Выступление на Всероссийском слете учителей-2015."Музей как средство патриотического воспитания школьников".
статья по краеведению по теме

История страны, история своего села, своей семьи, пропущенная через собственный жизненный опыт, пробуждает чувство гордости, сострадания и соучастия. Вот что воспитывает настоящего патриота и гражданина.

Музей - это «дом», в котором  царит уважение к историко-культурному наследию своего села, где развивается познавательная и творческая активность и инициатива, формируются практические навыки поисковой и исследовательской работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музей как средство патриотического,

духовно-нравственного воспитания школьников.

Перед нашим обществом стоит важная задача – формирование духовного  и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России, будь это мирное или военное время. Это означает, что нам, педагогам - россиянам, важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота. И именно личность педагога является той отправной точкой, с которой и начинается духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся.

История страны, история своего села, своей семьи, пропущенная через собственный жизненный опыт, пробуждает чувство гордости, сострадания и соучастия. Вот что воспитывает настоящего патриота и гражданина.

Музей - это «дом», в котором  царит уважение к историко-культурному наследию своего села, где развивается познавательная и творческая активность и инициатива, формируются практические навыки поисковой и исследовательской работы.

Школьный музей вносит большой вклад в обучение и воспитание детей.

Школьный краеведческий музей «Поиск» был открыт 22.02.2002 г. Идея о создании музея вынашивалась с 1996 г. С 1996 года я занималась краеведческой работой, вела кружок. И вот, когда было собрано достаточное количество материала, администрацией школы было принято решение об открытии музея. Открытие музея было приурочено к 23 февраля. На открытие были приглашены ветераны войны и труда, районные представители, директора школ, жители села.  Музей расположен в классной комнате в 15 кв.м. (во второй части класса находится библиотека) и подсобное помещение, где обустроили деревенскую горницу. Общая площадь музея составляет 33 кв.м. Музей имеет такие экспозиции, как «История родного края», «Народное образование», «Они защищали Родину» и Деревенская горница.

Коллектив учителей, учащихся для изучения села, школы активизировал работу по пополнению фонда музея. Дети должны гордиться своей малой родиной, уважать людей старшего поколения, чтить память своих предков. В школе обучается всего 44 ребенка, и мы планируем такую работу, которая нам под силу, которая была бы выполнима.

Главной особенностью школьного музея является то, что он имеет учебно-педагогическое назначение. Являясь результатом совместного коллективного труда учителя и учащихся, музей всей своей деятельностью способствует улучшению учебно-воспитательной работы в школе. В нем все предназначено для учащихся, и в основном собрано и сделано руками самих учащихся под руководством учителя. Э

Экспонаты музея – это и учебно – наглядные пособия для уроков. Музей постоянно пополняется новыми экспонатами, которых в музее насчитывается свыше 400, и из них около 360 подлинные.

Учащиеся принимают участие в экспедициях научного характера. Они учатся определять культурный слой, вести полевую обработку металлов, составлять чертежи разрезов, гербарии растений местности. Совершают экспедицию «К тайнам природы родного края».

Проведено исследование «Экологическое состояние школы», составлен паспорт. Даны рекомендации по озеленению школы. В школе проводится конкурс на лучшее озеленение школы, классов. Работа музея, несомненно, способствует формированию экологической культуры учащихся. Изучая историю своего края, дети проникаются любовью к родным местам. Воспитать гуманное отношение к природе можно через конкретную практическую деятельность, когда ребенок увидит результат своего труда, испытает радость созидания. Это и озелененный школьный двор с многочисленными цветниками.

В музее проводятся экскурсии для учащихся и гостей школы на темы: «История родного края», «Участники Великой Отечественной войны», « История создания школы», «Военные действия в 1941 году на территории деревень Никулино – Барабаново», «Деревенский быт каширян».

Занятия по  краеведению я часто провожу в школьном краеведческом музее. Здесь проводятся уроки - лекции по таким темам, как «Становление Советской власти», «Культура  населения района 20-40-х гг.», «Литературная Кашира», «Возникновение колхозного строя», «Развитие Каширского района в послевоенные годы», «Развитие народного образования в Каширском крае» др. Тематические уроки по таким темам, как «Крестьянское хозяйство 18-19 вв.» в 6 кл., «Быт и нравы жителей края» в 4,6,8 кл.», «Дворянские усадьбы и храмовые постройки в уезде» в 6 кл., « Архитектура и градостроение Каширы 18-19 вв.». в 6 кл., «Победа колхозного строя» в 9 кл., «Великая Отечественная война на территории Каширского района» в 9 кл., «Битва под Москвой» в 6-9 кл., Уроки Мужества в 5-9 кл.

