«Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта на логопедических занятиях с использованием игр и упражнений"
методическая разработка

Mарина Aлексеевна Kовалёва

Данная методическая разработка представляет собой описание опыта работы учителя- логопеда по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта.

В работе описаны группы игр, основные методы и приемы работы с ними, используемые учителем – логопедом в процессе  проведения коррекционно – развивающих  занятий. Их применение  дает возможность учащимся принимать активное участие в процессе обучения, углублять знания и обмениваться ими, отстаивать и представлять свою точку зрения, повысить интерес к изучаемому материалу, способствует развитию координации движений, зрительного контакта, речевых и коммуникативных навыков, что значительно повышает результаты логопедической работы.

Данная разработка может быть использована учителями-логопедами, воспитателями, психологами, дефектологами, работающими с детьми с общим недоразвитием речи и  с системным недоразвитием речи различных образовательных учреждений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_navyki.docx56.05 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая  разработка

«Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта на логопедических занятиях

 с использованием игр и упражнений»

Автор- составитель:

учитель-логопед  Ковалева Марина Алексеевна

Аннотация.

Данная методическая разработка представляет собой описание опыта работы учителя- логопеда по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта.

В работе описаны группы игр, основные методы и приемы работы с ними, используемые учителем – логопедом в процессе  проведения коррекционно – развивающих  занятий. Их применение  дает возможность учащимся принимать активное участие в процессе обучения, углублять знания и обмениваться ими, отстаивать и представлять свою точку зрения, повысить интерес к изучаемому материалу, способствует развитию координации движений, зрительного контакта, речевых и коммуникативных навыков, что значительно повышает результаты логопедической работы.

Данная разработка может быть использована учителями-логопедами, воспитателями, психологами, дефектологами, работающими с детьми с общим недоразвитием речи и  с системным недоразвитием речи различных образовательных учреждений.  

Пояснительная записка.

Актуальность проблемы.

ФГОС О УО(ИН) предполагает развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации.К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), относятся -овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой.  Коммуникативная компетенция является ключевой, так как она решает проблему активной социализации личности, т.е. успешность подготовки к самостоятельной жизни в обществе зависят не только от приобретения определенных знаний по общеобразовательным предметам и в профессионально-трудовой деятельности, но и от уровня сформированности общения и умения налаживать отношения с окружающими.

Следовательно, целью и одновременно результатом логопедической работы становится формирование у школьников с интеллектуальной недостаточностью  речевой компетентности, что включает развитие коммуникативных и языковых способностей детей. Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Общение создаёт внешние и внутренние условия для развития личности ребёнка. Умение общаться создаёт ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме.

Способность к общению, или коммуникативная способность, включает три составляющих, на которых она основывается [9]:

- мотивационную («я хочу общаться»); 

- когнитивную («я знаю, как общаться»); 

          - поведенческую («я умею общаться»). 

1. мотивационная составляющая – потребность сообщить что-то или получить необходимую информацию – служит мощным стимулом для коммуникативной деятельности;

2. когнитивная – знание коммуникативных систем (кодов), обеспечивающих адекватное восприятие смысловой и оценочной информации, и воздействие на партнёра в соответствии с коммуникативной установкой;

3. поведенческая (функциональная) составляющая – такое свойство личности, которое  принято называть коммуникативной (языковой) компетентностью, включающей:

1) практическое владение индивидуальным запасом вербальных и невербальных средств для актуализации информационной, экспрессивной и прагматической функций коммуникации; 2) умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуативных условий общения; 3) построение высказываний в соответствии с нормами избранного коммуникативного кода и правилами речевого этикета. Оценка коммуникативной личности зависит от степени эффективности выполнения функции взаимодействия и функции воздействия. 

У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается низкий уровень социально-личностного развития(Н.К.Усольцева (1996), В.Г. Петрова (2004)):

- недостаточная инициативность в общении,

- предпочтение пассивных ролей,

- неумение улаживать конфликты,

- не владение адекватными (речевыми способами выражения своего внутреннего состояния). 

