Методическая разработка "Нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры"
методическая разработка на тему

Воспитание детей на традициях народной культуры, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранения истории и определяет будущее нашего народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры

Т.А.Волощук

Московский кадетский корпус

«Пансион воспитанниц Минобороны РФ»

Введение.

Россия – родина для многих, но для того чтобы считаться ее сыном или дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Настоящий патриот учится на исторический ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.

Духовный и творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам, педагог не может и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не привязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающей личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.

В детских садах разработаны программы по приобщению детей к народной культуре, как своего народа, так и России. Благодаря этому у детей формируются представления о древней русской культуре. На занятиях они знакомятся с изделиями народного искусства, с традиционными праздниками, играми, песнями, потешками, сказками, загадками.

В младшем школьном возрасте детей продолжают знакомить с традициями русского народа, но ребята уже сами могут выделить определенный смысл из произведений русского народного творчества. Поэтому необходимо широко использовать все виды фольклора. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.

Через народное творчество ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах ребенок проявляет себя и развивается. Именно в младшем школьном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного, если взять сказки, то они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках. Я считаю, что если продолжать знакомить ребенка в школе с русским народным творчеством, то ребенок будет намного лучше развиваться как личность.

Актуальность.

Народное искусство во всем многообразии его проявлений – это великая память народа, «духовный мост», соединяющий день вчерашний и день сегодняшний, прошлое и настоящее. Человек без памяти прошлого лишен своих исторических корней, не способен осмыслить себя, свое место в жизни. Именно дети и молодежь должны принимать и возрождать те традиции, которые веками создавал наш народ. Тогда эти традиции будут жить вечно.

Духовно-нравственное воспитание детей и подростков, очень важный фактор становления личности ребенка, формирования его мировоззрения. Ведь его мировоззрение составляющая часть духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщение к национальной культуре и истории народа. Создатели народных песен воспевают добро, мужество, человеколюбие, справедливость. В их творчестве, полном жизни, энергии, простоты и искренности, отражается нравственное здоровье народа.

При работе над темой было выявлено следующее противоречие:

несоответствие уровня развития нравственных качеств воспитанников потребностями социума. В связи с этим для разрешения данного противоречия необходимо восстановление воспитательного потенциала системы духовно-нравственных качеств. Это позволит более целенаправленно вести работу по возрождению традиционной русской культуры. Размышляя о фольклоре, один из современных отечественных исследователей В. Калугин приходит к выводу, что: «Обращение к вековому опыту народа, к его духовному наследию приобретает в наше время не меньшее значение, чем острейшие экологические проблемы сохранения природных богатств, экологического равновесия.

          Фольклор - это наше духовное богатство, наша экологическая среда, точно так же требующая сохранения и защиты, восстановления естественных связей человека с историческим и духовным наследием своего народа, прошлого с настоящим. Все мировые культуры проходили через свои эпохи Возрождений, «колесо истории» всегда поворачивалось вспять – к отринутому или забытому духовному наследию своего народа». В полной мере сказанное относится и к празднично - обрядовой культуре, которая требует качественно иного уровня ее освоения, изучения и развития.

Педагогическая идея  – при изучении музыкального фольклора традиционной культуры, воспитать любовь и бережное отношение к русскому народному творчеству, развить общую культуру личности, любовь к Родине.

Сама природа музыкального фольклора предполагает его импровизационную основу и синтетическую форму бытования, органично

сочетающую поэзию, музыку и пластику движений. Слово, несущее смысл песни, играет ведущую роль в музыкальной речи. Вызванное им

эмоциональное состояние у исполнителей - отклик, проявляющийся в

способах передачи через характерные интонации знакомые звуки

инструментов, движения. В результате одна и та же песня может иметь

разную жанрово-стилевую окраску, зависящую от исполнения в той или иной

песенной традиции.

Теоретическая база.

