Школьный музей как основа патриотического воспитания детей
статья по истории по теме

Рыбина Ирина Михайловна

Методическая работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Школьный музей как основа патриотического воспитания детей»

Автор: Рыбина Ирина Михайловна, учитель истории и обществознания. Выпускница Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. С 2010 года работаю учителем истории и обществознания, классным руководителем 7 класса Б в МБОУ «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №129» Приволжского района г. Казани.  Педагогический стаж – 2 года.

«…сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем ,как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота».

В.А.Сухомлинский

Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины.

C:\Users\Ирина\Pictures\Фотки мероприятий\20042012215.jpgМне кажется, что это особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине. Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, забыли его историю, не понимают, что «без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, что без любви к Отечеству нет, и не может быть любви к Человечеству».

В немалой степени вина за это лежит и на современных программах, которые очень мало часов отводят таким темам, как «Отечественная война 1812 г.», «Великая Отечественная война» и т.д.  А ведь именно уроки этих тем дают самый благодатный материал для патриотического воспитания, для привития чувства любви к Родине, ее героическому прошлому.

Учебники истории, особенно для старших классов, написаны труднодоступным, сухим языком, плохо иллюстрированы. Они практически не содержат яркого фактического материала. В методической литературе также трудно найти что-либо, посвященное вопросам воспитания патриотизма. Как-то не принято у нас говорить и писать о любви к Родине! Поэтому я в своей работе стараюсь как можно больше внимания уделять этому вопросу.

Работу по гражданско-патриотическому воспитанию я осуществляю целенаправленно и систематически, что способствует формированию у учащихся патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Считаю, что моя учебная работа успешна и результативна потому, что я применяю разнообразные формы и методы работы в соответствии с содержанием учебного материала, стремясь развивать творческие способности учащихся с учётом их индивидуальных особенностей.

Одной из таких форм работы для меня является школьный музей. В этом году я стала осуществлять руководство над школьным музеем, в котором собран материал по истории посёлка Мирный.

В современных условиях  роль  школьных музеев стала значительно возрастать.  Во многом это связано с тем, что направления работы школьных музеев достаточно обширны, что позволяет активно включать его в целостный образовательный, воспитательный процесс.

Школьный музей, во многом являясь сферой детского творческого  труда, не только воспитывает у учащихся интерес к окружающему миру, но и формирует полезные навыки.

          Музей обладает удивительной способностью - возможностью погрузить ребенка, подростка в толщу времени, заглянуть в прошлое. И не только с целью его изучения, но и для того, чтобы прозвучал эмоциональный отклик души, который может стать началом интереса, а затем и  любви к своей национальной культуре, к своему краю, к своему Отечеству. Не это ли первые шаги к воспитанию патриота своей страны? Нельзя вырастить патриота вне традиций своего народа.

Организация школьного музея стала одной из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов, объединяющая не только актив и совет музея, но и широкие массы учащихся, учителей, родителей, бабушек и дедушек, совета ветеранов, общественности. Музейная образовательная среда помогает выполнять воспитательные функции, формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает общественную активность учащихся, дает возможность развивать у учащихся творческие способности, развивать коммуникативность. У современных учащихся новое мировоззрение и естественно, чтобы воспитать их патриотами и гражданами своей страны нужно воспитывать их на прошлом наследии, но применяя современные методы, формы и подходы для привития правил и норм общественной жизни. Поэтому патриотическое и гражданское воспитание средствами школьного музея имеет огромное значение в становлении личности, является эффективным методом совершенствования образовательной среды.

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательской работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству.

         Любой школьный музей – это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся. Участвуя в музейно-краеведческой работе, дети познают азы коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Только в условиях многопрофильного коллектива, каковым является школьный музей, возникает возможность выступать одному человеку одновременно и в роли лидера, и в роли исполнителя.

В нашем музее работает актив и совет, группа экскурсоводов, также на базе музея работает краеведческий кружок и кружок «Юный экскурсовод». Учащиеся и учителя проводят свои мероприятия согласно плану работы музея. Музей стал учебно-материальной базой в преподавании уроков истории, литературы, элективных курсов, проведения внеклассных мероприятий.

