«Патриотическое воспитание школьников через организацию внеурочной туристско- краеведческой деятельности»
статья (6 класс)

Губарева Татьяна Андреевна

«Патриотическое воспитание школьников через организацию внеурочной туристско- краеведческой деятельности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ВНЕУРОЧНОЙ ТУРИСТСКО- КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ХХI веке особую актуальность и значимость приобретает образование, воспитание нового здорового поколения, способного жить и работать в новом веке, веке образования, культуры, духовности, новых технологий. Для того, чтобы жить и работать достойно, добиться в жизни определенных высот, человек должен быть здоровым. Здоровье — самая главная ценность человека. Эту истину знали уже древние греки. Отец медицины, Гиппократ одним из первых в истории провозгласил прямую связь физической культуры, образования и здоровья. Он подчеркивал, что тот, кто не закаливает свой организм, обречен на «изнеженность мышц и тупость ума». Сегодня, как никогда, остро стоит вопрос о «здоровье народа». В корне изменилось и само это понятие. Раньше, когда говорили о здоровье, оно ассоциировалось лишь с медицинской помощью, с охраной здоровья человека. В настоящее время понятия «здоровый человек», «здоровая нация» расширили свое значение, охватывают и духовное, и физическое развитие человека. Проблема воспитание здорового поколения объявлена у нас делом государственной важности.

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.  С детства закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны. Одна из главных задач, стоящих перед педагогом – способствовать воспитанию любви к Родине, к родному краю, к своему народу. Эти чувства, из которых может вырасти патриотизм, формируются в условиях семьи, в коллективе сверстников, в школе.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача для каждого учителя! Планомерная систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания- все это может дать положительные результаты работы по патриотическому воспитанию.

Как учитель и классный руководитель, я использую в своей педагогической деятельности туризм- как внеклассную форму занятий, которая формирует чувство патриотизма и любовь к малой родине у подрастающего поколения.

Взяв на вооружение туристско-краеведческую деятельность в своей работе, с 2015 года я стараюсь реализовывать воспитательно- образовательный блок через туристско- краеведческую деятельность. Понятие «краеведение» и «патриотизм» тесно переплетаются между собой, они почти неразделимы. В нашем регионе блок краеведения можно изучать широко и наглядно. Ключевые слова: Кемеровская область, Кузбасс; Кузнецкий Алатау; Герои Советского Союза; туристско-краеведческая деятельность; детский туризм; поход взаимосвязаны и дополняют друг друга.

В 2015 г. в Кемеровской области стартовал проект «Вершины воинской славы», приуроченный к 70-летнему юбилею Великой Победы. Работа по реализации проекта осуществляется на базе ГАУДО «Кемеровский областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий» находящийся на ст. Лужба., лагерь- спутник «Вершины воинской славы».  В рамках данного проекта безымянным вершинам Кузнецкого Алатау присваиваются имена кузбассовцев - Героев Советского Союза. Инициатива, поддержанная бывшим губернатором области А. Г. Тулеевым, принадлежала юным туристам-краеведам и ветеранам туристского движения Кузбасса.

Цель проекта была обозначена как организация образовательного пространства, включающего вершины, названные в честь героев-земляков- Кузбассовцев, туристские маршруты с восхождением на эти вершины, туристскую инфраструктуру, музей воинской славы, мемориальные таблички, смотровые площадки и служащего воспитанию у подрастающего поколения кузбассовцев чувства гордости за великий подвиг своего народа. Вершинам Кузнецкого Алатау присвоены имена героев Советского союза, например:

«Гора Куюкова», названа в честь пулеметчика 65-й армии Белорусского фронта Михаила Куюкова, погибшего в возрасте 19 лет на полях сражений в сентябре 1943 года. В наступательных боях на подступах к реке Сож (южнее белорусского города Гомель) Куюков уничтожил пять пулеметных точек противника, четырех гитлеровцев взял в плен. Об этом сообщает "Рамблер".

Две вершины Кузнецкого Алатау названы- «Гора Назарова» и «Гора Шилина». Первая из них получила имя майора Красной Армии Александра Назарова, отличившегося во время Белорусской операции. 25 июня 1944 года Назаров, находясь в составе 259-го стрелкового полка, вышел к Западной Двине и принял участие в ее форсировании в районе поселка Шумилино Витебской области Белорусской ССР. Во время переправы он утонул.

В рамках проекта внеурочной туристско- краеведческой деятельности происходит популяризация исторических знаний о ходе и основных операциях Великой Отечественной войны среди подрастающего поколения, гражданско-патриотическое воспитание учащихся на примере героического земляка.

На сегодняшний день мы можем говорить о том, что память о Великой Победе является неотъемлемой частью национальной идеи России. Вторая мировая война является одной из наиболее памятных страниц в общечеловеческой истории, и тот факт, что наш народ внёс наиболее весомый вклад в освобождение человечества от фашизма, не может не вызывать чувства гордости в каждом из нас.