«Народная песня в педагогике есть носительница живых

индивидуальных основ национального воспитания» - писал известный

русский педагог С. Миропольский. При этом народная наша песня служит

незаменимым средством для формирования художественного вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться... Народную песню так же нельзя заменить в начальном воспитании, как нельзя заменить ничем молока матери для младенца... Имея в запасе роскошный образовательный материал народного музыкального творчества, было бы крайне нерасчетливо не воспользоваться им на пользу школы, на пользу образования народа»

В основу опыта заложен принцип целостного воспитания ребенка,

учитывающий его взаимодействие:

-с природой;

-с семьей;

-с обществом;

-с народом;

-с самим собой.

         Вот почему для нас чрезвычайно актуально изучение празднично-

обрядовой культуры как целостного, синкретичного, комплексного

явления, включенного в ткань духовной жизни народа и выступающего

важной составной частью этой жизни, что позволяет рассматривать ее в

двух аспектах:

• «изнутри», то есть природу, сущность, назначение, жанры, функции,

содержание деятельности (В.П. Аникин (2), И.И. Земцовский (12), С.Г.

Лазутин (11), В.Я. Пропп (8));

• «извне», то есть исследовать как бы со стороны, анализируя как

социальное и культурное явление с точки зрения роли и места в

современной социокультурной среде (Т.Н. Бакланова (4), М.С. Жиров (6, 7), А.С. Каргин (10), М.А. Некрасова (9) и др.)

Технология.

Цель: воспитать у детей любовь и бережное отношение к русскому народному творчеству, развить общую культуру личности, любовь к Родине и на этой основе формировать духовно-нравственные качества личности.

Художественно-эстетические формы «фольклорного общения»

воспринимались народом как обязательные. Именно через них формировалось художественно-образное мышление детей. Педагогический

опыт народа закрепился в обычаях и обрядах, связанных с рождением и

первыми шагами ребенка, с его приобщением к интересам семьи, общества.

Педагогическая направленность песен, игр, сказок, мира, в котором живет и формируется ребенок, - очевидна. Для примера вспомним хотя бы жанр детского фольклора, как забавы, создававшиеся именно для того, чтобы

подготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры.

Важной и плодотворной формой работы в школьном коллективе является фольклорный праздник. Фольклорный праздник создает ситуацию, наиболее приближенную к бытованию фольклора. В коллективе традиционно

проводятся праздники: "Покров", "Рождество", "Масленица", "Пасха"

«Встреча весны. Сороки». Формы проведения

праздника разнообразны: посиделки "на Покров", Масленичные гуляния, обряд "заклинания весны" или летом обряд "завивания березки. Эти формы работы интересны еще и потому, что на них нет пассивных зрителей.

Никто не сидит и не смотрит, как выступают другие, все вовлечены в песню, танец, игру. Важным мы считаем и этап подготовки к празднику - украшение помещения, подготовка костюмов, атрибутов праздника, прослушивание аудио материалов, просмотр видеофрагментов.

Знакомство с народной песней  расширяет у школьников представление о народном музыкально-поэтическом языке, четком и эмоционально ярком произнесении народнопоэтических текстов, повышает их речевую культуру; элементы движения, включаемые в исполнение, не только развивают необходимую координацию движений, но и позволяют

убедительнее раскрыть содержание песни, глубже передать национальную

народную характерность музыкально-поэтических образов.

         Знание фольклора осознается современным обществом как непременная

составляющая духовности, нравственности, как самобытный фактор преемственности поколений, приобщение к национальной культуре и истории народа.

В связи с этим мы ставим следующие задачи:

1) развить творческие способности,

2) приобщить интерес к родной культуре и истории своего края,

3) воспитать любовь к Родине.

В работе приобщения школьников к народной культуре, активно используем  фольклорный театр, так как он включает в себя всю совокупность театральных форм. Дети узнают о фольклорном театре, особенностях отдельных его видов, сами шьют кукол, изготавливают декорации. В процессе подготовки к спектаклю дети узнают законы театрального искусства и актерского мастерства.

Занятия мы проводим в следующих формах:

Беседы о народном календаре, пословицах, поговорках, былинах,

сказках и т.д.

Занятия, посвященные подбору нового репертуара.

