ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
статья по истории по теме

Алексеенко Татьяна Михайловна

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alekseenko_statya.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Алексеенко Т.М.

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Хабаровский торгово-экономический техникум», г.Хабаровск

                                                                                          Знать – значит, любить

              (русская поговорка)                                                                                                                            

Преподаватель истории, как никто другой, имеет возможность оказывать влияние на патриотическое воспитание учащихся через разные виды деятельности. В проекте национальной доктрины образования  Российской Федерации подчеркивается, что «система образования  призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих  национальную и религиозную терпимость».

О важности приобщения учащихся к истории своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому необходимо знать и изучать культуру своих предков. Акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

В нашем техникуме студенты ведут активную научно-исследовательскую работу в области краеведения, которая способствует развитию у учащихся творческого мышления, интеллекта и их дальнейшей самореализации. Но главное то, что этот вид деятельности воспитывает в них чувство патриотизма, любви к своей Родине.

Память - емкое слово, характеризуемое В.И. Далем, как свойство души. Преподаватель истории  развивает память и душу ребенка через подвиги его дедов и отцов. Благодатная почва для развития патриотических чувств ребенка - краеведение. В истории Дальнего Востока есть и было много личностей, которые исследовали, развивали наш  замечательный край. Это Н.Н.Муравьёв-Амурский, Г.И.Невельской, А.Ф.Плюснин, Н.И.Гродеков, В.К.Арсеньев и много других великих людей, оказавших благодатное  влияние на дальневосточную  землю. Учащиеся техникума проводят  собственное исследование архивных документов, касающихся той или иной личности, а так же их писем, газетных публикаций, семейных архивов, записывают  воспоминания людей, касавшихся так или иначе тех событий. Во время исследовательской работы  к ним приходит  осознание того, что были люди, которые так любили наш Дальний Восток, край и его жителей, что не жалели жизни своей, совершали подвиги, чтобы закрепить эти земли за Россией и приумножить ее богатства. А они, их потомки, несут эстафету подвига дальше другим поколениям и должны быть достойны памяти героев.

В своей научно-исследовательской работе «Величие дел Г.И.Невельского»  студентка первого курса  пишет, что её поразил масштаб  деятельности Геннадия Ивановича Невельского  на Дальнем Востоке,  воистину грандиозной и великой в своем влиянии на развитие края. Только благодаря исключительной энергии, пытливому уму, огромным организаторским способностям и целеустремленности стало возможным блистательное завершение амурской эпопеи, имеющей решающее значение для судеб России на Дальнем Востоке. Учащаяся в завершении работы высказала сожаление о том, что Невельской Г.И. не был оценен по достоинству правительством николаевской России. Выступая со своей работой на конкурсе научно-исследовательских студенческих работ,  учащаяся настолько эмоционально, со слезами на глазах  рассказывала о личности Г.И.Невельского. Считаю, что исследовательская деятельность в этом направлении способствует активному воспитанию личности, глубоко переживающий за судьбу Родины, гражданина-патриота.

Нравственно-патриотическое воспитание  учащегося – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие морально-нравственных чувств, любовь к Родине. Базовым этапом формирования у ребят любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине, к месту,  где родился человек. Таким образом, история родного края может оказывать огромное влияние на патриотическое воспитание учащихся.

Важную роль в воспитании патриотизма  может иметь каждая пядь родной земли. В своей работе «Деревянный Хабаровск» студентка первого курса  исследовала деревянную резьбу на окнах домов старого Хабаровска. Оказывается, переселенцы из разных краев великой России внесли свой вклад в украшение оконных наличников. Поэтому нигде больше в стране не встречается такой рисунок. Учащаяся при исследовании темы говорит о том, что все меньше и меньше остается в Хабаровске старинной архитектуры. При защите своей работы на конкурсе студентка не только сама переживала за исчезающие памятники культуры, но и заставила сопереживать других людей, сидящих в зале. И эти  эмоции ребёнка  воспитывают в нём те человеческие качества, которые и развивают  патриотические чувства. Мне очень хочется, чтобы учащимся город, в котором они живут, стал любимым.