Проект «Вершины воинской славы» сейчас  находится в процессе реализации, но уже сегодня можно с уверенностью говорить о том, что он привёл к формированию целого детского движения. За 5 лет были разработаны маршруты на именованные вершины, установлены мемориальные таблички. Нагляднее всего о востребованности данного проекта говорят цифры: с момента его появления (2015 г.) и настоящего времени восхождения на вершины, названные в честь кузбассовцев - Героев Советского Союза, совершили более 7500 детей со всей Кемеровской области.

18 января 2020г правительство РФ №24-р распорядилось, о присвоении еще 6 вершинам Кузнецкого Алатау имен героев, сражавшихся в период ВОВ. Теперь 6 безымянных вершин Кузнецкого Алатау будут названы в честь именами: Волошиной Д.В., Двужильного Ю.М., Марковцева С.Х., Полуновского В.Х., Хорьково М.Г., Юдина В.Г.

Еще одним значимым направлением проекта является открытие музея воинской славы на станции Лужба в туристической деревне. Музей в современном обществе - не только научно-просветительское учреждение, но и центр культуры, решающий задачи развития и воспитания личности. Музей можно назвать «волшебной машиной времени». В ней за короткое время, подросток может совершить путешествие в минувшие десятилетия, увидеть

прошлое, сопоставить, сравнить события разных времён, познакомится с подлинными документами, увидеть экспонаты, дающие наглядную информацию о трудовых и ратных подвигах предшествующих поколений.

В музее воинской славы лагеря- спутника на первом этаже представлена экспозиция солдатской землянки, выставленная в реальном размере, а на втором этаже- музейные экспонаты ВОВ: обмундирование, награды, фотографии, документы времен войны, фронтовые письма, плакаты. Особенности экспозиции - редкие фотографии фронтовиков- Кузбассовцев, архивные материалы.

В музее проводится работа по обучению, воспитанию, пропаганде знаний о героической истории, культуре страны и Кемеровской области на основе подлинных памятников материальной и духовной культуры нашего народа. Именно подлинность музейной информации придаёт полученным здесь знаниям особую убедительность и достоверность. Это обстоятельство особенно важно, когда речь идёт о молодёжи. Ведь школьники, подростки, вступающие в жизнь, более чем кто-либо другой нуждаются в получении не только аргументированных, но и эмоционально выразительных сведений. А одно из условий формирования патриота – это воспитание правдой. 

Музей воинской славы, хранящий предметы человеческой памяти, расширяет у подрастающего поколения кругозор, укрепляет дух, закладывает основы нравственности, углубляет осознание преемственной связи всех живущих ныне поколений с предками, немало сделавшими для своих потомков. Музейные предметы в силу своей подлинности, достоверности и внешней выразительности обладают особой доказательностью, оказывают эмоциональное воздействие. Музей формирует в юном гражданине чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире, стремление принять посильное участие в важных событиях, происходящих в России, пробуждает в подростках чувство милосердия к старшим, ветеранам войны и труда.

В завершении выступления можно сделать выводы:

  • в России с давних времен и по наши дни воспитание патриотизма в основном проводилось благодаря военному воспитанию. С детства молодежь учат, как важно любить свою родину, посредством таких форма работы, как круглый стол, интеллектуальная игра, беседы, общешкольные линейки, классные часы.
  • В последнее время на вооружение взята туристско- краеведческая внеурочная деятельность.
  • ресурсы для экскурсий патриотической направленности в Кузбассе колоссальны: музеи, памятники и т.п.
  • Экскурсии необходимо рассматривать как сильнейшее образовательное и воспитательное средство, позволяющее на практике ознакомить молодое поколение, да и не только его с природным наследием, историей и культурой родного края, развивать в подростках эстетические чувства, любовь к Родине, отзывчивость к высшим интересам духовности и нравственности.
  • Именно в ходе экскурсий, посещений музеев происходит знакомство с

историей Родины, с искусством и тем самым зарождается гордость за своё Отечество, любовь к нему и, следовательно, патриотизм

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

В материале рассказывается о том, как ведется гражданско-патриотическое воспитание подростков через деяtельность детских общественных движений и объединений в Ельниковском районе...

Патриотическое воспитание школьников на занятиях внеурочной деятельности через музыку и художественное слово

Значительное число обучающихся (35%) не имеет четкого представления о том, в чем проявляется любовь к отечеству, к своей Малой Родине. Они не испытывают чувства гордости за свою школу, край, земляков....

Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого- краеведческой работы.

Эта консультация познакомит воспитателей  с проблемой воспитания любви  к родному краю, его природе. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников...

" Духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание обучающихся через организацию внеурочной деятельности"

Выступление на педагогическом совете по проблеме воспитания подростающего поколения в условиях современной системы образования....

" Духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание обучающихся через организацию внеурочной деятельности"

Выступление на педагогическом совете по проблеме воспитания подростающего поколения в условиях современной системы образования....

Экологическое воспитание школьников через организацию проектной деятельности на уроках химии и биологии

Тема опыт  « Экологическое воспитание школьников через организацию  проектной  деятельности на уроках химии и биологии»...

Статья. "Патриотическое воспитание школьников через театральную деятельность"

Театр помогает школьникам максимально проникнуться патриотизмом. Именно театральная деятельность даёт возможность вызвать максимальный интерес школьников к этой теме....