ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
статья (5 класс) по теме

Винокурова Розалия Хамитовна

В данной статье автор делится опытом работы по воспитанию гражданско-патриотических чувств на примере славянской культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Розалия Хамитовна Винокурова, учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №8» г. Нижневартовск, ХМАО-Югры

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Воспитание любви к родному краю,

 к родной культуре, к родному селу

 или городу, к родной речи –

 задача первостепенной важности.

Д.С. Лихачев

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально значимыми делами, к реализации прав и обязанностей, а также укреплению ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор.

Одной из причин снижения патриотического сознания является незнание своей истории, культуры, народных традиций, того, чем должны гордиться и что должны преумножать. «Если у людей, населяющих какую-то географическую территорию, нет своего целостного культурного и исторического прошлого, традиционной культурной жизни, своих культурных святынь, то у них (или их правителей) неизбежно возникает искушение оправдать свою государственную целостность всякого рода тоталитарными концепциями, которые тем жестче и бесчеловечнее, чем меньше государственная целостность определяется культурными критериями», - писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. [2, 1]

Действительно, традиции народной культуры имеют огромное воспитательное значение в развитии личности, они дают возможность ребенку прикоснуться к неиссякаемому роднику народной мудрости, служат делу познания отечественной истории, истории родного края. Не зная своей культуры, невозможно понять культуру другого народа и оценить вклад отечественной культуры в мировую культуру.[3, 12]

Данная проблема актуальна не только в масштабах страны, города, но и в рамках общеобразовательной школы. Чтобы повысить уровень патриотизма и гражданственности среди подростков в своей школе, я совместно с обучающимися пятого класса решила реализовать социальный проект по теме «С чего начинается Родина?», основной задачей которого было проведение ряда мероприятий, направленных на повышение патриотического сознания на примере славянской культуры.

Первоначально пятиклассники провели опрос сверстников с целью выявления уровня патриотизма. Данные опроса были следующие: 60% ребят считают себя патриотами, 24% - затрудняются ответить и 16% - патриотами себя не считают.

Первым мероприятием в рамках проекта было выступление пятиклассников с литературно-музыкальной композицией «Славянские традиции» перед ветеранами на День пожилого человека, учениками 5-11 классов на открытии Декады русского языка и литературы, а затем перед жителями микрорайона на концерте, посвященном выборам в День народного единства. Танец помогла поставить родительница-хореограф Тихонова Татьяна Арсентьевна, стихи ребята сочинили сами, исследуя материал на уроках литературы, а также в городской библиотеке № 12, костюмы нашли в школе. Концертное выступление помогло подросткам на себе прочувствовать дух славянского народа, проникнуться гордостью за свою страну. Эти же чувства, надеемся, испытали и наши зрители.

Вторым мероприятием было участие в конкурсе «Осенняя ярмарка». Поскольку ярмарка – мероприятие, уходящее своими корнями в древнюю славянскую культуру, то ребята с удовольствием использовали все его разнообразные жанры: заклички, частушки, переодевание в национальные одежды, выступление скоморохов, изготовление чучела – без чего не обходится ни одно народное гуляние. Всё это и собранный летний урожай помогли им занять 1 место в конкурсе, а также помочь ветеранам. Ведь заработанные на ярмарке деньги (2.500 руб.) они отдали на поздравление ветеранов на День пожилого человека. И это особенно важно, поскольку у ребят появилась возможность отдать дань уважения людям, достойно прошедшим суровые для страны годы ради мира на земле.

Третье мероприятие - проведение КВН-а на параллели 5-х классов по теме «Красна речь пословицей!» Ещё Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Самая большая ценность народа — это язык». [6, 21] Поэтому мероприятие было направлено на то, чтобы увлечь ребят устным народным творчеством, а через пословицы полюбить свой народ и свою страну.

Но цикл мероприятий по патриотическому воспитанию этим не ограничился, он имел своё продолжение. Заинтересовавшись славянской культурой, некоторые ученики моего класса решили углубить свои познания и занялись исследовательской деятельностью, успешно защитив свои проекты сначала на школьной, а затем и на городской научно-практической конференции. Темы исследований были следующие: «История в пословицах» Железняковой Екатерины, «Славянские мифы» Тихонова Данила, «Снегурочка как мифологический образ» Шевченко Екатерины.

Материалы проекта ребята красочно оформили и передали в школьную библиотеку. Туда вошли сценарии мероприятий, исследовательские работы, буклеты, которые в дальнейшем можно использовать при работе с подростками.

В перспективе мы с ребятами планируем провести фестиваль «Дружба народов», на котором представим культуру других народностей, ведь страна наша многонациональная, и внимания заслуживают все народности без исключения.

По окончании проекта пятиклассники провели повторный опрос, результаты которого нас порадовали: у 90% подростков проведенные мероприятия вызвали интерес к славянской культуре; у 10% подростков изменилось отношение к стране с такой богатой и интересной культурой.

Таким образом, эффективность работы по патриотическому воспитанию во многом зависит от степени вовлеченности подростков в социально-значимые дела, а традиции и культурное наследие народа – благодатный материал, на котором можно воспитать истинного патриота и гражданина.

Список литературы

  1. Государственные программы: Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы, Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы, утвержденные соответствующими Постановлениями Правительства РФ.
  2. Лихачев Д.С. Культура как целостная среда: Новый мир.- 1994.- №8.
  3. Прокопенко С.И. Роль дополнительного образования в социальном воспитании детей с целью приобщения их к традициям народной культуры. [Электронный ресурс] – http://festival.1september.ru/articles/550365/=12.
  4. Солевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. – М., 2005.
  5. Терещенко А.В. История культуры русского народа. – М., 2007.
  6. http://likefeo.narod.ru/books/lihachev/pisma.html#t21.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание чувств патриотизма и героизма у обучающихся кадетских классов МОУ "СОШ№42" через взаимодействие и личный опыт ветеранов труда и ВОВ.

Работа была представлена на регианальной научно-практической конференции в Братском государственном университете (апрель 2011г.), посвященной 66 - годовщине со Дня Победы в Великой Отечественной Войне...

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей.

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей является одной из наиболее актуальных и важных проблем современного общества....

Огромная роль в воспитании чувств патриотизма и гражданственности принадлежит урокам литературы.

Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит урокам литературы. Планируя в 5-10-х классах уроки по изучению произведений о Великой Отечественной войне, ставлю перед с...

Огромная роль в воспитании чувств патриотизма и гражданственности принадлежит урокам литературы.

Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит урокам литературы. Планируя в 5-10-х классах уроки по изучению произведений о Великой Отечественной войне, ставлю перед с...

Проблемы воспитания чувства патриотизма и гражданственности у современного подрастающего поколения

В статье рассматриваются понятия «патриотизм», «гражданственность», выделяются разновидности патриотизма. Рассматриваются проблемы современного патриотического воспитания и формирования чувства гр...