При составлении вопросительных высказываний, выполняющих контактно устанавливающую функцию в диалоге ребёнка с взрослым или сверстником, затруднения у детей с интеллектуальными нарушениями  возникают уже на этапе мотивации и создания смысловой программы. У данной категорииучащихсянаблюдаютсятрудности при определении темы вопроса, лексико-грамматического развёртывания вопроса.Доказано, что у детей с интеллектуальным и речевым недоразвитием стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения заметно ограничивают возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков, обеспечивающих процесс говорения и приема речи. Характерным является несовершенство структурно-семантической организации контекстной речи. Дети испытывают трудности при программировании высказывания, синтезировании отдельных элементов в структурное целое, отборе языкового материала для той или иной цели (В.К.Воробьева, Г.С.Гуменная, Р.И. Лалаева, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, Л.Б. Халилова, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская).Трудности общения проявляются в несформированности основных форм коммуникации (В.П. Глухов, Н.К. Усольцева), смешении иерархии целей общения (О.Е. Грибова), снижении потребности в нем, активности (Б.М. Гриншпун, О.С. Павлова, Г.В.Чиркина, Е.Г.Федосеева). Недостаточность вербальных средств общения (а у учащихся с интеллектуальными нарушениями  нарушена и произносительная, и фонематическая и лексико – грамматическая стороны речи) лишает возможности взаимодействия детей, становится препятствием в формировании игрового и учебного процесса (Л.Г.Соловьева, Е.А.Харитонова). Учёные выявили, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребёнка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки (А.В.Мудрик, 2001), В.Г.Петрова (2004)) [17]. Отсутствие речевой инициативы и выраженная дефицитарность речемыслительных средств способствуют возникновению у обучающихся с нарушением интеллекта речевого негативизма, замкнутости, стереотипии и штампов в использовании одних и тех же речевых конструкций.

Формирование коммуникативной компетентности у учащихся с интеллектуальными нарушениями является особенно актуальным, так как у данной категории детей самостоятельно она не формируется.Поэтому задача педагога специально организовать данную деятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия детей друг с другом, детей и взрослого.

Технология развития должна учитывать  взаимосвязь между формированием коммуникативных умений и навыков, особенностями познавательной деятельности, недоразвитием языковых и речевых средств у данной категории детей.

 Описание технологии.

Мы разработали систему  игр и упражнений для формирования коммуникативных навыков младших школьников с нарушением интеллекта на логопедических занятиях.

Цель этих игр:

формирование коммуникативных умений и навыков.

Задачи:

Образовательные:

  • выработка произносительных умений и навыков;
  • формирование слоговой структуры;
  • практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

Коррекционно – развивающие:

  • развитие понимания обращенной речи;
  • коррекция нарушений устной и письменной речи младших школьников;
  • развитие связной речи.

Здоровье сберегающие:

  • снятие напряжения различных групп мышц;
  • создание доброжелательной обстановки на занятии;
  • коррекция нарушений артикуляционной моторики;
  • профилактика нарушения дыхания, мелкой, и крупной моторики.

Воспитывающие:

  • Воспитывать интерес к занятию, доброжелательное отношение друг к другу.

С целью создания полноценной речевой среды и развития коммуникативной компетенции младших школьников логопедическая работа строится по следующим направлениям на основе данных диагностики речевых нарушений:

  • развитие понимания речи (детей учат вслушиваться обращённую речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщенное значение слова, выбирать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации (ломает- рвёт, мажет- клеит, прыгает- скачет). В это время их учат понимать текст с усложнённой, конфликтной ситуацией);
  • развитие артикуляционной и мелкой моторики и дыхания;
  • выработка новых произносительных умений и навыков;
  • расширение и уточнение словаря;
  • развитие грамматических навыков;
  • развитие языковых средств;
  • развитие диалогической речи (учить детей отвечать  точно и понятно на поставленные вопросы, учить правильно формулировать вопрос, воспитать способность свободно раскрепощенно вести диалог, используя индивидуально-психологический подход к каждому учащемуся);
  • развитие монологической речи (научить в логической последовательности выражать собственную мысль, рассказывая о себе, своих близких и о событиях окружающего мира);
  • выработка коммуникативных умений и навыков вусловиях речевой ситуации, организованной в форме ролевой игры;
  • профилактика вторичных нарушений.

Основными методами служат беседы, коммуникативные ситуации и игры (дидактические, сюжетно- ролевые, игры - драматизации), игровые приемы, работа с текстами устного народного творчества, литературными произведениями.Коммуникативная ситуация является ядром процесса обучения навыкам диалогической речи, так как при её создании устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается; мотивируется общение; презентуется (преподносится) речевой материал; приобретаются речевые навыки; развивается активность и самостоятельность общения; закрепляются коммуникативные навыки учащихся.