Индивидуальные и групповые занятия

Творческие дискуссии. Диспуты.

Игровые импровизации.

Занятия - соревнования: конкурсы, викторины, аукционы.

Творческие отчеты воспитанников в группах, обсуждение

итогов.

Выступления  с концертными программами, открытые занятия.

Участие в городских, областных, всероссийских конкурсах.

Большой интерес вызывают занятия у детей с игровыми моментами, знакомство с новым материалом, самостоятельная работа, импровизации.

Построить свои отношения на занятии как отношения старшего товарища с младшими, создать ситуацию «как в жизни» во многом нам помогает народная педагогика. Так, принятый в народном творчестве изустный способ передачи информации позволяет каждому ребенку в исполнении ощутить и передать атмосферу фольклора по-своему, индивидуально. Всякий раз, показывая народную игру или песню, вижу, как рождаются все новые ее варианты, тем самым, побуждая школьников искать свои краски, оттенки, сообразуясь с общим настроением, конкретной ситуацией, жизненным контекстом.

 Играя же в народную игру, выучивая ее «с голоса», настроя педагога,

дети стараются подражать, сохранять его интонацию, эмоциональный посыл

и при этом интуитивно ищут, а часто и находят свои варианты. В момент

игры никто уже не думает о внешней стороне исполнения. «Круг», в котором

происходит игра или хоровод, становиться для всех особым микромиром, в

котором действуют свои законы, зачастую отличные от требований к

не фольклорному материалу.

К примеру, вопрос о манере пения. Применительно к народной игровой

традиции он часто кажется надуманным, нарочито усложненным. В школьном коллективе, при разучивании песен, особенно игровых, закличек, припевок и т.д. ориентируюсь на естественное, речевое интонирование, опираемся на разговорное начало, не стремимся «академизировать» исполнение, не гнаться  за силой звучности и каким-то специфически тембром.

При проведении занятий  обращаю внимание на то, чтобы дети старались, не имитируя механически тембр педагога или какого-то другого исполнителя, искать свой голос, свою индивидуальную манеру. Такой подход, применяю при изучении народных песен.

Обращаю внимание школьников на то, что народная песня это не «напев со словами», а часть жизни человека и что момент ее исполнения очень ответствен, так как, по существу, это момент передачи опыта поколений. А предшествовать исполнению должна серьезная работа по осмыслению этого опыта.

После того, как принимается решение остановиться на той или иной народной песне для разучивания, провожу подготовительную работу — собираю и изучаю разные варианты напевов этой песни, многоголосия, поэтических текстов.

Только сравнивая собранный песенный материал, можно понять, почему была сочинена эта песня, и решить главное для себя ради чего мы хотим разучить эту песню с детьми.

Нужно определить региональную принадлежность песни (область или

даже район бытования) для того, чтобы изучить местную традицию —

диалект, вокальную манеру, многоголосие. Ведь, скорее всего мы будем делать аранжировку, т. е. приспосабливать партитуру песни к исполнению нашим коллективом, и сделать это нужно бережно. Затем выясняем жанровую принадлежность песни, условия ее бытования. Лирическая эта песня или плясовая; исполнялась она летом, на улице, с определенными движениями или зимой, в избе, за рукоделием. Все это очень важно, потому что от этого будет зависеть подача поэтического текста при исполнении, темп и темпоритм песни.

Если мы готовим концертное выступление, то предыдущая работа

поможет определить место песни в программе станет она отдельным

номером или войдет в «венок», сюиту, вокально-хореографическую

композицию.

          После окончания подготовительной работы  делаю для себя

режиссерский анализ этой песни, мысля ее маленьким спектаклем со своими

героями, сюжетом, конфликтом, кульминацией, развязкой. Спектаклем, у «героев» которого свои цели и план действий, а у «режиссера» — по Станиславскому: «Я хочу говорить с вами об этом ради того, чтобы...» Когда все это себе отчетливо представляю и песня уже «звучит» во мне, тогда начинаю готовить к ее исполнению детей.

