Основы экологического и нравственного воспитания школьников, через развитие интереса к исследовательской деятельности по изучению и сохранению окружающей среды своей малой Родины.
статья по экологии на тему

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основы экологического и нравственного воспитания школьников, через развитие интереса к исследовательской деятельности по изучению и сохранению окружающей среды своей малой Родины.

        

Маштакова Г. Г.,

учитель биологии, экологии  

МБОУ «СОШ №27

с углубленным изучением

отдельных предметов»

«Экологическое образование – это

не часть образования, а новый смысл и цель

современного образовательного процесса –

уникального средства сохранения и

развития человечества и продолжение

человеческой цивилизации…»

                                                                                           Г.Ягодин, Л.Третьякова

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.

Этические принципы и экологическое мировоззрение:

  1.  Принцип единства – все мы являемся частью природы.
  2. Принцип смирения – мы представляем собой ценный вид, однако не более важный, чем другие. Все живые существа, включая человека, имеют свою значимость.
  3. Принцип уважения к природе – каждое живое существо имеет право на жизнь. Наличие этого права не зависит от степени его полезности для нас.
  4. Принцип сотрудничества – наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в её завоевании.
  5. Принцип, любви, заботы и радости – лучшее в жизни – не материальное.
  6. Принцип охраны природы – недостойно человека быть причиной преждевременного исчезновения каких-либо видов, существующих в природе.
  1. Принцип «Чти свой край» - изучайте и любите свой край, его природу, живите в согласии с ней, ступайте по Земле с осторожностью.

На уроках биологии у учащихся формируются убеждения, что Природа – целостная саморегулирующаяся система. Педагогу важно при этом дать учащимся по возможности наиболее полное представление об экологических законах и закономерностях существования и формирования биологических систем всех уровней.

  1. Экологическая работа в школе выполняет ряд функций, которые кратко можно представить следующим образом:
  2. Просветительская функция 
  3. Помогает ребенку осознать Природу как среду своего обитания, как эстетический феномен, а также усвоить мысль о том, что необходимо использовать знания о Природе с целью ее сохранения, предотвращения необратимого нарушения ее целостности.
  4. Развивающая функция 
  5. Формирование у детей умения осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости существующих в мире растений и животных; делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния Природы, давать рекомендации разумного взаимодействия с ней.
  6. Воспитательная функция
  7. Формирование у школьников нравственного и эстетического отношения к Природе. У детей возникает чувство восхищения величием и красотой Природы. При этом у них воспитывается чувство ответственности за сохранение прекрасного в Природе, что побуждает учеников осуществлять посильную природоохранную деятельность. При этом бережное отношение к Природе закономерно является выражением патриотизма.
  8. Организующая функция

Стимулирует активную деятельность учащихся по охране Природы. Выстраивает систему реализации побудительных мотивов личности ребенка к природоохранной деятельности.

  1. Прогностическая функция 
    Развитие у школьников умения предсказывать возможные последствия тех или иных действий человека в Природе, прогнозировать вероятные нарушения биологических связей в Природе, определять, какие действия являются биологически нейтральными, какие экологические мероприятия будут Природе полезны.

В процессе экологического воспитания предпочтение следует отдавать проблемным, частично-поисковым, исследовательским методам обучения и особенно методам проектов.

Формы экологической работы в школе могут быть различными:
1. Исследовательские (составление экологического паспорта школы, выпуск экологического бюллетеня, изучение состава воздуха, состояния воды, почвы и др.);
2. Конкурсные (выставки плакатов, рисунков, проведение экологических олимпиад и др.);
3. Игровые (эко – случай, эко – казино, эко – бумеранг и др.);
4. Познавательные (уроки-лекции, уроки-семинары, «круглые столы», анализ научной литературы, дебаты, экскурсии, походы и др.);
5. Продуктивные (посадка цветов, деревьев, озеленение школьных рекреаций и др.).

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что содержание школьного образования должно быть научным и в тоже время соответствовать возможностям школы.

Одним из путей творческого восприятия современных наук является систематическая научно – исследовательская работа по актуальным вопросам экологического воспитания.  

Классификация экологических научно – исследовательских работ:

  1. Творческие работы – сочинения, описания на заданную тему с использованием исследовательского аспекта (задание для творческой работы прилагается).
  2. Реферативные работы. Хороший реферат – тоже научная работа при наличии анализа и обработки представленного материала.
  3. Исследовательские работы. Обязательные элементы исследования: постановка цели, формулирование задач, выбор методов сбора и обработки фактического материала, проведение опытов, наблюдений, экспериментов, анализ и обсуждение полученного материала, выводы.