Весь подобранный материал игры, тексты, песни способствует формированию элементарных правил ведения диалога, правил и норм поведения в игровой коммуникативной ситуации. Совместные игры с ровесниками, диалоги с взрослыми и другими детьми позитивно влияют на формирование взаимодействия и взаимоотношения, что и отражается на коммуникативных навыках. Совместный анализ текстов позволяет создать развивающую и воспитывающую атмосферу на каждом занятии с воспитателем или логопедом. Для совершенствования коммуникативных навыков важен отбор текстов, так как восприятие содержания текста и его анализ должны соответствовать потребностям, интересам, возрастным нормам и особенностям развития. С этой целью отбираются тексты с речевыми конструкциями, необходимыми для общения. Кроме этого, используются различные модели речевого общения - от упрощённых до самых сложных.

Коррекция осуществляется на каждом занятии, которое включает:

  • ритуал приветствия;
  • пятиминутки общения;
  • речевые игры;
  • ритуал завершения занятия.

Много места отводится активной речевой практике, протекающей  в условиях специально созданных речевых ситуаций на темы, связанные с бытом и жизнью детей. Играя, соревнуясь, выполняя задания, дети:

  • преодолевают речевую замкнутость;
  • обогащают речевой опыт;
  • исправляют речевые ошибки;
  • учатся выражать свои мысли;
  • используют речь как средство коммуникации и общения.

Учебная ситуация должна отвечать следующим требованиям:

  • воспроизводит условия естественной жизненной ситуации;
  • соответствует реальным коммуникативным потребностям детей;
  • информационно насыщена;
  • определены виды речевой деятельности (говорение, аудирование) и форма общения (устная или письменная);
  • стимулирует участников общения к оценке фактов, событий, действий;
  • содержит коммуникативную проблему, которую нужно решить детям;
  •  соотносится с речевой  и языковой компетенцией детей.

Система специальных упражнений включает упражнения в монологе и диалоге в стандартных и нестандартных ситуациях: диалог на улице, на остановке, в магазине, в кино, в театре, в поликлинике, на почте и т.д.

Если темы речевых упражнений близки и понятны детям, они вызывают потребность в коммуникации.

Известно, что у детей с особенностями психо- физиологического развития (по Л.С. Выготскому) нарушено соотношение аффекта и интеллекта, аффективный компонент деятельности преобладает над   интеллектуальным, поэтому эмоциональные стимулы являются для них более значимыми. На уроках и занятиях широко используется:

  • похвала;
  • вознаграждение;
  • эмоциональное поглаживание;
  • др. средства эмоционального стимулирования.

Заключение.

Данная методическая разработка прошла апробацию на базе СОГБОУ «Демидовская школа – интернат» собучающимися 1-4 классов (УО/ИН).

 В результате включения предложенных игр и упражнений в структуру  коррекционно- развивающих логопедических занятий отмечается повышение коммуникативных умений  и навыков обучающихся.

Работа по формированию навыков коммуникации у обучающихся  с нарушениями интеллектуального развития характеризуется большой спецификой, которая обусловлена особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями, а также симптоматики, механизмов, структуры дефекта у данной категории детей.

Задача логопеда – обеспечить детям максимальную речевую активность на занятиях, которая бы не только формировала необходимые коммуникативные навыки, но обеспечивала бы коррекцию всех сторон личности аномального ребёнка:  высших психических функций, эмоционально-волевой сферы, предупреждение поведенческих отклонений, обеспечение здорового физического и нервно-психического состояния.

Предложенную технологию можно дополнять, совершенствовать, опираясь на свой опыт и творчество.

Литература.