В музее и в библиотеках села и района проводится исследовательская работа ( изучаются материалы районной газеты 30-х, 40-х, 50- годов).

Поисковая группа большую работу проводит по сохранению памяти о своих земляках, участниках Великой Отечественной войны. Материалы оформляются на стендах, собраны в альбомы, файловые папки. Так в наличии музея имеются альбомы: «Наши земляки во время войны», «Ветераны войны», «Ветераны труда» , «Труженики тыла» и др. Сбор сведений о ветеранах войны происходит во время встреч с фронтовиками, проводимых ежегодно, во время посещения семей фронтовиков. Собранные материалы обрабатываются и составляются тексты по воспоминаниям ветеранов, их родственников, учащимися пишутся сочинения на основе этих материалов.

На факультативах по  краеведению учащиеся занимаются поисково-исследовательской  работой по таким темам, как « История моей семьи. Генеалогическое древо моей семьи», «История села.(Никулино)», «Мои близкие, земляки в годы Великой Отечественной войны». «Мое село в годы Великой Отечественной войны», «История родной школы», «Бывшие учителя и выпускники Никулинской школы», «История названий местных деревень». Результатом этой работы являются творческие работы учащихся, оформление стендов, фотовитрин, макетов, панорам.

В наличии музея имеются альбомы ( «Ветераны войны и труда», «Праздники школы», «Выпускники школы», «Они работали в нашей школе», «Портфолио школы», «Награды школы» и др.)

Каждый год в музее проводится научно-практическая конференция, 4-5 внеклассных мероприятий по предметам, встречи с интересными людьми села и района, 9 мая - Вахта Памяти. Эти массовые мероприятия ежегодно проводятся в школе по традиции.

Результат этих встреч – пополнение фонда музея, постановка новых задач для совета музея. Эти встречи убеждают нас в важности и нужности нашей работы для воспитания духовно-нравственных ценностей у детей, для воспитания любви к родному краю, для укрепления семьи, для сохранения села.

В деревне есть стела о погибших жителях села  в Великой Отечественной войне. Школьники постоянно поддерживают чистоту у памятника. Каждый год в день Памяти – 9 мая- организуется почетный караул, возлагаются цветы. Ветеранов войны навещают дома, поздравляют с праздниками, оказывают посильную помощь. Одной из эффективных форм краеведческой работы являются встречи с интересными людьми. Активисты музея встречались с краеведом Смирновым В.А. в местном краеведческом музее, который впервые познакомил детей с историей села в 18-19 веках. Встречи со старожилом Фоминым С.И. позволили узнать о жизни села 30-х гг, о передовых людях села. Встреча с долгожительницей, 90-летней  Савкиной К.Г. стала незабываемой, дети познакомились с жизнью и творчеством своего земляка Савкина Д.И. Музею были подарены фотографии из семейного альбома, стихи, личные вещи. Встречи на производственных участках позволяют школьникам определить свой выбор профессии. Активисты музея участвуют в муниципальном конкурсе проектов «Моя будущая профессия»

Совершая туристско-краеведческие походы, школьники изучают топонимику края, знакомятся с интересными людьми, собирают малые жанры, историю деревень, занимаются поиском старинных вещей и предметов быта для музея. Изучая  материал  Битвы под Москвой,  учащиеся совершают экспедицию по местам Боевой Славы (Никулино – Барабаново – Зендиково – Кашира).

Изучая историю своего края, учащиеся школы - частые посетители Каширского краеведческого музея. Не раз школьники совершали  экскурсии по старой Кашире, изучая архитектурные памятники города.                             Совершая экскурсии по историческим, архитектурным памятникам, учащиеся посетили такие города, как Тулу, Коломну, Зарайск, Сергиев-Посад, музей-усадьбу "Кусково", музей "Бородинская панорама 1812 года, Куликово поле.

Чтобы  заинтересовать школьников знаниями своего края, стимулировать   чтение краеведческой литературы, местной печати, на уроках краеведения используются такие формы работы, как викторины, конкурсы, проекты, игры, разгадывание  и составление кроссвордов.

В сборе краеведческого материала детям активно помогают родители, сельская библиотека.

Краеведение в нашем районе неразрывно связано с православием, поэтому учащиеся занимаются исследовательской работой «История храма в д.Завалье».