Базой для проведения исследований служит пришкольный учебно – опытный участок.

УОУ – база опытнической, исследовательской, учебно-практической работы         учащихся. Здесь закрепляются, расширяются и углубляются знания по биологии и экологии, полученные на уроках, учащиеся на практике знакомятся с многообразием растений, овладевают методами управления ростом и развитием растений, приобретают умения и навыки их выращивания. У учащихся воспитывается ответственность за порученное дело, приобщаются к коллективному труду, привыкают начатое дело доводить до конца. УОУ является источником заготовки коллекций и раздаточного материала для кабинетов биологии и экологии в школе.

Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе.
 Исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.
Выполнение различных исследовательских проектов в природной обстановке позволяет ребятам активно приобщаться к изучению природных сред, экологических систем своего города, участвовать в научно-практических конференциях, обмениваться результатами исследований с ребятами из других школ, работающим по этим же проблемам.
Задача, которая ставится перед ребятами при выполнении исследований: приобретение знаний о родном крае, городе, приобретение навыков практической исследовательской деятельности, осознание значимости своей практической помощи природе.
Ребята, участвующие в выполнении экологических исследований. Имеют возможность реализовать свои способности, повысить свою социальную активность.
Экологические проблемы многоаспектные, поэтому для своего решения они требуют комплексного подхода и, как правило, знаний различных наук. Таким образом, в процессе работы над проектом у обучающихся формируется комплекс специфических умений, подкрепленный соответствующей теоретической базой.
В заключении необходимо отметить, что существует необходимость в дальнейшей более глубокой разработке проблемы экологического воспитания школьников, т.к. при проведении такой работы решаются следующие задачи:

  1. развитие экологической этики обучающихся, ответственности в их отношениях с природой;
  2. эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине;
  3. формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.

Итак, экологическое воспитание школьников необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основа экологического и нравственного воспитания школьников, через развитие интереса к исследовательской работе по изучению и сохранению окружающей среды. Маштакова Г. Г. МБОУ «СОШ №27»

Слайд 2

«Экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса– уникального средства сохранения и развития человечества и продолжение человеческой цивилизации …»

Слайд 3

Этические принципы и экологическое мировоззрение: Принцип единства Принцип смирения Принцип уважения к природе Принцип сотрудничества Принцип, любви, заботы и радости Принцип охраны природы Принцип «Чти свой край»

Слайд 4

Экологическая работа в школе выполняет ряд функций, которые кратко можно представить следующим образом: Просветительская функция Развивающая функция Воспитательная функция Организующая функция Прогностическая функция

Слайд 5

Формы экологической работы в школе: Исследовательские Конкурсные Игровые Познавательные Продуктивные

Слайд 6

Классификация экологических научно – исследовательских работ: Творческие работы Реферативные работы Исследовательские работы

Слайд 7

развитие экологической этики обучающихся, ответственности в их отношениях с природой; эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине; формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Становление нравственно-ценностных ориентаций школьников через развитие интереса к народной культуре, интеграцию содержания и социального взаимодействия.

Статья раскрывает актуальность духовно-нравственного воспитания в современном обществе. Результативность работы по данному направлению не всегда отражает позитивные моменты, так как затруднена диагн...

Нравственное воспитание школьников через экологическое образование

В данной статье рассматриваются вопросы нравственного воспитания школьников через экологическое образование....

Экологическое обучение и воспитание школьников через научно-исследовательскую деятельность

Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья. Причин экологических бедствий множество. Чрезвычайно низкая экологическая культура нации, пробел...

"Духовно-нравственное воспитание школьников через социально-творческую деятельность"

Методическая разработка. Посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания школьников во внеурочное время, через социально-творческую деятельность....

Развитие одарённостей детей, творчества, воспитание патриотизма через организацию поисковой и исследовательской деятельности по краеведению

В данной статье рассказывается, как я, руководитель школьного музея, поэтапно работаю над развитием талантов, одарённостей детей, вовлекая их сначала в поисковую деятельность, при которой у детей откр...

Духовно-нравственное воспитание школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность

Духовно - нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет им найти свое место в жи...