  1. Аугене Д.И. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации // Дефектология. - 1987. – №4 – С. – 3-8.
  2.  Бессарабова Т. 25 игр для развития коммуникативных способностей детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.maam.ru/ (дата обращения 9.10.16)
  3. .Бодякшина Т. Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://www.maam.ru/. (дата обращения 09.10.16)
  4. Воробьева В.К.Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.- М.2006 г.
  5. Глухов  В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М.: АРКТИ, 2002. — 144 с. (Биб-ка практикующего логопеда)
  6.  Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология - № 2 - 1994 - с. 56-73
  7. Гриншпун Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью// Дефектология. — 1988.
  8. Емельянова  И. А. Особенности коммуникативных умений и навыков и пути их формирования у младших школьников с нарушением интеллекта.//Образование и наука. 2008. № 1 (58) – с.86-94.
  9. Конецкая В.П. Социология коммуникации.М.1997.
  10. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Отв. ред. Т. А. Савчук. – М.: Владос, 1998. – 224 с.
  11. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. -  М.: Институт практической психологии, 1997.- 384 с.
  12. Ломов  Б.Ф. Проблема общения в психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: -Наука, 1981. – 354 с.
  13. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. — Учебное пособие. — М., 2001 – 110 с.
  14. Мунирова Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: Дис. ... канд. пед. наук: Л. Р. Мунирова. - М.,1992.- 19с. http://search.rsl.ru/
  15. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учебно-методическое пособие для пед. и гуманит. вузов. (Авт.-сост. В.П. Глухов) / В.П. Глухов. - М.: МГТУ им. М.А. Шолохова, 2007. - 312 с.
  16.  Основы теории и практики логопедии// Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1968.
  17. Петрова В.Г  Психология умственно отсталых школьников. – М.: Академия, 2004
  18. Развитие коммуникативных умений младших школьников [Электронный ресурс] /http://ext.spb.ru/ Режим доступа: http://ext.spb.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
  19. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение, 1979. - 481 с.
  20. Филичева  Т.Б. ,Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи  /Т.Б. Филичева, Т.В.Туманова - М., 2000. – 150с.
  21. Хапина Ольга Михайловна.Развитие коммуникативных способностей дошкольников 6-7 лет с ОНР третьего уровня в игровой деятельности на логопункте в условиях реализации ФГТ.//https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/01/03/proekt._razvitie_kommunikativnykh_sposobnostey_detey_s_onr.doc
  22. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения — Изд. 2-е, доп. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1999. — 272 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 67)

                                                                                        Приложение  1.

Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков.

  1. Упражнения для совершенствования невербальных способов общения.

Упражнение 1.

Выразите с помощью мимики различное отношение к вопросу «Как поживаете?» (возможно использование жестов).

«Спасибо, хорошо».

«Неважно».

«Не могу даже ответить».

«Очень хорошо живу».

«Больше хорошо, чем плохо».

Упражнение 2. «Неожиданный гость». Покажите свое отношение к появлению неожиданного гостя.

Упражнение 3. «Наблюдатель». Исподволь приглядитесь к чьему-то лицу. Вообразите изучаемое лицо улыбающимся, гневным, опечаленным, насмешливым, испуганным. Наблюдайте за позами, жестами, движениями и мимикой двух общающихся людей.

Упражнение 4. Изобразите перед зеркалом разные эмоциональные состояния: радость, гнев, страх, нежность, удовольствие, изумление, интерес, отчаяние, возбуждение, стыд. Меняйте позы и маски.

Упражнение 5. «Вылепить скульптуру». Изобразите перед зеркалом следующие позы: мыслителя, скрипача, спящего кучера, боксера, пациента зубного врача, водителя, стрелка, землекопа, штангиста, лыжника, пассажира, стоящего в транспорте.

Упражнение 6. Примите позу общения: корпус слегка наклонен в сторону собеседника, руки открыты и развернуты к нему, приветливый взгляд и доброжелательное выражение лица.

Упражнение 7. Пройдите строевым, прогулочным шагом, семенящей, грациозной, бодрой походкой, пританцовывая, вприпрыжку, понурив голову, стремительно, озираясь по сторонам, осторожно переступая.

Изобразите походку мечтателя, заносчивого человека, кокетки, моряка, стиляги, хромого, старца.

Упражнение 8. «Я – не я!». Превратитесь в какое-нибудь животное, птицу, насекомое (медведя, кенгуру, лису, слона, черепаху, дятла, бегемота, цаплю, муху, гуся и др.). Обыграйте в позах и движениях повадки животного.

Упражнение 9. Изобразите с помощью жестов и движений ряд действий какой-либо деятельности (приготовление пищи, глажение, пение, рисование, осмотр выставки, художественная вышивка, танец и др.).

  1. Игры для развития умения устанавливать контакт с собеседником.
  1. Упражнение.

Приветствие с использованием невербальных средств выражения эмоций.

