Проект Школьный музей – центр гражданско – патриотического воспитания школьников
презентация к уроку по истории (6 класс) по теме

Гасанова Раиса Ивановна

Данный проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Проект важен для сохранения исторического наследия для потомков, для развития творческих начал личности, необходим для нового осмысления исторического наследия и возвращения в культурный оборот. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

Актуальность проекта

Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг – успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное. Если не фиксировать события и явления по «горячим следам», то позже их изучение потребует много сил и времени. Поэтому фиксация происходящих событий или явлений природы является актуальной задачей школьного музея. Фотосъемка и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, формирование банка краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьного музея – все это является важным средством документирования истории родного края.

Сегодня становится понятно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед. С раннего детства человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.

Ребенок, подросток, который будет знать историю своей станицы, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других.

Данный проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Проект важен для сохранения исторического наследия для потомков, для развития творческих начал личности, необходим для нового осмысления исторического наследия и возвращения в культурный оборот.

Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, учащихся, педагогов школы, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов педагогического труда. Они возникают как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как


результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности. В музеях школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов.

Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.

Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, то есть чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.

Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором гражданско-патриотической и социальной деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Однако данный проект имеет дело не только со школьными музеями. В настоящее время в рамках ФГОС становится актуальной проблема организации внеурочной деятельности, формирование личностных, предметных и метапредметных умений обучающихся. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей. Распространение среди педагогов понимания значимости музея как института образования, их ознакомление с различными технологиями посещения музеев, создание условий внедрения технологий музейной деятельности в урочную и предметную деятельность учителей, обеспечение интеграции преподавания различных предметов на базе музеев

также относятся к области проекта «Музей – центр гражданско-патриотического воспитания школьников».

         Школьный музей - это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории, быта или  природы родного края. Тесно связанный со всем образовательным процессом школы, он создает благоприятные условия для индивидуальной  и коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и исторической информации.


Цель проекта:

1.Совершенствование системы патриотического и гражданского воспитания в школе, формирование у учащихся  высокого патриотического сознания,  гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему своей Родины.

2. Создание оптимальных условий для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.

Задачи проекта

1. Воспитание  у учащихся патриотизма и гражданской  ответственности за судьбу своей  Родины;

2. Приобщение школьников к культуре предков, к традициям и обычаям народа, привитие чувства любви к родному краю;

3.Привлечение внимания школьников к проблемам сохранения истории и культуры родного края;

4. Развитие  у учащихся коммуникативных  компетенций, навыков исследовательской работы, поддержание  творческих  способности детей.

5.Формирование и пополнение музейных коллекций, обеспечение сохранности экспонатов, учет фондов музея.

Участники проекта

Администрация школы,  руководитель школьного  музея, классные руководители,  ветераны Великой Отечественной войны, учителя истории, учащиеся.

Данный проект апробирован в базе  школьного музея  МБОУ СОШ № 2 станицы Каневской  в 2009-2015  учебном году.

Новизна проекта

1. Чтобы сделать поисково- исследовательскую и  проектную деятельность  в школе более интересной и привлекательной для учащихся, шире  использовать  компьютерные технологии в данном направлении.    

2. Развитие  новых форм музейной педагогики. 

3. Регулярное пополнение экспозиций музея творческими, исследовательскими работами учащихся; а также систематическая организация вставок проектных и творческих работ учащихся в школе.

4. Объединение усилий учителей-предметников, классных руководителей, заместителя директора по ВР, руководителя школьного музея в целях интеграции преподавания различных предметов на базе музея.

5.Шире взаимодействовать со школьными музеями станицы Каневской  и Каневского района.

6.Создание сайта школьного музея

7. Реконструкция музейной экспозиции «История, быт, обряды и традиции кубанского казачества».

Ценность проекта  заключается в том, что данный проект содержит образовательные продукты и описание технологии внедрения музейной педагогики в систему воспитательной работы школы.

Сроки реализации новых форм  и видов деятельности 1 год               (июль 2015 г.- июль 2016 г.)

Ожидаемый результат проекта

1.Школьный музей должен стать  центром гражданско-патриотической и социальной деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой, учреждениями культуры, общественными организациями.

2.Внедрение новых форм освоения исторического и культурного  наследия в  работе  с музеями.