Духовно – нравственные вопросы я стараюсь решать и через исследования  народных календарных праздников и обрядов русского народа. Например, исследуя обрядовые обычаи нашего села, узнали, что в 50-х гг. у одной из учениц 8 кл. Лавриненко Насти прабабушка была первой певуньей на свадебных обрядах. Стараемся найти объяснение соединения в одном празднике сюжеты о Святой Троице и ритуала поклонения березке. Связь между обрядами колядования и историей рождения Иисуса Христа. Почему символом Воскресения Христа является крашеное яйцо.

Хочется отметить, что дети с радостью показывают небольшие представления, посвященные православным праздникам. Так в апреле 2014 г.  накануне праздника «Пасха» четвероклассники подготовили для учащихся начальных классов представление по теме «Воскресение Христа».

Работая в этом направлении, я стараюсь воспитывать у своих школьников  такие христианские качества, как доброта, смирение, терпимость, милосердие, трудолюбие, честность, дисциплинированность.

Наиболее активные ученики  участвуют в работе районных краеведческих конференций,  участвуют также в зональных и областных краеведческих конференциях в номинациях «Земляки», «Культурное наследие», «Летопись родного края». Представляя свои исследования и презентации на конкурсах разного уровня, учащиеся  занимают и  призовые места. Так Максимова Лидия, уч-ся 9 класса, стала в 2003 году победительницей областной краеведческой конференции в номинации «Земляки». В 2004 году   учащиеся школы (Кичапина Ю, Лютикова Е., Архипова А., Лавриненко Е., Мартынова В.) стали участниками областных конкурсов и областной краеведческой конференции и были награждены грамотами.  Алексеева В. стала участницей районного конкурса сочинений о Кашире по теме «Интересные люди Каширского края»;  участницей региональной краеведческой конференции учащихся (г.Троицк) в  2007 г. стала Архипова А.; Алехина М. – призер районного конкурса «Лучший урок письма» по теме «Я хочу рассказать о родном крае»- 2009 г.;  в 2010 г. Дмитриенко А. (9кл) была участницей районной конференции, посвященной Великой Отечественной войне, по теме «Труженицы тыла»; Хамидова Ф. (7 кл)стала призером районного конкурса «Моя семья» по теме « Традиции моей семьи» - 2011 г. ; в этом же году Бобкова Л.(9кл) была участницей  областной краеведческой конференции в г.Ивантеевка; на районной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Битвы под Москвой в декабре 2011 г.  выступила Хамидова М. (9кл)по теме «Чтобы помнили..»  ..». В 2011 г. Хамидова Ф. участвовала в районном конкурсе сочинений и творческих работ «Помним, гордимся, наследуем». В 2013 г. Хамидова З. -  участница муниципальной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Сталинградской битве. Иванова Е.-участница Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество», 2013г.

В краеведческой работе есть и трудности – у наших школьников зачастую не хватает времени на краеведение, так как оно не является основной дисциплиной, поэтому приходится заниматься во внеурочное время.

Неоспоримым доказательством могут служить слова почившего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мертвенной, а труд ее – безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам лишь некоторую сумму знаний. Нет и не может быть без воспитания, без стремления помочь ребенку стать личностью самостоятельной, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и Отечеству».

                                         Руководитель краеведческого музея «Поиск»

                                         МКОУ «Никулинская ООШ» Степанова Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сельский музей как средство патриотического воспитания учащихся

Презентация содержит материал о работе сельского музея в МБОУ Далисичской СОШ Суражского района Брянской области. Данный материал использовался в работе научно-практической конференции 30.10.2015 г. н...

"Мини-музей как средство патриотического воспитания"

Консультация для педагогов. Цель: повысить профессиональный уровень, обмен опытом с коллегами.Консультация содержит: цель музея, этапы создания мини-музея, оформление, тематика и значение музеев в ДОУ...

Проект Школьный музей – центр гражданско – патриотического воспитания школьников

Данный проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приум...

Школьный музей- центр нравственно-патриотического воспитания школьников

В  выступление автор говорит о важном значение школьных музеев в воспитании  нравственно-патриотических чувств у подрастающего поколения, делится своим опытом по работе школьного музея....

Школьный музей как средство патриотического воспитания.

Выступление на педагогическом совете...

Школьный музей как средство патриотического воспитания.

Публикация для учителей истории, которые занимаются музейной работой, являются руководителями школьных музеев....

Школьный музей "Память в сердце" в конкурсе "Лучший музей как средство патриотического воспитания"

содействие формированию интереса к отечественной истории и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской раб...