-Задание: встать в круг, положить руки друг другу на плечи. Приветливо посмотреть в глаза друг

другу, поздороваться за руку.

Упражнение «Нос к носу»

Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами.

Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», « Ухо к уху» и т.д.

  1. Разминка «Ласковое приветствие»

Ведущий предлагает, передавая «волшебную палочку» по кругу ласково здороваться со своим соседом. Например, «Здравствуй Сашенька» или «Привет котёнок»…При этом ведущий напоминает детям о том, что когда мы здороваемся с человеком, мы смотрим ему в глаза.

  1. Разминка «Паровозик»

Участники сидят в кругу. Ведущий двигается вокруг детей, имитируя движение паровозика.

Затем останавливается возле кого-нибудь и говорит: «Здравствуй,… Поехали со мной».

Ребёнок, которого выбрали, становится впереди. Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» соберутся все дети.

  1. «Улыбка» - дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.
  2. «Комплимент» - дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза

соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. (Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье..."). Принимающий кивает головой и говорит: "Спасибо, мне очень приятно!" Вместо похвалы можно просто сказать "вкусное", "сладкое", "молочное" слово.

  1. Упражнение «Остановите музыку»

Звучит музыка. Участники свободно передвигаются по классу. Как только ведущий останавливает музыку, каждый говорит что-то приятное оказавшемуся рядом с ним участнику. Это может быть комплимент или любая фраза, сказанная доброжелательным тоном: «Как я рада, что сегодня вновь мы здесь!», «Наша группа – класс!» и пр.

  1. Игра «Ладошки».

Психолог предлагает детям разделиться на пары. Дети, входящие в пару, поворачиваются друг к другу лицом, соединяют ладошки и движутся под Музыку, преодолевая разные препятствия — огибают пуфики, стулья, пролезают сквозь обруч, идут по узкому «мостику» и т.д.

  1. Утреннее приветствие в стихах «Скажем «Здравствуйте»

Проводится со всей группой одновременно, можно в парах. Педагог просит ребят выполнять то, о чём он будет говорить.

Скажем «Здравствуйте» руками (детям нужно придумать свой жест для приветствия и поприветствовать им всех присутствующих).

Скажем «Здравствуйте» глазами (нужно встретиться взглядом с кем-нибудь).

Скажем «Здравствуйте» кивком.

Станет радостней кругом.

Все произносят хором «Здравствуйте»

  1. Игры  для совершенствования умения  детей общаться без

слов сначала дают детям распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме), а затем предлагают игры:

  1. «Угадай» - один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают

его значение;

  1. «Походки» - один ребенок изображает походку кого - либо

(человека, животного, птицы и т. д.), а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит;

  1. «Иностранец» - один ребенок, изображая иностранцев с помощью

жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы;

  1. «Расскажи стихи без слов».

"Изобрази пословицу"; стихи по тематике.

  1. Игры на развитие умения вступать в диалог.
  1. «Интервью» (авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.

Количество играющих: 3 и более человек.

Необходимые приспособления: стул.

Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговордолжен быть «взрослым».

Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в группу, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.

  1. «Сотворение чуда»

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.

Количество играющих: любое четное.

Необходимые приспособления: «волшебные палочки» — карандаши, веточки или любой другой предмет.

Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?» Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)» или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).

Комментарий: эгоцентризм — одна из характерологических особенностей детей-дошкольников. Им несвойственно сильно переживать по поводу чувств другого. Поэтому развитие эмпатии и децентрации, умения понять чувства другого, посочувствовать ему — одна из основных задач в воспитании дошкольников.

  1. «Мы с тобой похожи тем, что...» 

Участники выстраиваются в 2 круга – внутренний и внешний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники внешнего круга говорят своим партнерам фразу, начинающуюся со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...».

Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...». Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

  1. «Догадайся, что хочу»

Проводится по типу сюжетной игры в «Магазин». Ребёнок, изображает продавца и задаёт вопросы «покупателю» о товаре, который тот намеривается купить. Это могут быть предметы быта, овощи-фрукты, игрушки, одежда, школьные принадлежности и др. Например «Это овощ?», «Он зелёный?», «Овальный или круглый?». Получив максимальное количество ответов от ребёнка – «покупателя», продавец должен догадаться, какой овощ необходимо подать. В свою очередь, ребёнок, изображающий покупателя тоже может задавать вопросы о покупке у продавца, например, «Вы его сами пробовали?», «Он свежий, вкусный?» и т.п.

