Становление нравственно-ценностных ориентаций школьников через развитие интереса к народной культуре, интеграцию содержания и социального взаимодействия.
статья по технологии по теме

Статья раскрывает актуальность духовно-нравственного воспитания в современном обществе. Результативность работы по данному направлению не всегда отражает позитивные моменты, так как затруднена диагностика становления нравственны ориентиров учащихся из- за отдаленности результатов. тем не менее возможно формирование чувста гордости за свою малую родину , за талантливых мастеров через привитие интереса к народному искусству, что и отражает данная публикация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_publikacii_reysma_l.g.docx35.13 КБ

Предварительный просмотр:

Становление нравственно-ценностных ориентаций школьников через развитие интереса к народной культуре, интеграцию содержания и социального взаимодействия.

Рейсма Людмила Григорьевна

учитель технологии и искусства

 МКОУ СОШ №2 Г Орлова

«Воспитание - величайший вопрос человеческого духа. Педагогика - первое и высшее из искусств, потому что она стремится к выражению совершенства  в самой природе человека.»

                                            К.Д.Ушинский

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские,   антиродительские и  антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

Актуальность  проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и  чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.

Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров»,- утверждает наш земляк  Альберт Лиханов.

Образование - ценностно по своей природе. И педагогический процесс всегда связан с освоением растущим человеком ценностей.  Мы, взрослые, работающие с детьми, находимся в особой ситуации. Каждый из нас – мощный фактор формирования личности ребенка! Сам факт сосуществования рядом и вместе с детьми способствует трансляции им определенных ценностей. Более того, конкретное содержание нашего с ними общения уходит, а ценности остаются и закрепляются в виде внутренних духовных ориентиров наших воспитанников.

                        В Концепции духовно-нравственного воспитания личности гражданина России, которая  является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования, отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.  При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

                В Концепции дается понятие Современного  национального воспитательного идеала – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

                        Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка происходят в процессе его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка.

                        Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Таких проблем в России множество, и даже из самой благополучной, динамично развивающейся страны они не уходят. Сделать себя нравственнее, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.

                Русский философ Иван Александрович Ильин утверждал, что необходимо как можно раньше «зажечь и раскалить в ребенке духовный уголь».

                Известный русский философ Bладимир Сергеевич Соловьев выделяет три основных меры любви, три чувства, которые определяют нравственность -это чувство стыда, жалости и благоговения. Послушание в православии ставится выше подвига молитвы и поста. Эта добродетель особенно важна в наше время, когда ребенок теряет критерии между «можно» и «нельзя», становится идолом в семье, его потребности зачастую превышают возможности родителей.

                Николай Иванович Пирогов на  первое место ставит воспитание души человека. При этом он указывает на эффективный путь нравственного воспитания. Так, с самого детства надо обращать внимание воспитанника на то, что нравственное достоинство поступка определяется тем, что в нем есть высокого и святого, т.е. внутренними мотивами. Задача нравственного воспитания в детском возрасте заключается в том, чтобы добрые инстинкты детской натуры превратить в сознательное стремление к добру и правде.

                Выдающийся русский философ  Иван Александрович Ильин     считал,        что

воспитание должно основываться, прежде всего, на идеях Родины, нации, патриотизма.

                Таким образом, анализ научных трудов ученых показывает, что воспитание ребенка должно начинаться с воспитания души, обретения им духовных ценностей своего Отечества. Высшими духовно-нравственными ценностями при этом выступают наличие высокого духовного идеала, душа человека, родной край и родная культура.

Выделив главные нравственные ориентации в формировании личности учащихся, я определила для реализации поставленной воспитательной задачи группы методов и приемов. Взяв за основу воспитательную методику Г.И.Щукиной, считаю целесообразным применение в учебно-воспитательном процессе  такие методы  формирования сознания личности как этические беседы, диспуты, воспитание примером с учетом общественного мнения, создание воспитывающих ситуаций и стимулирование поведения через поощрение.

                Применяя в учебной и внеклассной деятельности технологию проектов, создаются условия для самостоятельного приобретения знаний  при решении практических задач и наряду с исследовательскими навыками, приобретаются  важнейшие в современном обществе коммуникативные умения. Большую роль в этом направлении играет работа учащихся над социальными проектами. Если в 5-6 классах мотивами выполнения проектов являются  личные интересы (изготовление изделий для себя, родственников), то в старших классах это масштабные  общественно значимые проекты по вопросам  пропаганды и сохранения исчезающих народных промыслов родного края («Чудо-соломка», «Династии кружевниц Ковязиных» и др.).

                Задача развития ученика как самостоятельной,  социально ответственной творческой,        конструктивно вооруженной личностью, способной            оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир решается через применение в  педагогической деятельности  технологии мастерских.  Новизна применения данного опыта заключается в том, что на учебных и внеклассных занятиях широко применяется живое участие мастеров-умельцев, которые щедро делятся своим опытом в той или иной области  народного искусства.

