном этапе развития нашего общества формирование патриотизма выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим перед обществом ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Проблема патриотического воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества.      

        Патриотизм выражается в любви и преданности своей Родине, родной земле и своему народу, его истории, культуре и природе. На сегодняшний день проблема патриотического  воспитания учащихся является одной из наиболее важных и актуальных в современной школе. Вот он круг проблем в патриотическом воспитании.  Стала прослеживаться  тенденция уклонения от службы в армии, неуважении  к старшему поколению, межнациональная вражда.      

      В нашей школе есть краеведческий музей, руководителем которого я являюсь. В краеведческом музее есть уголок, посвященный Великой Отечественной войне. В школе проводятся экскурсии, на которых показывается и рассказывается о наших земляках, участниках  Великой Отечественной войны, которые ценой своей жизни приближали Великую Победу как могли. Каждый год 9 мая около монумента Славы в селе Девлезеркино проводится торжественный митинг посвященный победе в Великой Отечественной войне над фашистской Германией и ее союзниками.

        В рамках социального проекта «Гражданин» создали книгу памяти жителей Девлезеркинской волости Челно-Вершинского района Самарской области  «Победители», 60-летию Великой Победы посвящается

… И у мертвых, безгласных

Есть отрада одна:

«Мы за Родину пали,

Но она спасена».

Около 700  «девлезеркинцев» ушли на войну, 366 из них не вернулись…

       У истории есть свой воспитывающий потенциал, напрямую зависящий от содержания. Великая Отечественная война — одно из поворотных и наиболее масштабных событий в истории ХХ века. Часто в поисках дополнительного материала учащиеся обращаются к семейным архивам. Разбирая фотографии, беседуя с родителями, учащиеся черпают примеры героизма конкретных людей, своих родных и близких. Так у них формируется чувство гордости за свою страну, за свой народ.

        Обсуждая вопрос об уроках этой  войны, о значении памяти  нашей Победы в Великой Отечественной войне для современной жизни россиян, необходимо обращаться к тем, кто посвятил свою жизнь служению в советской и российской армии. Патриотическое воспитание подрастающего поколения невозможно без обращения к ярким страницам истории своей Родины и народа. Война в Афганистане, Чечне, другие локальные войны – это до сегодняшнего дня малоизвестные страницы истории. Воины-интернационалисты из Челно-Вершинского района, участвовавшие в локальных войнах, живут в разных поселениях.  В  «Доме  молодежных организаций муниципального района Челно-Вершинский Самарской Области 29 апреля 2011 года состоялся старт проекта «Знать и помнить». Наша школа решила не остаться в стороне от этого проекта. Результаты нашей работы с проектом «Знать и помнить»: 1). Автаева Алена, Тимофеева Александра, Умова Татьяна, Ратникова  Екатерина, Африн Николай и Дунаев Сергей   получили грамоты за активное  участие в добровольческом проекте «Знать и помнить». 2). Команда нашей школы в составе Автаевой Алены, Тимофеевой Александры, Ратниковой Екатерины и Умовой Татьяны в районном конкурсе проектов «Гражданин» с проектом «Знать и помнить», участникам локальных войн посвящается заняла II-место в 2012 году. 3).Команда нашей школы в составе Автаевой Алены, Тимофеевой Александры, Африна Николая и Дунаева Сергея в окружном конкурсе социальных проектов «Гражданин» получила грамоту в номинации «Чтобы помнили». 4). В третьих районных краеведческих юношеских чтениях «Край родной - навек любимый», посвященных 85-летию создания муниципального района Челно – Вершинский,  Автаева Алена, Тимофеева Александра и Яндулов Даниил заняли I место -  в номинации «Защитники Отечества». 5). Создали стенд «Знать и помнить», посвященный участникам локальных войн с.Девлезеркино. 6) Провели открытый классный час для 5-11 классов и участников локальных войн для ознакомления с нашим проектом «Знать и помнить» с презентацией стенда. 7) Участников локальных войн, мы приглашаем на традиционные Уроки Мужества наряду с ветеранами войны и труда.

        Интерес к истории Великой Отечественной войны сегодня значительно вырос. История Великой Отечественной войны, ратный подвиг солдат Отчизны остаются главным примером в воспитании чувства патриотизма, крепкой дружбы народов – наследников Великой Победы. Эта общая история, память о боевом братстве будет и впредь объединять и сплачивать наши страны и народы.

       В настоящее время с учащимися 8,10 и 11 классов собираем материал для новой книги памяти жителей пяти населенных пунктов сельского поселения Девлезеркино: села Девлезеркино, села Малое – Девлезеркино, села Петровск, поселка Воздвиженка и поселка Покровка  муниципального района Челно-Вершинский Самарской области «Победители», участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов посвящается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный музей – как средство патриотического и нравственного воспитания учащихся.

Патриотическое воспитание в школе - одно из основных направлений воспитательной работы. Первая школа в г. Новом Осколе является старейшим учебным заведением города. С 1995 года унас работает музей "ис...

Проект Школьный музей – центр гражданско – патриотического воспитания школьников

Данный проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приум...

Школьный музей- центр нравственно-патриотического воспитания школьников

В  выступление автор говорит о важном значение школьных музеев в воспитании  нравственно-патриотических чувств у подрастающего поколения, делится своим опытом по работе школьного музея....

Школьный музей как средство патриотического воспитания.

Выступление на педагогическом совете...

Статья "Школьный музей как центр патриотического воспитания в образовательном пространстве"

Роль и значение школьных музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодёжи. Целью создания и деятельности школьного ...

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК ЦЕНТР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В статье рассматриваются основные этапы истории создания и развития школьного музея, его специфика и самобытность, характер и содержание музейной деятельности. Статья может быть интересна широкому кру...