  1. Игры на развитие взаимодействия друг с другом, регулирования поведения. (Можно использовать как физминутки)
  1. «Принц на цыпочках»

Цель: Формирование навыков регулирования поведения в коллективе. Дети сидят в кругу. «Принц» или «принцесса» неслышными шагами подходит к одному из участников группы, легко дотрагивается до кончика носа и направляется к следующему. Тот, до чьего носа дотронулся «принц», должен также бесшумно следовать за ним. Он становится членом королевской свиты и должен держаться с королевским достоинством, спокойно и элегантно. Королевская свита будет увеличиваться, пока в нее не войдут все участники упражнения. В этот момент принц оборачивается к своей свите иговорит«Благодарю вас, господа!» Дети рассаживаются по местам.

  1. «Сороконожка» 

Цель: развитие навыков взаимодействия со сверстниками. Участники группы встают друг за другом, держа за талию впереди стоящего. По команде педагога«Сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т. д. Главная задача участников – не разорвать цепочку и сохранить «Сороконожку"

  1. Упражнение «Ботинки» 

Цель: Развитие навыков группового взаимодействия, умения договориться. Все дети садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Затем перемешивают обувь и разбрасывают в разные концы помещения. Встают, берутся за руки и пытаются обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала.

  1. Упражнение «Кого не хватает?» 

Цель: Развитие наблюдательности, навыков групповой работы. Педагог просит детей, сидящих в кругу закрыть глаза и, пока никто не видит, тихо прикасается к плечу одного из детей. Этот ребенок тихо выходит на середину, садится на пол и укрывается покрывалом. Дети открывают глаза и отгадывают, кого не хватает.

  1. Упражнение «Мозаика» 

Цель: Развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри группы, умение согласовывать свои действия с другими, достигать результата. Группа  детей делится произвольно на команды по 2-3 человека и каждому члену команды выдается по пазлу. Следует собрать картинку, как можно быстрее. Можно раздавать пазлы индивидуально каждому ребенку, и он участвует в общем сборе картинки.

  1. Игра «Только вместе» 

Цель: Развивать умение почувствовать партнёра, проявить терпимое отношение во взаимодействии с разными детьми. Дети делятся на пары и встают спина к спине. Медленно, не отрывая своей спины от спины партнёра, сесть на пол. Потом также подняться.

  1. «Земля,Луна, воздух»

Цель: развитие внимания, сплочение группы.

Педагог. Когда я буду говорить «Земля», вы должны присесть, «Луна» - встать, руки вверх;«воздух» - встать, руки в стороны

  1. «Повтори движение»

Цель: развитие внимания, сплочение группы.

A.Взрослый (или ребенок) показывает различные движения, дети повторяют.

B. Педагог показывает детям карточки с изображением (реальным или схематическим)различных движений, дети повторяют.

9) «Найди друга»

Цель: развитие сплоченности группы.

Одному ребенку завязывают глаза, остальные с закрытыми глазами сидят на ковре. Ведущий подводит водящего к участникам, он должен на ощупь угадать, кто перед ним.

10)«Дождик»

Цель: сплочение группы.

Дети вместе с ведущим хлопают в ладоши во все убыстряющемся темпе. Темп меняется несколько раз.

11) «Тень»

Цель: развитие сплоченности группы, наблюдательности.

А. Ведущий ходит по помещению и делает разный движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они его тень и должны быстра и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.

12) «Слепой  и поводырь»

Цель: развитие доверия друг другу.

Дети становятся в пары. Один — «слепой», другой — его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. Препятствия созданы заранее. У«слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» — провести «слепого» так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно менять маршрут.

13) Поварята (автор — Н. Кряжева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: все дети встают в круг — это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий — взрослый, он выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».

Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.

Эта игра помогает снять мышечные зажимы, скованность через легкий имитационный массаж.

14) Живая картина (авторы — Ю. Шевченко, М. Шевченко)

Цель: развитие выразительности движений, произвольности, коммуникативных навыков.

Количество играющих: любое.

Описание игры: дети создают сюжетную сценку и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины».

Комментарий: несмотря на то, что основная цель игры — создание «живой картины», акцент в ней делается на развитие умения договариваться, находить общий язык. Эта игра будет особенно полезна детям, испытывающим трудности в общении (конфликтным, агрессивным, застенчивым, замкнутым). Взрослому лучше занимать позицию наблюдателя. Его вмешательство требуется только в случае ссоры детей.