3. Разработка программы гражданско-патриотического, социального воспитания учащихся на основе деятельности школьного музея.

4. Повышение интереса учащихся к изучению истории своей школы, станицы,  края,  страны, проявление чувства патриотизма к своей стране, через систему творческого участия в деятельности музея.

5. Повышение эффективности работы школьного музея за счет использования инновационных форм и методов для решения воспитательных задач образовательного учреждения.

6. Освоение учащимися  новых приемов музейной деятельности.

7. Расширение  сотрудничества  школьного музея  с советом ветеранов, с районным историко-краеведческим музеем, с районной межпоселенческой библиотекой.

8. Создание сайта школьного музея  МБОУ СОШ № 2


Содержание проекта

                                   1. История создания музея

            Школьный краеведческий музей – это хранитель истории, быта и традиций кубанского казачества, а также истории  нашей  школы. Это центр гражданско-патриотического воспитания.

Школьный музей  был создан в 2005 году, в год 30-летия школы и в канун 6о-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне

 Музей создавался руками учителей, учащихся и их родителей, по инициативе директора школы Колесник Тамары Андреевны, на основе материалов полученных в результате поисковой работы.

Открытие музея состоялось 25 мая, в день последнего звонка. Символическую ленточку перерезали ветеран Великой Отечественной войны, потомственный казак Иван Иванович Тышенко, ученик года – Алексей Рогозин и учитель, проработавший в школе 30 лет со дня ее основания, - Иван Михайлович Буйло.

 Профиль музея - краеведческий.      

Тип: учебный. В мае 2009 года музею было присвоено звание «Школьный музей». Номер свидетельства: - 12683

Первый руководитель школьного музея: Сологубова Тамара Федоровна.    

С 2009 года руководителем музея является учитель истории – Гасанова Раиса Ивановна.

Площадь музея  составляет 39.94 кв. м. Располагается музей в двух классных комнатах на втором этаже школы.

 В фондах музея находится 1525  экспонатов. Это фотографии, альбомы, альманахи, предметы быта и интерьера, коллекции. Основные и вспомогательные фонды  музея  постоянно пополняются.

Адрес музея:  МБОУ СОШ № 2, Краснодарского края, Каневского района, станица Каневская, Вокзальная 130, почтовый индекс: 353730, e-mail school2@kan.kubannet.ru, Телефон директора 8 (86164) 7-13-59

 2. Направления деятельности музея

Поисково – исследовательская деятельность.

Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся и учителей в поисково–исследовательской работе по возрождению истории родного края. Для этого необходимо ознакомить их с методикой сбора и фиксации материалов, научить работать в фондах музеев, архивах и библиотеках, используя основные пути сбора  краеведческого материала:

  • Планомерный систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры;
  • Экспедиционный сбор;
  • Прием даров и случайных поступлений.

Такая работа позволяет:

  • Принимать участие в реализации курса  кубановедения;
  • Проводить на базе музея совместную работу учителей и учеников по исследованию проблемных вопросов истории родного края, района, станицы;
  • Обобщать изученный материал в  рефератах, творческих исследованиях учащихся;
  • Участвовать в олимпиадах по кубановедению;
  • Пополнять фонды музея;
  • Создать фонд видеофильмов.

Основные формы работы:

  • Экспедиции;
  • Связи с общественными организациями;
  • Встречи с интересными людьми – жителями станицы;
  • Переписка с интересными людьми, встречи со старожилами, выпускниками школы, представителями общественности;
  • Сбор статей по истории края из периодической печати, научной и справочной литературы;
  • Проведение исследовательских работ по темам «Школа – это тоже Родина моя», «Мужество. Доблесть. Слава!», «История, быт, обряды и традиции   кубанского казачества».

          Проведение  акций  по темам: «История школы», «Мой отчий край»,   «Солдатский подвиг», «Признание в любви к родной школе», «Экспонат для музея».

На базе школьного музея работает клуб юных музееведов, который посещают учащиеся 1-5 классов, а также кружки «Кубань- наш дом» и «Юный кубановед» для учащихся 5-6 классов. В соответствии с программой клуба и кружков учащиеся изучают азы музейного дела, проводят экскурсии, ведут поисково-исследовательскую работу, изучают историю родного края.

