Мозговой штурм: «Развитие чувства патриотизма через ознакомление с традиционной народной культурой»
методическая разработка на тему

Гайдабура Елена Павловна

Мозговой штурм: «Развитие чувства патриотизма через ознакомление с традиционной народной культурой», мероприятие  в рамках проблемно-целевого семинара

«Деятельность классного руководителя в реализации программы духовно-нравственного воспитания учащихся» для  председатели школьных методических

объединений классных руководителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец детского (юношеского) творчества

Красногвардейского района Санкт-Петербурга «На Ленской»

Методическая разработка

Мозговой штурм:

«Развитие чувства патриотизма через ознакомление с традиционной народной культурой»

в рамках проблемно-целевого семинара

«Деятельность классного руководителя в реализации программы духовно-нравственного воспитания учащихся»

 

участники мероприятия: председатели школьных методических

объединений классных руководителей

 

количество слушателей:  20-25 человек

автор: Гайдабура Е.П.

методист ДДЮТ по работе

с председателями школьных методических объединений

классных руководителей

2012

Цель: Коллективное создание системы мероприятий, направленных на формирование у участников образовательного процесса установок на развитие чувства гражданского единства и патриотизма через ознакомление с традиционной народной культурой с помощью технологии «мозговой штурм».

Задачи:

1. Актуальность развитие чувства гражданского единства и патриотизма через ознакомление с традиционной народной культурой

2. Знакомство с технологией мозгового штурма

3.

Материалы и инструменты:

Листы ватмана (по количеству групп), листы бумаги А4, наборы самоклеющихся блоков (стикеров) (по количеству участников), ручки, фломастеры или маркеры.

1. Вступление:

Мы продолжаем проблемно-целевой семинар «Деятельность классного руководителя в реализации программы духовно-нравственного воспитания учащихся». Тема нашего районного методического объединения «Роль традиционной народной культуры в формировании патриотизма учащихся». Эта тема была выбрана не случайно. Все темы районного методического объединения этого учебного года прямо или косвенно касаются взаимоотношений семьи и школы. В семьях хранятся традиции народа, его культура, которая является одной из основ патриотизма. Каждый из наших учеников является гражданином России. И наша задача воспитать из них патриотов.

«Патриотизм – это чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству». Такое определение патриотизму дается в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Особое место в воспитании патриотизма занимает традиционная народная культура.

Традиционная народная культура создавалась веками. Она сохраняет и поддерживает физическое и душевное здоровье народа. Это своеобразный механизм, выработанный народом в течение веков, обеспечивающий оптимальное проживание в данных этому народу климатических, исторических, экономических и социальных условиях. Иными словами, традиционная народная культура может являться механизмом адаптации целого народа.

Как отмечал Дмитрий  Сергеевич Лихачев, посвятивший свою жизнь изучению русской культуры: «У русского народа много слов с корнем род: «родной, родник, родинка, народ, природа. Родина... и «порода» — лучшее, что дает природа в совокупных усилиях с человеком... Слова эти как бы сами слагаются вместе — родники родимой природы, прирожденность родникам родной природы». В этом скрывается глубоко философский и психолого-педагогический смысл. Благодаря родству, теплу отчего дома, доброй атмосфере в семье у человека рождаются светлые патриотические чувства, уважительное отношение к другим народам, искренние, глубокие раздумья о смысле человеческой жизни. В школе мы воздействуем на нравственную сферу через систему воспитательных мероприятий.

Далее мы с вами попробуем разораться в роли  традиционной народной культуры в формировании патриотизма. Тема с одной стороны очень узкая, с другой – очень многогранна и обширна. К концу нашей встречи мы постараемся создать некий продукт, который поможет вам в вашей работе, планировании, решении воспитательных задач.

2. Технология мозгового штурма 

А решать эту проблему мы будем методом мозгового штурма. Сначала немного о методе мозгового штурма. (Презентация в приложении)

«Мозговой штурм» ставит своей целью сбор как можно большего количеств идей, освобождение участников от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы. Мозговой штурм позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в группе.

(Участникам игры выдается раздаточный материал «Технология мозгового штурма»)

3. Игра Мозговой штурм.

Первый этап игры. Подготовка и ввод в игру (Постановка проблемы, целей; условия; инструктаж; регламент, правила; распределение ролей; формирование групп; консультация)

Наше целью является создание системы мероприятий направленные на   формирование у участников образовательного процесса установок на развитие чувства гражданского единства и патриотизма через ознакомление с традиционной народной культурой.

Участники делятся на группы по 5 человек.

Второй этап игры. Проведение.

Индивидуальная работа:

Каждый участник пишет на своих стикерах примеры возможных мероприятий (около 5-7, любые, «какие приходят в голову»), затем участники внутри  группы меняются листочками «по кругу». И каждый должен придумать еще 5-7 мероприятий, которых нет на этом листочке. И так до тех пор, пока каждый участник группы не заполнит свою строчку (или столбик) на всех листах группы.

Групповая работа: Цель группы – классифицировать все мероприятия, придать им форму, придумать проект (10-15 мин.)