C:\Users\Ирина\Pictures\Фотки мероприятий\DSC00241.JPGВ патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны, узников фашистских концлагерей, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Традиционной является связь нашей школы с ветеранами ВОВ и труда, проживающих в поселке Мирный. Рассказы на уроках мужества о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей и работе в тылу позволяют учащимся знакомиться с участниками и очевидцами войны. Заставляют задуматься детей о значимости этих людей для страны, своей малой Родине. Такие встречи делают исторический материал интереснее и нагляднее для ребят, неся большую воспитательную нагрузку. Постоянная работа, направленная на придание историческому материалу личностно значимого характера, позволяет обогатить внутренний мир учащихся. Мы постоянно организуем, совместные встречи с ветеранами, проводим для них праздники, приглашаем на всевозможные школьные мероприятия, помогаем им в уборке их жилья, учащиеся приносят продукты и лекарства, просто посещают их, ведь часто нужна не конкретная помощь, а душевные разговоры. Наши ветераны очень любят наш музей, гордятся им, помогают нам собирать и приносят материал для краеведческого уголка.

C:\Users\Ирина\Desktop\88698.jpgВ своей работе по патриотическому воспитанию я использую и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Чтобы школьники смогли внутренне воспринять идею патриотизма, сумели испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине, испытать радость передачи добытых самостоятельно знаний своим сверстникам и старшим товарищам, надо постоянно включать этот материал в свою работу, растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, горожан, на событиях из истории своего города. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве.

Музей посёлка Мирный  давно стал центром краеведческой работы школы: мы с учениками продолжаем собирать материал по данной тематике, проводим экскурсии по музею, принимаем здесь гостей, воспитывая любовь к Родине через историю малой Родины. Таким образом, используя все имеющиеся в моем распоряжении средства, я стараюсь привить учащимся чувство патриотизма, любви к Родине, своему городу, семье, воспитать из них Гражданина России. А без этого у нашего общества не может быть будущего.

На чем же основана работа с учащимися в нашем музее? Прежде всего, необходимо отметить организацию культурно-просветительской, методической, информационной деятельности; работа музея тесно связана с развитием детского самоуправления; это и проведение классных часов, посвященных героям войны; проведение тематических уроков «Мужества»; встреча с героями ВОВ, героями Афганской войны, и общение, ставшее доброй традицией это работа и встречи с ветеранами; изучение истории Родного края; активная работа по оформлению музейной экспозиции.

C:\Users\Ирина\Pictures\Фотки мероприятий\21042012228.jpgТаким образом, можно сделать вывод о том что, школьный краеведческий музей – центр воспитательной работы, эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории, жизни школы, города, массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую деятельность. Что позволяет растить гражданина на подлинном материале, на истории и событиях своего поселка и школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание детей через работу в школьном музее.

В этой статье можно найти материал о том, как ребята БОУ города Омска "СОШ № 130" работают в школьном музее, чем занимаются. Как эта работа даёт возможность воспитывать у школьников чувства патриотизм...

Проект Школьный музей – центр гражданско – патриотического воспитания школьников

Данный проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приум...

Школьный музей- центр нравственно-патриотического воспитания школьников

В  выступление автор говорит о важном значение школьных музеев в воспитании  нравственно-патриотических чувств у подрастающего поколения, делится своим опытом по работе школьного музея....

Школьный музей как средство патриотического воспитания.

Выступление на педагогическом совете...

Школьный музей как средство патриотического воспитания.

Публикация для учителей истории, которые занимаются музейной работой, являются руководителями школьных музеев....

Статья "Школьный музей как центр патриотического воспитания в образовательном пространстве"

Роль и значение школьных музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодёжи. Целью создания и деятельности школьного ...

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК ЦЕНТР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В статье рассматриваются основные этапы истории создания и развития школьного музея, его специфика и самобытность, характер и содержание музейной деятельности. Статья может быть интересна широкому кру...