Учет и хранение экспонатов

Основные задачи данного направления работы музея:

  • Создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них;
  • Правильно оформлять основную музейную документацию (книги поступлений основного фонда и книгу учета научно – вспомогательного материала, а также акты приема материалов и предметов);
    правильно оформлять учетные обозначения на музейный предмет;
  • Точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с определенными историческими фактами и людьми;
  • Организовать прием и выдачу музейных предметов;
  • Обязательно фиксировать выдачу материалов на уроки и мероприятия.

Экспозиционно - оформительская  деятельность

Результатом поисково–исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления – способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций. Доля этого необходимо:

  • Освоить и практиковать порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж;
  • Учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей.
  • Использовать в работе выставки – передвижки, фотовыставки;
  • Предусмотреть в экспозиции школьного музея разделы, в которых можно легко заменять материал, что даст возможность проводить в музее разнообразные игры и викторины с различными  категориями школьников. Созданная экспозиция школьного музея должна стать центром просветительской работы в школе.

Просветительская работа

Главная задача данного направления – вовлечение в работу музея значительного числа школьников, их родителей, учителей. Для этого необходимо:

  • Продолжить обучение учащихся методам поисково– исследовательской работы;
  • Проводить в музее совместные мероприятия: встречи, вечера, конференции,    беседы, литературно – исторические композиции, экскурсии (обзорные и тематические),   уроки гражданственности и патриотизма;
  • Использовать материалы на уроках истории, кубановедения, русской литературы, изобразительного искусства, технологии, на уроках в начальных классах.
  • Участвовать в проведении на базе музея районных семинаров учителей истории, кубановедения.

Главный критерий повседневной работы музея – это проведение экскурсий и других форм массовой работы. При этом должен поддерживаться высокий теоретический и методический уровень этих мероприятий, комплексный подход, актуальность и занимательность, учет возраста и интересов, знаний участников, опора на экспозицию, материалы и актив музея.

Методическая  работа

Методическая работа  музея реализуется через представление  опыта работы  и учебу учащихся – членов актива музея, учителей, руководителей школьных музеев района  на различных школьных и районных семинарах.

   Музейная педагогика  -  это воспитание и образование средствами музея. Она  реализуется через диалог взрослых и детей.  Педагогами в нашем музее являются учителя истории и кубановедения, классные руководители, ветераны войны и труда, что позволяет расширить диапазоны взаимодействия личности ребенка с обществом.    Музейная педагогика нацеливает ребенка на самостоятельное извлечение информации и ее использование,  на развитие поисковых и исследовательских способностей учащихся.

Музей создает особые условия для воздействия на личность ученика – через экспозицию, экспонаты и проводимые мероприятия.

Музейные экспонаты и материалы воздействуют одновременно на интеллектуальные, волевые, и эмоциональные процессы личности ребенка.  Способствуют лучшему усвоению материала.

        

3.Содержание работы

В музее пять постоянных и шесть передвижных экспозиций.

Постоянные экспозиции.

1. «Школа – это тоже Родина моя»

2.«История, быт, обряды и традиции Кубанского казачества»

3.«Мужество. Доблесть. Слава»

4.«Екатеринодар-Краснодар»

5. «Сердцу милая станица»

Экспозиция  «60-летие Победы в Великой Отечественной войне» создана на материале поисковой работы, проведенной учениками 7-х классов и учителями истории и кубановедения в 2005 году в рамках акции «Никто не забыт, ничто не забыто». В 2006 г., в связи  с ее расширением, она была  переименована в экспозицию «Мужество. Доблесть. Слава!».

Поисковые группы учащихся встречались с ветеранами войны, записали их воспоминания. Многие ветераны подарили музею свои фотографии военных лет и юбилейные медали, а также документы. В экспозиции 4 стенда по следующим разделам: «Великая Отечественная война 1941-1945». На данном стенде расположены документы и фотографии, представляющие  военную технику, агитплакаты, сведения об участии населения Кубани в борьбе с фашизмом.  2-а стенда - раздел «Слава героям!» На них представлены сведения и фотографии о каневчанах - участниках Великой Отечественной войны, 4-й  стенд об участии ветеранов Великой Отечественной войны микрорайона школы в общественной жизни района, станицы, школы. Здесь же их воспоминания, фронтовые письма, документы. В экспозиции есть буклеты, плакаты, праздничные выпуски газет.

