СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ: "НАПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННЫЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ГЛУХИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ "
статья
Аннотация. Формирование произношения у детей с нарушением слуха является одной из основных задач обучения в системе специального образования. Главным условием для развития произносительных навыков, у детей с нарушением слуха, является систематическое, целенаправленное, коррекционное обучение. В процессе обучения ребенок овладевает всеми компонентами устной речи, в том числе и ее произносительной стороны.
Развитие произносительных навыков, у младших глухих школьников, является важным условием для формирования устной речи как средством общения. Из-за нарушенного слухового анализатора у глухих детей наблюдаются сложности в овладении произносительной стороны устной речи, а коррекционная работа благоприятно влияет на ее формирование.
Ключевые слова: звукопроизношение; глухие младшие школьники; устная речь; коррекционное обучение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
НАПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННЫЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ГЛУХИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Формировать правильное произношение у детей со слуховой патологией необходимо для овладения детьми устной речью. Поэтому необходимо проводить специальную работу по её коррекции. Многие учение описывают в своих работах методы и приёмы работы над речью, такие как Бельтюков В.И., Волкова К.А., Рау Ф.А., Рау Ф.Ф., Слезина Н. Ф. и др.
Для формирования правильного произношения у глухих учащихся необходимо выработать у них правильные артикуляционные движения, познакомить их с некоторыми элементами физиологии устной речи. Прежде всего, эта работа должна начинаться с формирования у детей правильного речевого дыхания и голоса.
Устная речь глухого будет считаться полноценной только тогда, когда у ребенка будут автоматизированы все произносительные навыки. Это значит, что школьник произносит звуки правильно как изолировано, так и в составе слов, слогов, фраз и в речевом потоке.
К.А. Волкова указывает, что каждый навык произношения того или иного элемента устной речи нужно закреплять в отдельности и в совокупности с другими. Обучение правильному воспроизведению каждого звука нужно вести отдельно и в сочетании с родственными по артикуляции звуками, а формирование этого навыка в целом следует осуществлять одновременно с отработкой темпа речи, словесного ударения, орфоэпии и т.д. [1, с. 10].
Закрепление артикуляции гласных звуков осуществляется на основе использования системы упражнений.
Изолированное произнесение гласных звуков не вызывает у глухих учащиеся трудностей, поэтому закрепление правильной артикуляции необходимо начинать с изолированного и протяжного произношения звуков.
При закреплении правильной артикуляции гласных звуков, необходимо учитывать напряженность артикуляционного аппарата в момент произнесения гласных. Сочетания с гласными звуками следует начинать отрабатывать, когда гласный находится в ударной позиции или в позиции начала слога или слова. Так как гласные звуки встречаются и в безударной позиции, отрабатываться они должны в обеих позициях, но необходимо учитывать, что в безударной позиции артикуляция гласного может измениться. Только звук [о] закрепляется в ударной позиции, в безударном положении, по правилам орфоэпии, он произноситься как [а].
В устной речи изолированное произнесение гласных встречается редко, чаще они встречаются в сочетаниях между собой и с согласными. Поэтому отработка гласных должна осуществляется в различных фонетических условиях.
Позиции, в которых целесообразно закреплять правильное произношение гласных звуков:
- перед согласными;
- между согласными;
- после согласного.
На правильность произношения звукосочетаний влияет умение глухими младшими школьниками дифференцировать близкие по артикуляции гласные звуки. Поэтому при отработке гласных звуков, необходимо вначале сформировать грубые дифференцировки, а потом переходить к более тонким.
Работа над согласными звуками начинается со знакомства детьми с нарушением слуха с артикуляцией того или иного звука.
В процессе работы над согласными, они отрабатываются в сочетаниях так же, как и над гласными, т.е. обучение правильному воспроизведению согласных звуков осуществляется при изолированном их произнесении и во всех сочетаниях, которые встречаются в речевом потоке.
Закрепление артикуляции согласных звуков необходимо осуществлять в процессе упражнений, в которых учитываются артикуляционные особенности звуков. В речевом потоке согласные звуки встречаются в различных позициях (в начале, в середине и в конце слога или слова), поэтому при их отработки необходимо учитывать, в каких позициях предусматривается закрепление в речи правильного произнесения звука, а в какой из-за законов орфоэпии звук претерпевает изменения.
При работе над сочетаниями согласных с гласными, важно учитывать, что согласные звуки подвергаются артикуляционным изменениям, в зависимости от последующего гласного. Поэтому глухим младшим школьники необходимо уметь изменять артикуляцию согласного учитывая последующий гласный. Вначале необходимо закрепить артикуляцию согласных в сочетаниях с гласными, которые не требуется смягчение согласных. Затем отрабатываются сочетания, наиболее употребляемые в речи. Здесь важно соблюдать принцип от наиболее легкого к более трудному произношению, поэтому первоначально отрабатываются сочетания с такими гласными, которые благоприятно влияют на артикуляцию предшествующего согласного.
Согласные звуки встречаются не только в сочетании с гласными, но и с другими согласными. Так как многое звуки имею схожую артикуляцию, они часто заменяются глухими детьми либо на сходные по артикуляции звуки, либо заменяют одни звуки другими. Поэтому при работе над сочетаниями согласных необходимо предусматривать дифференциацию закрепляемых в артикуляции звуков.
Необходимо отметить, что при работе над сочетаниями согласных, важно учитывать то, какая позиция согласных звуков будут иметь более благоприятные фонетические условия для их правильного произнесения, и начинать работу с этих сочетаний. Затем приступать к более трудным позициям согласных звуков при их произношении в различных фонетических условиях.
Произношение согласных в сочетании с другими согласными, вызывают у глухих детей большие трудности, в связи с этим, для закрепления правильной артикуляции согласных, целесообразно осуществлять дифференциацию родственных по артикуляции согласных звуков.
В процессе отработки правильного произношения звука, важно закреплять каждую позицию на разном речевом материале, необходимо последовательно переходить от одной позиции к другой. Отрабатывать все позиции одновременно только тогда, когда достигнута полная автоматизация произношения.
Литература
- Волкова К.А. Методика обучения глухих детей произношению [Текст] / К. А. Волкова, В. Л. Казанская, О. А. Денисова – М.: Просвещение, 1980. – 127 с.
- Волкова К.А. Произношение: III-IV классы школ глухих [Текст] / К.А. Волкова – М.: Просвещение, 1969. – 200 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Основные требования к организации коррекционной работы по развитию связной речи c учащимися с ОВЗ в начальных классах...
Статья «Коррекционная работа по формированию мыслительных процессов у младших школьников с задержкой психического развития»
Выявление психологических особенностей внимания, памяти, мышления школьников с диагнозом ЗПР....
Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Развитие связной речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в школе VIII вида....
Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Основные требования к организации коррекционной работы по развитию связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью....
Артикуляционная гимнастика - эффективный метод коррекционной работы по формированию звукопроизношения
В данной статье родители узнают, что такое артикуляционная гимнастика, "познакомятся" с органами артикуляционного аппарата, узнают как правильно выполнять артикуляционную гимнастику....
Перспективный план индивидуальной коррекционной работы по формированию школьно-значимых функций младшего школьника с ОВЗ
В данном документе приводится перспективный план работы по формированию школьно-значимых функций: мелкой моторики рук, простанственной ориентации, оптико-пространственной координации в системе «...
Коррекционная работа по формированию мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности.
Коррекционная работа по формированию мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности....