Экологическое обучение и воспитание школьников через научно-исследовательскую деятельность
статья по биологии (11 класс) по теме

Стреколовская Нина Николаевна

Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья. Причин экологических бедствий множество. Чрезвычайно низкая экологическая культура нации, пробелы в экологическом образовании, удручающая некомпетентность многих работников всех рангов, по вине которых случаются аварии на газо- и нефтепроводах, не работают, а то и вовсе отсутствуют очистные сооружения, вырубаются и горят леса, вредные вещества попадают в землю, воду и атмосферу…

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание школьников через научно-исследовательскую деятельность

Стреколовская Нина Николаевна, учитель МБОУ СОШ №5 г.Саяногорска РХ.

       Природа и воспитание подобны,  воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создаёт ему вторую природу – Демокрит.

     Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья. Причин экологических бедствий множество. Чрезвычайно низкая экологическая культура нации, пробелы в экологическом образовании, удручающая некомпетентность многих работников всех рангов, по вине которых случаются аварии на газо- и нефтепроводах, не работают, а то и вовсе отсутствуют очистные сооружения, вырубаются и горят леса, вредные вещества попадают в землю, воду и атмосферу… Загрязнение окружающей среды, оскудение природных богатств - ставят перед обществом огромные задачи. Для их решения необходимо развитие  экологического   воспитания  населения, ведение деятельности по формированию учащихся бережного отношения к природе. Сегодня как никогда повышается значение  экологических  знаний, так как они необходимы не только для конкретной личности, но и для человечества в целом, для сохранения жизни  на  Земле. В этих условиях особое значение приобретает школа, которая призвана дать подрастающему поколению, начиная с младших классов, хотя бы элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека, повысить  экологическую грамотность учащихся, вооружить их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов. Экологическое   воспитание  будет эффективным в том случае, когда школьникам не просто передаются те или иные знания, формируются отдельные теоретические, оценочные и практические умения  экологического  характера, а с помощью целостной системы педагогических технологий воссоздается модель  экологически  целесообразного взаимодействия человека и общества с природой.  Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Решение задач, стоящих перед учителем, осуществимо при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы

В письме Министерства образования от 02.04.2002 № 13-51-28\19 “О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении” учителям предлагается переосмыслить используемые ими методы, приёмы, образовательные технологии и отобрать самые эффективные, способствующие решению поставленных задач. Особое внимание привлекает следующее положение: «Организация самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время содействует эффективному решению воспитательных задач…» Экологическое воспитание и образование имеют смысл тогда, когда дети начинают участвовать в научно-практических работах или проектах экологического направления. Использование научно-исследовательской деятельности по экологическому воспитанию  позволяет учащимся продуктивно усваивать знания, научиться их анализировать, обобщать, интегрировать, сделать их более практико-ориентированными. Научно-исследовательская деятельность на основе компьютерных технологий помогает  разнообразить учебную деятельность, повысить мотивацию учащихся к самостоятельному изучению природы, её законов развития. Республика Хакасия – в которой мы живём, расположена в зоне тайги и степей. У нас самая разнообразная флора и фауна. Места богаты историческими, этнографическими памятниками и интересны географическим расположением. Флора и фауна позволяют осуществлять с детьми научно-исследовательскую  экологическую работу, проводить наблюдения за живой и неживой природой, и цель учителя - неторопливо и бережно ввести детей в мир природы, дать им необходимые знания о ней, пробудить интерес познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться ею и вырастить добрых  друзей природы. Для этого надо, чтобы мы, взрослые, любили Её и прививали эту любовь детям.

  В течение нескольких лет я провожу научно-исследовательскую деятельность с детьми. Научно-исследовательская деятельность, связанная с изучением естественных наук, природы – обогащает кругозор, развивает наблюдательность, мышление детей, прививает бережное отношение и любовь к природе, закладывает основы нравственно-экологического воспитания. Напряженная работа учителя с использованием научно-исследовательской деятельности учащихся дает свои результаты – как итог -  научно-исследовательские работы ребят занимают призовые места на городском и республиканском уровнях. При выполнении таких работ как:

 « Тип почвы  - как один из факторов распределения растений», « Изучение отношения к курению школьников и вредного воздействия табачной продукции на живые организмы»,  «Оценка экологического состояния образцов почвы окрестностей г.Саяногорска по кислотности солевой вытяжки», «Изучение проблемы распространения ВИЧ-инфекции и толерантного отношения к ВИЧ- инфицированным методом тематического дифференциала»,  «Почва как фактор парникового эффекта»,   «Изучение проблемы загрязнения окружающей среды  автомобильным транспортом дворовой территории города Саяногорска» - ребята повышают экологическую грамотность , бережное отношение к природе и своему здоровью.  Учащиеся становятся более грамотными, более самостоятельными, они смелее и решительнее заявляют о себе, свободнее реализуют свои возможности. Мы – взрослые, в большинстве своём уже поняли, что уничтожать природу – это всё равно, что рубить собственные корни. Наша задача – донести до ума и сердца каждого ребёнка, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья природы и человека. Повышение экологической культуры учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, ответственности за судьбу своего общего дома – планеты Земля – вот главное в нашей работе.

Литература:

  1. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. «Нравственно-экологическое воспитание школьников» М.: 2007г.
  2. Татьянкин Б.А. «Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе» М.: 2007г.
  3. Тяглова Е.В. «Исследовательская и проектная деятельность по биологии» М.: 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы экологического и нравственного воспитания школьников, через развитие интереса к исследовательской деятельности по изучению и сохранению окружающей среды своей малой Родины.

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.Человеку необходимы н...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ...

"Духовно-нравственное воспитание школьников через социально-творческую деятельность"

Методическая разработка. Посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания школьников во внеурочное время, через социально-творческую деятельность....

Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства по экологическому обучению и воспитанию школьников

Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства по экологическому обучению и воспитанию школьников. Мастер-класс....

Экологическое воспитание школьников через организацию проектной деятельности на уроках химии и биологии

Тема опыт  « Экологическое воспитание школьников через организацию  проектной  деятельности на уроках химии и биологии»...

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...