В экспозиции имеются материалы: «Герои Советского союза, наши земляки», «Сыны Победы», «Солдатский подвиг», «Все для фронта, все для Победы», «Эхо далекой войны в сердце моей семьи».

Самая большая музейная экспозиция  - «История, быт, обряды и традиции кубанского казачества». На шести планшетах показана история освоения Кубани казаками. Разделы  называются: «Ты Кубань, ты, наша Родина», «Быт Кубанского казачества», «Обряды и традиции», «Казачья одежда», «Просветители Кубанского края», «Казацкому роду нет переводу». На панно мы видим хаты под камышовыми крышами, сторожевую вышку, колодец, копны сена на лугу и степь. Часть экспозиции представляет собой казачью хату изнутри. 

В углу, напротив входа, две иконы, украшенные рушниками, самодельная тумбочка, самовар, прялка, подставка под цветы.  На «полу» хаты домотканые дорожки. На полках глиняная посуда: макитры, кувшины; утюги, рубель, чугунки, старый чайник, веретена. Здесь рабочий инвентарь хозяев. Два старых коромысла, ухват, резак, серп, «кошка», «крупорушка» и другие предметы. На «подоконнике» - старые керосиновые лампы, мелкая керамическая посуда. На стене фотографии казаков, старые вышивки, самодельный настенный коврик, деревянная полочка. На стене висят черкеска и женская вышитая рубаха. Через «окно» просматривается улица и казачье подворье.

В экспозиции имеются материалы об истории Кубанского казачьего войска, военных традициях казаков, бытовых традициях, праздниках, материалы о храмах станицы Каневской, об известных людях станицы, о памятниках станицы и другие. Здесь же книги краеведов, комплект журналов «Каневчане».

Экспозиция «Школа – это тоже Родина моя»

На шести стендах мы видим фотографии выпускников школы и учителей. Разделы «Остановись, мгновение», «Школа в юбилейный год», «Наши достижения».  В экспозиции альбомы, альманахи, грамоты, кубки, дипломы, печатные материалы, книги, летописи славных дел, конкурсные работы учащихся, фотографии, газетные материалы о школе. Все они отражают жизнь школы. Большой интерес проявляют учащиеся к альманахам классных коллективов и альбомам выпускных классов. Альманахи классных коллективов «Одноклассники, одноклассницы» созданы классными коллективами в год 30-летия школы. В них рассказывается о добрых делах школьников в юбилейный год.

В экспозиции  «Екатеринодар-Краснодар» представлены материалы об истории города Краснодара, скульптурных памятниках, архитектуре города.

В экспозиции  «Сердцу милая станица» представлен материал об истории основания станицы Каневской, её знаменитых людях, представлены журналы «Каневчане» разных годов выпуска, книги каневских краеведов.

Передвижные экспозиции (шесть)

  1. Передвижная экспозиция «Не забывается такое никогда». На экспозиции представлены газеты с фотографиями учащихся, на которых запечатлены самые интересные события, которые проводились в классе за истекший учебный год. Экспозиция включает в себя 13 газет-экспонатов.
  2. Передвижная экспозиция «Школьный калейдоскоп». На экспозиции представлены газеты с фотографиями и грамотами выпускников школы с 1977 г. по 2010 г. Экспозиция включает в себя 43 экспоната.
  3. Передвижная экспозиция «Комсомольцы школы». На экспозиции представлены газеты с фотографиями интересных дел комсомольцев нашей школы с 1975 г. по 90-е годы. В экспозиции 11 экспонатов.
  4. Передвижная экспозиция «Учителями славится Россия». На экспозиции представлены поисковые работы учащихся об учителях школы: победителях конкурса «Лучший учитель России», ветеранах педагогического труда, заслуженных учителях России и Кубани. Экспозиция состоит из 60 экспонатов.
  5. Передвижная экспозиция «Советская и Российская космонавтика. Она включает поисковые работы учащихся, посвященные 50-летию освоения космоса, методические разработки внеклассных мероприятий и газетные статьи о космосе и космонавтах, а также открытки с фотографиями космонавтов.
  6. Передвижная экспозиция «Вышивка и кружева». На экспозиции представлены: рушники, салфетки, картины, наволочки, занавески, подзоры, вышитые в различной технике, а так же салфетки, скатерти, связанные крючком и на спицах. В экспозиции 50 экспонатов.


Заключение

Результаты работы

За 10 лет работы  музей  добился определенных результатов, а школой был накоплен достаточно богатый опыт краеведческой работы:

  • В фондах музея  1525 экспонатов, более 700 – основного фонда;
  • Создано пять постоянных экспозиций, и регулярно создаются временные;
  • По экспозициям музея разработано более двадцати тематических экскурсий;
  • Оформлен обширный материал по истории, традициям и обычаям кубанского казачества, по участию наших земляков в Великой Отечественной войне, по истории школы;
  • Разработаны и реализуются на базе музея  в образовательном процессе школы программа  клуба юных музееведов для учащихся 1-4 классов, кружков «Кубань – наш дом», «Юный краевед» для учащихся 1-6 классов;
  • Налажено сотрудничество с районным краеведческим музеем

станицы Каневской, с районной библиотекой;

  • Поддерживаются тесные связи с районным Советом  ветеранов;
  • Принимаем активное участие в районных краеведческих конференциях и  семинарах,
  • О работе школы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся  есть публикации в районной газете «Каневские зори»,  каневское телевидение показывает  репортажи о школьном музее.

Результативность участия учащихся, активистов школьного музея  и руководителя школьного музея  в районных и краевых конкурсах:

Дата

Уровень

Мероприятие

Результат

2012-2015 гг.

район

Краевой  ежегодный конкурс тематических музейных экспозиций «О чести, доблести и славе!»

1 место

2012-2014 гг.

район

Ежегодный краевой конкурс военно-патриотического воспитания учащихся на приз им. Г.К.Жукова

1 место и 3 место в крае в 2012 г.

2012-2015 гг.

район

Муниципальный  ежегодный конкурс знатоков военной истории

1 место

2013 г.

район

Муниципальная  научно – практическая конференция  «За край родной мы шли в смертный бой»

1-е и 2 –а 3-х места

2014 г.

район

Краевом конкурс «Моя малая Родина»

2 место

2014 г.

район,

край

Краевой конкурс «История Кубани», посвященный  95 – летию дополнительного образования детей в России

1место в районе и 2 место в крае

2014 г.

край

Краевая очно-заочная конференция учащихся ОУ края «Музей и дети 2014», посвященная Международному дню музеев

1 место в крае

2014 г.

район

Краевой конкурс творческих работ «Участие в Первой мировой войне 1914 – 1918 годов кубанского казачества».

2 место

2014 г.

район

Краевой очно-заочный  конкурс «История Кубани», посвященный 220- летию основания 40 куренных поселений на территории Кубани

1 место

2014 г.

район

Муниципальный конкурс и научно-практическая конференция «Неизвестная война», посвященная 100 летию со дня начала Первой мировой войны.

1 место и

3 место

2015 г.

район

Краевой конкурс исследовательских  работ учащихся, посвященных 70-летию победы в Великой Отечественной войне

1 место

2014 г.

район

Краевая викторина, посвященная 100 летию со дня начала Первой мировой войны и участию в ней казачества.

1 место

2015 г.

край

Краевой очно-заочный конкурс учащихся «История Кубани», посвященный Международному дню музеев и 70- летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне».

1 место

За 2013- 2014 уч. год завоевали  20 победных  и призовых  мест

За 2014- 2015 уч. год завоевали  24 победных  и призовых  мест

Мероприятия, проведенные школьным музеем и на базе школьного музея в 2012 -2013 учебном году

№ пп

Мероприятия

Кол-во мероприятий

Кол-во участников

1

Всекубанский урок гражданственности и патриотизма, посвященный 75-й годовщине образования Краснодарского края.

1

25

2

Экскурсия «Казачьи традиции»

3

51

3

Экскурсия «Быт, обряды и традиции кубанского казачества»

10

179

4

 Беседа «Воспитание девочки-казачки»

3

36

5

Викторина «Земля  Каневская».

1

10

6

Урок гражданственности  «Конституция РФ - наш основной закон»

4

70

7

Беседа «День народного единства»

6

119

8

Экскурсия «Школа – тоже Родина моя!».

3

55

9

Беседа «Мы славим женщину»

1

23

10

Театрализованное  представление «Щедрый вечер».

3

69

11

Викторина «Они были первыми»

5

91

12

Урок кубановедения  «Казачья хата».

1

12

13

Беседа  «Герои Советского Союза – наши земляки»

3

41

14

Классный час «Праздник со слезами на глазах»

4

65

15

Урок кубановедения  «Жизнь и быт кубанского казачества».

1

23

16

Экскурсия «Фронтовой путь женщин - казачек».

2

41

17

Экскурсия «Станица Каневская в период немецко-фашистской оккупации».

5

79

18

Встречи с ветераном  Великой Отечественной войны Плотниковым В.А.

1

35

19

Музейный урок «Пионеры – герои»

2

40

21

Музейный урок «Жуков Г.К.- маршал Советского Союза»

4

69

22

Музейный урок «Города – герои»

2

35

23

«Ночь в музее». Посещение районного музея активом школьного музея.

1

7

24

Занятия «Клуба юных музееведов» 1- 3 и 5 –е классы и  кружка «История кубанского казачества». Уроки кубановедения.

170

105

Итого

238

1328

Мероприятия, проведенные школьным музеем и на базе школьного музея в 2013 -2014 учебном году

№ пп

Мероприятия

Кол-во мероприятий

Кол-во участников

1

Экскурсии гражданско- правовой и военно – патриотической направленности.

14

285

2

Обзорные экскурсии «Здравствуй, музей!»

6

186

3

Экскурсии по экспозиции «Быт, обряды и традиции кубанского казачества»

16

340

4

 Музейный уроки гражданско- правовой и военно – патриотической направленности

28

653

5

Музейные уроки, посвященные истории, быту и традициям кубанского казачества.

11

122

6

Экскурсии по экспозиции «Школа – это тоже Родина моя!».

3

145

7

Занятия «Клуба юных музееведов» 1- 3 и 5 –е классы и  кружка «История кубанского казачества». Уроки кубановедения.

180

110

8

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны

3

62

Итого

260

1900

Выводы

1.Рост интереса учащихся к изучению истории своей школы, района, станицы, страны.

2.Рост числа детей, участвующих в акциях и мероприятиях, проводимых

школьным музеем.

3.Результативность и рост активности  участия  учащихся в муниципальных  и  краевых патриотических акциях и конкурсах.

Список литературы

1. Богуславский С.Р. Школьный музей-клуб: Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1989.

2. Борисов Н.С., Дранишников В.В., Иванов П.В., Кацюба Д.В. Методика историко-краеведческой работы в школе /Под ред. Н. С. Борисова. – М., 1982.

3. Китаев З.И., Терентьева А.О. Общее музееведение. – М.,1967.

4. Музей и школа: Пособие для учителей /Под общ. ред. Т.А. Кудриной. – М., 1985.

5. Столяров Б.А. Музейная педагогика: история, теория, практика. – М., 2003.

6. Школьные музеи. Из опыта работы /Под ред. В.Н. Столетова, М.П. Кашина. – М., 1977.

7. Интернет поддержка сайта всероссийского объединения школьных музеев в Интернете «Стоик»: www.npstoik.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александр Ярославович Невский – великий князь и полководец Урок истории в 6 классе. Работа Гасановой Р.И. – учителя истории. 2016 г

Слайд 2

Цель урока : Показать какую роль сыграл Александр Невский в истории Русского государства. Задачи: 1.Показать роль Александра Ярославовича в укреплении Русского государства. 2.Доказать, что благодаря полководческому таланту Александра Ярославовича и мужеству русских воинов были одержаны победы над шведскими и немецкими крестоносцами.

Слайд 3

Александр Ярославович Великий полководец, талантливый дипломат, опытный государственный деятель, великий князь владимирский с 1252 по 1263 годы. С 1238 г начинается самостоятельная деятельность Александра - он становится князем Новгородской земли.

Слайд 4

Жизнь и деятельность Александра Ярославовича приходится на сложный период в истории нашей страны: это время политической раздробленности, период, когда Русь оказалась в вассальной зависимости от Золотой Орды и постоянно подвергалась ордынскому нашествию с востока, а с запада - набегам крестоносцев.