15) Тропинка

Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.

Количество играющих: четное.

Необходимые приспособления: аудиозапись с русской народной песней «Кума».

Описание игры: дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкает, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий:

«Тропинка!» — дети кладут руки на плечи впереди-стоящему, приседают и наклоняют головы вниз;

«Копна!» — дети соединяют руки в центре своего круга;

«Кочки!» — все приседают, обхватив руками голову.

Ведущий дает команды в любом порядке, как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми справились с заданием, получает очко. Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество очков.

Комментарий: игра направлена на развитие у детей способности действовать совместно друг с другом, умения добиваться результата, согласовывая свои действия в соответствии с правилами. Она будет полезна как конфликтным детям, так и замкнутым.

  1. Игры на развитие эмпатии.
  1. «Радио»  

Цель: Формирование эмпатии, терпимого отношения к сверстникам. Дети садятся в круг. Ведущий садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся ребенок (подробно описывает кого-нибудь из группы участников (Цвет волос, глаз, рост, одежду) Пусть она подойдет к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь, и назвать имя этого ребенка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий.

  1. «Комплименты».

Цель: развитие социальной наблюдательности, позитивной установки на восприятие сверстника, умение позитивно его оценить. Дети, глядя в глаза друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются, говорят добрые слова. Правило – не повторяться. Принимающий, кивает головой и говорит«Спасибо, мне очень приятно».

  1. Игра «Подарки»

 Цель: развитие эмпатии и творчества в общении, способности предвидеть желания другого. Дети делятся на два круга и двигаются в противоположных направлениях. По сигналу взрослого, останавливаются, берутся за руки со сверстником, стоящим напротив и «дарят» ему воображаемый подарок.

  1. Войди в круг — выйди из круга (автор — К. Фопель)

Цель: развитие эмпатии, отработка способов поведения в одиночестве, совершенствование навыков межличностной коммуникации.

Количество играющих: не больше 10 человек.

Описание игры: дети выбирают водящего и становятся в круг, очень тесно прижимаясь друг к другу (ногами, туловищами, плечами) и обхватывая друг друга за талию. Водящий остается за кругом. Он всеми силами пытается пробраться в круг — уговаривает, толкается, старается разорвать цепь. Если водящему удается пробиться в центр круга, все его поздравляют, а пропустивший становится водящим.

Комментарий: взрослый следит, чтобы детине проявляли агрессию, помогает водящему, если ему приходится совсем туго. В такой игре ребенок получает бесценный опыт общения с разными людьми, когда нужно в одной ситуации проявить уступчивость, попытаться уговорить человека, а в другой, наоборот, проявить твердость и настоять на своем.

  1. Игры на снятие негатива.
  1. «Тух – тиби – дух»

Цель: формирование адекватных форм поведения. Дети произносят заклинание против плохого настроения, обид и разочарований. Они, не разговаривая хаотично двигаются по комнате, и, останавливаясь напротив одного из участников, должны сердито произнести волшебное слово «Тух – тиби – дух». После этого продолжать движение по комнате, время, от времени останавливаясь и сердитым голосом проговаривая волшебное слово «Тух – тиби – дух». Важно говорить его не в пустоту, а человеку, стоящему напротив. Через некоторое время дети не могут не смеяться.

  1. Игра «Хоровод»

 Цель: развитие чувства общности, выразительности движений, снятие напряжения. Дети встают в круг и по команде воспитателя показывают, двигаясь друг за другом, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису, счастливую ласточку. Можно использовать музыкальное сопровождение.

  1. «Ветер, дождь и гром»

Цель: развитие внимания, сплочение группы

Педагог. Сейчас каждый должен в точности повторить то, что я буду делать. Сначала я буду тереть ладони друг о друга — это ветер. Теперь я буду мягко хлопать по коленям — это дождь. Затем я буду попеременно стучать ногами по полу — это гром.

Затем педагог несколько раз в различной последовательности говорит «ветер»«дождь»,«гром», а дети выполняют соответствующее движение.

Затем дети меняются ролями.

  1. «Эхо»

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных способностей.

Педагог. Я называю ваши имена, а вы, как эхо, повторяете их.

  1. Игры – ситуации (использовались на заключительном занятии по лексической теме)
  • Игра «Грибники».

