Нравственное воспитание школьников через экологическое образование
статья (10 класс) по теме

Хабарова Ольга Николаевна

 

В данной статье рассматриваются вопросы нравственного воспитания школьников через экологическое образование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О.Н Хабарова.

 Нравственное воспитание школьников через экологическое образование

Муниципальное образовательное автономное учреждение гимназия №25, г. Благовещенск

В данной статье рассматриваются вопросы нравственного воспитания школьников через экологическое образование.

O. N .Khabarova.   Spiritual and moral upbringing of students through the ecological education.

This article ilucidates  the questions of spiritual and moral upringing  of students at the lessons and out- of- school activities through the ecological education.

Одним из основных условий существования современного общества является воспитание экологически – грамотной личности, понимающей, что каждый гражданин обязан не только знать об экологических проблемах, но и уметь их устранять, а еще более разумно было бы их не создавать ,а это проблема нравственная, поэтому она всегда была и остаётся  одной из главных. [3] Воспитательная система учебного учреждения любого статуса (школа, гимназия, лицей…) призвана развивать в своих воспитанниках гуманное отношение к природе; толерантность к окружающим их людям, чувства патриотизма, гордости да свою Родину, за людей, которые внесли свой вклад в развитие науки. Но именно в этом вопросе чаще всего появляются сложности и объясняются они и особенностями подросткового периода и идеологией того времени, в котором обучаются учащиеся. Осталось в прошлом то время, когда здоровый образ жизни, любовь к Родине, желание охранять ее рубежи, было не модным. Когда о воспитании говорили в последнюю очередь, а основная задача школы была – давать прочные знания. [2]Сегодня российское общество рассматривает вопросы духовно – нравственного воспитания как одни из  приоритетных  в образовательном процессе. Решение этих вопросов возможно через стройную воспитательную систему, адаптированную к тому региону, в котором обучаются наши школьники. В соответствии с федеральным образовательным стандартом каждой школе дано право  разрабатывать  свою программу, которая должна определять содержание образовательного процесса, и в которую должны войти разделы, формирующие общую культуру школьника. Главную роль в духовно нравственном развитии играет учитель и та обстановка, в которой находиться ученик. [2]

В гимназии №25 г. Благовещенска большое внимание уделяется патриотическому воспитанию, через работу клуба «Честь имею», внеклассные и школьные мероприятия, работу в специализированных пограничных классах. Вопросы духовно – нравственного воспитания успешно решаются на уроках естественно – научного цикла. Двадцать пять лет в тесном союзе работают учителя биологии и физики по  формированию экологической культуры у своих воспитанников За это время намечены пути, созданы методические разработки уроков:

- «Энергетика Амурской области вчера, сегодня, завтра».

- «Шум и здоровье человека»

- «Уроки чистой воды»

На первой ступени интегрированного экологического образования наши учащиеся приобретают знания:

- о национальных ценностях и приоритетах страны и региона;

- о видовом разнообразии растительного и животного мира (биология);

- О значении космодрома «Восточный» (физика) и т.д.

На второй ступени образования учащимся предлагается применить полученные знания для решения практических задач. На этой ступени экологического образования мы широко используем проектно – исследовательскую деятельность, так как она, по нашему мнению, в большей степени отвечает индивидуальным и социальным запросам в сфере экологии. Такая деятельность способствует:

- развитию творческой активности;

- содержательно объединяет теоретические знания с практическим опытом;

- является одним из условий  формирования экологического сознания;

- активизирует самоопределение, обеспечивающее построение и осуществление жизненных и профессиональных планов;

- позволяет сохранить здоровье и способствует улучшению экологической среды.

Поэтому наши воспитанники выбирают темы исследовательских работ, направленные на сохранение окружающей среды, здоровья.  Со своими исследованиями ученики выступают на конференциях разного уровня, занимают  призовые места  Это:

- «Экологическое состояние деревьев и кустарников школьного дендрария»

- «Отношение поколения 16-18 -летних школьников к развитию атомной энергетики России»

- «Проблемы утилизации твердых бытовых отходов в г. Благовещенске»

- «Космодром «Восточный» - космическая гавань 21 века»

- «Живая память»

«Всегда ли музыка во благо?» и др..

Любая деятельность исследовательская или практическая имеет выраженный социальный характер. В ходе такой работы и формируются нравственные качества личности. Очень важно, чтобы такая работа не была эпизодической.  Например: работа  над проектом «Проблемы утилизации твердых бытовых отходов в городе Благовещенске», проходила в несколько этапов, включающих в себя экологические акции:

-«Елочка» - сохранение сосен, уменьшение количества мусора после новогодних праздников;

-«Вторая жизнь вещам» - разработка буклетов, конкурс костюмов из вторичного сырья;

-«Живи Амур» - очистка береговой линии, конкурс мини -проектов направленных на сохранение Амура.

На третьей ступени обучения наши школьники закрепляют знания, выступают консультантами, руководителями проектов. Старшеклассники консультируют написание исследовательских работ учениками начальной школы. Например, объясняя, что такое огонь, они обращают внимание учеников на то, к каким экологическим последствиям могут привести пожары, возникающие как по вине человека, так и от природных факторов. Участвуя в ежегодной неделе естественных дисциплин, они рассказывают малышам о вреде громкой, агрессивной музыки, и что строительство космодрома «Восточный» не изменит экологической обстановки  в Амурской области. Расширяется зона самостоятельности школьников, именно  на этом этапе развивается их  нравственное самосознание, они становятся духовно богаче, экологически грамотнее. И в очередной раз  мы  убеждаются в том, что экологическое образование необходимо начинать с детства, т.к. именно в этот период можно успешно решать задачи нравственного воспитания.

 После окончания учебы, наши выпускники выбирают разные профессиональные пути, но нормы, правила, требования морали, сформированные в ходе совместной работы, становятся их собственными убеждениями, которые помогают им не только адаптироваться в окружающем мире, но и сберечь его.

Литература

  1. Аверина Н.Г О духовно – нравственном воспитании младших школьников./ Н.Г.  Аверина// Начальная школа – 2005№11 – С. 68-71.
  2. Бондаревская Е.В Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учебное пособие /Е.В Бондаревская – Ростов – на – Дону: РГПИ, 1986-361 с.
  3. Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения. /Под редакцией В.М Захарова – М: Акрополь, Центр экологической политики в России, 2008 – 340 с.
  4. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: основные аспекты. 5-11 кл. – М: 5 издание, 2005 – с. 68-70.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы экологического и нравственного воспитания школьников, через развитие интереса к исследовательской деятельности по изучению и сохранению окружающей среды своей малой Родины.

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.Человеку необходимы н...

"Духовно-нравственное воспитание школьников через социально-творческую деятельность"

Методическая разработка. Посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания школьников во внеурочное время, через социально-творческую деятельность....

Нравственное воспитание школьника через традиции и обычаи и культуру хакасского народа.

Всем современным педагогам давно ясно, что в условиях многонационального государства самым важным фактором воспитания подрастающего поколения является национнальная культура, потому что она - основа м...

Проект «Духовно-нравственное воспитание школьников через креативный взгляд на мир»

Духовно—нравственное воспитание школьника, формирование в нем свойств развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешногоразвития Р...

Духовно-нравственное воспитание школьников через возрождение традиций казачьей культуры на примерах Казачьей кадетской школы имени графа И.И. Воронцова-Дашкова

Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения, готового к принятию ответственности за судьбу страны и ее безопасность. Отсутствие цели в жизни среди молодого поколе...