Инновационный проект «Гражданско-патриотическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного творчества»
проект на тему

Саранцева Ирина Викторовна
Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач нашего учреждения. Данный проект был представлен и на Международной Ярмарке социально-педагогических инноваций в г.Отрадный Самарской области.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационный проект «Гражданско-патриотическое воспитание школьников  средствами  декоративно-прикладного творчества»

          Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач  нашего учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны, своего  родного  края.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с родным краем, своей улицей,  а затем и со страной, ее столицей и символами.

Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе много заводов, фабрик, высотных домов, широких проспектов. Другой город славен своим революционным прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря. В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты, передовые рабочие или колхозники.

Труд в каждой местности тоже разный: в одной ведущей является труд машиностроителей, в другой – животноводов, овощеводов, в третьей – рыбаков, хлеборобов и т.д.

Важно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны.

     Поэтому, наряду с другими формами самовыражения народа, геральдика выступают стабилизирующим фактором нашего общества и оказывают большое влияние на рост самосознания и развитие патриотических чувств у подрастающего  поколения.

Многовековая    история    геральдики,  как  часть материальной и художественной культуры,  представляет    собой         уникальный  пласт в творческой  деятельности  человека,  отражающий множественность   представлений  в  его  духовной жизни.

Цель  проекта:

Сформировать у обучающихся представление о символическом характере языка геральдических  символов, как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.

Задачи:

  • изучение  геральдических  символов государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие умений выполнять вариации на тему гербов на основе классического герба и современных символов;
  • воспитание  творческого отношения и интереса к формам совместной деятельности;
  • знакомство  с  историей  и  традициями  Самарской  губернии.
  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, селу; формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • расширение представлений о родном  крае;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Актуальность проекта заключается в том, что его реализация знакомит ребенка с  геральдикой  родного края посредством  развития  творческих  способностей   детей  через  изготовление  поделок различными способами, из разных материалов.

Новизна проекта в его комплексности – это разнообразие видов деятельности, выполнение  изделий разными способами (лепка, вязание, плетение, аппликация, вышивка), а так же работа с различными материалами (с соленым тестом, пером, крупой, бумагой,  и др.).

На занятиях дети учатся работать с трафаретами и лекалами, вырезать детали, составлять композиции, подбирать ткань по цвету и фактуре в соответствии с замыслом, а также получают первоначальные навыки шитья. Предлагаемые системы занятий построены по принципу от простого к сложному, и это позволяет детям в полном объеме усвоить данный материал. Дети видят результат своей деятельности, который можно использовать в качестве украшения, сувенира или предмета, необходимого в быту. Занятия увлекательны и разнообразны, они развивают не только образное мышление, логику, воображение, но и раскрывают творческие способности детей. Очень важно организовывать и проводить  занятия в увлекательной, игровой форме, чтобы ребенок захотел самостоятельно сделать поделку. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуации успешности, поддержки, взаимопомощи в преодолении трудностей. Главное в работе с детьми на уроках творчества -  создать комфортные  условия сотрудничества, приоткрыть перспективу и показать идеал, подсказать и помочь в выборе средств и способов действий. Особое внимание уделяется посещению музеев и выставок декоративно – прикладного творчества, участию воспитанников в выставках – конкурсах, выполнению коллективных и индивидуальных проектов. Изучение традиций, особенностей русского народного наследия приобщает детей к художественному творчеству, позволяет ощутить связь времен. Коллективное творчество по созданию декоративно – прикладного изделия предполагает включенность каждого участника процесса на каждом этапе работы, от замысла до последнего штриха. Особое значение имеет обсуждение результатов и действий, позволяющее повысить интеллектуальный уровень творческой группы.

Изготовление поделок средствами декоративно – прикладного искусства учит ребенка видеть художественную ценность предметов, а так же способствует развитию творческих способностей, уважения к труду и ответственность. Кроме того в процессе работы у воспитанников развивается моторика рук, аккуратность,  терпение и усидчивость, умение доводить начатое дело до конца. Дети видят и ценят результат своей работы они  могут  использовать игрушки , поделки в своей повседневной деятельности.

