Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства по экологическому обучению и воспитанию школьников
материал на тему

Макушина Алена Ивановна

Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства по экологическому обучению и воспитанию школьников. Мастер-класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мастер-класс68 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства по экологическому обучению и воспитанию школьников»

Макушина Алена Ивановна

Учитель изобразительного искусства

МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В. Архангельского»

«То, что является творческим, зачастую терапевтично,

то, что терапевтично, часто представляет творческий процесс»

Карл Роджерс

Цель: 

Расширить представления педагогов о проектной деятельности на уроках изобразительного искусства.

Задачи:

  1. Включить педагогов в проектную деятельность, которая является основополагающей в формировании познавательных универсальных учебных действий школьников на уроках изобразительного искусства.
  2. Предоставить возможность прочувствовать на собственном опыте творческий процесс создания витража.

Раздаточный и демонстрационный материал: белые листы для рисования, витражные краски, кисти, карандаши, пленка для витража.

Музыкальный ряд: классика.

Продолжительность: 40 минут

  1. «Определение настроения участников мастер-класса»

Инструкция: Пустить лист бумаги по рядам.

- Каждый должен нарисовать свое настроение, должен получиться единый рисунок.

  1. «Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства» (презентация №1)

Проектная (исследовательская) деятельность – важный фактор повышения мотивации и эффективности учебной деятельности.

Целью изучения искусства в школе является овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности,  указано в стандартах образовательной области искусство и примерных программах по предметам ОО «Искусство».

Творчество  – процесс культурной человеческой деятельности, в результате которого создаются качественно новые материальные и духовные ценности1.

Творческие же способности присущи абсолютно любому ребенку, только необходимо их раскрыть и развить. Опыт показывает, что если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке видения проблемы, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.

Использование метода проекта на уроках изобразительного искусства одна из актуальных проблем школьного художественного образования. Использование метода проекта позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся.

Технология проектного обучения (метод проектов) представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании учащимся новых продуктов (товары или услуги) под контролем учителя, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.

«ПРОЕКТ» - латинского «брошенный вперед», разработка и создание учеником под контролем учителя нового продукта, имеющего практическое значение, с последующим публичным его предъявлением.

Варианты проекта могут быть самыми различными (творческий или исследовательский;  краткосрочный, среднесрочный или долгосрочный; индивидуальными или коллективными) согласно имеющимся классификациям.

Основными участниками проектной деятельности являются непосредственно учитель и ученик. Творческая деятельность ученика основывается на имеющихся у него знаниях. Значит, эти знания он может получить не только на уроке. Учитель также обязан научить ученика навыкам и приемам работы, которые были бы нужны ему для создания запроектированных изделий. Кроме того, творческий процесс не исключает знаний технологии выполнения изделий, правил безопасности труда.

Немаловажную роль в проектной деятельности играет вовлечение в проект  родителей ученика, которые могут принимать как непосредственное участие в проектной деятельности ребенка, так и оказывать моральную поддержку. В любом из случаев, помощь родителей благотворно влияет на психику ребенка и на психологический климат в семье.

Особенности проектной деятельности (А.Г. Асмолов):

  1. направлена на повышение компетентности учащихся в предметной области, развитие их способностей, создание продукта, имеющего значимость для других;
  2. организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми группами одноклассников, учителей, овладеть нормами взаимоотношений, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобрести навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
  3. обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности, где значимыми и интересными для подростка являются новые виды деятельности.

Основные этапы проектной деятельности:

  1. Организационно-подготовительный.
  2. Исполнительный или технологический.
  3. Заключительный.

Компоненты учебного творческого проекта.

  1. Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, аргументирование актуальности проблемы.

Реализация данного компонента предполагает владение учащимися определенными умениями: видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям.

  1. Выдвижение и формулировка гипотезы, раскрытие замысла.

Реализация данного компонента предполагает владение учащимися умением провести предварительный анализ имеющейся информации.

  1. Планирование и выбор необходимого инструментария.

Реализация данного компонента предполагает владение учащимися определенными умениями: планировать, готовиться к проведению исследования, анализировать имеющуюся информацию, находить решение проблемы, выстраивать стратегию поиска, выделять материал, который будет использован в работе, параметры оценки, вопросы, предлагаемые для обсуждения.

  1. Поиск решения проблемы, проведение работы с поэтапным контролем и коррекцией результатов.

Реализация данного компонента предполагает владение учащимися умениями: наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, классифицировать.

  1. Представление результатов работы, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта: умение структурировать материал, обсуждать, объяснять, доказывать, защищать результат, готовить, планировать сообщения о проведенной работе, ее результатах и защите, давать оценку полученных результатов.

Из опыта работы:

Метод проектов я только начала внедрять в преподавание изобразительного искусства. Этот метод, применительно к моим урокам является эффективным в организации творческой среды, способствующей достижению цели — развитие человека творца с развитой индивидуальностью.

Часто урочная работа продолжается и во внеурочное время.

Примеры творческих проектов:

Коллективная работа «Моя деревенька» - творческий (практико-ориентированный) проект.

«Искусство Древних» - исследовательский.

«Золотая хохлома» - продуктивный проект.

«Герб и эмблема» - исследовательский проект.

Применение проектных технологий на уроках изобразительного искусства делает уроки интересными, увлекательными, помогает поддерживать психологический комфорт и дружескую атмосферу взаимодействия.        

18-20 апреля день экологии  сознания

«Витражное искусство в процессе оформления емкости для хранения пальчиковых батареек»

Ход занятия:

(на протяжении всей творческой работы звучит музыка)

  1. Организационно-подготовительный этап.

Презентация «Витраж»

  1. Исполнительный или технологический этап.

Презентация «Этапы выполнения витража»

  1. Заключительный этап (презентация).

 «Проектная деятельность»

Инструкция: Просмотреть презентацию «Витраж».

Творческое задание: «

Рефлексия

  1. Расскажите о
  2. Что Вы испытывали, когда работали над созданием образа?

Рефлексия

«Синквейн»

1История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. Учебное пособие для студентов. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. – 81 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектная деятельность на уроках изобразительного искусства

В презентации показана последовательность выполнения учебных проектов.  Дана авторская разработка серии проектных уроков по предмету "изобразительное искусство" в начальной школе и в средней школ...

Интеграция предметов и межпредметные связи в сфере проектной деятельности на уроках изобразительного искусства

Статья посвящена опыту применения проектной деятельности, раскрывает методику применения метода проектов на уроках изобразительного искусства в 6, 8 и 9 классах школы....

Интеграция предметов и межпредметные связи в сфере проектной деятельности на уроках изобразительного искусства (презентация)

Данная презентация иллюстрирует методическую разработку "Интеграция предметов и межпрежметные связи в сфере проектной деятельности на уроках изобразительного искусства", содержит проектные работы, вып...

проектная деятельность на уроках изобразительного искусства

Разработка учителем проектной деятельности на уроках ИЗО. План- конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе "Ландшафтный дизайн. Дизайн моего сада"....

Опыт работы по теме "Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства".

Решение задач формирования и развития ключевых компетенций, учащихся невозможно без использования современных педагогических технологий, обеспечивающихличностное развитие ребенка за счет уменьшения до...

Педагогический опыт "Формирование гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности на уроках изобразительного искусства в 5 классе"

Данный материал содержит описание педагогического опыта формирования гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности на уроках изо в 5 классе по программе Б.М.Неменского...