ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
статья по теме

Гаврилова Оксана Борисовна

Описаны проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта, а также методы и формы, ориентированные на коммуникацию через внеурочную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_navyki_cherez_vneurochnuyu_deyatelnost.docx38.85 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №11»

Задача современной системы образования заключается в формировании универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует на результаты образования, одними из которых являются коммуникативные умения. 

Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие контакт с другими людьми для общения и поддержания оптимальных отношений.

Основная задача в работе  с детьми с интеллектуальными нарушениями максимально адаптировать их в процесс социальной интеграции, и овладение коммуникативными навыками является важнейшей составляющей в этом процессе.

По мнению Л.С. Выготского, ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость  интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обуславливающие замедленное и аномальное развитие коммуникативных умений у умственно отсталых детей.

Трудности формирования коммуникативных навыков, испытывающие обучающиеся с умственной отсталостью: ограниченный круг общения, бедный социальный опыт,  недоразвитие эмоционально-волевой сферы, отношение к себе, ситуации, связанной с общением,  недоразвитие всех компонентов речи, отсутствие речевой инициативы, дефицитарность речемыслительных средств.

В.Г.Петрова  отмечала, что умственно отсталые дети мало разговаривают между собой. Даже общаясь друг с другом в ситуации игры, они недостаточно пользуются речью, заменяя обсуждения и беседы произнесением отдельных слов. В ряде случаев школьники не прочь заменить словесный ответ кивком головы или другим выразительным движением. Общение умственно отсталых школьников с другими детьми и с взрослыми не только ограничено, но и протекает без должной активности, вяло. Нарушение общения, в свою очередь, усугубляет нарушение познавательной деятельности.

В этой связи речь школьника с интеллектуальным нарушением не может качественно обеспечивать коммуникативную функцию, способствовать полноценному формированию навыков общения, что обедняет все виды его деятельности. Отсутствие речевой инициативы и выраженная дефицитарность речемыслительных средств способствуют возникновению у школьников с интеллектуальной недостаточностью речевого негативизма, замкнутости, стереотипии и штампов в использовании одних и тех же речевых конструкций.

Обучающиеся среднего и старшего возраста имеют такие проблемы формирования коммуникативных навыков:

  • трудности в построении монологической речи;
  • неумение связанно построить высказывание;
  • неумение выразить собственное мнение по поводу обсуждаемого вопроса;
  • небольшой словарный запас;
  • ограниченность в использовании выразительных средств;
  • односложность ответов;
  • неумение выражать мысль своими словами;
  • неумение слушать и слышать одноклассников.
  • уход от ответа.

Поэтому процесс формирования коммуникативных умений и навыков рассматривается как одно из средств коррекции и развития устной речи младших школьников с нарушением интеллекта, что, в свою очередь, способствует активизации познавательной деятельности этой категории учащихся.

Общение является одним из самых основных видов деятельности в школьном возрасте. Дети разного возраста общаются с взрослыми и друг с другом. Потребность в общении у ребёнка появляется рано. Поэтому эту потребность необходимо удовлетворять, так как дефицит общения может привести к замкнутости и дезадаптации ребенка к жизни. Общение представляет важный развивающий компонент, так как проявляется в различных формах.

Формирование  коммуникативных  умений  младших  школьников -  актуальная  проблема,  так  как  степень  сформированности  данных  умений  влияет  не  только  на  результативность  обучения  учащихся,  но  и  на  процесс  их  социализации  и  развития  личности  в  целом.  Умения  формируются  в  деятельности,  а  коммуникативные  умения  формируются  и  совершенствуются  в  процессе  общения  учащихся,  как  на  уроках,  так  и  во  внеурочной  деятельности.

Коммуникативные    действия  обеспечивают  способность  вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

Коммуникативные действия включают следующие умения:  

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик– ученик, ученик–класс, учитель−класс);  
  • использовать  принятые  ритуалы  социального  взаимодействия  с  одноклассниками и учителем;  
  • обращаться за помощью и принимать помощь;  
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах  деятельности и быту;  
  • сотрудничать  с  взрослыми  и  сверстниками  в  разных  социальных  ситуациях;  
  • доброжелательно  относиться,  сопереживать,  конструктивно взаимодействовать с людьми;  
  • договариваться  и  изменять  свое  поведение  в  соответствии  с  объективным  мнением  большинства  в  конфликтных  или  иных  ситуациях взаимодействия с окружающими.

        Активизация коммуникативной деятельности обучающихся предполагает процесс побуждения их к энергичному, целенаправленному общению. При работе по развитию речевой коммуникации необходимо опираться на возможности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и, в первую очередь, развивать:

-        способность ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них;

-        умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;

-        восприятие речи;

-        умение подражать;

-        умение соблюдать очередность в разговоре;

-        умение применять навыки общения в повседневной жизни.

Таким образом, для более успешной социализации детей с нарушением интеллекта необходимы следующие коммуникативные умения:

- сотрудничать;

- слушать и слышать;

- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;

- говорить самому.

Существуют два вида формирования коммуникативных умений: вербальные и невербальные.

К вербальным относятся:

  • умение слушать и слышать собеседника;
  • умение корректно задавать вопросы;
  • умение адекватно реагировать на вопросы и давать ответы;
  • умение допускать разные точки зрения (нейтральная позиция педагога, которая позволяет обучающимся во время занятия высказывать и «правильные», и «неправильные» точки зрения без опасения, что их одернут, остановят);
  • установка на совместную деятельность;
  • групповая и парная формы работы.

К невербальным относятся: 

  • визуальные (выражение лица, позы, контакт глаз),
  • акустические (интонация, паузы и логические ударения), 
  • тактильные (дистанция, прикосновение).

Для развития невербальных и вербальных умений возможно использовать учебную и внеурочную деятельность (игры, тренинги, учащиеся общаются адекватно, общение носит неформальный характер).

Методы, ориентированные на коммуникацию: ролевые и деловые игры, проекты, выступления на праздниках (исполнение ролей в спектаклях), участие в конкурсах, театрализованной деятельности.

Внеурочная деятельность позволяет проявить и развить разные способности у ребят: творческие, организаторские, исследовательские, ораторские.

Для  реализации доступны  следующие  виды  внеурочной  деятельности:

1.  игровая  деятельность;

2.  познавательная  деятельность;

3.  проблемно-ценностное  общение;

4.  досугово-развлекательная  деятельность  (досуговое  общение);

5.  художественно-эстетическое  творчество;

6.  спортивно-оздоровительная  деятельность;

В рамках новых образовательных стандартов через внеурочную деятельность возможно создать условия, в которых обучающиеся, через игры, дискуссии и упражнения, открывают закономерности и особенности взаимоотношений, общения и поведения в мире людей, а также развивают важные для этого качества и умения. Одними из главных отличительных  особенностей организации внеурочной деятельности по каждому направлению является: свободный выбор каждым учащимся образовательной области, признание за ним права на пробу и ошибку в выборе; личностно - деятельностный характер обучения; личностно - ориентированный подход к ученику; создание условий для самореализации; самопознания, самоопределения личности.

Во  внеурочной  деятельности  возможно  применение  различных  упражнений  и  игр,  которые  направлены  на  формирования  коммуникативных  умений.

Дидактическая игра– одно из средств воспитания умственной активности обучающихся. Игра должна быть доступной для них, соответствовать их потребностям и интересам. Понятно, что непосильное задание отбивает интерес к игре; очень простое – воспринимается как развлечение. Игра должна быть посильной, но в то же время содержать некоторые трудности, требующие от ученика напряжения внимания, памяти.

С помощью игр удается углубить и закрепить полученные знания, развить приобретенные детьми навыки. Игры уменьшают степень нервно-психологического напряжения, содействует созданию положительных эмоций у обучающихся, помогают результативному овладению знаниями.

Игры-драматизации на занятиях формируют воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, обучающиеся изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития детей. Знакомство с приемом драматизации можно начинать с инсценировки сказок.

Эффективно проводить сюжетно-ролевые игры. Это очень важно не только для поддержания эмоционального тонуса ребенка во время занятия и делает процесс обучения более интересным. Ролевая игра развивает очень важный и необходимый для обучения психический процесс - воображение.

При работе в кружках используются  такие формы работы, как парная, групповая, индивидуальная. В процессе взаимодействия учащиеся раскрываются, что позволяет увидеть их личностные качества, как они развиваются, изменяются и формируются. Работа в парах поможет формированию умения слышать друг друга, понимать услышанное, считаться с мнением партнера, уважать его мнение, отстаивать свою точку зрения. Ребята учатся договариваться, развивается речь, обогащается словарный запас.

Систематически вовлекая воспитанников в обсуждение межличностных конфликтов, следует поощрять их попытки разрешать конфликт без применения силы, а с помощью высказываний своих мыслей и чувств. Для анализа поведения конфликтовавших детей можно использовать аналогичное поведение сказочных персонажей; привлекая в совместные игры разных детей, создавать ситуацию успеха для каждого обучающегося.

Китайская народная мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Вовлеки меня — и я научусь». Вовлечь обучающегося в образовательный процесс помогают различные формы и методы работы. У младших школьников по-прежнему ведущей остается игровая деятельность. Использование игровых технологий во внеурочной деятельности помогает педагогу заинтересовать школьника, привлечь его внимание, проявить свои эмоции.

Для среднего, старшего школьного возраста характерны такие формы работы, как диалогические, монологические выступления с подготовленной речью, дискуссии, ролевые игры, групповые игры, театрализация, защита проектов и др.

Внеурочная деятельность помогает ребятам ощутить свою уникальность и востребованность. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов.

В рамках новых образовательных стандартов на базе школы через внеурочную деятельность возможно создать условия, в которых обучающиеся через игры, дискуссии и упражнения, открывают закономерности и особенности взаимоотношений, общения и поведения в мире людей, а также развивают важные для этого качества и умения. Освоение элементов коммуникативной культуры позволяет воспитанникам успешнее реализовать свой потенциал.

Источники информации:

  1. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе. М., 2005.

  1. И.А.Емельянова Журнал «Образование и наука» ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика.  Выпуск № 1 / 2009
  2. Немов Р.С. Общие основы психологии, кн. 1. - М.: Издательский центр «Владос», 2000. - 688 с.

  1. https://infourok.ru/osobennosti-razvitiya-kommunikativnih-umeniy-u-detey-s-umstvennoy-otstalostyu-893043.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Интерактивные методы и приёмы в логопедической работе по формированию коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта"

Методическая разработка представляет собой методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у учащихся с нарушением интеллекта посредством интерактивного обучения. В работе описаны ос...

Сообщение на педагогическом совете на тему: ««Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта через игровую деятельность в ходе реализации ФГОС».

Рассуждения на тему: "Развитие коммуникативных навыков у обучающихся  с нарушением интеллекта через игровую деятельность в ходе реализации ФГОС"...

Формирование коммуникативной компетентности у обучающихся с нарушением интеллекта.

Театрализованная деятельность - это реальная возможность каждому ребёнку испытать свои силы, иметь шанс на успех и удачу, это общение в неформальной обстановке с товарищами школы. Чтобы ребёнок не ста...

Статья "РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В УСЛОВИЯХ СИРОТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

В подростковом возрасте общение является ведущей деятельностью. Однако для воспитанников коррекционных детских домов, этот вид деятельности вызывает большие трудности. В статье описаны причины, основн...

Формирование коммуникативной компетентности у обучающихся с нарушением интеллекта

Формирование коммуникативной компетентности у обучающихся с нарушением интеллекта...

Буклет «Рекомендации для родителей: использование средств логоритмики для развития коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта».

Логоритмика – это доступная и универсальная форма целенаправленной коррекции речевой и психомоторной функции детей, а также эффективное средство развития коммуникативных навыков у младших школьн...