У воспитанников формируется творческое отношение к действительности, умение посильно преобразовать ее по  «законам  красоты».

Опираясь на идею личностно – ориентированной педагогики, учитывая индивидуальные особенности детей, а так же их способности и возможности в овладении знаниями, умениями, навыками  педагог в рамках программы помогает каждому ребенку составлять собственный образовательный маршрут. Учащийся имеют право самостоятельно выбирать  из какого материала он будет выполнять работу , уровень сложности, последовательность освоения.

В процессе занятий поддерживается  познавательная  и творческая активность, создаются условия для овладения детьми определенных знаний, умений, даются основы практических навыков. Расширяется кругозор, формируется  эстетический вкус.

Выводы:

Важный аспект обучения декоративно – прикладному творчеству – соединение обучения конкретному технологическому мастерству с предметной творческой деятельностью декоративно – прикладного характера. Известно, что мастерство в художественной деятельности проявляется с двух  одинаково важных сторон: художественной и технологической. Организация прикладной художественно – творческой деятельности учащихся – одно из условий  успешности формирования их технологической культуры.  

        Приобщение школьников к изготовлению геральдических символов средствами декоративно-прикладного искусства пробуждает и воспитывает у них мировоззренческие, эстетические, нравственные, гражданско -патриотические чувства и убеждения, позволяет им правильно осмыслить свое отношение к окружающему, выполнить свой долг и обязанности перед Родиной и обществом. Искусство, особенно декоративно-прикладное творчество, активно помогает воспитывать школьников добрыми, жизнерадостными, преданными Родине, высококультурными, то есть гражданами и патриотами своей страны. Оно помогает им увидеть большую реальную и потенциальную силу нерушимой дружбы народов и их сплоченности.

Педагоги и обучающиеся объединений декоративно-прикладного творчества Центра внешкольной работы принимали участие в торжественное закрытии областного конкурса мастеров декоративно –прикладного творчества и ремесел Самарской области «160 геральдических символов Самарской губернии». В Богатовском районном доме культуры «Октябрь» проходил зональный отборочный этап. На нем были представлены работы мастеров из Богатовского, Нефтегорского и Волжского районов. На протяжении 6 месяцев педагоги работали над своими творениями.  В итоге на суд жюри было представлено более 30 работ наших  умельцев из дерева, соленого теста, бумаги, лозы, соломы, пряжи и др.

Наши творения вошли в каталог работ мастеров декоративно –прикладного творчества и ремесел Самарской области «160 геральдических символов Самарской губернии», выпущенный министерством культуры, «Агенством социокультурных технологий» и Самарским областным историко –краеведческим музеем им.П.В.Алабина. Это красочное издание включает в себя более 100 работ, 30 из которых – изделия педагогов и воспитанников Центра внешкольной работы.

Поделки из серии «160 геральдических символов Самарской губернии» участвовали во II Международном фестивале творчества детей и молодежи стран СНГ «Люблю тебя Земля моя» в г.Отрадный, одна из них удостоена диплома II степени.

Воспитанники объединения принимали участие в выставках и конкурсах декоративно –прикладного творчества районного, окружного, областного, всероссийского и международного уровня  и занимали призовые места. Это такие конкурсы, как «Марья искусника», «Святые символы России», «Пасхальные перезвоны», «Мое любимое животное», «Новогодняя сказка», «Медалинград». «Рассударики» и др.

             

Старший методист Центра внешкольной работы с.Богатое Самарской области

Саранцева Ирина Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ гражданско-патриотического воспитания «70-ЛЕТИЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ»

Цель проекта:формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, представлений о Российской Армии....

Проект «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся с ограниченными возможностями здоровья».

   В  школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм – синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проя...

Проект гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся МБОУ «Баянгольская СОШ» Баргузинского района Республики Бурятия.

   Великая Отечественная война вошла в историю нашей страны как эпопея, небывалая по своим масштабам, трагизму, бедам и лишениям, массовому героизму на полях сражений, самоотверженном...

Проект гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся

Проект гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся...