Формирование коммуникативной компетентности у обучающихся с нарушением интеллекта
статья

Яковчик Ольга Михайловна

Формирование коммуникативной компетентности у обучающихся с нарушением интеллекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной компетентности у обучающихся с нарушением интеллекта.

Когда ты делаешь то, что ты любишь – это свобода, когда ты любишь то что  делаешь – это счастье!

Одна из  актуальных задач коррекционной школы - развитие коммуникативной компетенции обучающихся. Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых компетенций, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому её формированию следует уделять пристальное внимание. Речь служит важнейшим инструментом социализации детей с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением). Речь имеет огромное значение для формирования психических процессов, всей личности ребёнка, становления мышления и воли, поэтому развитие вербальной (речевой) коммуникации у детей с умственной отсталостью является одной из актуальных проблем в логопедии и олигофренопедагогике.

Большинство обучающихся специальной (коррекционной) школы для детей с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) имеют нарушение речи, которое носит системный характер, поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. У обучающихся отмечается бедность словаря, нарушение грамматического строя речи, нарушения связной речи. У  умственно отсталых детей с речевой патологией отмечаются существенные отклонения в развитии моторной, двигательно-координационной и эмоционально-волевой сферы: общая моторная неловкость, недостаточная статическая и динамическая координация движений, слабый мышечный тонус, истощаемость движений, недостаточная двигательная память и снижение произвольного внимания при выполнении двигательных заданий. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Следует отметить и когнитивные нарушения: отсутствие нормы поведения в коллективе, затруднение усвоения учебного материала, двигательная расторможенность, отсутствие внимания, понимания и запоминания. Умственно отсталые дети с речевыми нарушениями испытывают трудности в овладении навыками выразительной и эмоциональной речи. Понятие выразительность речи включает в себя интонационную выразительность (мелодику, темп, ритм, логическое ударение), мимику, жесты, позу говорящего.

Особенностями логопедической работы в специальной (коррекционной) школе для детей с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) являются максимальное включение анализаторов и использование  разнообразной наглядности. 

Проблема развития связной речи у умственно отсталых детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.

С данной категорией обучающихся необходимо работать над развитием связной речи, её эмоциональностью, грамотностью. Для достижения результатов в развитии речи и по формированию коммуникативных навыков  используются методы вербального и невербального характера. В этом хорошо  помогает арттерапия.

Особо успешен  такой вид деятельности, как «Театр». В специальной (коррекционной) школе № 60 этот вид деятельности стал успешной  традицией.  

Театрализованная деятельность близка и понятна умственно отсталому ребенку, потому что связана с игрой. Это самый яркий и доступный восприятию ребенка вид работы, доставляющий радость, развивающий воображение и фантазию, способствующий творческому развитию и раскрытию потенциала каждого обучающегося школы.

Основное достоинство этого вида искусства - это развитие связной речи. Маленький артист должен чётко знать наизусть свою роль, владеть всеми средствами выразительности.

В театрализации соединяются в единую работу обучающиеся с различными интеллектуальными нарушениями, речевыми и двигательными дефектами, группы разной возрастной категории.

На фоне многочисленных нарушений у данной категории детей  могу выделить сохранность слухового внимания и зрительного восприятия. На этом и базируется работа над постановками мюзиклов "Кошкин дом", «Бременские музыканты на новый лад», "Муха-цокотуха", "В синем море, в белой пене".

Работа над постановкой длится два месяца. Шьются костюмы, изготавливаются элементы декораций. Подготовка детей проходит в три этапа. Индивидуальная работа, групповая (разучивание текста, танцев), фронтальная (слияние номеров в единую постановку).

         В результате данной работы:

  • обучающиеся учатся исполнять небольшие монологи и более развёрнутые диалоги между персонажами с интонационной выразительностью;
  •  выполняют направленные действия с предметом; согласовывают действия с действиями партнёров;
  • корректируются нарушения речи обучающихся с умственной отсталостью. Речь детей становится более внятной и понятной.
  • вырабатывается воля, терпение, ребенок постепенно начинает входить  в коллективную работу, что способствует дальнейшей социализации ребенка.

       Распределяя роли, имеется возможность влиять на поведение и взаимоотношение детей. Спектакль - это отличный вид работы для взаимодействия учителя - логопеда и педагогов школы. Для родителей театрализованная деятельность - это хорошая возможность увидеть динамику развития своих детей, наглядная демонстрация включения детей в жизнь школы.

 Театрализованная деятельность давно вышла за рамки деятельности одного учителя – логопеда. На данном этапе это комплексная работа творческой группы  и во внеурочной деятельности.

Презентация полученных результатов  проводится в форме отчетных концертов с приглашением родителей (законных представителей), друзей. Так же мы принимаем участие в различных конкурсах. Успехи детей отмечены грамотами, дипломами, благодарственными письмами.

Таким образом, театрализованная деятельность - это реальная возможность каждому ребёнку испытать свои силы, иметь шанс на успех и удачу, это общение в неформальной обстановке с товарищами школы. Чтобы ребёнок не стал неудачником, ему необходим успех среди окружающих. На базе этого состояния формируются устойчивые чувства удовлетворения, меняется самооценка.

"Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок". Василий Александрович Сухомлинский.

О.М. Яковчик,

логопед специальной (коррекционной)

школы № 60


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Интерактивные методы и приёмы в логопедической работе по формированию коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта"

Методическая разработка представляет собой методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у учащихся с нарушением интеллекта посредством интерактивного обучения. В работе описаны ос...

Сообщение на педагогическом совете на тему: ««Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта через игровую деятельность в ходе реализации ФГОС».

Рассуждения на тему: "Развитие коммуникативных навыков у обучающихся  с нарушением интеллекта через игровую деятельность в ходе реализации ФГОС"...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Описаны проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта, а также методы и формы, ориентированные на коммуникацию через внеурочную деятельность...

Формирование коммуникативной компетентности у обучающихся с нарушением интеллекта.

Театрализованная деятельность - это реальная возможность каждому ребёнку испытать свои силы, иметь шанс на успех и удачу, это общение в неформальной обстановке с товарищами школы. Чтобы ребёнок не ста...

Формирование социальных компетенций у обучающихся с нарушением интеллекта.

Формирование социальных компетенцийу обучающихся с нарушением интеллекта....