Коррекционная работа по формированию мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности.
статья

Колотилова Вера Александровна

Коррекционная работа по формированию мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционная работа по формированию мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности.

       Своеобразие детей с нарушением интеллекта состоит в том, что развитие их затруднено как внешними, так и внутренними факторами: несоответствием уровня интеллектуального развития возрасту, недоразвитием мелкой моторики рук, плохой восприимчивостью ко всему новому, недостаточностью всех сторон  мыслительный деятельности. Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаз. Мелкая моторика является составной частью моторных способностей индивида и оптимального двигательного  стереотипа социализированных движения [1,с.144]

       Одной из причин, вызывающих задержку в развитии ребенка и его неуспеваемость, является нарушение работы рук, особенно пальцев. Задержка в развитии мелких мышц кисти рук, что особенно ярко прослеживается у детей с умственной отсталостью, затрудняет процесс овладения двигательными умениями и навыками, оказывает негативное влияние на сенсорное развитие и формирование опорно – двигательного аппарата ребенка. Для таких детей характерна неуверенность в движениях, вялость, они плохо включаются в любую деятельность, теряют направление.

        Развитие мелкой моторики, как главное условие осуществления  познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Решение проблемы развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта наиболее успешно осуществляется во внеклассной работе, на занятиях ручного труда.

        На занятиях по ручному труду дети овладевают элементарными приемами работы с различными материалами и инструментами. Изготовление поделок требует от ребенка ловких движений. В процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе постепенно образуется система специальных навыков и умений.

        Педагоги, работающие с младшими школьниками знают какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие сформированной техники движений, скоординированных действий глаз и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

        Основная задача коррекционной работы по формированию мелкой моторики – развитие двигательных способностей. Она реализуется через:

- формирование и совершенствование двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами ( твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми),

- умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер, ножницы( обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах, вырезая)

- формирование зрительно – моторной координации,

- формирование активной речи ребенка, пополнение словарного запаса новыми понятиями,

- развитие мышления, памяти, внимания, сосредоточенности зрительного и слухового восприятии,

- координацию крупных движений и развитие умения владеть своим телом,

- обучение пространственной ориентации на листе бумаги и в окружающем пронстранстве,

- развитие умения слушать, понимать и выполнять словесные установки педегога.

      Реализация этих задач с учетом возрастных особенностей детей способствует их интеллектуальному развитию.

       Мелкая моторика развивается постепенно. Это индивидуальный процесс и у каждого  ребенка он проходит своими темпами. По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о его готовности к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

        На базе Лазурненской специальной коррекционной школы – интерната VIII вида была разработана программа «Клуб выходного дня». Ведется кружковая работа: «Разноцветный лоскуток», «Волшебная игла», «Умелые ручки», «Вышивка крестиком», «Из бумаги мастерим  как маги». Со своими работами дети выезжали на районную выставку «Город мастеров», областную выставку «Путь к успеху». На областном конкурсе «Социальный работник 2012» педагоги вместе с детьми организовали выставку детских работ. Воспитателями и педагогами ведется работа по организации творческих мероприятий для  детей и очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьника стала разнообразной.

        Таким образом, реализуются коррекционные задачи по формированию мелкой моторики у младших школьников во внеклассной деятельности.

Список литературы:

  1. Грошенков И. А. Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе VIII вида: учеб. пособие для учителей спец. коррекционных школ и студентов дефектолог. ф-тов педвузов. – М.: ООО «Институт общегуманитарных исследований», 2002. – 223с.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию.

В материале рассматривается вопрос влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию....

Статья «Коррекционная работа по формированию мыслительных процессов у младших школьников с задержкой психического развития»

Выявление психологических особенностей внимания, памяти, мышления школьников с диагнозом ЗПР....

Формирование социально-бытовой адаптации младших школьников с нарушением интеллекта в условиях ГБУ ЦССВ

Так как последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов соц...

Перспективный план индивидуальной коррекционной работы по формированию школьно-значимых функций младшего школьника с ОВЗ

В данном документе приводится перспективный план работы по формированию школьно-значимых функций: мелкой моторики рук, простанственной ориентации, оптико-пространственной координации в системе «...

«Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта на логопедических занятиях с использованием игр и упражнений"

Данная методическая разработка представляет собой описание опыта работы учителя- логопеда по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта.В работе описаны группы игр, осн...

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ: "НАПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННЫЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ГЛУХИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ "

Аннотация. Формирование произношения у детей с нарушением слуха является одной из основных задач обучения  в системе специального образования. Главным условием для развития произносительных ...