Праздники наиболее интересная форма изучения народных художественных традиций. Праздники выявляют эмоциональную

восприимчивость и вырабатывают эстетические критерии в оценке

культурного наследия своего края, своей страны. Всестороннее знакомство с народным творчеством помогает пробудить интерес и любовь к песенно-

хореографическим традициям, вызывает желание участвовать в сохранении

традиционного искусства и обогащает духовно – нравственную сферу

личности школьника: любовь к Родине; позитивное отношение к своей национальности; интерес к родной культуре; интерес к истории своего края;

-коллективизм; уважение к страшим; ответственность за порученное дело;;

-творческая направленность личности; терпимость; умение быть  благодарным; наличие принципов и убеждений;  культура речи,, общения;

-дружелюбие; нравственность поступков; физическая активность.

                 Искусство – один из важнейших каналов воздействия на чувственно-эмоциональную часть детского подсознания. Особенно сильно воздействует искусство, порожденное традиционной культурой. Народные праздники, песенное творчество, традиционная народная культура являются значительным средством духовно-нравственного воспитания школьников.

Библиографический список:

1. Алексеев Э. Е. Фольклор в контексте современной культуры. —

М.,1988.

2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и

детский фольклор. — М., 1957.

3. Бакланова Т. И. Народная художественная культура. — М., 1995.

— С. 5.

4. Бакланова Т. И. Народная художественная культура в

универсальной гуманитарной образовательной системе

//Народная художественная культура России: Перспективы

развития и подготовки кадров. — М., 1994. — С. 90—94.

5. Бердяев Н. А. Смысл творчества //Философия творчества, культуры

и искусства. Т.1. — М.,1994. — с. 37—341.

6. Жиров М.С. и. Жирова О.Я. Традиционные народные праздники и

обряды Белгородчины. Белгород, 2002.

7. Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины.

Белгород, 2000, -С. 5-9.

8. Пропп В.Я. Фольклор и действительности \\Избр. Статьи. – М.,

1976. – С. 18.

9. Некрасова М.А. Проблемы народного искусства и экологии

культуры. – М., 1993, - С. 135.

10. Каргин А.С. Народная художественная культура. – М., 1997.

11. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. – М., 1981.

12. Земцовский И.И. О творческой природе фольклора. \\ Стилевые

тенденции в современной музыке 1960-1970-х гг. -., 1996.

13. Карачаров И.И. Русская народная культура бассейна р. Пселл:

Материалы науч.-практич. Конференции.- Белгород, 1996.

14. Веретенников И.И. Южнорусские карагоды. – Белгород: Везелица,

1993.

15. Щуров В.М. Стилевые основы русской народной музыки. – М.,

1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиции народной культуры

Внеклассное мероприятие "Традиции народной культуры" проводилось в рамках проектной деятельности и основывалось на народном календарном празднике "Именины Домового".Перед мероприятием ученики с учитил...

Духовно - нравственное воспитание и развитие учащихся на традициях народной культуры, языковом и литературном наследии родного края

Использование проектной технологии как средство развития духовно - нравственных качеств. Учащиеся создают собственные проекты, используя краеведческий материал....

"Нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры"

Воспитание детей на традициях народной культуры, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранения истории ...

Роль дополнительного образования в социальном воспитании детей с целью приобщения их к традициям народной культуры

Из опыта работы педагога д.о. Хабибулиной Ии ГригорьевныСоциализация — процесс  усвоения  человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, з...

Статья " Воспитание в традициях народной культуры как путь к личностному росту учащихся"

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передачи подрастающим поколениям житейского, ...

Методическая разработка на тему: Музыкальное воспитание и обучение младших школьников на традициях народной инструментальной и вокальной культуры.

В настоящее время является актуальной   проблема построения образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, в частности, народной инструментальной и вокальной музы...

Нравственное воспитание школьника через традиции и обычаи и культуру хакасского народа.

Всем современным педагогам давно ясно, что в условиях многонационального государства самым важным фактором воспитания подрастающего поколения является национнальная культура, потому что она - основа м...