(Для этого каждой команде выдаются листы ватмана и фломастеры. И поэтому, записывать идеи  удобнее на стикерах, которые переносятся на ватман)

Межгрупповая дискуссия: - Выступление групп, защита результатов, ответы на вопросы (3-5 мин на группу)

Третий этап игры. Анализ и обобщение.

Выход из игры, рефлексия, оценка и самооценка работы, выводы и обобщение.

4. Подведение итогов мероприятия. Рефлексия.

Дополнительный материал (раздаточный материал)

Технология мозгового штурма

«Мозговой штурм» ставит своей целью сбор как можно большего количеств идей, освобождение участников от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы. Мозговой штурм позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в группе.

Основные принципы и правила этого метода — абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик и даже шуток.

Технология мозгового штурма состоит и трех этапов.

Этапы игры 

Формы работы 

Содержание игры 

Подготовка 

 

 

Разработка игры 

 

Разработка сценария, плана дидактической игры;  общее  описание  игры;  содержание инструктажа;    подготовка    материального обеспечения 

 

Ввод в игру 

 

Постановка проблемы, целей; условия; инструктаж; регламент, правила; распределение ролей; формирование групп; консультация 

 

Проведение 

 

 

 

Групповая работа 

 

Работа с источниками; тренинг; «мозговой штурм» 

 

Межгрупповая дискуссия 

 

Выступления   групп;   защита   результатов; правила дискуссии; работа экспертов 

 

Анализ и обобщение 

 

 

Групповая работа 

 

 

Выход из игры; анализ, рефлексия; оценка и самооценка работы;  выводы и обобщения; 

рекомендации

 

 

Источники:

1.  Мозговой штурм-как метод обучения [Электронный ресурс]// SCHOOL-BOX.RU-ДЛЯ ВСЕХ, КТО УЧИТСЯ И ПРЕПОДАЕТ. – Режим доступа: http://school-box.ru/raznoe/vse-dlya-prezentazii/500-mozgovoy-shturm-kak-metod-obucheniya.html 

2. Метод мозгового штурма [Электронный ресурс]// Википедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%F2%EE%E4_%EC%EE%E7%E3%EE%E2%EE%E3%EE_%F8%F2%F3%F0%EC%E0

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль традиционной народной культуры в формировании патриотизма учащихся Районное методическое объединение председателей школьных методических объединений классных руководителей Красногвардейского района Санкт-Петербурга Гайдабура Е.П., методист ГБОУ ДОД ДЮЮТ «На Ленской» Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Роль традиционной народной культуры в формировании патриотизма учащихся «Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью больше, чем что-либо другое. В душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих. В данном случае народность сливается с любовью к Родине, т.е. с патриотизмом. Народное искусство служит надежной преемственной связью между поколениями в историческом развитии народа» К.Д. Ушинский.

Слайд 3

«Мозговой штурм»

Слайд 4

Метод мозгового штурма Придуман Алексом Осборном (США) в 40-е годы 20-го века. Основная идея такова: отделить генерацию идей от её критики, а точнее отделить мечтателя от критика.

Слайд 5

Мозговой штурм Мозговой штурм (мозговая атака, brainstorming ) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Брейнрайтинг – письменный вариант мозгового штурма

Слайд 6

Этапы и правила мозгового штурма: 1. Постановка проблемы

Слайд 7

Цель мозгового штурма Мероприятия, направленные на формирование у участников образовательного процесса установок на развитие чувства патриотизма через ознакомление с традиционной народной культурой

Слайд 8

Этапы и правила мозгового штурма: 2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма

Слайд 9

Правила для второго этапа: Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений. Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. Комбинируйте и улучшайте любые идеи. Не ищите детали (на данном этапе достаточно тезисно озвучить идею)

Слайд 10

Этапы и правила мозгового штурма: 3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе оценка приветствуется

Слайд 11

Выбор подходящей идеи (анализ идей) Перед тем как начать выбор нужной идеи необходимо удалить повторяющиеся, не относящиеся к теме или проблеме. Расставляем приоритеты (в соответствии с теми критериями, которые для нас наиболее значимы при решении данной задачи). Наиболее предпочитаемые идеи прорабатываем

Слайд 12

Проект Тема Цель Задачи Участники Содержание Результат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В данной статье автор делится опытом работы по воспитанию гражданско-патриотических чувств на примере славянской культуры....

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре

О важности приобщения ребенка к культуре народа, на земле которого живешь...

Социально-эмоциональное развитие ребёнка средствами традиционной народной культуры.

Пути формирования интегративного качества "эмоционально отзывчивый" с использованием средств традиционной народной культуры....

Доклад на тему: "Приобщение детей с ОВЗ к основам национальной русской культуры через ознакомление с традиционными русскими оберегами"

laquo;Народ, который не знает своей культуры и истории презрен и легкомыслен» Н. М. Карамзин Мы живем в очень сложное время. Бурный поток западной культуры, вливающийся в нашу жизнь с экранов т...

Методическая разработка по воспитанию нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре.

Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценны...