Развитие одарённостей детей, творчества, воспитание патриотизма через организацию поисковой и исследовательской деятельности по краеведению
статья по краеведению

Медведева Лариса Михайловна

В данной статье рассказывается, как я, руководитель школьного музея, поэтапно работаю над развитием талантов, одарённостей детей, вовлекая их сначала в поисковую деятельность, при которой у детей открываются и развиваются таланты общения с людьми разного возраста, из разной социальной среды, приобретаются навыки сбора и обработки рабочего материала. Затем приобщаю детей к исследовательской работе, сопряжённой с творчеством. Рассказываю, как поэтапно участвуя в различных конкурсах, поддерживаю интерес детей к продолжению работы, от простого веду к более сложному, одновременно вселяя в их сердце любовь к своей малой родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_pedchteniyaword.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Развитие одарённостей детей, творчества, воспитание патриотизма через организацию поисковой и исследовательской

 деятельности по краеведению

Л.М.Медведева, учитель русского языка

 и литературы, руководитель школьного музея

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

Кретова ул., д.9, Минусинск, Красноярский край,  662603

Тел. (39132) 2-96-07, E-mail: shkola16@minusa.ru

Аннотация

В данной статье рассказывается, как я, руководитель школьного музея, поэтапно работаю над развитием талантов, одарённостей детей, вовлекая их сначала в поисковую деятельность, при которой у детей открываются и развиваются таланты общения с людьми разного возраста, из разной социальной среды, приобретаются навыки сбора и обработки рабочего материала. Затем приобщаю детей к исследовательской работе, сопряжённой с творчеством. Рассказываю, как поэтапно участвуя в различных конкурсах, поддерживаю интерес детей к продолжению работы, от простого веду к более сложному, одновременно вселяя в их сердце любовь к своей малой родине.

Минусинск – 2013г.

Будущее должно быть заложено в настоящем

Г. Лихтенберг

В наше непростое время  после того, как произошла социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей – всё, что оказало негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, деятельность школьного музея определяется необходимостью поднять воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Несомненно, школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих познавательную и воспитательную ценность. Вся эта работа, несомненно, развивает творческие способности, одарённости детей. Такая работа должна быть положена на воспитательную идею, формирование нравственных ценностей. Воспитание любви к своей великой и малой Родине есть главная задача в работе с подростками. И осуществлять её нужно через краеведение.

         По словам писателя Романа Васильевича Филимонова, «Без знания прошлого мы превратимся в безродных отщепенцев, подобных пылинкам, оторванным от корней, гонимым в неизвестность ветром времени. Мы станем бомжами, которым чужды интересы Родины и которые сами не нужны никому», можно судить об актуальности обозначенной автором проблемы в том, что в наше время невозможно строить нравственное общество без знания своих корней, истории своего края, интересных и знаменитых людей своих земляков.

Исследовательская работа по краеведению сопряжена с поисковой деятельностью детей. Выбор этого направления музеем нашей школы обусловлен тем, что была впервые принята инициатива школьников. Ребята заинтересовались книгой писателя Р.В.Филимонова, рождённого на нашей земле, стали искать его родственников, нашли школу, где он учился. Поисковая работа продолжалась в двух направлениях: история края и замечательные земляки. Эта работа, её успех определили дальнейшую деятельность музея в поисковой работе.

Итак, начать поисковую работу мне помог случай: в личной библиотеке Закутилина Геннадия Платоновича, жителя города Минусинска, случайно обнаруживаю книгу с дарственной надписью от Романа Филимонова  - землякам. Сам хозяин вспоминает, что эту книгу некогда подарил его отцу Платону Антоновичу Закутилину  друг детства, гостивший на родине писатель, приехавший из Кургана.

Открыть книгу и прочесть хоть что-нибудь мне захотелось сразу же. Понимаю, что эта книга поможет мне заинтересовать детей поиском героев книги, ведь это реальные, возможно, доныне здравствующие люди.

И я читаю её вместе с детьми и выполняю свою сверхзадачу – заинтересовать детей (а это пятиклассники) поиском. При школьном музее создаём группу «Поиск». Работаем с книгой. Обращаем внимание на заглавие: «Русь Былинная».  Название притягивает, заинтересовывает. Открываем   обложку. Учимся находить нужную информацию о книге. Изучаем вступительную статью. « Рожденный для творчества». Выбираем нужное для нас: «Писать он начал ещё в школьные годы.  Жил тогда с родителями на Енисее,… в Минусинске, восхищался красотой сибирской природы и горел желанием воспеть её».

        Это книга-воспоминание.  Писатель рассказывает в ней о своём детстве, которое он провёл в селе Таскино, Каратузского района, рассказал о своих друзьях, соседских мальчишках.

          Становится понятным, что источником его вдохновения является народ с его праздниками и ритуалами. Листая книгу, погружаешься в годовой цикл трудовых дел и праздников. Но все эти события происходят в отдельно взятой сибирской деревне. Дети сами предлагают найти героев этой книги или их родственников, найти всё,  что можно, о самом писателе. собрать по возможности всех людей, имеющих какое-то отношение к писателю, и устроить литературные чтения.  То, что происходит дальше, это уже и есть  поисковая работа. Важно, чтобы она не была трудной, скучной, нудной. В работу важно внести элемент игры, разделить работу на отдельные периоды,  у которых будет свой конкретный итог, дающий задел для будущей деятельности.  Чем чаще подводим итоги, тем всё более возрастает интерес.

Прежде всего отправляем письма электронной почтой в г. Курган, где писатель Филимонов закончил свой творческий и жизненный путь, и на родину писателя, в село Каратуз, где в местном архиве могут быть сведения о рождении Романа Васильевича Филимонова. Итог нулевой: нам не ответили. Тем не менее, не дожидаясь ответа, мы делаем шаг второй в нашей поисковой работе.

Это была поездка в деревню Таскино. В селе мы побывали в гостях у Леонида Платоновича, сына Платошки, героя книги,  сделали снимки, взяли интервью (перед этим учились составлять вопросы и интервьюировать). Хозяин дома, польщенный таким вниманием, вызывается быть экскурсоводом по всей деревне, по её достопримечательным местам. Из всего увиденного и услышанного нужно было выбрать то, что имело отношение к нашей теме. Отправляемся на ту улицу верхней части деревни, где родился и жил сам Леонид П. и даже родились его отец и дядя, «Платошка» и «Шурка» Закутилины, мальчишки, герои книжки их друга Романа Филимонова.

              Дети общаются с людьми, встречающимися нам в пути. Сельский человек вниманием не избалован, и наш интерес им приятен, они легко вступают в диалог. В этой части работы дети вольны спрашивать, что хотят. Потом они будут писать очерки на заданные темы (каждый волен выбрать). Из всего этого набора слов, вопросов, мыслей, подкреплённых зрительными впечатлениями, -  выберут для себя главное и напишут. Затем предстоит работа редакционной коллегии. Нужно будет отредактировать очерки, что-то соединить в один; корректоры из числа отличников стилизуют, исправят. Фотокорреспонденты выберут лучшие фото. Художники нарисуют. И из всего этого выйдет газета.

 В результате поисковой работы были написаны исследовательские работы, с которыми мы неоднократно выступали.

Племянницу писателя  Наталью Александровну Филимонову, жительницу нашего города, мы пригласили на презентацию книги «Русь Былинная». Мероприятие было проведено в актовом зале школы. Ребята рассказали (в сопровождении слайдов)  о поездке в Таскино, на родину писателя, поставили сценку, прочли выученные стихи.  Мероприятие это было растиражировано.  Выступили перед учащимися всех 5-х классов.

Первую исследовательскую работу, с которой успешно выступали на разных форумах,  отправили на конкурс «Ломоносовские чтения» в Петербург и были отмечены грамотой.  

По-настоящему заинтересовавшись, где же всё-таки следы друзей писателя, историей самой деревни и её жителей, мы  узнали, что в этой же деревне родился другой писатель. Это Александр Илларионович Щербаков. Даже очень известный, его творчество изучается в курсе литературы края. С этим именем у нас открываются новые горизонты для исследовательской деятельности.

       Справка: «…Александр Щербаков, хорошо известный прозаик, поэт и журналист. Лучшие его произведения – это произведения о его родине, селе Таскино, Каратузского района, и его людях, односельчанах, простых сельских тружениках».         Чтобы вызвать настоящий интерес у детей, использую элемент неожиданности. Пока ещё дети не знают ничего о произведениях Щербакова, устраиваю урок внеклассного чтения, где читаю вслух интереснейший для детей рассказ «Борзя и Соболь». Повествуется о  собаке, которую когда-то мобилизовали на фронт, впрочем, как и многих других псов из деревни. Домашнее задание – сочинение-отзыв. Тема так захватила, что не сразу заметили, что всё действо происходит в селе Таскино,  знакомом им по книге Филимонова. Выделяю несколько уроков внеклассного чтения и читаю вслух главы-рассказы из повести «Свет всю ночь». Это произведение автобиографическое по содержанию. А так как дети уже были в этом селе, ходили по его улицам в поисках сведений о героях Филимоновских стихов, то и воспринимают чтение с невероятной заинтересованностью. После каждого прочтения – собеседование.

 Пишем письмо в Красноярск А.И.Щербакову и получаем от него посылку с книгами и пока ещё рукописными мемуарными произведениями о селе Таскино  и о семье   Щербаковых. Нам есть с чем работать: в наших руках архивные материалы.   Мы читаем его замечательные художественные книги и находим сведения о мальчишках из книги Филимонова, ведь село-то небольшое и во времена Щербакова  эти мальчишки - уже взрослые люди и, наверняка, чем- нибудь знамениты. И он уже человек другого поколения, ведь он учился в одном классе с Машей Закутилиной, дочерью Платошки из книги Филимонова.

