Главные вкладки

    Нравственное воспитание школьника через традиции и обычаи и культуру хакасского народа.
    статья на тему

    Всем современным педагогам давно ясно, что в условиях многонационального государства самым важным фактором воспитания подрастающего поколения является национнальная культура, потому что она - основа межнационального общения и кладезь мудрости. И поэтому основной задачей современной школы является обучение нравственному воспитанию детей и подростков через возраждение принципа народности, согласно которому обучение и воспитание и вся система образования строится опираясь, на культуру народа, языка, его традиций, и национальных особенностей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ, И КУЛЬТУРУ ХАКАССКОГО НАРОДА

     «Все начинается с родного гнезда»

    М.Е.Кильчичаков

    Всем современным педагогам давно ясно, что в условиях многонационального государства самым важным фактором воспитания подрастающего поколения  является национальная культура, потому что она – основа межнационального общения и кладезь мудрости.  Не помня свои истоки, мы разделяем связь времен и поколений, а человек без прошлого, лишенный исторического опыта своего народа, способен жить только сегодняшним днем. И поэтому основной задачей современной школы является обучение нравственному  воспитанию детей и подростков через возрождение принципа народности, согласно которому обучение, воспитание и вся система образования строится, опираясь на культуру народа, языка, его традиций и национальных особенностей.

    Современные дети и подростки не знакомы с природными истоками фольклора, не интересуются народными обрядами, песнями, танцами. С младенческого возраста семья воспитывает у ребенка сознание, волю, чувства. Именно в семье у ребенка формируются жизненные планы и нравственные идеалы. Но лишь в далеких деревнях бабушки и дедушки помнят и чтут традиции и обычаи своих предков, поэтому воспитывающиеся в Аскизском пришкольном интернате дети из семей, проживающих в отдаленных и малых селах, приходят уже с небольшой копилкой семейных традиций и обычаев. Поэтому задача воспитателей интерната состоит в углублении знаний и дальнейшем сохранении родного языка и интереса к культуре своего народа. В первую очередь, педагоги, работающие в интернате, общаются с детьми на родном хакасском языке, потому что «Язык – душа народа» и это не просто крылатое выражение. На современном этапе развития уже никто не сомневается по поводу необходимости изучать родной язык, как язык матери. 

    Хакасия – уникальная республика в составе Российской Федерации, на территории которой на протяжении многих веков человечество создавало неповторимое историко-культурное наследие. Хакасия – это феноменальная республика-музей. По различным источникам, на ее территории сохранилось до 45 тысяч памятников древности. Именно поэтому результативной формой  является проведение экскурсий в музеи и национальные парки. Занятия в данной форме позволяют воспитателям знакомить своих воспитанников с бытом и условиями проживания наших предков, а также формируют здоровый образ жизни (национальная кухня Хакасии имеет свои неповторимые особенности и традиции, схожие с современными принципами правильного питания), демонстрируют вживую предметы личной гигиены и обихода и предоставляют информацию о системе социальных ценностей хакасского народа (дети знакомятся с этой информацией на примере расположения и описания мужской и женской стороны хакасской юрты, традиционного жилища хакасов). 

    В Аскизском пришкольном интернате осуществляются поездки-экскурсии по музеям республики. Так, например, в 2017 году воспитанники 6 класса съездили в Республиканский краеведческий музей, где им рассказали о наскальных летописях Хакасии – это «каменные книги», которые можно прочитать. Живописные рассказы  экскурсоводов дали детям возможность представить древнего человека, его размышления  о Вселенной, Земле, об окружающем мире, о месте человека в этом мире. Также во время экскурсии дети попытались восстановить мифологию и обряды древних людей, населяющих территорию современной Хакасии. В текущем учебном году педагоги и родители воспитанников запланировали посетить музей-заповедник под открытым небом «Казановка». Дети активно участвуют в таких районных праздниках, как «Тун пайрам», где через фольклор дети открывают для себя и эмоционально постигают мудрость и глубину хакасской души. 

    Ежегодно в плане воспитательной работы с классной группой планируются и проводятся тематические классные часы, содействующие развитию и сохранению родного языка, в процессе подготовки к которым дети самостоятельно добывают нужную информацию, а также получают ее от одноклассников и воспитателей («Традиция чаепития у хакасов», «Национальная кухня», «Символика Республики Хакасия», «Национальные праздники», «Хакасские настольные и спортивные игры» и др.). В интернате проводятся массовые коллективно-творческие дела, привлекающие внимание детей к родной культуре, языку, народу («Абахай года», «Алып года», спортивные состязания для мальчиков, «Битва хоров» с исполнением песен на хакасском языке и др.).

    На этажах пришкольного интерната оформлены тематические стенды с краеведческой информацией («Топонимика Аскизского района», «Флора и фауна Хакасии», «Уникальные места Хакасии», стенд, посвященный Герою Советского Союза М.И.Чебодаеву, чье имя носит лицей-интернат и др.).

    Литература

    1. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан: Хакас. кн. изд-во, 1996. Абакан -1994 .
    2. Бутанаев В.Я. Этническая культура хакасов. Абакан, 1998.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нравственное воспитание школьников через экологическое образование

    В данной статье рассматриваются вопросы нравственного воспитания школьников через экологическое образование....

    Основы экологического и нравственного воспитания школьников, через развитие интереса к исследовательской деятельности по изучению и сохранению окружающей среды своей малой Родины.

    Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.Человеку необходимы н...

    "Духовно-нравственное воспитание школьников через социально-творческую деятельность"

    Методическая разработка. Посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания школьников во внеурочное время, через социально-творческую деятельность....

    "Нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры"

    Воспитание детей на традициях народной культуры, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранения истории ...

    Методическая разработка "Нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры"

    Воспитание детей на традициях народной культуры, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранения истории и определяет будущ...

    Презентация "Духовно - нравственное воспитание школьников на традициях своего народа"

    Презентация была представлена как выступление в рамках Рождественских чтений (муниципальный этап) "Традиции и новации: культура, общество, личность" 24.11.2015 год....

    Духовно-нравственное воспитание школьников через возрождение традиций казачьей культуры на примерах Казачьей кадетской школы имени графа И.И. Воронцова-Дашкова

    Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения, готового к принятию ответственности за судьбу страны и ее безопасность. Отсутствие цели в жизни среди молодого поколе...