Формирование чувства патриотизма через экологическое образование у обучающихся с нарушением интеллекта во внеурочной деятельности
учебно-методический материал по экологии
Практика показывает, что обучающиеся с ОВЗ положительно относятся к разнообразным формам внеклассной работы как: экологические беседы, конкурсы, викторины, праздники, экскурсии в природу. Любовь к природе определяется прежде всего, действенным, бережным отношением к ней.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Републики Марий Эл
«Школа № 2 г. Йошкар-Олы»
Дмитриева Татьяна Симфориановна,
учитель высшей кв. категории
Доклад на методическом объединении классных руководителей
Тема: «Формирование чувства патриотизма
через экологическое образование
у обучающихся с нарушением интеллекта во внеурочной деятельности»
«Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть…»
И. Трофимова.
Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни. Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе родного края, Родине. Формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, культуры и труда. Не стоит считать, что умственно отсталые дети не нуждаются в экологическом воспитании. Их поведение должно соответствовать всем нормам общества: моральным, этическим, социальным, правовым. Хорошо понимая важность экологических проблем, необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы.
Через заботу о природе родного края у детей развиваются:
- эмоциональная привязанность к месту, где они живут;
- осознание личной ответственности за окружающий мир;
- гордость за свою малую родину.
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями важно:
- использование наглядных и практических методов;
- связь обучения с жизненным опытом;
- постепенное усложнение материала.
В нашей школе накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся.
В работе по формированию экологической культуры у обучающихся с интеллектуальными нарушениями используются все современные направления развития. В данном случае речь идет о формах и методах работы:
а) урочная деятельность:
- Интеграция экологических тем в предметы (чтение, природоведение, биология, география).
Пример: изучение сказок и рассказов о природе (В. Бианки, М. Пришвин), беседы о заповедниках России. - Практические задания: посадка растений, создание кормушек, наблюдение за погодой.
б) внеурочная деятельность:
- Экологические акции: «Посади дерево», «Чистый двор», «Помоги птицам».
- Экскурсии в парки, лес, краеведческий музей.
- Проектная деятельность: создание альбома «Природа моего края», выставки поделок из природных материалов.
в) совместная работа с родителями:
- Семейные экологические проекты.
- Участие в городских/районных мероприятиях (субботники, конкурсы).
Практика показывает, что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья положительно относятся к разнообразным формам внеклассной работы как: экологические беседы, конкурсы, викторины, праздники, экскурсии в природу. Любовь к природе определяется, прежде всего, действенным, бережным отношением к ней. Обучающиеся принимают участие в природоохранных акциях и десантах «Мы чистим мир. Стали участниками издания наглядной агитации: «Мусору-нет!», «Защитим природу!». Регулярно убирают территорию вокруг школы от мусора. Рисуют листовки и плакаты призывающие не загрязнять природу. В нашей школе ежегодно обучающиеся кормят зимующих птиц. Как и любая природоохранная акция, она состоит из подготовительного периода и практической деятельности. В подготовительный период проводятся беседы о птицах, оставшихся зимовать, о том как можно сделать кормушки, чем лучше кормить птиц зимой. Изготовленные кормушки ребята развешивают, кормят птиц и наблюдают за ними. Цель воспитания патриотизма у детей при помощи экологических акций, мы видим в формировании у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность во взаимодействии с природой. Экологическое воспитание учащихся не замыкается рамками нашей школы. Мы всегда вовлекаем детей в участие в различных экологических конкурсах разного уровня. Наши дети занимают призовые места в конкурсах. Они изготавливают поделки из природного материала, рисуют рисунки о животных, растениях, экологических проблемах. Обращаем внимание детей, на то, что из-за наших поделок не должно пострадать ни одно растение или животное, что эти поделки должны показать красоту природы. Весь материал подготовленный нами может быть использован учителями на уроках, для подготовки и проведения классных часов и внеклассных мероприятий.
Примеры из практики
- Игра «Защитники природы» (ролевые ситуации: спасти дерево, убрать мусор).
- Тематические недели «Земля – наш общи дом», «Защитим природу родного края» (рисунки, стихи, викторины).
- Ведение «Экологического дневника» (фиксация наблюдений за природой).
Формирование экологического поведения и сознания сказывается на развитии личности ребенка. У многих учащихся, особенно в старших классах, формируется убежденность в необходимости охраны природы и их личном участии в этом.
Экологическое образование позволяет:
- Упростить понимание абстрактных понятий (Родина, патриотизм) через конкретные действия (уход за растениями, участие в субботниках).
- Развивать социальные навыки и чувство принадлежности к коллективу.
- Формировать бережное отношение к природным богатствам страны.
Конечная цель экологического воспитания – ответственное отношение к окружающей среде. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.
Экологическое образование – это доступный и эффективный способ воспитания патриотизма у детей с интеллектуальными нарушениями. Через любовь к природе они учатся ценить свою Родину, становясь более ответственными и заботливыми гражданами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ценностного отношения к здоровью обучающихся в рамках ФГОС через внеурочную деятельность
В данной работе кратко излагается практический материал по важному направлению - внеурочной деятельности обучающихся 1-5 классов (из опыта работы)....

Сообщение на педагогическом совете на тему: ««Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта через игровую деятельность в ходе реализации ФГОС».
Рассуждения на тему: "Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта через игровую деятельность в ходе реализации ФГОС"...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Описаны проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта, а также методы и формы, ориентированные на коммуникацию через внеурочную деятельность...

Статья по теме «Формирование здорового образа жизни у детей с нарушениями интеллекта на уроках биологии и во внеурочной деятельности».
В статье представлен материал о формах, разных направлениях и системе коррекционной работы, направленной на формирование знаний, умений, навыков здорового образа жизни у детей с интеллекту...

Коррекционная работа по формированию мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности.
Коррекционная работа по формированию мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности....

Развитие творческой активности у обучающихся с нарушениями интеллекта на уроках технологии и внеурочной деятельности.
В работе представлен материал по обмену опытом о развитии творческой активности у обучающихся 5-9 классов с нарушением интеллекта. В силу психофизических проблем у наших воспитанников имеется мн...

Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности «Тропинка к профессии» в 8 классе для обучающихся с нарушением интеллекта, вариант 1
Актуальность реализации данной программы обусловлена потребностью подростков в самоопределении, в том числе в определении сферы будущей профессиональной деятельности. А это влечёт за собой необхо...