Теперь уже разрабатываем тему: «Люди из сибирской деревни как прообразы героев книги А.И.Щербакова «Душа мастера». По прочтении рассказов, вошедших в книгу с замечательным названием «Душа мастера» (звучит как предисловие), дети понимают, что, читая Щербакова, узнают о судьбах односельчан обоих писателей. Интерес вызывает то, что можно провести параллели, найти живых свидетелей событий, описанных в книгах. По рассказу А.И.Щербакова «Ворота судьбы» узнаём дальнейшую судьбу Платошки Закутилина, героя книги Р.В.Филимонова.

Теперь нам уже интересны герои книг А.И.Щербакова.  И снова выступаем с презентацией книги «Русь Былинная».  На эту встречу нашими новыми друзьями приглашена Наталья Николаевна, племянница Р.В.Филимонова. Идёт интересный живой диалог. Дальше в сопровождении новых друзей мы отправляемся по адресам из книги «Душа мастера». Сначала к дому А.И.Щербакова, где он родился и прожил до своего совершеннолетия.  Об этом нам говорит и памятная табличка.     Потом нам указывают и на дом, в котором живёт единственный из одноклассников Александра Щербакова, герой его рассказа «Минькин хлеб» Михаил Ефтеевич Закутилин. Едем знакомиться. Нас приглашают в дом. Беседуем. Делаем фото на память.  Сейчас это уже пожилой человек,  73-х лет. И снова находим дом Платона Закутилина. У Щербакова он герой рассказа «Ворота судьбы».

В конце февраля 2012 года была организвана поезка в Красноярск на встречу с писателем А.И.Щербаковым. Встреча состоялась в Центральной краевой библиотеке. Предварительно я написала сценарий по автобиографической повести «Свет всю ночь» и стихам А. И. Щербакова на соответствующую тему. Ребята выучили наизусть стихи и прозу. Получилась хорошая концертная программа. Кроме программы, каждый из участников встречи (18 человек) выучил стихотворение по выбору. Состоялся диалог с писателем. Эта встреча стала событием, которое не позволяет остановиться.  Творчество А.И.Щербакова вызвало заинтересованность детей сельскими ремёслами, о которых подробно со знанием дела и в то же время, облачив в высокохудожественную форму, рассказывает писатель. Теперь у нас есть ещё одна тема для исследовательской работы: «Русские народные ремёсла в границах одного сибирского села». Эта работа на VIII научно-практической конференции «Старт в науку» 2013 г. заняла почётное II  место. В конкурсе «Моё Красноярье – 2013»  Заняла почётное I место.  

Результатом поисковой работы можно считать то, что дети испытывают гордость, ощущая свою сопричастность к событиям своей малой родины. Они учатся общению в разных формах: беседа, интервьюирование. Пишут сочинения разных жанров: очерк, путевые заметки, отзыв. Пробуют себя в роли фотокорреспондентов. Работают с архивными документами. Учатся обобщать материал в исследовательскую работу. Делают презентации, ролики. Проводят встречи, публичные выступления. Обратить внимание на книги, картины наших талантливых земляков должны мы, учителя, работники культуры, открывая перед детьми горизонты их деятельности, вызывая их интерес к истории своей малой родины, к её простым людям, героям книг, и людям великим, пишущим эти книги. Наша роль – роль посредников, в то же время наставников, не равнодушных к судьбе своей земли, способных зажечь в маленьком сердце огонёк интереса, возбудить жажду знаний и деятельности, развивать творческие способности (одарённости) детей.

«Человек хорошо одарённый от природы, соглашается повиноваться только человеку, либо наставляющему, либо обучающему его, либо справедливо и законно повелевающему им для общей пользы», - так сказал Цицерон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста через организацию разнообразных форм совместной деятельности".

Федеральными государственными требованиями к организацииобразовательного процесса в ДОУ определили 10 образовательных областей   Каждая образовательная область основана на какой-либо детской...

Воспитание патриотизма через краеведение в Батаринской школе

Воспитание патриотизма через краеведение в школе — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, фор...

«Патриотическое воспитание школьников через организацию внеурочной туристско- краеведческой деятельности»

laquo;Патриотическое воспитание школьников через организацию внеурочной туристско- краеведческой деятельности»....

Статья на тему: "Развитие одарённости детей через проектно-исследовательскую деятельность".

Дети – это чудо света! Увидев в первый раз своего малыша, все мамы и папы, без исключения, уверены, что их малыш чудо, что он самый уникальный и лучший. И это действительно так. Талант похож на ...

Организация проектно-исследовательской деятельности по краеведению с целью формирования патриотизма у школьников

В данной статье я делюсь опытом проектно-исследовательской работы по краеведению....