Технология мастерских во многом схожа с современной технологией проектной деятельности. Как в мастерских, так и в работе над проектом, основное действие состоит в том, что участники выстраивают свое понимание проблемы, потом  ищут пути её решения, обсуждают, анализируют, выстраивают гипотезы.    Сама деятельность по выполнению задач, требует напряжения всех познавательных сил, воображения, памяти, мышления. Задания в обеих технологиях формулируются широко, с некоторой недосказанностью, Это даёт простор для многочисленных исследований, творческого поиска. Ученики сами  формулируют цель своей деятельности, отбирают средства для её осуществления.

На мастерских задания теснее соприкасаются с бытием ребенка. В ходе мастерских происходит освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития, в результате развиваются необходимые современному человеку личностные качества, культура мышления и поведения.

Теоретическими основами технологии мастерских являются положения компетентностного, субъект – субъектного подходов, педагогики сотрудничества, успеха, личностно – ориентированных педагогических технологий.

Педагог в технологии мастерских указывает возможные направления развития ученика, стимулирует его желание совершенствоваться, приоткрывает дверь в интеллектуальный мир, помогает сосредоточиться на том, что ранее не воспринималось, придать более значимый смысл слову, которое ребенок слышит, произносит, читает. Во время занятий происходит социализация, рефлексия, дети свободно высказывают свою позицию, осознают причины её принятия, задают многочисленные вопросы.

        В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и её последующего осознания, что позволяет достигнуть максимального приближения к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый её участник движется в свободной деятельности от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры.

Новизна применения  технологии мастерских заключается в том, что на протяжении многих лет работы в рамках традиционной системы обучения мной применялся опыт привлечения в образовательный процесс мастеров – умельцев того или иного вида деятельности. Были сомнения – насколько это оправдано и допустимо, ведь многие не обладали педагогическим образованием, редко работали с детьми, не отойдут ли они от программы и целей учителя?  Знакомство с технологией проектов и технологией мастерских позволило с уверенностью сделать вывод : этот процесс важен и даже необходим.

        Во-первых педагог нашего профиля (технолог, преподаватель ИЗО,МХК) не всегда полностью компетентен в тех вопросах, которые предполагает программа, особенно разделов, касающихся отдельных видов рукоделия, ремесла (например плетения на коклюшках, резьбы по дереву, чеканки, ковки по металлу, театрального искусства, фотоискусства  и  др.) Вот тут и приходят на помощь специалисты, имеющие практический, житейский опыт по данным видам искусства. Они и создают ту новую творческую  атмосферу на занятии, которая заинтересовывает, завораживает и мотивирует детей. Ведь встреча с любым интересным и увлеченным мастером всегда привлекает внимание. Сам же народный мастер всегда находится в атмосфере радости труда, он по природе своей отмечен вечным детством. Личность народного мастера культурно – ценная, его выделяет не только высокий профессионализм школы, но и поэтический склад мышления, недаром так часто его называют сказителем. А.С.Пушкин говорил: «Без опоры на умную сущность традиций навсегда оставался бы голый человек на голой земле». Само творчество как процесс и как образ  чувства  и образ видения мира глубоко сознательно. Оно несет правду, нравственный идеал, понимание красоты.  Весь видимый ребенку мир окрашен в цельные и яркие цвета, по своим творческим принципам, по природе своей детское искусство декоративно, красочно и орнаментально, поэтому народные мастера могут  широко открыть двери в этот мир через свое творчество.

Частыми гостями школьников стали В.Д.Стадухин – мастер- краснодеревщик,  известная в районе кружевница Л.П.Ковязина, инкрустатор цветной соломкой Михеева Е.Л. и многие другие.

                Современное образовательное пространство предполагает создание богатой и разнообразной информационной и инструментальной среды, которая открывает учащимся возможность познавать мир всеми органами чувств, включаться в самостоятельную исследовательскую, проектную деятельность, творчески самовыражаться, овладевать необходимыми навыками работы с различными источниками информации. Такое образовательное пространство немыслимо без использования современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения.

                Наглядные пособия на электронных носителях удобны в применении, выгодно отличаются высоким качеством изображения, звучания. Могут быть использованы учениками для собственных компьютерных презентаций по индивидуальным темам исследований, в интерактивной работе  на компьютере.
Кроме визуализации процесса изучения предмета, воздействия на различные органы восприятия учащихся при обращении к каждой теме, использование ИКТ, в частности Интернета, открывает широкий доступ к дополнительным источникам информации. Это и цифровые энциклопедии, словари, репродукции картин художников, мастер-классы по технологии, рецепты блюд. Систематическое обращение к Интернет-ресурсам за информацией способствует развитию умения работать с различными типами информации, формирует культуру самообразования и коммуникативную компетентность.