 Цель: развитие навыков работы в паре, умения вести диалог.

  • Игра «Угощайся» (Оля, угощайся сливами, съешь  грушу,  …)

 Цель: развитие умения вступать в диалог.

  • Ситуация «В  магазине (в обувной мастерской, в парикмахерской, в больнице)».

Цель: развитие умения вступать в диалог, объяснять, чего хочется купить (использование речевых шаблонов: сколько стоит, взвесте мне, пожалуйста, запишите меня к врачу, на какое время вы меня записали и т.п.)

  • Ситуация « Встреча с белкой (зайцем) в лесу».

 Цель: развитие умения работать в паре, договариваться, о том, как расскажут друзьям о встрече.

  • Ситуация « Я увидел птичку с больной лапкой».

Цель: развивать чувство сопереживания, умения принимать решение, умения рассказать о случившемся.

  • Ситуация « Наряжаем елку».

Цель: развитие умения договариваться, вступать в диалог, видеть настроение товарища.

И другие подобные ситуации.

  • Пресс- конференция.

«Жизнь животных» 

Цель: развитие речевой активности детей.

Ведущий: «У нас в гостях медведь (ученик класса). Он отвечает на вопросы журналистов, представителей прессы (ученики класса, распределены по группам).

Каждая группа совещается и задаёт гостю вопросы».

Вопросы журналистов:

- Как тебя зовут?

- Где ты живешь?

- Чем ты питаешься? и т.д.

 При этом очень важно, чтобы на занятиях  каждый ребёнок имел возможность высказать свое мнение, зная, что это мнение примут.

  1. Игры – драматизации (при отработке проблемных звуков в связных текстах, самостоятельной речи )

Цель: развитие речевых и коммуникативных навыков.

  1. Что такое звезды? (Г.Цыферов)
  2. Цыпленок. (Г.Виеру)

- Не хочу один клевать я!

Пусть скорей приходят братья!

- Где ж они? – Под старой липой!

- Как зовут их? – Цыпа-цыпа!

  1. Считалка: Мы делили огурец (А. Крестинская)

Мы делили огурец:

Мне - конец, тебе - конец,

А тебе, Николка,

Меж концами щелка.

  1. Цыплятки.
  2. Цыпленок Цып. (По Г.Юдину)
  3. Мышонок и мышь.(А.Капралова)

Мышонку шепчет мышь:

— Ты что шуршишь, не спишь!

Мышонок шепчет мыши:

— Шуршать я буду тише.

  1. Кошка и петушок (Б.Заходер)

 Шепчет кошке петушок:

- Видишь пышный гребешок?

Шепчет кошка петушку:

- Шаг шагнешь - и откушу!

8. Два козлика.

9. Страшный сон. (Н.Красильников) и др.

Страшный сон

– Мышка, мышка,

Что не спишь?

Что соломою

Шуршишь?

– Я боюсь уснуть,

Сестрица,

Кот усатый

Мне приснится!

  • Не бойся, крошка!

Говорила мышке кошка:

– Ты не бойся меня, крошка!

Если даже и поймаю,

Я тебя не укушу.

А немного поиграю

И обратно отпущу.

Отвечала кошке мышка:

– Не такая я глупышка!

Всё равно тебе не верю.

Знаю, знаю с малых лет,

Что страшнее кошки зверя

Никого на свете нет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушенным слухом через реализацию элективного курса

В статье автор делится в кратце своим опытом работы по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушенным слухом  через реализацию элективного курса...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ГРАМОТНОГО ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

Данная статья включает в себя систему работы по формированию навыка грамотного письма на уроках русского языка в младших классах корекционной школы для умственно отсталых детей....

Формирование социально-бытовой адаптации младших школьников с нарушением интеллекта в условиях ГБУ ЦССВ

Так как последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов соц...

Пальчиковые упражнения, способствующие развитию графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.

СПУСКАЕМСЯ ПО ЛЕСЕНКЕИсходное положение: Зажать верхний конец ученической ручки вертикально между ладонью основанием большого пальца. Удерживать ученическую ручку в этом положении.Содержание упражнени...

Коррекционная работа по формированию мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности.

Коррекционная работа по формированию мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Автором рассматривается вопрос о формировании позитивных межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью средствами арттерапии. Обозначается значимая роль в выявле...