Слайд 5

Задачи крестоносцев: 1.завоевать новгородские и псковские земли. 2.силой распространить католическую веру среди покоренного населения.

Слайд 6

Невская битва В 1240 в июле шведские суда вошли в устье Невы. Командовал шведским отрядом Биргер . 15 июля 1240 года русское войско внезапно напало на шведский лагерь и одержало победу.

Слайд 7

Причины победы русских воинов. 1.Хорошо работала разведка. Разведчики доложили расположение и намерения шведских войск. 2.Действовал Александр внезапно, часть шведских воинов даже не успела высадиться с кораблей и построиться . 3.Смелость и мужество русских воинов. Дружинник Гаврило Олексич на коне ворвался на корабль и убил шведского воеводу и епископа. Савва пробрался в центр вражеского лагеря и подрубил шатер предводителя шведов. 4.Сам Александр бился с предводителем крестоносцев Ярлом Биргером и ранил его в лицо.

Слайд 8

Битва на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года произошла решающая битва на льду Чудского озера. Русские воины одержали победу.

Слайд 9

Причины победы русских воинов на Чудском озере Памятник Ледовому побоищу. 1.Александр Невский хорошо знал боевые приемы врага, перед боем усилил свои фланги конницей, а против головы рыцарской «свиньи» поставил менее подготовленных ополченцев. Во время битвы ополченцы стали отступать, а конница окружать и уничтожать немецкое войско.

Слайд 10

Причины победы русских воинов на Чудском озере 2.Удачно было выбрано Александром место сражения. Многие крестоносцы в тяжелых металлических доспехах провалились под лед. 3.Мужество и доблесть русских воинов.

Слайд 11

Значение победы русских воинов над шведскими и немецкими рыцарями 1.Отбито нападение на Русь ее северо-западных соседей. 2.Русь отстояла свою территорию и православную веру от посягательств шведских и немецких рыцарей.

Слайд 12

Внутренняя политика Александра Ярославича Была направлена на установление его власти в отдельных русских землях. В 1255 г. новгородцы изгнали от себя его старшего сына Василия, но Невский заставил их снова принять Василия.

Слайд 13

Результаты правления Александра Невского: 1. Укрепилась власть великого князя, которому подчинялись удельные князья. 2. Расширилось влияние Владимирского княжества на территорию бывшей Киевской Руси.

Слайд 14

Результаты правления Александра Невского: 3. Александру удалось защитить русские земли от нападений рыцарей - крестоносцев. 4. Своевременная выплата дани Орде сняла опасность новых набегов татар в русские земли.

Слайд 15

Результаты правления Александра Невского : 5. Оживил Русь и сделал шаги к ее восстановлению, возрождению, на что направил все свои силы и организаторский талант. В 1547 г. Александр Невский был причислен к лику святых.

Слайд 16

В память о нем в Петербурге построили монастырь, Александро-Невскую лавру .

Слайд 17

В 1724 году по указу Петра I в Александро – Невскую лавру были перевезены мощи Невского. Петр также постановил отмечать его память 30 августа, в день заключения победоносного мира со Швецией.

Слайд 18

В 1725 г.Екатерина I учредила орден Александра Невского второго по значимости после ордена святого апостола Андрея Первозванного

Слайд 19

В СССР во время войны, в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу и обеспечение успешных действий своих частей.

Слайд 20

Александр Невский – имя России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЭП "Центр гражданско-патриотического воспитания"Родина"

Статья для руководителей экспериментальных площадок....

Инновационный проект «Гражданско-патриотическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного творчества»

Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач нашего учреждения. Данный проект был представлен и на Международной Ярмарке социально-педагогических инноваций ...

Школьный музей- центр нравственно-патриотического воспитания школьников

В  выступление автор говорит о важном значение школьных музеев в воспитании  нравственно-патриотических чувств у подрастающего поколения, делится своим опытом по работе школьного музея....

Тема проекта: Музей-как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования. Гражданско-патриотическое воспитание личности представляет собой...

Проект "Книга памяти в рамках гражданско-патриотического воспитания школьников"

Реализация проекта «Книга памяти» в рамках гражданско-патриотического направления воспитания школьников, посвященного 70-летию  Победы в Великой Отечественной войне....