        Принцип творческой свободы учителя, организующего учебный процесс в конкретных условиях, составляющего конспекты уроков с учетом особенностей освоения учебного материала конкретным классом, а также принцип творческой свободы ученика использовать тот или иной электронный ресурс при выполнении домашнего задания, исследовательской работы обусловливает форму подачи цифровых образовательных ресурсов. Считаю целесообразным создание наборов ЦОР различных видов по каждой теме курса в каждом классе без привязки определенного электронного образовательного ресурса к конкретному уроку. Это сделает сам учитель.  Задача в том, чтобы снабдить учителя и ученика как можно более полным набором различных по форме цифровых образовательных ресурсов, из которых и учитель и ученик смогут выбирать приемлемые для них на каждом конкретном этапе обучения для цели конкретной работы.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения и воспитания.

        Говоря о важности духовно-нравственного воспитания, нельзя умалять роль учителя как носителя нравственной культуры общества.

        Учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.

        История  педагогической мысли - это процесс постоянной оценки, переосмысления, установления ценностей, переноса известных идей и педагогических технологий в новые условия. Умение в старом, давно известном, увидеть новое, по достоинству его оценить и составляет непреложный компонент педагогической культуры учителя.

        Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть и созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя. Среди таких качеств - педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя. Именно в ней находит выражение его мотивационно - ценностное отношение к труду.

По существу дела учитель-мастер – это человек, прошедший свой самобытный, неповторимый путь профессионального развития, достигший на этом пути определенных качественных успехов. оценка качества полученных воспитательно-образовательных результатов. Сфера локализации профессиональных учительских достижений безгранична, как безграничен опыт творчески работающего учителя-профессионала.

Л.Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».

        Взяв данное высказывание за основу, я стремлюсь в своей жизни к своему педагогическому идеалу, пытаясь сохранить любовь к выбранной профессии, любовь к  моим ученикам, любовь к своей малой Родине и моим близким.

        Сложным этапом  подведения итогов работы по  данному направлению является подбор  критериев и диагностик для определения уровня развития  нравственных качеств личности учащегося, поскольку после окончания школы идет дальнейшее формирование личности и результаты имеют отдаленный характер. Кроме того многие системы диагностик были разработаны еще в советский период и требуют корректировок с учетом  особенностей развития современного общества.

        Тем не менее, приемлемыми  считаю один из самых доступных методов - это наблюдение с фиксацией материалов в дневник, оформление фотоальбомов. Особенно заметны результаты в классах, где  я являюсь классным руководителем. При оптимальном подборе  педагогов-предметников,  активно работающих в направлении духовно-нравственного воспитания, можно утверждать, что есть положительная динамика таких важных  нравственных качеств личности как чувство долга, совести, взаимовыручки, ответственности, толерантности. Многие учащиеся выпускного класса хотели бы приложить усилия для  процветания и благополучия своей родины,  принимать участие в  воспитании детей, выбрав   педагогическую деятельность. Растет интерес к  истории  своего края, к людям-труженикам, мастерам-умельцам. Об этом свидетельствует участие старшеклассников в  театрализованных представлениях на районных народных праздниках, в ярмарках-продажах изделий народных промыслов,  районных, областных и всероссийских краеведческих конференциях  с исследовательскими работами по истории  культуры.

Литература

Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.    Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков)

Некрасова М.А.. Народное искусство как часть культуры. М. 1983

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.,Педагогика,1989г

Степихова В.М. «Педагогические мастерские в опыте учителей» (методическое пособие) ГУМП 2002 г.

Щуркова Н.Е.. Новые технологии воспитательного процесса М. 1994 г. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социально активной личности школьника через развитие его индивидуальности.

Результаты и эффективность воспитания ребенка в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценност...

Основы экологического и нравственного воспитания школьников, через развитие интереса к исследовательской деятельности по изучению и сохранению окружающей среды своей малой Родины.

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.Человеку необходимы н...

Мозговой штурм: «Развитие чувства патриотизма через ознакомление с традиционной народной культурой»

Мозговой штурм: «Развитие чувства патриотизма через ознакомление с традиционной народной культурой», мероприятие  в рамках проблемно-целевого семинара«Деятельность классного руководителя в реализ...

Проект "Развитие духовности детей школьного возраста через приобщение к русской народной культуре"

ПАСПОРТ ПРОЕКТАПамять о минувшем, уважение к минувшему – вот отличающая черта образованности.А.С. Пушкин...

Формирование культуры ЗОЖ младших школьников через развитие подвижных игр

Вкратце цели и задачи формирования культуры ЗОЖ у младших школьников....

Становление личности школьника через развитие ученического самоуправления.

За годы работы классным руководителем пришло понимание, что набором воспитательных мероприятий многого не добьешься. Нужна воспитательная система класса, обеспечивающая создание максимально благ...

Статья по теме: "В студии звукорежиссёра"- профессиональная ориентация школьников через дополнительное образование в школе.

Статья по теме: "В студии звукорежиссёр" - в статье рассказывается о профессии звукорежиссёра,  в рамках профессиональной ориентации по дополнительному образованию в школе....