Успешность развития чувства патриотизма к родному городу возможна при условии активного взаимоотношения с окружающим миром эмоционально- практическим путем. В данном случае - через научно-исследовательскую деятельность. И именно преподаватель истории (краеведения) может оказать здесь неоценимую помощь в патриотическом воспитании учащегося. Ведь часто родители не имеют достаточных знаний о своём городе, великих личностях края. Или не уделяют внимания данной проблеме, считая её второстепенной. Не имея достаточного количества знаний, трудно  сформировать уважительное отношение к малой Родине, а значит, в целом к стране.

Огромный вклад в патриотическое воспитание детей дает  научно-исследовательская работа при изучении материалов о Великой Отечественной войне. Герои-дальневосточники - пример патриотизма, неиссякаемый источник для подражания. Страшно и волнение одолевают, когда читаешь солдатскую похоронку или смотришь на лица тех безусых еще парней, не пришедших с войны. Работа с документами вызывает бурю эмоций и переживаний у учащихся. В этом направлении в нашем техникуме ведется активная работа. Студентка второго курса взяла интервью у Василия Яковлевича Корякина, Ветерана Великой Отечественной войны, участника Сталинградской битвы, награжденного орденом Красного Знамени, многими медалями. Данное интервью легло в основу творческой работы «Ветеран живет рядом»,  представленной на Всероссийскую интернет-конференцию «Память о Сталинграде в наших сердцах». Участник сталинградских событий вспоминает, как в бой приходилось идти с деревянной винтовкой, так как настоящих винтовок  на всех не хватало. Но солдаты сражались за Родину и шли на подвиг ради ее спасения, ради «жизни на земле».

В исследовательской работе «История моего рода» студентка пишет о героической судьбе своего деда, участника Великой Отечественной войны, и бабушке, труженице тыла. В основе работы – документы о тех суровых и страшных событиях, в которых участвовали ее родные. Из работы учащейся: «Проходят годы, десятилетия, наверное, пройдут и  века, но в памяти каждого будут те люди, которым мы сейчас обязаны за наше достойное настоящее». Когда читаешь студенческие работы, понимаешь, что несправедливо говорят о нынешнем поколении, как о «потерянном поколении». Есть семьи, в которых чтут память родных и близких, воспитывают бережное, уважительное  отношение к памяти тех, кто ковал победу в годы Великой Отечественной войны; семьи, в которых воспитывают настоящих патриотов своего Отечества,  России. К сожалению, есть и такие родители, ошибки которых  в воспитании детей исправляет общество.

 Таким образом, патриотическое воспитание ребенка закладывается в семье, в образовательном учреждении. И, как мы понимаем, именно образовательное учреждение оказывает наиболее значительное, целенаправленное влияние на патриотическое воспитание  личности. Что такое патриотизм? Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и изучение своей неотрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Ещё У.Черчиль говорил: «Учитель имеет больше полномочий к ребенку, чем премьер-министр». Думаю, что от нас, преподавателей, во многом зависит, будут ли патриотами своей Родины наши воспитанники. А значит, судьба России, и ответственность за нее лежит и на наших плечах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое обучение и воспитание школьников через научно-исследовательскую деятельность

Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья. Причин экологических бедствий множество. Чрезвычайно низкая экологическая культура нации, пробел...

Патриотическое воспитание учащихся через музейную деятельность

Отчет о работе музея на заседании педагогического совета школы....

Внедрение технологий гендерного воспитания в педагогический процесс образовательных учреждений

Семья как ячейка общества теряет свою значимость, ценность, становится невыгодной экономически, отягощающей. Общая напряженность приводит к хронической усталости, стрессам....

Выступление на педагогическом совете по теме: "Патриотическое воспитание учащихся через урочную деятельность". март 2015 г.

Школьные учебные предметы в своем содержании имеют огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителюэффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развит...

«Гражданско - патриотическое воспитание учащихся через музейную деятельность как реализация основных принципов ФГОС ООО»

В статье рассматривается тема гражданско-патриотического воспитания шокльников на базе работы лицейской Комнаты Боевой славы....

Гражданско - патриотическое воспитание учащихся через музейную деятельность как реализация основных принципов ФГОС ООО

В статье рассматривается тема гражданско-патриотического воспитания школьников  на основе функционирования в лицее Комнаты Боевой Славы....

Патриотическое воспитание учащихся через урочную и внеурочную деятельность.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения все­гда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Ро...